Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма
(МАОУ СОШ № 7)
улица Степана Повха, дом 13, город Когалым, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, (Тюменской области), 628485 факс (34667) 2-31-32, тел. (34667) 2-33-75, ОКПО 54104196, ОГРН 1028601442682, ИНН\КПП 8608040594\860801001, БИК ТОФК 007162163, номер казначейского счета 03234643718830008700 , связанный б/с40102810245370000007 в РКЦ ХАНТЫ-МАНСИЙСК//УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу –Югре г.Ханты-Мансийск |
Фокина Надежда Ивановна
Программа
стажировочной площадки
«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРЫ»
Руководитель программы:
Овсянникова Ирина Сергеевна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Целевая аудитория стажеров:
учителя начальных классов
Срок реализации программы:
2022-2023 уч. год
Когалым, 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
| Пояснительная записка | 2 |
| Перечень основных программных мероприятий и прогнозируемые результаты | 3 |
| Комплекс мероприятий по реализации программы, циклограмма | 4 |
| Основные подходы к оценке проекта | 6 |
Пояснительная записка
В настоящее время приоритетной целью образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (математическая, естественнонаучная, читательская, финансовая грамотность, а также развитие креативного мышления) и вхождение Российской Федерации в ТОП-10 стран мира по результатам международного исследования PISA.
Соответственно, появляется необходимость в новом подходе по формированию метапредметных навыков и функциональной грамотности, на которую ориентированы задания PISA.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья).
Основой для разработки программы послужил собственный опыт учителей МАОУ СОШ №7, накопленный в результате реализации урочной и внеурочной деятельности по различным направлениям, в период 2019-2022 гг. Работа творческих групп по составлению комплексных заданий на определение уровня сформированности метапредметных умений строилась на основе анализа научного текста или литературного произведения, в ходе чего пришли к убеждению, что важно и возможно формирование функциональной грамотности средствами литературы. Своими педагогическими находками учителя делились на городском методическом объединении учителей начальных классов и на городском мероприятии «Методический квартирник».
В ходе реализации Программы планируется спроектировать систему методического сопровождения основ функциональной грамотности средствами художественной литературы.
Реализация Программы будет осуществляться в рамках работы школьных методических объединений, городского методического объединения, творческих групп, отдельных педагогов. Благодаря проделанной работе будет создан банк методических материалов и разработок по формированию функциональной грамотности средствами литературы для использования педагогическими работниками в дальнейшей работе.
Цель программы: создание условий для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) среди обучающихся начальных классов средствами художественной литературы.
Задачи программы:
Рассмотреть теоретические аспекты процесса формирования функциональной грамотности и выявить возможности активизации межпредметных связей как условие формирования функциональной грамотности обучающихся.
Создать творческие лаборатории по разработке и изданию методических и дидактических пособий, методических рекомендаций по распространению инновационного опыта повышения функциональной грамотности средствами литературы.
Организовать непосредственное участие педагогов школы и стажеров в разработке и реализации перспективных проектов, внедрение новых образовательных технологий, создание образовательных продуктов нового качества в режиме сотрудничества участников педагогической стажировки.
Обеспечить рост методических и предметных компетенций педагогов.
Организовать обмен научно-методической информацией о формировании функциональной грамотности как планируемого результата обучения младших школьников средствами художественной литературы.
Создать банк заданий и межпредметных проектов для формирования функциональной грамотности обучающихся.
Сроки реализации программы: 2022г.-2023г.
Наименование этапа реализации программы | Дата начала | Дата окончания |
Подготовительный этап | сентябрь 2022 года | декабрь 2022 года |
Основной этап | январь 2023 года | апрель 2023 года |
Заключительный этап | май 2023 года | май 2023 года |
Направление стажировочной деятельности (функционирование, инновационная деятельность): инновационная деятельность по формированию функциональной грамотности средствами художественной литературы.
Перечень основных программных мероприятий и прогнозируемые результаты
№ | Программные мероприятия | Прогнозируемый результат |
| Разработка нормативной базы деятельности региональной стажировочной площадки | Изданы локальные акты об организации стажировочной площадки на базе МАОУ СОШ №7 |
| Разработка модели методического сопровождения формирования финансовой грамотности | Приказ о разработке модели методического сопровождения |
| Организация тьюторского сопровождения индивидуальных практик стажеров в рамках непрерывного повышения педагогического мастерства по формированию финансовой грамотности | Разработаны не менее 10 индивидуальных практик стажеров в рамках непрерывного повышения педагогического мастерства по формированию финансовой грамотности |
| Информационное сопровождение деятельности стажировочной площадки | Работа группы педагогов в социальной сети Vkontakte и на padlet-доске. Введение страницы на сайте общеобразовательной организации |
| Организация и проведение мастер-классов, вебинаров, учебных лекториев, деловые игры, практикумов для педагогов города | Создание банка методических материалов по формированию финансовой грамотности |
| Создание банка эффективных практик по направлению деятельности стажировочной площадки | Создание банка эффективных практик по формированию финансовой грамотности |
Комплекс мероприятий по реализации программы, циклограмма
Тема | Краткое описание мероприятия | Дата, время | Формат | Ответственные лица |
Занятие 1. Представление инновационного педагогического опыта «Функциональная грамотность как ключевая основа формирования УУД» Входная диагностика. | Представление инновационного педагогического опыта на примере работы с произведениями Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» и В.Катаева «Сын полка». Участники мероприятия смогут получить ответы на вопросы: «Какие затруднения испытывают учащиеся при выполнении заданий по чтению» | Октябрь 2022 | Семинар | Фокина Н.И. Овсянникова И.С. Пушкарь Т.И. Редька Т.И. Вовк О.И. |
Занятие 2. Разработка заданий по формированию функциональной грамотности средствами литературы | Участники тренинга смогут актуализировать знания и понятия «Смысловое чтение на практике», «Что препятствует формированию навыков функционального чтения в школе», «трудности, с которыми сталкивается учитель в данной работе» | Ноябрь 2022 | Тренинг | Овсянникова И.С. Пушкарь Т.И. Редька Т.И. Вовк О.И. Кокотеева Л.С. Меньшикова Т.В. Комиссарова О.Н. |
Занятие 3. Разработка заданий, направленных на формирование функциональной грамотности средствами литературы. | Педагоги города проводят занятия по единому сценарию на базе своего ОУ – сценарий составлен педагогами СОШ №7 по лучшим вариантам заданий школ города | Декабрь 2022-февраль 2023 | Самостоятельная практическая работа | Овсянникова И.С. Пушкарь Т.И. Редька Т.И. Вовк О.И. Кокотеева Л.С. Меньшикова Т.В. |
Занятие 4. Зачетная работа «Итоговый проект» | Выбор литературного произведения, составление банка заданий, сценария мероприятия. Проведение мероприятия и размещение видео, сценария на padlet – доске. | Апрель 2023 г. | Творческая работа | Педагоги города |
Занятие 5. Формирование функциональной грамотности средствами литературы. Итоги. | Участники стажировочной площадки представляют аналитический отчет или мини-отчет о прохождении стажировки. | Май 2023 г. | Конференция | Педагоги города и МАОУ СОШ №7. |
Консультации по запросу участников стажировочной площадки | | По запросу педагогов | Журнал консультаций | Педагоги МАОУ СОШ №7. |
Ресурсное обеспечение деятельности стажировочной площадки
Кадровые условия Укомплектованность педагогическими кадрами в МАОУ СОШ №7 составляет 100%. 100 % педагогического коллектива имеют высшее педагогическое образование, 90% - имеют высшую и первую квалификационную категорию.
Материально-техническое обеспечение школы позволяет реализовывать в полной мере стажировочную площадку. В настоящее время автоматизированными рабочими местами в школе оборудованы 12 учебных кабинетов начальной школы, которые оснащены современной компьютерной техникой, интерактивным оборудованием с подключением к сети Интернет. Функционирует школьный сайт, где постоянно обновляется информация. В библиотеке имеется медиастудия для обучающихся школы.
Организация управления программой и контроль за ее реализацией
С целью сбора и обработки информации о процессах реализации программы для принятия управленческих решений будет осуществляться мониторинг по следующим направлениям:
Первое направление – выполнение «готовых» продуктов по направлениям функциональной грамотности.
Второе направление – участие педагогов школы и стажеров в разработке и реализации перспективных проектов, внедрение новых образовательных технологий, создание образовательных продуктов нового качества в режиме сотрудничества участников педагогической стажировки.
Механизм оценки достижений стажеров:
участие во всех дистанционных занятиях по данному направлению (модулю), выполнение предложенных заданий;
посещение очных занятий;
участие в мастер-классах и других практических занятиях;
включение в работу творческой группы для выполнения проектного задания или выполнение индивидуального творческого задания;
оформление аналитического отчета или мини-отчета о прохождении стажировки;
итоговое обсуждение в форме круглого стола, на котором планируется провести конструктивный анализ, обмен мнениями и событиями в рамках стажировочной площадки.
Способы проверки результативности
1. Показатели мониторинга результатов обучения стажеров.
2. Представление творческой работы.
Основные подходы к оценке эффективности проекта
Рефлексия учителей в виде аналитического отчета или мини-отчета о прохождении стажировки.
Результаты контроля (фиксация результатов)
Оформляется на сетевом сервисе для совместной работы в виртуальном пространстве – padlet-доске: размещение видео, сценариев.