СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа театрального кружка "Artmix"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа театрального кружка для 5 - 6 классов рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Программа театрального кружка "Artmix"»

КГУ «ОШ села Пятигорское отдела образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Заместитель директора по УВР

Директор школы

Сейткасимова Г.К.

Чиглинцев С.В.



«____» _______________ 2021 год

«____» ________________2021 год











учебная программа


театрального кружка


«ARTMIX»













Целевая группа: учащиеся 5 – 6 классов


Руководитель курса: Тимофеева Е.И., учитель русского языка и литературы










2021-22 учебный год


Пояснительная записка


Поликультурное воспитание в школе должно быть направлено на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др. Основными механизмами реализации данного направления являются сотрудничество с Ассамблеей народа Казахстана и этнокультурными центрами; организация выставки работ детей и молодежи, фестивали дружбы народов, языковые и творческие клубы, конкурсы; встречи с известными людьми, деятелями искусства.

В области художественно-эстетического воспитания рекомендуется изучение и продвижение отечественных культурных достижений – книг, пьес, скульптур, картин, музыкальных произведений, лучших образцов устного народного творчества наследников Великой степи за прошедшее тысячелетие – сказки, легенды, былины, предания, эпосы. Актуально функционирование постоянно действующих тематических книжных выставок. С целью вовлечения подрастающего поколения в мир театрального искусства важно в каждой школе создавать школьный театр и реализовать просветительский проект «Дети и театр» (https://www.ziyatker.org/detyteatr).

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения.

Театральная игра формирует детскую фантазию, воображение, память, одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Программа кружка составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся 5 – 6 классов с целью углубления представлений о театре и актерском мастерстве.

Занятия носят познавательный характер. Обучающиеся не только познакомятся с интересными фактами из истории становления театрального искусства, но и проявят свои творческие способности этой области.

На занятиях кружка широко используется наблюдение над живой речью и над литературным материалом дополнительного характера. Это развивает у учащихся не только творческую мысль и инициативу, но также и эстетическое чувство. Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при подготовке сценического материала.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Целевая аудитория кружка - учащиеся 5 – 6 классов.

Сроки реализации программы – 1 год (68 часов).

Межпредметные связи: история, самопознание, география, биология, художественный труд, литература, этика.


Основные принципы организации кружка:

  • принцип индивидуального подхода к учащимся;

  • принцип систематичности;

  • принцип занимательности;

  • принцип укрепления связи обучения с жизнью.

  • доступность, познавательность и наглядность 

  • учёт возрастных особенностей 

  • психологическая комфортность 


Цели: 

  • Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

  • Создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности. 

  • Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.


Задачи:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности. 

  • Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности. 

  • Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор. 

  • Расширять опыт  общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. 

  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделировать навыки социального поведения в заданных условиях.

  • Развивать речевую культуру, эстетический вкус.

  • Способствовать воспитанию творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.


 

Привитие ценностей:

  • Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел

Приведенные выше ценности направлены на развитие функциональной грамотности, способствующей учащимся в будущем успешно развивать свое образование, конкурировать на рынке труда и взаимодействовать в социуме, применять знания для достижения собственных целей и целей общества.


Краткое описание содержания курса.

Интегрированный курс занятий позволяет учащимся совместить теоретические знания с практическими умениями создавать «проекты» самостоятельно.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность, как процесс развития творческих способностей ребенка, является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат.

Л.С. Выготский: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!"

В программу кружка включены разделы:

  1. Театральная игра

  2. Культура и техника речи

  3. Ритмопластика

  4. Основы театральной культуры

  5. Работа над спектаклем, показ спектакля

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Первая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас. Вторая, практическая часть работы направлена на формирование навыков актерского мастерства.

Форма подачи материала в зависимости от целей и задач занятия также меняется: групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены (театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, онлайн-экскурсии в театр и музеи, спектакли, праздники).

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Получение опыта публичного выступления и творческой работы приходит с продвижением от простого к сложному: дети учатся коллективной и парной работе, общению со зрителем, работе над характерами персонажа, мотивами их действий; учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, создают характер персонажа таким, каким они его видят, а также реализуют элементы своих идеи, свои представления в сценарий, в оформление спектакля. Работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением развивает воображение, творческую активность школьников.

Онлайн-экскурсии в театр (дети знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля), Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения – важная форма занятий данного кружка.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.


Актуальность программы курса и ее новизна 

  Содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. 
  Программа курса педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Формирование коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, определяется социальная роль ребенка.


Прогнозируемые результаты:

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; 

  • формирование коммуникативной компетентности школьников. 

  •  расширение творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности. 


По итогам прохождения данного курса

Учащиеся должны знать

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

  • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

  • наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

  • строить диалог с партнером на заданную тему;

  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.


Ссылка на используемые УМК:

Программа курса для 5 классов разработана на основе

    • Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.

    • Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).

    • Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.

    • интернет-ресурсы


Формы и методы организации учебного процесса:

  • Игровая деятельность (викторины, конкурсы, познавательные игры, интеллектуальные марафоны, практические занятия). 

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу). 

  • Творческая деятельность. 










































Календарно-тематическое планирование занятий

театрального кружка «ARTMIX»

 

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Сроки

Примечание

1 ч.

Вводное занятие.

1


Знакомство с программой и правилами поведения.Режим работы. Правила ТБ.

Здравствуй, театр!


1


Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).

Онлайн-экскурсия в театр

1



Правила поведения в театре

1



Привычки дурного тона. (Этикет)

1



Виды театрального искусства

1


Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов.

«Уж эти профессии театра…»

1


Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

Кукольный театр.

1


Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.

Отработка дикции

Кукольный театр.

1


Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.

Отработка дикции

Театральная азбука.


1


Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание

Театральная игра


1


Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.

Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

Театральная игра

1


Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского и др.

1


Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

Инсценирование народных сказок о животных.

1


Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

Инсценирование народных сказок о животных.

1


Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

Инсценирование народных сказок о животных.

1


Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

Инсценирование народных сказок о животных.

1


Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

Культура и техника речи

Инсценирование постановки.

1


Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

2 ч.

Культура и техника речи

Инсценирование постановки.

1


Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

Ритмопластика

1


Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

«Сказка – ложь, да в ней намек…»

Сказка «Теремок»

1


Обсуждение выбора сказки для постановки. Знакомство со сценарием сказки

Изготовление афиш

1



Инсценирование постановки

1


Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.).

Выразительное чтение сказки по ролям.

Инсценирование постановки

1


Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.

Инсценирование постановки

1


Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций

Инсценирование постановки

1


Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций

Инсценирование постановки.

День Независимости

1


Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.

Инсценирование постановки

День Независимости

1


Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.

Инсценирование постановки

1


Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями

Анализ дела

1


Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).

Игры по развитию языковой догадки

1


«Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна»

Беспредметный этюд

1


вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п

3 ч.

Сценический этюд

Сценические этюды в паре :

1


«Скульптура».

«Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».

Сценический этюд

Сценические этюды в паре :

1


«Скульптура».

«Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».

Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии.

1


Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками

Понятие такта.

1


Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство»)

Развитие темы такта.

1


Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»

Нормы общения и поведения.

1


Составление сценических этюдов

Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах».

1



Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах».

1



Муз. композиция. «Горячая точка» ко дню вывода войск из Афганистана

1


Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.).

Выразительное чтение.

1


Инсценировка басен И.А. Крылова.

1


Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.).

Выразительное чтение сказки по ролям.

Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций

Инсценировка басен И.А. Крылова.

1


Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.

Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций

Инсценировка басен И.А. Крылова.

1


Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций

Инсценировка басен И.А. Крылова.

1


Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.

Инсценировка басен И.А. Крылова. Выступление

1


Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями

Муз. композиция «Мамин день»

1



Анализ дела

1


Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).

Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка».

1


Смена громкости, тона голоса

Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка».

1


Смена громкости, тона голоса

Создание сценических этюдов.

1


«В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»

4 ч.

Создание сценических этюдов.

1


«В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»

Сила слова. С. Бегалин

1


Подготовка к районному семинару

Выразительное чтение стихотворений.

Сила слова. С. Бегалин

1


Сила слова. С. Бегалин

1


Выразительное чтение стихотворений

Сила слова. С. Бегалин

1


Выразительное чтение стихотворений

Инсценирование мультсказок

По книге «Лучшие мультики малышам»

1


Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев.

Инсценирование мультсказок

1


Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью

Инсценирование мультсказок

1


Работа над дикцией, выразительностью

Инсценирование. День Победы.

1


Работа над дикцией, выразительностью. Подготовка сцены и костюмов

Инсценирование. День Победы.

1


Репетиция

Инсценирование. День Победы.

1


Репетиция

Инсценирование. День Победы.

1


Репетиция

Инсценирование мультсказок

1


Репетиция

Выступление

1


Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями

Анализ дела

1


Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).

Заключительное занятие.

1


Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!