Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | Военно-патриотическая |
Вид дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | общеразвивающая |
Уровень дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | базовый |
Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения, реализация тематических программ, проектов, причины замены тем по сравнению с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и т.д.). Изменения, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, обоснование изменений. | Актуальность программы «Стрелковая подготовка» в системе дополнительного образования детей обусловлена тем, что в рамках школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» не достаточно уделяется времени изучению истории появления и эволюции стрелкового оружия; изучению характеристик и устройства стрелкового оружия; изучению основ и методов стрельбы из стрелкового оружия (пневматического, огнестрельного, оборонительного (газового и травматического)). Данная образовательная программа относится к военно-патриотической направленности и представляет собой последовательность занятий (семинары, лекции, практические занятия), не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документа об образовании. Главной отличительной особенностью изучения данного курса является наличие определенной материальной базы: стрелковый тир, оборудованный для стрельбы из стрелкового оружия, согласно всем требованиям УМВД РФ, стрелковое оружие, необходимое количество патронов, мишеней, стенды для стрельбы. |
Особенности организации образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе с указанием: - количества учебных часов по программе; - количества учебных часов согласно расписанию; - информации об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы. | Программа рассчитана на 216 учебных часов в учебный год; 6 учебных часов в неделю, согласно расписанию. |
Цель рабочей программы на текущий учебный год | Создание условий для развития у Воспитанников качеств, которые будут обеспечивать не только достижения высоких результатов в стрелковом спорте (самообладание, внимательность и самостоятельность), но и готовность к толерантному отношению в многонациональном обществе, развитию чувства патриотизма и гордости за свою большую и малую Родину, способности к самопознанию и самовоспитанию. |
Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы | Обучающие: - обучить приемам стрельбы из пневматического оружия. - сформировать знания о технических данных различных видов стрелкового оружия; - обучить правилам технического ухода за стрелковым оружием; - сформировать ответственное отношение воспитанников по выполнению правил обращения с оружием (соблюдение техники безопасности); - создать педагогическую поддержку воспитанникам по овладению приемам стрельбы из различных видов оружия; - научить правилам самоконтроля при выполнении выстрела из стрелкового оружия; - воспитать культуру поведения и меры ответственности при использовании стрелкового оружия. - сформировать навыки меткой стрельбы из пневматической винтовки на различные расстояния и из различных положений. Воспитательные: Воспитать: - чувство любови к военно-прикладным видам спорта; - уважение к Вооружённым Силам России и их истории; - чувство гордости за отечественных конструкторов – создателей российского оружия. Сформировать: - толерантное отношение воспитанников друг к другу; - уважительное отношение воспитанников к старшему поколению не зависимо от национальности, вероисповедания и социального положения; - правильное понимание исторической роли народов населяющих территорию Российской Федерации. Развивающая: - Развивать у воспитанников врожденные и приобретенные положительные биологические навыки. |
Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа) | Продолжительность одного академического часа 45 минут. Между занятиями предусмотрены 10 минутные перерывы. Количество и продолжительность занятий с одной группой 3 раза в неделю по 2 академических часа. |
Формы занятий и их сочетание (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий) | Программой курса предусмотрены теоретические и практические занятия. Методика организации теоретических и практических занятий представлена следующим образом: - на теоретических занятиях сообщаются основные сведения о стрелковом оружии, его основных технических характеристиках, технике и методике стрельбы, основные правила по технике безопасности во время тренировочных занятий, а также особенности стрельбы из различных положений; - на практических занятиях учащиеся приобретают умения и навыки по разборке и сборке оружия, в совершенствовании техники стрельбы из стрелкового оружия. |
Ожидаемые результаты и способы их оценки в текущем учебном году (результаты и способы измерения результатов для текущего года обучения, форма проведения промежуточной (годовой) аттестации. | По завершению обучения воспитанник будет знать: - основные части оружия, принцип действия и порядок неполной разборки, сборки оружия; - правила поведения в стрелковом тире и технику безопасности при обращении с оружием, боеприпасами; Приобретет практические навыки· производства меткого выстрела из винтовки/пистолета из различных положений. |
№ раздела | Наименование темы раздела и темы занятия в разделе | Всего часов | Количество часов учебных занятий | Форма занятия | Форма контроля | Дата проведения занятия |
теория | практика |
1 | Введение | 4 | 4 | - | | Тестирование опрос, наблюдение | |
| Обзор развития стрелкового спорта. Российские, международные соревнования по стрелковому спорту. | 2 | 2 | - | Рассказ, беседа, иллюстративное сообщение | | 3.09. |
| Ознакомление с годовой программой и расписанием занятий. Регистрация воспитанников. | 2 | 2 | - | Рассказ, беседа | | 5.09. |
2 | Сведения о строении и функциях организма человека | 4 | 4 | - | | Зачет по теории, тестирование | |
| Гигиена спортсмена. Общий режим дня. Влияние занятий физическими упражнениями на обмен веществ. Значение водных процедур. Закаливание организма. | 1 | 1 | - | Иллюстративный урок с использованием видеоматериалов | | 7.09. |
| Кровообращение. Сердце и сосуды. | 1 | 1 | - | Иллюстративный урок с использованием видеоматериалов | | 7.09. |
| Центральная нервная система (ЦНС), органы чувств. | 1 | 1 | - | Иллюстративный урок с использованием видеоматериалов | | 10.09. |
| Оказание первой помощи при кровотечениях. | 1 | 1 | - | Рассказ, беседа, демонстрация оказания первой помощи при разных видах кровотечения | | 10.09. |
3 | Сведения об огнестрельном оружии | 4 | 4 | - | | Зачет по теории, проверка знания инструктажа по ТБ | |
| Сведения об огнестрельном оружии. Материальная часть малокалиберных винтовок: Урал-6-1; БК-5; осмотр оружия. | 2 | 2 | - | Рассказ, беседа, демонстрация малокалиберных винтовок Урал 6-1, БК-5 | | 12.09. |
| Чистка-смазка оружия | 1 | 1 | - | Практическая отработка чистки и смазки оружия | | 14.09. |
| Безопасность при обращении с оружием. | 1 | 1 | - | Рассказ, беседа, инструктирование по мерам безопасности при обращении с оружием | | 14.09. |
4 | Меры обеспечения безопасности при проведении стрельбы | 4 | 4 | - | | Зачет по теории, проверка знаний правил обеспечения личной и общественной безопасности | |
| Правила поведения стрелка в тире, порядок обращения с оружием. | 2 | 2 | - | Ознакомление с правилами поведения в стрелковом тире, беседа. | | 17.09. |
| Сигналы и команды для начала и окончания стрельбы. Обязанности дежурного на занятиях в тире. | 2 | 2 | - | Рассказ, беседа | | 19.09. |
5 | Психологическая подготовка стрелка | 14 | 14 | - | | Зачет с предоставлением минипроекта | |
| Преодоление своих отрицательных эмоций. Отключение от внешних и внутренних раздражителей. | 2 | 2 | - | Иллюстративная беседа | | 21.09. |
| Создание эмоционального подъема перед стрельбой. Сосредоточение внимания на своих действиях для обеспечения точных выстрелов. | 4 | 4 | - | Рассказ, беседа | | 24.09. 26.09. |
| Мобилизация своих сил для лучшего выполнения упражнения по стрельбе. Уверенность в точных выстрелах. Проведение уроков Мужества «В жизни всегда есть место подвигу» | 4 | 4 | - | Беседа, просмотр видеозанятия | | 28.09. 1.10. |
| Надежность стрельбы в любых экстремальных условиях. Самостоятельность действий при выстреле, анализе своих ошибок и их устранение. | 4 | 4 | - | Рассказ, беседа | | 3.10. 5.10. |
6 | Изучение основ техники и тактики стрельбы из пневматической винтовки, пистолета | 10 | 10 | - | | Зачет по теории, тестирование | |
| Умение анализировать результаты своей стрельбы. Рациональная поза изготовки стрелка. Ощущение оружия. Ощущение движения пальца, нажимающего на спусковой крючок. | 2 | 2 | - | Рассказ, беседа, практическая демонстрация | | 8.10. |
| Распределение внимания спортсмена. Выработка устойчивого внимания на основных моментах при производстве качественного выстрела. | 2 | 2 | - | Рассказ, беседа | | 10.10. |
| Ошибки, допускаемые при спуске курка, и меры борьбы с ними. | 2 | 2 | - | Практическая работа по полученным результатам | | 12.10. |
| Требования и ограничения, предъявляемые правилами соревнований для выполнения технически освоенных упражнений в условиях, приближенных к соревнованиям. | 2 | 2 | - | Иллюстративный рассказ, беседа | | 15.10 |
| Понятия о тактике стрельбы (самостоятельное чтение воспитанниками литературы по стрелковому спорту). | 2 | 2 | - | Работа со справочным материалом | | 17.10 |
7 | Изучение техники стрельбы из пневматической винтовки, пистолета | 40 | - | 40 | | Зачет по практике | |
| Освоение изготовки для стрельбы, лежа с применением ремня: положение туловища ног, рук, головы. Проведение уроков Мужества «В жизни всегда есть место подвигу» | 10 | - | 10 | Практическая работа | | 19.10. 22.10. 24.10. 26.10. 29.10. |
| Стрельба с расчетом и внесением поправок на прицел. Освоить выполнение упражнений МВ-1, ВП – 2. Участие в семейном конкурсе «Аты-баты, шли солдаты», в рамках клуба выходного дня «Мы вместе» - 17.11. Организация семейного просмотра и обсуждение короткометражных фильмов в рамках Всероссийского молодежного историко-патриотического проекта «Перерыв на кино» - 17.11. | 20 | - | 20 | Практическая работа | | 31.10. 2.11. 7.11. 9.11. 12.11. 14.11. 16.11. 19.11. 21.11. 23.11. |
| Тренировки без действительного выстрела (вхолостую). Стрельба по заданию педагога. Проведение уроков Мужества «В жизни всегда есть место подвигу». - 30.11. Интерактивная игра «Знатоки военных фильмов» - 29.11. | 10 | - | 10 | Практическая работа | | 26.11. 28.11. 30.11. 3.12. 5.12. |
8 | Контрольные стрельбы | 20 | - | 20 | | Зачет по практике | |
| Отбор сильнейших стрелков для укомплектования команды. Проверка готовности стрелков к самостоятельным действиям на соревнованиях. Участие в публичных чтениях А.Твардовского «Василий Теркин» в День воинской Славы «День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой» - 5.12. День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова – 24.12. | 20 | - | 20 | Практическая работа | | 7.12. 10.12. 12.12. 14.12. 17.12. 19.12. 21.12. 24.12. 26.12. 28.12. |
9 | Вспомогательные упражнения по стрельбе из пневматической винтовки, пистолета | 20 | - | 20 | | Зачет по практике | |
| Стрельба из винтовки с колена. Проведение уроков Мужества «В жизни всегда есть место подвигу» | 6 | - | 6 | Практическая работа | | 9.01. 11.01. 14.01. |
| Стрельба из винтовки, стоя. | 6 | - | 6 | Практическая работа | | |
| Стрельба из винтовки, лежа с упора. Стрельба из винтовки с упора лежа и ремнем, затем стоя и с колена. Проведение уроков Мужества «В жизни всегда есть место подвигу» - 25.01. Интерактивная встреча, посвященная Дню полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашисткими войсками» - 25.01. | 8 | - | 8 | | | 16.01. 18.01. 21.01. 23.01. |
10 | Основные упражнения по стрельбе из пневматической винтовки, пистолета | 32 | - | 32 | | Зачет по практике | |
| Скоростная стрельба из винтовки по силуэтным падающим мишеням в положении стоя без опоры. Просмотр и обсуждение короткометражных фильмов в рамках Всероссийского молодежного историко-патриотического проекта «Перерыв на кино» - 28.01. Организация и проведение Дней воинской Славы - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве – 2.02. Участие в открытых джалиловских чтениях в рамках проекта «Публичные чтения» - 5.02. | 12 | - | 12 | Практическая работа | | 25.01. 28.01. 30.01. 1.02. 4.02. 6.02. |
| Тренировка без стрельбы из винтовки с переменным центром тяжести, стоя без опоры. урок Мужества «От героев былых времен до героев сегодняшних дней» в рамках проекта «Воин-интернационалист в моей семье» - 13.02. Проведение уроков Мужества «В жизни всегда есть место подвигу» - 22.02. | 10 | - | 10 | Практическая работа | | 8.02. 11.02. 13.02. 15.02. 18.02. |
| Стрельба из винтовки с переменным центром тяжести, стоя без опоры. | 10 | - | 10 | Практическая работа | | 20.02. 22.02. 25.02. 27.02. 1.03. |
11 | Специальная физическая подготовка стрелка | 32 | - | 32 | | Зачет по теории | |
| Упражнения на продолжительное удержание оружия, наведенного в район прицеливания из положения, лежа, стоя до ощутимых признаков утомления. Упражнения с утяжеленным спуском курка. Викторина «День воссоединения Крыма с Россией» - 18.03. Проведение уроков Мужества «В жизни всегда есть место подвигу» - 28.03. | 32 | - | 32 | Практическая работа | | 4.03. 6.03. 11.03. 13.03. 15.03. 18.03. 20.03. 22.03. 25.03. 27.03. 29.03. 1.04. 3.04. 5.04. 8.04. 10.04. |
12 | Общая физическая подготовка стрелка | 20 | 2 | 18 | | Зачет по нормативам | |
| Физические качества, их развитие и совершенствование. Разминка. | 6 | 2 | 4 | Практическая работа | | 12.04. 15.04. 17.04. 19.04. 22.04. 24.04. |
| Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения. | 2 | - | 2 | | | 26.04. |
| Упражнения на координацию и равновесия. Упражнения на напряжение и расслабление групп мышц. Проведение уроков Мужества «В жизни всегда есть место подвигу» - 25.04. | 6 | - | 6 | Практическая работа | | 29.04. 6.05. 8.05. |
| Упражнения для формирования правильной осанки. Подвижные игры как средство активного отдыха. Участие в социальном проекте «Декада Памяти» интерактивная встреча «Пионеры-герои ВОВ» - 7.05. | 4 | - | 4 | Практическая работа | | 13.05. 15.05. |
13 | Изучение правил соревнований. Судейская и инструкторская практика | 8 | 8 | - | | Собеседование | |
| Состав судейской коллегии. Общие обязанности и права членов судейской коллегии. | 2 | 2 | - | Рассказ, беседа, изучение нормативных документов | | 17.05. |
| Судья-показчик, судья-контролер, судья линии огня, судья мишеней. | 2 | 2 | - | Видеозарисовки с использованием интернета | | 20.05. |
| Требования, предъявляемые к стрелкам, оружию, одежде. «Баллада о солдатах» в рамках проекта «Диалог поколений», «Ночь в музее» - 17.05. | 2 | 2 | - | Изучение нормативных документов | | 22.05. |
| Практические занятия: выполнение обязанностей судьи-показчика, судьи-контролера, судьи линии мишеней, судьи линии огня. | 2 | 2 | - | Практическая работа | | 24.05. |
14 | Классификационные соревнования | 4 | - | 4 | | Итоговый зачет по нормативам | |
| Практические занятия: выполнение нормативов по стрелковой и физической подготовке Проведение уроков Мужества «В жизни всегда есть место подвигу» 30.05. | 4 | - | 4 | Соревнования | | 27.05. 29.05. |
| Итого: | 216 | 62 | 154 | | | |
Перечень методических пособий для педагога и обучающихся, обеспечивающих учебный процесс (конспекты учебных занятий, методические указания, рекомендации, учебные пособия, методический, дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях, образовательные ресурсы, специальная литература и т. д.) | 1. Основы стрельбы из стрелкового оружия; 2. Наставления по стрелковому делу, Воениздат, 1985.- 111с.; 3. Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок.- М., ДОСААФ, 1986. 4. Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе.- М., ФиС, 1969. 5. Гачачиладзе Л.В., Орлов В.А. Физическая подготовка стрелка.- М., ДОСААФ, 1986. 6. Жилина М.Я. Методика тренировки стрелка-спортсмена. –М., ФиС, 1986. 7. Попов Е.А., «Огневая подготовка», Москва, 2004 г. |
Перечень творческих заданий, тем проектов, исследований, наблюдений, игр и т.д. на текущий учебный год | Игры и соревнования: спортивные стрельбы командные и индивидуальные; сборка и разборка стрелкового оружия на время. Проекты: «История развития стрелкового оружия в России, причины и следствия»; «Гордость нации – оружейники России». |
Перечень методических материалов по индивидуальному сопровождению достижения личных результатов обучающихся (методики психолого- педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей и т. п.) | Методическое пособие по безопасному обращению с оружием, издательство «Стрелковый союз России», 2011г.; Методическое пособие «Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп риска». Сбор- ник научно-методических материалов /Н.В. Ковалева, И. В. Деткова, А.В. Леонтьева, и др., под общей ред. Е.Н. Панченко, Москва-Майкоп, 2006. Методическое пособие «начальное обучение пулевой стрельбе из пневматического оружия», составитель Д. П. Кисилев, Ульяновск, 2011г. Методическое пособие «Организаторам работы по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи», составители Н.Н. Голева, Н.В. Дубровская, Р.А. Бородин, А.А. Пальчиков, Е.С. Свиридов, С.А Ковалев, Воронеж. 2013 г. Методическое пособие «Приемы стрельбы из пистолета. Практика СМЕРШа». А. Потапов. Москва. 2001 г. Учебно-методическое пособие «Пулевая стрельба», Издательство «Стрелковый Союз России», 2011г. Методическое пособие «Стрельба из пневматических винтовок» А. Д. Дворкин, Москва, Издательство «ДОСААФ России», 1986 г. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика подготовки в практической стрельбе, других стрелковых видах спорта и стрелковых дисциплинах в многоборьях», Министерство спорта Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования «Российский государственный университет Физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», Москва, 2015 г. |
1. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 –р.
2. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» - М. : 2013. – 238 с.
3. Буйлова, Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова //
Молодой ученый. — 2015. — № 15. — С. 567 - 572.__