СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа стажировочной площадки «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРЫ»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время приоритетной целью образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (математическая, естественнонаучная, читательская, финансовая грамотность, а также развитие креативного мышления). Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Просмотр содержимого документа
«Программа стажировочной площадки «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРЫ»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма

(МАОУ СОШ № 7)

улица Степана Повха, дом 13, город Когалым, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, (Тюменской области), 628485 факс (34667) 2-31-32, тел. (34667) 2-33-75, ОКПО 54104196, ОГРН 1028601442682, ИНН\КПП 8608040594\860801001, БИК ТОФК 007162163, номер казначейского счета 03234643718830008700 , связанный б/с40102810245370000007 в РКЦ ХАНТЫ-МАНСИЙСК//УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу –Югре г.Ханты-Мансийск


Фокина Надежда Ивановна









Программа

стажировочной площадки

«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРЫ»









Руководитель программы:

Овсянникова Ирина Сергеевна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

Целевая аудитория стажеров:

учителя начальных классов

Срок реализации программы:

2022-2023 уч. год






Когалым, 2022


ОГЛАВЛЕНИЕ


Пояснительная записка

2

Перечень основных программных мероприятий и прогнозируемые результаты

3

Комплекс мероприятий по реализации программы, циклограмма

4

Основные подходы к оценке проекта

6



Пояснительная записка


В настоящее время приоритетной целью образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (математическая, естественнонаучная, читательская, финансовая грамотность, а также развитие креативного мышления) и вхождение Российской Федерации в ТОП-10 стран мира по результатам международного исследования PISA.

Соответственно, появляется необходимость в новом подходе по формированию метапредметных навыков и функциональной грамотности, на которую ориентированы задания PISA.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья).

Основой для разработки программы послужил собственный опыт учителей МАОУ СОШ №7, накопленный в результате реализации урочной и внеурочной деятельности по различным направлениям, в период 2019-2022 гг. Работа творческих групп по составлению комплексных заданий на определение уровня сформированности метапредметных умений строилась на основе анализа научного текста или литературного произведения, в ходе чего пришли к убеждению, что важно и возможно формирование функциональной грамотности средствами литературы. Своими педагогическими находками учителя делились на городском методическом объединении учителей начальных классов и на городском мероприятии «Методический квартирник».

В ходе реализации Программы планируется спроектировать систему методического сопровождения основ функциональной грамотности средствами художественной литературы.

Реализация Программы будет осуществляться в рамках работы школьных методических объединений, городского методического объединения, творческих групп, отдельных педагогов. Благодаря проделанной работе будет создан банк методических материалов и разработок по формированию функциональной грамотности средствами литературы для использования педагогическими работниками в дальнейшей работе.

Цель программы: создание условий для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) среди обучающихся начальных классов средствами художественной литературы.

Задачи программы:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты процесса формирования функциональной грамотности и выявить возможности активизации межпредметных связей как условие формирования функциональной грамотности обучающихся.

  2. Создать творческие лаборатории по разработке и изданию методических и дидактических пособий, методических рекомендаций по распространению инновационного опыта повышения функциональной грамотности средствами литературы.

  3. Организовать непосредственное участие педагогов школы и стажеров в разработке и реализации перспективных проектов, внедрение новых образовательных технологий, создание образовательных продуктов нового качества в режиме сотрудничества участников педагогической стажировки.

  4. Обеспечить рост методических и предметных компетенций педагогов.

  5. Организовать обмен научно-методической информацией о формировании функциональной грамотности как планируемого результата обучения младших школьников средствами художественной литературы.

  6. Создать банк заданий и межпредметных проектов для формирования функциональной грамотности обучающихся.



Сроки реализации программы: 2022г.-2023г.


Наименование этапа реализации программы

Дата начала

Дата окончания

Подготовительный этап

сентябрь 2022 года

декабрь 2022 года

Основной этап

январь 2023 года

апрель 2023 года

Заключительный этап

май 2023 года

май 2023 года


Направление стажировочной деятельности (функционирование, инновационная деятельность): инновационная деятельность по формированию функциональной грамотности средствами художественной литературы.


Перечень основных программных мероприятий и прогнозируемые результаты

Программные мероприятия

Прогнозируемый результат

Разработка нормативной базы деятельности региональной стажировочной площадки

Изданы локальные акты об организации стажировочной площадки на базе МАОУ СОШ №7

Разработка модели методического сопровождения формирования финансовой грамотности

Приказ о разработке модели методического сопровождения

Организация тьюторского сопровождения индивидуальных практик стажеров в рамках непрерывного повышения педагогического мастерства по формированию финансовой грамотности

Разработаны не менее 10 индивидуальных практик стажеров в рамках непрерывного повышения педагогического мастерства по формированию финансовой грамотности

Информационное сопровождение деятельности стажировочной площадки

Работа группы педагогов в социальной сети Vkontakte и на padlet-доске.

Введение страницы на сайте общеобразовательной организации

Организация и проведение мастер-классов, вебинаров, учебных лекториев, деловые игры, практикумов для педагогов города

Создание банка методических материалов по формированию финансовой грамотности


Создание банка эффективных практик по направлению деятельности стажировочной площадки

Создание банка эффективных практик по формированию финансовой грамотности




Комплекс мероприятий по реализации программы, циклограмма

Тема

Краткое описание мероприятия

Дата,

время

Формат

Ответственные

лица

Занятие 1. Представление инновационного педагогического опыта «Функциональная грамотность как ключевая основа формирования УУД»


Входная диагностика.

Представление инновационного педагогического опыта на примере работы с произведениями Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» и В.Катаева «Сын полка».

Участники меро­приятия смогут получить ответы на вопросы: «Ка­кие затруднения испытывают уча­щиеся при выпол­нении заданий по чтению»


Октябрь 2022


Семинар

Фокина Н.И.

Овсянникова И.С.

Пушкарь Т.И.

Редька Т.И.

Вовк О.И.

Занятие 2. Разработка заданий по формированию функциональной грамотности средствами литературы

Участники тренинга смогут актуализировать знания и понятия «Смысловое чтение на практике», «Что препятствует формированию навыков функ­ционального чте­ния в школе», «трудности, с ко­торыми сталкива­ется учитель в данной работе»

Ноябрь 2022

Тренинг


Овсянникова И.С.

Пушкарь Т.И.

Редька Т.И.

Вовк О.И.

Кокотеева Л.С.

Меньшикова Т.В.

Комиссарова О.Н.

Занятие 3.

Разработка заданий, направленных на формирование функциональной грамотности средствами литературы.

Педагоги города проводят занятия по единому сценарию на базе своего ОУ – сценарий составлен педагогами СОШ №7 по лучшим вариантам заданий школ города

Декабрь 2022-февраль 2023

Самостоятельная практическая работа

Овсянникова И.С.

Пушкарь Т.И.

Редька Т.И.

Вовк О.И.

Кокотеева Л.С.

Меньшикова Т.В.

Занятие 4.

Зачетная работа «Итоговый проект»


Выбор литературного произведения, составление банка заданий, сценария мероприятия. Проведение мероприятия и размещение видео, сценария на padlet – доске.

Апрель 2023 г.

Творческая работа

Педагоги города

Занятие 5. Формирование функциональной грамотности средствами литературы. Итоги.



Участники стажировочной площадки представляют аналитический отчет или мини-отчет о прохождении стажировки.

Май 2023 г.

Конференция

Педагоги города и МАОУ СОШ №7.

Консультации по запросу участников стажировочной площадки


По запросу педагогов

Журнал консультаций

Педагоги МАОУ СОШ №7.


Ресурсное обеспечение деятельности стажировочной площадки

Кадровые условия Укомплектованность педагогическими кадрами в МАОУ СОШ №7 составляет 100%. 100 % педагогического коллектива имеют высшее педагогическое образование, 90% - имеют высшую и первую квалификационную категорию.

Материально-техническое обеспечение школы позволяет реализовывать в полной мере стажировочную площадку. В настоящее время автоматизированными рабочими местами в школе оборудованы 12 учебных кабинетов начальной школы, которые оснащены современной компьютерной техникой, интерактивным оборудованием с подключением к сети Интернет. Функционирует школьный сайт, где постоянно обновляется информация. В библиотеке имеется медиастудия для обучающихся школы.


Организация управления программой и контроль за ее реализацией

С целью сбора и обработки информации о процессах реализации программы для принятия управленческих решений будет осуществляться мониторинг по следующим направлениям:

Первое направление – выполнение «готовых» продуктов по направлениям функциональной грамотности.

Второе направление – участие педагогов школы и стажеров в разработке и реализации перспективных проектов, внедрение новых образовательных технологий, создание образовательных продуктов нового качества в режиме сотрудничества участников педагогической стажировки.


Механизм оценки достижений стажеров:

  • участие во всех дистанционных занятиях по данному направлению (модулю), выполнение предложенных заданий;

  • посещение очных занятий;

  • участие в мастер-классах и других практических занятиях;

  • включение в работу творческой группы для выполнения проектного задания или выполнение индивидуального творческого задания;

  • оформление аналитического отчета или мини-отчета о прохождении стажировки;

  • итоговое обсуждение в форме круглого стола, на котором планируется провести конструктивный анализ, обмен мнениями и событиями в рамках стажировочной площадки.



Способы проверки результативности


1. Показатели мониторинга результатов обучения стажеров.

2. Представление творческой работы.


Основные подходы к оценке эффективности проекта

Рефлексия учителей в виде аналитического отчета или мини-отчета о прохождении стажировки.


Результаты контроля (фиксация результатов)

Оформляется на сетевом сервисе для совместной работы в виртуальном пространстве – padlet-доске: размещение видео, сценариев.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!