СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа студии "Наш веселый язычок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа студии "Наш веселый язычок", может быть использована, как для младшей, так и для средней группы.

Просмотр содержимого документа
«Программа студии "Наш веселый язычок"»


Администрации города Кургана
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Кургана «Детский сад компенсирующего вида №54 «Смородинка»


Принята на заседании

педагогического совета*

от «__» ______________ 20__ г.

протокол № __

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №54»

____________И.Н. Ничкова

приказ от «__» ________ 20__ г. № ____

 



Дополнительная образовательная
 программа речевой направленности

кружок «Наш веселый язычок»

Возраст обучающихся: 3-4года

Срок реализации: 1 год





Автор-составитель: Спиридонова Александра Петровна, воспитатель








г. Курган, 2021г.






1.Комплекс основных характеристик программы


    1. Пояснительная записка

Направленность программы

речевая

Актуальность программы

Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в младшем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста, именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна пронизывать все режимные моменты.

Отличительные особенности программы

- предусматривает соединение коррекционных технологий с традиционными средствами развития ребенка для подготовки речевого аппарата к формированию правильного звукопроизношения, как фундамента речевого развития.

- основана на важнейшем дидактическом принципе – развивающего обучения и научном положении Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития

- удовлетворяет принципу учета эмоциональной сложности материала – проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создают у ребенка благоприятный эмоциональный фон.

-предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

учитывает важнейший принцип современной российской системы образования – его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией действий трех социальных институтов – семьи, детского сада и школы.

Адресат программы

Воспитанники 3-4 лет общеразвивающей группы

Срок реализации (освоения) программы

Срок реализации – 1 год

Объем программы

Количество занятий в год-34

Длительность одного занятия- 15 мин.

Формы обучения, особенности организации образовательного процесса

Формы обучения: подгрупповая, групповая

Наличие талантливых детей в объединении


Уровни сложности содержания программы

1 год реализации программы для детей 3-4 лет, количество часов 1 в неделю;

    1. Цели и задачи программы. Планируемые результаты

Цель и задачи программы, планируемые результаты

Цель программы: построение системы коррекционно-развивающей работы в младшем возрасте и выравнивание речевого развития детей 3-4 лет

Задачи программы:

• Развитие понимания речи

• Расширение активного и пассивного словаря

• Формирование и совершенствование грамматического строя речи;

• Развитие фонематической системы речи.

• Формирование диалогической речи и речевого общения

• Развитие общей и мелкой моторики;

• Развитие артикуляционного аппарата;

• Развитие речевого дыхания

• Развитие зрительного слухового и тактильного восприятия;

• Развитие памяти и мышления

• Воспитывать у детей навык совместной работы


    1. Рабочая программа

Учебный план. Содержание программы. Тематическое планирование

Учебный план






















№п/п

месяц

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Продолжительность занятия



1

Сентябрь


1

4

15минут

2

Октябрь


1

4

15 минут

3

Ноябрь


1

4

15 минут

4

Декабрь


1

4

15 минут

5

Январь


1

4

15 минут

6

Февраль


1

4

15 минут

7

Март


1

4

15 минут

8

Апрель


1

4

15 минут

9

Май

1

4

15 минут


Учебный план на 2021-2022 учебный год





Содержание программы

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики:выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Работа осуществляется по двум направлениям:

  • формирование кинестетической основы движения;

  • формирование кинетической основы движения.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается. 

Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отработанных с логопедом упражнений.

Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, по музыку, с хлопками и т.д.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

  2. Показывает его выполнение.

  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).

Если у ребенка при выполнении упражнений наблюдается повышенная саливация, то перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется проведение следующих упражнений:

1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.

3.Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой.

4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твердую пищу (можно печенье), это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом непроизвольные движения переходят в произвольные).

5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала пассивно: одна рука логопеда – под подбородком ребенка, другая –на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются – движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.


Тематическое планирование

ПРИМЕРНОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Дата

Тема занятия

Цели и задачи

Сентябрь

1


«Сказка, сказка приходи, с нами вместе посиди…»

Цель: Продолжать знакомить детей с литературным жанром – сказка. Формировать умение внимательно слушать сказку, привлекать к участию в драматизации знакомой сказки. Побуждать детей узнавать и называть героев сказки.

Упражнение «Осенние листья»

Цель - формирование плавного свободного выдоха


2.

«Вот как весело мы играем!»


Цель: Побуждать детей вместе с воспитателем составлять короткий рассказ по картине. Отвечать на вопросы воспитателя простыми односложными предложениями. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать творческую активность.

Упражнение «Тихо – громко»

Цель: Развивать умение менять силу голоса

3

« Кто в домике живёт?»


Цель: Развивать голосовой аппарат. Побуждать детей воспроизводить звукоподражания отдельных животных. Воспитывать любовь и заботу о животных.

Упражнение «Чья птичка дальше улетит?»

Цель: Выработка длительного, направленного, плавного выдоха.


4.

«К нам пришёл Петрушка»


Цель: Продолжать формировать умение включаться в диалог, пользоваться простыми фразами; упражнять в произношении звукосочетаний (динь-динь, ду-ду)

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух.


Октябрь

5.

« Дрёма в гостях у детей»


Цель: Побуждать детей понимать смысловое значение содержание потешек и песен. Формировать слуховое восприятие ритмичности и напевности русских народных песен и потешек.

Пальчиковые игры: «Ладушки», «Сорока- белобока»

Цель: Развитие мелкой моторики


6.

Д / и «Отгадай и назови»


Цель: Вызвать речевую активность детей; закреплять представления о функциональном назначении предметов, называя их в разных грамматических формах (мыло – мылом и тд.)

Игры с язычком

Цель: Развитие артикуляционного аппарата


7.

« Чьи детки?»

Цель: Развивать у детей голосовой аппарат- голос средней силы и отрабатывать навык мягкой атаки гласного звука. Побуждать детей узнавать и называть детёнышей животных. Расширять активный словарь.

Упражнение «Ветерок»

Цель: Выработка длительного, направленного, плавного выдоха.


8.

« Отгадайте, кто пришёл»


Цель: Обучение правильному и отчётливому произношению звуков «М» (Мь, закрепление произношения звука «У». Активизация речи детей.

Игра «Кто что услышит»

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание,


Ноябрь

9.

«Путешествие в книжный домик» (Поэзия А. Барто)


Цель: Продолжать знакомить детей с литературным жанром – поэзия, помочь эмоционально воспринимать лирический текст. Развивать слуховое внимание и чувство ритма.

Побуждать детей вместе с воспитателем проговаривать знакомые стихотворения.

Пальчиковые игры: «Компот», «Варись, варись кашка»

Цель: Развитие мелкой моторики


10.

«Магазин игрушек»


Цель: Повторить название знакомых игрушек их признаки. Ввести в речевую практику слово «Игрушки» - как существительное с собирательным значением.

Упражнение «Снежинки»

Цель: Выработка длительного, направленного, плавного выдоха.


11.

«Что любит зайка?»


Цель: Побуждать детей узнавать знакомую игрушку, понимать действия (заяц ищет морковку, нашёл её и ест) и правильно употреблять в речи глаголы и предлоги. Воспитывать дружеские взаимоотношения во время игры.

Игры с язычком

Цель: Развитие артикуляционного аппарата


12.

«Как мы птичек кормили»


Цель: Развитие правильного звукопроизношения, упражнение в четком произношении звуков «Х», «К»; развитие памяти наблюдательности, умение следить за рассказом воспитателя не опираясь на наглядный материал.

Упражнение «Идите с нами играть»

Цель: Выработка умения пользоваться громким голосом.


Декабрь

13

«В гостях у снегурочки»


Цель: Продолжать знакомить детей с русской лирикой. Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Развивать интонационную выразительность.

Пальчиковая игра «Ёлочка»

Цель: Развитие мелкой моторики


14.

«Зимние забавы» (рассматривание картины)


Цель: Продолжать формировать умение рассматривать картины, акцентируя внимание на сюжете; отвечать на вопросы воспитателя.

Упражнение «Снежинки»

Цель: Выработка длительного, направленного, плавного выдоха.


15.

«Заучивание стихотворения Е. Ильина «Наша ёлка»


Цель: Побуждать детей эмоционально передавать свои чувства, понимать поэтический образ, Ритмично читать стихи вместе с воспитателем. Развивать память.

Миогимнастика

Цель: Развитие артикуляционного аппарата


16.

«Угадай, что принёс Дед Мороз»


Цель: Развивать образную память и представления о знакомых игрушках. Формировать умение узнавать картинку по характерным особенностям.

Упражнение «Не разбуди куклу»

Цель: умение пользоваться тихим голосом.


Январь

17.

«Загадки кота Мурлыки»


Цель: Закрепить знания детей о прочитанных раннее сказках. Выделять и называть главных героев знакомых сказок. Развивать слуховое восприятие.

Игры с язычком

Цель: Развитие артикуляционного аппарата


18.

«Д / и «Что для чего нужно»


Цель: Формировать обобщённые представления о функциональном назначении предметов. Используя картинки, побуждать детей строить предложения, описывая предмет и действия с ним.

Упражнение «Поиграй на дудочке»

Цель: Выработка длительного, направленного, плавного выдоха


19.

«Кто как ходит?»


Развивать слуховое восприятие, упражнять детей в использовании в речи глаголов: в, у, на, под, за. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.

Пальчиковые игры: «Апельсин», «Моя семья»

Цель: Развитие мелкой моторики


Февраль

20.

«Заучивание потешки«Заяц Егорка…»


Цель: Побуждать детей эмоционально передавать свои чувства, понимать поэтический образ, Ритмично читать стихи вместе с воспитателем. Развивать память.

Упражнение «Снежинки»

Цель: Выработка длительного, направленного, плавного выдоха.


21.

«Гусёнок, утёнок, цыплёнок»


Цель: Закрепить знания детей о домашних птицах; развивать воображение и произвольное внимание, закрепить правильное звукопроизношение.

Упражнение «Идите с нами играть»

Цель: Выработка умения пользоваться громким голосом.


22.

«Как зовут лошадку?»


Цель: Закрепить знания детей о домашних животных. По аналогии («Как тебя зовут) дать представления об собственных именах (коровка Зорька и тд.). Продолжать развивать речь и мышление детей.

Миогимнастика

Цель: Развитие артикуляционного аппарата


23.

«Вот как мы умеем»(Драматизация сказки «Репка»)


Цель: Формировать у детей образы героев сказок через их поведение, поступки и черты характера. Развивать наблюдательность, слуховое восприятие.

Пальчиковые игры: «Строим дом», «Котята»

Цель: Развитие мелкой моторики


Март

24.

«Что подарим маме?»


Цель: Закрепить название фруктов, игрушек. Развивать активную речь, умение строить распространённые предложения.

Упражнение «Не разбуди куклу»

Цель: умение пользоваться тихим голосом.


25.

«Путешествие в страну, где всё наоборот»


Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями К. И. Чуковского, вызвать эмоциональный отклик от прослушивания весёлых стихотворений. Развивать слуховое внимание.

Упражнение «Ветерок»

Цель: Выработка длительного, направленного, плавного выдоха.


26.

«Заучивание стихотворения А. Барто «Наша Таня громко плачет»


Цель: Развитие слухового восприятия и интонационной выразительности, памяти.

Игры с язычком

Цель: Развитие артикуляционного аппарата


27.

«Кто на чём приехал?»


Цель: Формировать грамматический строй речи, побуждать детей согласовывать существительные и местоимения с глаголами. Формировать активный словарь.

Игра «Кто что услышит»

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание


Апрель

28.

«Путешествия по сказкам»


Цель: Закрепить знания детей о прочитанных раннее сказках. Выделять и называть главных героев знакомых сказок. Развивать слуховое восприятие.

Пальчиковые игры: «Рыбка», «Сороконожки»

Цель: Развитие мелкой моторики


29.

«Рассматривание сюжетной картины «Дети обедают» Е. Батуриной


Цель: Продолжать формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность.

Упражнение «Поиграй на дудочке»

Цель: Выработка длительного, направленного, плавного выдоха


30

«Наши друзья!»


Цель: Закрепить название животных, места их обитания, звукоподражание животным. Развивать устойчивое слуховосприятие.

Упражнение «Тихо – громко»

Цель: Развивать умение менять силу голоса.


31.

«Вот весна красна пришла!» (стихи о весне)


Цель: формировать умение слушать и эмоционально воспринимать поэтический текст, активность при повторении любимых фраз. Воспитывать любовь к поэзии.

Игры с язычком

Цель: Развитие артикуляционного аппарата.


Май

32

«Рассматривание картины «Весенние забавы»


Цель: Продолжать формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность.

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух.


33.

«Кораблик»


Цель: Формировать элементарные навыки слушания, развивать слуховую сосредоточенность во время чтения, побуждать детей следить за ходом несложного сюжета рассказа.

Пальчиковые игры: «Цветы», «Котята»

Цель: Развитие мелкой моторики


34.

«Заучивание стихотворение В. Берестова«Курица с цыплятами»


Цель: Побуждать детей эмоционально передавать свои чувства, понимать поэтический образ, Ритмично читать стихи вместе с воспитателем. Развивать память.

Упражнение «Чья птичка дальше улетит?»

Цель: Выработка длительного, направленного, плавного выдоха.


35.

«Тема «Дружная семейка»


Цель: продолжать знакомить детей с разнообразиеммалых фольклорных форм: песенок, потешек. Побуждать детей интонационно воспроизводить отдельные фразы песенок, потешек. Поддерживать интерес к театрально – игровой деятельности. Развивать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением, формировать желание перевоплощаться в изображаемый образ. Воспитывать желание заботиться о птицах.







2 Комплекс организационно-педагогических условий


Календарный учебный график

Календарный учебный графика


Количество учебных недель

36 недель

Первое полугодие

с 01.09.2021 г. по 31.12.2021 г., 17 учебных недель

Диагностика

С 01.09.2021г. по 15.09.2021г.

«Неделя здоровья»

С 27.12.2021 г. по 09.01.2022 г.

Второе полугодие

с 10.01.2022 по 31.05.2022 г., 19 учебных недель

Итоговая диагностика

С 16.05.2022 г. по 31.05.2022г.

День народного единства

4 ноября

Новый год

31 декабря-1января

23 февраля

23 февраля

8 марта

07 марта – 08 марта

День труда

02 мая – 03 мая

9 Мая

9 мая – 10 мая


Педагогический мониторинг

Педагогический мониторинг проводится в начале учебного года (вводный) и в конце учебного оада (итоговый)

Материально-техническое обеспечение

Групповое помещение, Картотеки:

· Пальчиковых гимнастик;

· Логоритмических игр;

· Дыхательных гимнастик.

Дидактический материал для развития мелкой моторики:

· Шнуровки, деревянные пазлы;

· Пирамидки, матрёшки;

· Мозаика;

· Игры – головоломки и т.д.

Дидактический материал по формированию звуковой культуры:

· Картинный материал для автоматизации поставленных звуков;

· Альбомы для закрепления поставленных звуков;

· Логопедическое лото по автоматизации и дифференциации звуков;

· Папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

· Картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики»; и т.д.

Дидактический материал по развитию фонематического восприятия (звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие мячики, волчки и т.д.)

Информационное обеспечение

Аудио-, видео-, фото-, интернет источники, которые актуальны и обеспечивают достижение планируемых результатов.


Методические материалы

Структура занятия:

1 Вводная часть

2. Основная часть

3 Заключительная часть.

На занятии используются пальчиковые, зрительные гимнастики, физминутки, дидактические игры, артикуляционные гимнастики.

Оценочные материалы

Индивидуальная карта личностного роста воспитанника речевого кружка «Наш веселый язычок»

(мониторинг уровня развития речи ребенка)





Основной метод: педагогическое наблюдение

Основные обозначения:

Показатель не сформирован - 0

Показатель находится в стадии становления - 1

Показатель сформирован не полностью -2

Показатель сформирован – 3



На основании мониторинга уровня развития творческих способностей каждого ребенка в процессе речевых занятий педагогом делаются определенные педагогические выводы с целью дальнейшего совершенствования процесса взаимодействия и корректировки усилий педагога для достижения наиболее качественных результатов работы по всестороннему развитию личности каждого ребенка.


Список литературы

  1. Беккер, К.П. Логопедия [Текст]: учебник для студентов высших проф. /К.П. Беккер, М.А. Совак. – М.: Медицина, 1981. - 288 с.

  2. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст]: логопедическое пособие /А.И. Богомолова - СПб.: ТОО «Издательство «Библиополис», 1994. - 208 с.

  3. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика [Текст]: методическое пособие /Т.В. Буденная - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 64 с.

  4. Воспитание у детей правильного произношения [Текст]: под ред. Н.Ф. Фомичевой. - Практикум по логопедии. - М.: Просвещение, 1989. – 123 с.

  5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: методическое пособие / В.П. Балобанова [и др.]. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 79 с.

  6. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]: Л.Н. Ефименкова - М.: ВЛАДОС, 1985. – 64 с.

  7. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст]: Под ред. Р.Е. Левиной. М., Просвещение, 1971. – 67 с.

  8. Логопедия [Текст]: учеб.для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов /Л.С.Волкова [и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос,1995.–384 с.

  9. 11. Лопухина, И.С. Логопедия, упражнения для развития речи [Текст]: Пособие для логопедов и родителей /И.С. Лопухина - СПб.: Дельта, 1997. – 336 с.

  10. Матусевич, М.И. Современный русский язык. Фонетика [Текст]: М.И. Марусевич – М.: «Просвещение», 1976. – 78 с.

  11. Нейман, Л.В. Анатомия. Физиология и патология органов слуха и речи [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

  12. Основы логопедии с практикуом по звукопроизношению [Текст]: /Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 213 с.

  13. Основы теории и практики логопедии [Текст] /Под. Ред. Р.Е. Левиной. - М., Просвещение, 1967. – 143с.

  14. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] /М.А. Поваляева – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.

  15. Практикум по дошкольной логопедии [Текст]: Учеб.пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 03.07.00 «Педагогика и психология (дошк)» /Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1988. -222 с.

  16. Понятийно - терминологический словарь логопеда [Текст]/ Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 46 с.

  17. Ребенок учится говорить [Текст]/Под ред. М.М. Кольцовой. М.: Россия, 1979. – 63с.

  18. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада /Под ред. А.Г. Арушановой. - М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 1999. - 272с.

  19. Речь: истоки и принципы развития [Текст] /Под ред. Т.Н. Ушаковой - М.: ВЛАДОС, 2004. — 275 с.


Приложения









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!