КГУ «ОШ села Пятигорское отдела образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области»
«Согласовано» | «Утверждаю» |
Заместитель директора по УВР | Директор школы |
Сейткасимова Г.К. | Чиглинцев С.В. |
| |
«____» _______________ 2021 год | «____» ________________2021 год |
учебная программа
театрального кружка
«ARTMIX»
Целевая группа: учащиеся 5 – 6 классов
Руководитель курса: Тимофеева Е.И., учитель русского языка и литературы
2021-22 учебный год
Пояснительная записка
Поликультурное воспитание в школе должно быть направлено на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др. Основными механизмами реализации данного направления являются сотрудничество с Ассамблеей народа Казахстана и этнокультурными центрами; организация выставки работ детей и молодежи, фестивали дружбы народов, языковые и творческие клубы, конкурсы; встречи с известными людьми, деятелями искусства.
В области художественно-эстетического воспитания рекомендуется изучение и продвижение отечественных культурных достижений – книг, пьес, скульптур, картин, музыкальных произведений, лучших образцов устного народного творчества наследников Великой степи за прошедшее тысячелетие – сказки, легенды, былины, предания, эпосы. Актуально функционирование постоянно действующих тематических книжных выставок. С целью вовлечения подрастающего поколения в мир театрального искусства важно в каждой школе создавать школьный театр и реализовать просветительский проект «Дети и театр» (https://www.ziyatker.org/detyteatr).
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения.
Театральная игра формирует детскую фантазию, воображение, память, одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Программа кружка составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся 5 – 6 классов с целью углубления представлений о театре и актерском мастерстве.
Занятия носят познавательный характер. Обучающиеся не только познакомятся с интересными фактами из истории становления театрального искусства, но и проявят свои творческие способности этой области.
На занятиях кружка широко используется наблюдение над живой речью и над литературным материалом дополнительного характера. Это развивает у учащихся не только творческую мысль и инициативу, но также и эстетическое чувство. Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при подготовке сценического материала.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Целевая аудитория кружка - учащиеся 5 – 6 классов.
Сроки реализации программы – 1 год (68 часов).
Межпредметные связи: история, самопознание, география, биология, художественный труд, литература, этика.
Основные принципы организации кружка:
принцип индивидуального подхода к учащимся;
принцип систематичности;
принцип занимательности;
принцип укрепления связи обучения с жизнью.
доступность, познавательность и наглядность
учёт возрастных особенностей
психологическая комфортность
Цели:
Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
Создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи:
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделировать навыки социального поведения в заданных условиях.
Развивать речевую культуру, эстетический вкус.
Способствовать воспитанию творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Привитие ценностей:
Приведенные выше ценности направлены на развитие функциональной грамотности, способствующей учащимся в будущем успешно развивать свое образование, конкурировать на рынке труда и взаимодействовать в социуме, применять знания для достижения собственных целей и целей общества.
Краткое описание содержания курса.
Интегрированный курс занятий позволяет учащимся совместить теоретические знания с практическими умениями создавать «проекты» самостоятельно.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность, как процесс развития творческих способностей ребенка, является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат.
Л.С. Выготский: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!"
В программу кружка включены разделы:
Театральная игра
Культура и техника речи
Ритмопластика
Основы театральной культуры
Работа над спектаклем, показ спектакля
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Первая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас. Вторая, практическая часть работы направлена на формирование навыков актерского мастерства.
Форма подачи материала в зависимости от целей и задач занятия также меняется: групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены (театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, онлайн-экскурсии в театр и музеи, спектакли, праздники).
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Получение опыта публичного выступления и творческой работы приходит с продвижением от простого к сложному: дети учатся коллективной и парной работе, общению со зрителем, работе над характерами персонажа, мотивами их действий; учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, создают характер персонажа таким, каким они его видят, а также реализуют элементы своих идеи, свои представления в сценарий, в оформление спектакля. Работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением развивает воображение, творческую активность школьников.
Онлайн-экскурсии в театр (дети знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля), Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения – важная форма занятий данного кружка.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Актуальность программы курса и ее новизна
Содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
Программа курса педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Формирование коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, определяется социальная роль ребенка.
Прогнозируемые результаты:
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной компетентности школьников.
расширение творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
По итогам прохождения данного курса
Учащиеся должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Ссылка на используемые УМК:
Программа курса для 5 классов разработана на основе
Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
интернет-ресурсы
Формы и методы организации учебного процесса:
Игровая деятельность (викторины, конкурсы, познавательные игры, интеллектуальные марафоны, практические занятия).
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
Творческая деятельность.
Календарно-тематическое планирование занятий
театрального кружка «ARTMIX»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки | Примечание |
1 ч. |
| Вводное занятие. | 1 | | Знакомство с программой и правилами поведения.Режим работы. Правила ТБ. |
| Здравствуй, театр! | 1 | | Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). |
| Онлайн-экскурсия в театр | 1 | | |
| Правила поведения в театре | 1 | | |
| Привычки дурного тона. (Этикет) | 1 | | |
| Виды театрального искусства | 1 | | Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов. |
| «Уж эти профессии театра…» | 1 | | Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» |
| Кукольный театр. | 1 | | Мини-спектакль с пальчиковыми куклами. Отработка дикции |
| Кукольный театр. | 1 | | Мини-спектакль с пальчиковыми куклами. Отработка дикции |
| Театральная азбука. | 1 | | Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание |
| Театральная игра | 1 | | Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. |
| Театральная игра | 1 | | Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. |
| Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского и др. | 1 | | Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ |
| Инсценирование народных сказок о животных. | 1 | | Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ |
| Инсценирование народных сказок о животных. | 1 | | Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ |
| Инсценирование народных сказок о животных. | 1 | | Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ |
| Инсценирование народных сказок о животных. | 1 | | Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ |
| Культура и техника речи Инсценирование постановки. | 1 | | Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». 2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ |
2 ч. |
| Культура и техника речи Инсценирование постановки. | 1 | | Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». 2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ |
| Ритмопластика | 1 | | Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. |
| «Сказка – ложь, да в ней намек…» Сказка «Теремок» | 1 | | Обсуждение выбора сказки для постановки. Знакомство со сценарием сказки |
| Изготовление афиш | 1 | | |
| Инсценирование постановки | 1 | | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. |
| Инсценирование постановки | 1 | | Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. |
| Инсценирование постановки | 1 | | Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций |
| Инсценирование постановки | 1 | | Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций |
| Инсценирование постановки. День Независимости | 1 | | Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. |
| Инсценирование постановки День Независимости | 1 | | Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. |
| Инсценирование постановки | 1 | | Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями |
| Анализ дела | 1 | | Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). |
| Игры по развитию языковой догадки | 1 | | «Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна» |
| Беспредметный этюд | 1 | | вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п |
3 ч. |
| Сценический этюд Сценические этюды в паре : | 1 | | «Скульптура». «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж». |
| Сценический этюд Сценические этюды в паре : | 1 | | «Скульптура». «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж». |
| Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. | 1 | | Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками |
| Понятие такта. | 1 | | Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство») |
| Развитие темы такта. | 1 | | Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор» |
| Нормы общения и поведения. | 1 | | Составление сценических этюдов |
| Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». | 1 | | |
| Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». | 1 | | |
| Муз. композиция. «Горячая точка» ко дню вывода войск из Афганистана | 1 | | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение. |
| 1 | |
| Инсценировка басен И.А. Крылова. | 1 | | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций |
| Инсценировка басен И.А. Крылова. | 1 | | Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций |
| Инсценировка басен И.А. Крылова. | 1 | | Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций |
| Инсценировка басен И.А. Крылова. | 1 | | Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. |
| Инсценировка басен И.А. Крылова. Выступление | 1 | | Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями |
| Муз. композиция «Мамин день» | 1 | | |
| Анализ дела | 1 | | Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). |
| Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка». | 1 | | Смена громкости, тона голоса |
| Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка». | 1 | | Смена громкости, тона голоса |
| Создание сценических этюдов. | 1 | | «В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие» |
4 ч. |
| Создание сценических этюдов. | 1 | | «В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие» |
| Сила слова. С. Бегалин | 1 | | Подготовка к районному семинару Выразительное чтение стихотворений. |
| Сила слова. С. Бегалин | 1 | |
| Сила слова. С. Бегалин | 1 | | Выразительное чтение стихотворений |
| Сила слова. С. Бегалин | 1 | | Выразительное чтение стихотворений |
| Инсценирование мультсказок По книге «Лучшие мультики малышам» | 1 | | Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. |
| Инсценирование мультсказок | 1 | | Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью |
| Инсценирование мультсказок | 1 | | Работа над дикцией, выразительностью |
| Инсценирование. День Победы. | 1 | | Работа над дикцией, выразительностью. Подготовка сцены и костюмов |
| Инсценирование. День Победы. | 1 | | Репетиция |
| Инсценирование. День Победы. | 1 | | Репетиция |
| Инсценирование. День Победы. | 1 | | Репетиция |
| Инсценирование мультсказок | 1 | | Репетиция |
| Выступление | 1 | | Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями |
| Анализ дела | 1 | | Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). |
| Заключительное занятие. | 1 | | Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. |