СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Точка роста" Занимательное естествознание

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Точка роста" Занимательное естествознание

Просмотр содержимого документа
«Программа "Точка роста" Занимательное естествознание»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА МУЖЕСТВА НИКОЛАЯ КОНСТАНТИНОВИЧА РАДЬКОВА

ПОСЁЛКА ЦЕЛИННОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН



ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:

на заседании педагогического совета Директор МБОУ СОШ № 23

МБОУ СОШ № 23 ____________Н.В. Подгорнова

протокол № 1 от 31.08.2023г приказ №_____30.09.2023 г



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«Занимательное естествознание»



Уровень программы: ознакомительный

Срок реализации программы: 34 часа

Возрастная категория: 10-12 лет

Состав группы: до 10 человек

Форма обучения: очная

Вид программы: модифицированная

Программа реализуется на бюджетной основе

ID- номер программы в Навигаторе: 51297








Автор-составитель:

Ермакова Татьяна Сергеевна,

учитель биологии и химии первой категории










2023 год

Содержание


I

Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты

3

Пояснительная записка

3

Нормативная база

3

Цель и задачи программы

9

Содержание программы

10

Планируемые результаты

12

II

Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации

14

Календарный учебный график

14

Календарный план воспитательной работы

18

Условия реализации программы

29

Формы аттестации

33

Оценочные материалы

35

Методические материалы

35

Список литературы

36

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ и среде его обитания. Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в раннем детстве. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми. Однако к началу изучения химии познавательные интересы школьников 12-14 лет в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. С целью формирования основ химического мировоззрения предназначена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программы «Мир увлекательной химии», которая закладывает основы для восприятия базового курса в школе, способствует развитию естественнонаучных знаний, полученных учащимися на уроках природоведения, биологии, географии.

В течение 1 года обучающиеся получают первоначальные представления о науке химии, простейшие навыки работы с лабораторным оборудованием и веществами.

В результате уменьшается психологическая нагрузка на обучающихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счёте такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду учебно-методических и программно-методических документов и регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:

Программа дополнительного образования может быть использована и как факультативный, элективный курс; как методическое пособие по подго- товке детей к проектной и исследовательской деятельности, развитию про- ектного мышления.


Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023);

- Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;

- Распоряжение Губернатора Краснодарского края от 29 марта 2023 г. № 71-р «Об организации оказания государственных мер в сфере образования при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг на территории Краснодарского края»;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;

- Концепция технологического развития на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 г. № 1315-р;

- Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023 г. № 1105-р;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;

- Изменения в Федеральные государственные образовательные стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 г. № 712);

- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;

- Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07 декабря 2018 года;

- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря 2014 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года № 170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием»;

  • Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ;

  • Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);

  • Приложения к письму Министерства образования и науки Краснодарского края от 06.07.2015 г. № 13-1843/15-10 «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и программ электронного обучения»;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ;

  • Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 2020 г.;

  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 23 имени кавалера ордена Мужества Николая Константиновича Радькова поселка Целинного муниципального образования Славянский район и иные локальные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса.


Направленность программы: туристско-краеведческая.


Актуальность. Патриотизм начинается со знания о родном крае и в настоящие время необходимо дать детям эти знания, в которых заключаются уникальность богатства и проблемы края. И только получив эти знания настоящий патриот решит проблемы и приумножит богатства. Для процветания любого общества необходимы люди с желанием исследовать, экспериментировать и создавать новое, а дополнительное образование может направить энергию ребенка в нужное русло. Необходимо формировать креативный класс людей, которые делают не только научные открытие, но формировать успешную экономику государства, облегчать быт человека, сохранять природу и просто дарить радость. Мы иногда забываем, что даже простая игрушка - плод огромного научного изыскания и многие не ценят огромный труд многих ученых. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление познавательной культуры личности и общества. В этой связи, большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, направленная на формирование природоохранных умений обучающихся через естественнонаучную деятельность.


Новизна программы заключается в практической направленности деятельности обучающихся в естественнонаучной работе. Именно в такой работе у ребят закладываются основы профессиональных компетенций. Участие обучающихся в исследовании природной среды поднимает природоохранную работу детей на качественно новый уровень. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношении человечества с природой, их успешного решения и преодоления.

Педагогическая целесообразность Химия и биология , дополняя

друг друга, осуществляют комплекс образовательно-воспитательных, и научно-познавательных задач. Естественнонаучная деятельность является комплексным средством в деле воспитания и образования учащихся, и в тоже время очень действенным в силу своей демократичности и гуманности. Следовательно, данная деятельность учащихся является весьма актуальной для их всестороннего развития, занимает важное место в общей системе обучения учащихся и остается педагогически целесообразной. Более чем столетний опыт России в применении естествознания в обучении подтверждает актуальность и педагогическую целесообразность программ и этой формы деятельности учащихся. Именно естествознание детей способствует выполнению этих задач и является весьма актуальной для нашего времени, для современных детей и их родителей.

Отличительной особенностью этой программы от уже существующих программ данной направленности является то, что в нее внесены добавления научного характера в области исследований , раскрывающие специфику многообразия природных условий Краснодарского края и Славянского района.

Адресат программы.

Программа объединения нацелена на совместную работу разновозрастных групп учащихся, желающих проявить и развить свои способности в области туризма и краеведения.

Группа формируется из детей, проявляющих интерес к познавательной деятельности и желающих освоить исследовательские навыки, у которых имеется высокая степень сформированной интересов к краеведению, имеются способности к биологии, экологии, физики, химии, географии и др.

Потенциальные учащиеся должны проявлять бережное отношение к объектам природы, иметь мотивацию к изучению природы, экологии, при- родных взаимосвязей, изучению экологических проблем.

Желательно, чтобы детям было при приеме в объединение не менее 10

лет и не старше 12 лет.

Количество обучающихся в группе – от 10 до 15 человек. Как правило, занятия проводятся всем составом, в соответствии с календарным учебным графиком.

В объединении могут заниматься дети из семей разного социального уровня: малообеспеченные, многодетные, социально-неблагополучные, а также дети с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.


Уровень программы, объем и сроки реализации.

Уровень программы - ознакомительный.


Сроки реализации программы: 1 год обучения (34 часа).

Форма обучения: очная с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

При зачислении учащихся среди учебного года на полный курс дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой с 1 (10) сентября, а также в случае длительного отсутствия учащегося по причине болезни или длительного санаторного лечения предусмотрен индивидуальный маршрут обучения в режиме ускоренного обучения в очно- заочной форме.

Режим занятий: Общее количество часов в год – 34 часа, 2 часа в неделю; занятия проводятся один раз в неделю по два учебных часа, где учебный час для детей от 16 до 14 - 40 минут. Перемена между занятиями не менее 10 минут.


Особенности организации образовательного процесса.

В основе реализации программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей и педагога. Она предполагает участие детей в эколого-краеведческой оздоровительно-познавательной деятельности Виды занятий по программе обусловлены ее содержанием, это в основном: теоретические, практические, самостоятельные работы , экскурсии.


Особенности построения программы и её содержания.

Каждое занятие включает в себя как минимум одно задание, предполагающее погружение в учебную проблему, ее обсуждение и выработ- ку путей решения. В конце каждого занятия обсуждается, как и в какой форме можно применить полученные знания. Таким образом, сочетаются элементы традиционного обучения и методы активного психологического обучения (игра, дискуссия по принятию решения и т. д.).

Программа составлена с учетом современного состояния науки и содержания дополнительного образования.

Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно календарному плану воспитательной работы.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель программы: формирование у детей способности к самостоятельной мыслительной и практической деятельности, положительной мотивации к изучению предметов естественного цикла.



Задачи:

Предметные:

  1. Способствовать углублению и расширению имеющихся у учащихся знаний в области естествознания.

  2. Сформировать представления о целостности и диалектике природ- ных и природно-антропогенных комплексов, а также путях их рационального использования и охраны.

  3. Создать условия для приобретения специальных знаний и умений в области научной деятельности: овладения навыками работы в цифровых лабораториях , обработки и анализа материала.

  4. Ознакомить учащихся с профессиями эколого-биологического профиля и применением биологических знаний в других профессиях.

Метапредметные:
  1. Развивать умения самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  2. Формирование у обучающихся основ самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; психологической готовности к восприятию проблемной ситуации как задачи деятельности.

  3. Развивать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.

  4. Развивать умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

  5. Формировать и развивать экологическое мышление, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Личностные:
  1. Воспитать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, отношение к природе как к общечеловеческой ценности.

  2. Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

  3. Формировать ценностное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное и духовное многообразие современного мира.

  4. Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

  5. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности.

  6. Формировать основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически-ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

  7. Воспитать бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ






Курс «Занимательное естествознание» предусматривает целенаправленное углубление основных химических, биологических, экологических понятий.

Для вводных занятий характерно сочетание элементов занимательности и научности. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету курса учебная программа предусматривает практические видов деятельности на каждом занятии. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной оборудования, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение, приготовление микропрепаратов, изучение объектов и процессов растительного и животного мира.

Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Основные формы занятий курса - рассказы учителя, обсуждение проблем, практические, исследовательские, проектные работы, решение задач с нестандартным содержанием. Обучающиеся готовят рефераты, сообщения, проекты.

Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (составление учащимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения учащихся, написание проектов, выполнение практических работ с элементами исследования, социологический опрос населения.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты

Программа предполагает, что учащийся будет знать:

  • понятия химия , биология анатомия ботаника зоология

  • правила поведения в природе;

  • назначение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов биохимических среды, в том числе её экологических параметров;

  • как провести оценку текущей, и экологической обстановки.

  • профессии эколого-биологического профиля

Программа предполагает, что учащийся будет уметь:
  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • проводить наблюдения за природными объектами;

  • умение работать с цифровой лабораторией;

  • описывать погоду своей местности;

  • различать основные биогеоценозы своей местности;

  • вести фенологические наблюдения;

  • определять наиболее распространенные виды растений и животных;

  • проводить элементарные опыты и практические работы;

  • основным навыкам нахождения, использования и презентации естественнонаучной информации;

  • объяснять значение ключевых понятий.

  • применять биологические знаний в других профессиях.

Метапредметные
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Личностные
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

  • формирование ценностного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное и духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически-ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Календарный учебный график

к программе «Занимательное естествознание»


Тема

Кол-во

часов


1 блок : Практическая биология

12

1

Вводное занятие. ТБ, знакомство с лабораторным оборудованием.

1

2

Микробиология. Увеличительные приборы. Техники приготовления

микропрепаратов. Техника выполнения биологического рисунка.

1

3

ПР «Приготовление временных препаратов»

1

4

ПР "Приготовление фиксированных препаратов"

1

5

Я микробиолог. ПР «Выращивание и изучение плесневых грибов»

1

6

Клетка. ПР «Изучение готовых микропрепаратов разных объектов и

сравнение особенностей клеточного строения объектов»

1

7

Химический состав растении. ПР «Исследование химического состава

растении»

1

8

Семя- будущее растение. ПР «Изучение семени однодольных и двудольных

растений»

1

9

Корень. ПР «Изучение строение корня. Опыт корневое давление»

1

10,

11

Лист. Опыты на изучение фотосинтеза.

2

12

Игра. Подведение итогов.

1


2 блок : Практическая химия

13

13

ТБ, знакомство с лабораторным оборудованием.

1

14

Вода- удивительное вещество. ПР « Изучение качеств водопроводной воды»

1

15

Взвешивание, фильтрование и перегонка. ПР

Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение

неоднородных смесей

1

16

ПР «Приготовление растворов с определенной массовой долей

растворенного вещества».

1



17

Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.

Лабораторные способы получения неорганических веществ

1

18

Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.

Лабораторные способы получения неорганических веществ

1

19

Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.

Лабораторные способы получения неорганических веществ

1

20

Индикаторы. ПР «Определение среды, действие индикаторов»

1

21,

22

Химия в быту. ПР Изучение состава моющих средств .

2

23

Химия на кухне. ПР

1

24,

25

Оформление проектных работ. Презентация проектных работ.

2


3 блок : Практическая экология.

9

26,

27

Экология жилья человека. Исследовательская работа «Комнатная пыль»

«Оценка внутренней отделки помещения, изучение естественной освещенности квартиры».

2

28

Культура еды. Сообщение учащихся.

1

29

Деловая игра «Что обозначают индексы пищевых добавок?»

1

30

Создание буклета и газеты правила питания, пищевые добавки.

1

31

Экологические опасные факторы в быту.

1

32

Экономное водопотребление. Деловая игра.

1

33,

34

Подведение итогов

1

Итого:

34




Календарный план воспитательной работы по программе

«Занимательное естествознание»


п/п

Направление воспитательной работы

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Ответственный исполнитель

Планируемый результат

1

Патриотическое воспитание

Мероприятия в рамках проведения месячника оборонно- массовой и военно- патриотической

работы.

январь -

февраль

Педагог д/о

У учащихся будут сформированы основы гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей.

Мероприятия, посвященных 76- годовщине Великой

Победы».

май

2

Нравственное воспитание

Конкурс рисунков,

посвященных Дню учителя

октябрь

Педагог д/о

У учащихся будут сформированы понимания смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Мероприятия, посвященный Дню

матери.

ноябрь

Проведение

мероприятий в рамках зимних каникул

январь

Гагаринский урок

«Космос – это мы»

апрель

3

Национальное

Акция «Я люблю

ноябрь

Педагог д/о

У учащихся будут


воспитание

свою Страну»

День



сформированы гражданские и политические чувства: чувства любви к Родине, уважения к государственным символам, историческому

наследию своего народа.

народного единства

Акция «Бессмертный полк»

май

4

Трудовое воспитание

Акция: «Украсим любимый центр» (Озеленение кабинетов, коридоров) Операция «Трудовой десант»

январь

Педагог д/о

У учащихся будут сформированы представления об уважении к человеку труда, о ценности

труда и творчества для личности, общества и

государства.

март

5

Интеллектуальное воспитание

Краевой конкурс экологических проектов «Волонтеры

могут все»

октябрь- март

Педагог д/о

У учащихся будут сформированы способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Краевой конкурс

«Семейные экологические проекты»

февраль- март

Краевое

интеллектуальное

март-ноябрь



мероприятие

«Научно- практическая конференция Малой сельскохозяйственной

академии учащихся».





6

Семейное воспитание

Добро пожаловать» -

день открытых дверей

сентябрь-

октябрь

Педагог д/о

У учащихся будут сформированы ценностные представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни


Индивидуальные встречи, беседы с

родителями

октябрь


Индивидуальные

консультации для родителей

май


7

Эстетическое воспитание

Конкурс фотографий

«Золотая осень в нашем городе»

ноябрь-

Педагог д/о

У учащихся будут сформированы ценностные отношения к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях


Мероприятия, посвященные международному женскому

Дню 8 марта

март


8

Физическое воспитание

Динамические паузы. Ежедневно, в перерывах между

занятиями

в течении года

Педагог д/о

У учащихся будут сформированы ценностные отношения к здоровью и здоровому образу жизни


Акция «Курить здоровью вредить!»

ноябрь-




посвященная

Всемирному дню отказа от курения





9

Экологическое воспитание

Краевая эколого- просветительская акция, приуроченная к международному Дню защиты животных

сентябрь- октябрь

Педагог д/о

У учащихся будут сформированы бережное отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать.


Муниципальный этап краевого конкурса исследовательских работ "Природа

Кубани"

октябрь

Муниципальный этап краевого конкурса

«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

ноябрь- декабрь

Муниципальный этап экологического месячника

«Новогоднее дерево»

ноябрь- декабрь

Охрана и подкормка

птиц

декабрь-

январь

Акция «Птицы

Кубани»

декабрь-

январь



Операция

«Рождественский учет птиц»





Краевой экологический конкурс «Зеленая планета».

январь-март

Акция

«Экологический марафон». I этап

«Каждой пичужке кормушка»

январь

Экологический месячник

«Первоцвет».

февраль- март

Участие в Дне российской науки.

февраль

Участие в муниципальном этапе краевой акции

«Экологический марафон»

III этап - «Спасибо деду за Победу!»

апрель-май

Международная

природоохранная

апрель



акция «Марш парков»





Участие в Международном дне биологического

разнообразия

май

Краевая акция

«Экологический марафон»:

IV этап «Утилизация»

май

10

Правовое воспитание

Составление социальных паспортов по

объединениям

сентябрь-

Педагог д/о

У учащихся будут сформированы представления об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры.


Оформление стенда

«Детский телефон доверия» Беседа:

«Воспитание здоровых привычек»,

октябрь

Час общения «За преступлением идет

наказание»

май

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ


Данная модель построения программы позволяет освоить её в индиви- дуальном темпе и удовлетворить ряд образовательных запросов, которые в настоящее время недостаточно обеспечиваются в рамках общеобразователь- ной школы и работы групп дополнительного образования по типовым и мо- дифицированным программам.

Раннее приобщение детей к исследовательской деятельности позволяет с успехом решать многие образовательные проблемы, например, связанные с индивидуальным подходом, уровневой дифференциацией, с созданием поло- жительной учебной мотивации, более глубоким и неформальным усвоением программы, с профессиональной ориентацией.

Научная и теоретическая значимость программы:

  • определение творческих основ и направлений подготовки учащихся;

  • разработка основ формирования исследовательской деятельности на различных образовательных уровнях;

  • способствование развитию творческой активности и направленности в образовательной деятельности.

Практическая значимость программы:

  • разработка и распространение рекомендаций по методическому и практическому обеспечению исследовательской и образовательной деятель- ности;

  • формирование практических навыков и профориентация.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


 учебное помещение со столами и стульями, доской, техническим оборудованием для демонстрации наглядного материала, видео- и аудиоматериалов, интернет;

 наличие методической библиотеки, наглядны и дидактические материалы (таблицы, схемы и другое);

 перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы, на базе центра «Точка роста» базовый комплект





Наименование оборудования



Краткие примерные технические характеристики

Количество единиц для общеобразовательных организаций, не являющихся

малокомплектными, ед. изм.

Естественно-научная направленность

1.

Общее оборудование (химия)







1.1.

Цифровая лаборатория

ученическая (химия)

Весы учебные лабораторные

Весы для сыпучих материалов

Набор граммовых гирь

Нагревательные приборы

Спиртовки

Набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии

Воронка делительная

Комплект колб демонстрационных

Комплект мерной посуды

Комплект изделий из керамики и фарфора

Ложка для сжигания вещества

Щипцы тигельные

Столик подъемный

Штатив для демонстрационных пробирок

Термометр электронный

Озонатор

Эвдиометр

Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента

Комплект термостойких пробирок.

Штатив лабораторный разборный.

Набор банок для хранения твердых реактивов

Флаконы

Прибор для получения газов лабораторный

Шкала твердости

Датчик проводимости

Прибор для электролиза солей

Прибор для окисления спирта

Прибор для опытов по химии с эл.током

Фильтры

Держатели

Ложки

Пестики

Мерные цилиндры






3 шт



1.2.

Комплект коллекций из списка









Алюминий

Волокна

Металлы и сплавы

Минералы и горные породы

Нефть и важнейшие продукты ее переработки

Пластмассы

Стекло и изделия из стекла

Каменный уголь и продукты его переработки

Чугун и сталь

Топливо


1шт

1.3.

Комплект химических реактивов

Состав комплекта:

Набор «Кислоты» (азотная, серная, соляная, ортофосфорная)

Набор «Гидроксиды» (гидроксид бария, гидроксид калия,гидроксид кальция, гидроксид натрия)

Набор «Оксиды металлов» (алюминия оксид, бария оксид, железа (III) оксид, кальция оксид, магния оксид, меди (II) оксид, цинкаоксид)

Набор «Щелочные и щелочноземельные металлы» (литий, натрий,кальций)

Набор «Металлы» (алюминий, железо, магний, медь, цинк, олово) Набор «Щелочные и щелочноземельные металлы» (литий, натрий,кальций)

Набор «Огнеопасные вещества» (сера, фосфор (красный), оксид фосфора(V)) Набор «Галогены» (иод, бром)

Набор «Галогениды» (алюминия хлорид, аммония хлорид, бария хлорид, железа (III) хлорид, калия йодид, калия хлорид, кальция хлорид, лития хлорид, магния хлорид, меди

(II) хлорид, натриябромид, натрия фторид, натрия хлорид, цинка хлорид)

Набор "Сульфаты, сульфиды, сульфиты" (алюминия сульфат, аммония сульфат, железа

(II) сульфид, железа (II) сульфат, 7-ми водный, калия сульфат, кобальта (II) сульфат, магния сульфат, меди (II)) сульфат безводный, меди (II) сульфат 5-ти водный, натрия сульфид, натрия сульфит, натрия сульфат, натрия гидросульфат,никеля сульфат

Набор "Карбонаты" (аммония карбонат, калия карбонат, меди (II) карбонат основной, натрия карбонат, натрия гидрокарбонат)

Набор "Фосфаты. Силикаты" (калия моногидроортофосфат, натрия силикат 9-ти водный, натрия ортофосфат трехзамещенный, натрия дигидрофосфат)

Набор "Ацетаты. Роданиды. Соединения железа" (калия ацетат, калия ферро(II) гексацианид, калия ферро (III) гексационид, калия роданид, натрия ацетат, свинца ацетат) Набор "Соединения марганца" (калия перманганат, марганца (IV) оксид, марганца (II) сульфат, марганца хлорид)

Набор "Соединения хрома" (аммония дихромат, калия дихромат, калия хромат, хрома (III) хлорид 6-ти водный)

Набор "Нитраты" (алюминия нитрат, аммония нитрат, калия нитрат, кальция нитрат, меди (II) нитрат, натрия нитрат, серебра нитрат)

Набор "Индикаторы" (лакмоид, метиловый оранжевый, фенолфталеин)

Набор "Кислородсодержащие органические вещества" (ацетон, глицерин, диэтиловый эфир, спирт н-бутиловый, спирт изоамиловый, спирт изобутиловый, спирт этиловый, фенол, формалин, этиленгликоль, уксусно- этиловый эфир)

Набор "Углеводороды" (бензин, гексан, нефть, толуол, циклогескан)

Набор "Кислоты органические" (кислота аминоуксусная, кислота бензойная, кислота масляная, кислота муравьиная, кислота олеиновая, кислота пальмитиновая, кислота стеариновая, кислота уксусная, кислота щавелевая)


1шт

Кадровое обеспечение Кадровое обеспечение – программа «Занимательное естествознание » реализуется педагогом, имеющим высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, первую квалификационную категорию и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.

Ермакова Татьяна Сергеевна – стаж педагогической работы – 19 лет, образование – , высшее педагогическое РГППУ-2005, по специальности «инженер - педагог по технологии и оборудованию тяжелого машиностроения, 1 квалификационная категория, учитель физики и химии.




ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ


Проводятся текущий контроль, промежуточная аттестация, аттестация по итогам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательное естествознание».

Система проверки уровня освоения программы

Игры, викторины, турниры, итоговые занятия, участие в олимпиадах: городских, специализированных, на уровне учреждения дополнительного образования.

Участие в исследовательских конференциях и конкурсах - на уровне учреждения дополнительного образования, общегородских, краевых, всероссийских и международных.

Участие в биологических и экологических олимпиадах разного уровня, проводимых в объединении, учреждении, муниципалитете является проверкой не только полученных теоретических знаний, но и их практического осмысления.

Конференции исследовательских работ позволяют оценить эффектив- ность и степень освоения материала по исследовательской деятельности. Представление исследовательских работ допускается в форме устного доклада. При этом каждому учащемуся необходимо соблюдать соответствующие требования, которые и являются критериями оценки (см.: раздел «Методическое обеспечение программы»).

Данная форма контроля способствует формированию у обучающихся ответственности за выполнение работы, логики мышления, умения говорить перед аудиторией, отстаивать своё мнение, правильно использовать необходимую научную терминологию, корректно и грамотно вести дискуссию.

Учащиеся, успешно освоившие программу, получают грамоты, дипло- мы и призы.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
  • фото, видеозаписи;

  • грамоты;

  • оформленные исследовательские работы;

  • свидетельства, сертификаты;

  • статьи.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результа-

тов:

  • научно-практические конференции, конкурс инструментальных ис-

следований окружающей среды, слеты, фестивали, чтения.

  • праздники, акции, итоговые отчеты по окончанию года («Выбери жизнь»);

  • портфолио;

  • статьи, публикации;

  • поступление выпускников по профилю.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Показателями результативности служат сформированные компетенции, которыми должны обладать учащиеся при переходе от одного образовательного уровня на другой. Результативность деятельности по программе, также определяется следующими критериями:

  1. Результатами участия в конкурсах, конференциях и в олимпиадах. Дети, обучающиеся по программе становятся победителями районных,

городских, краевых конкурсов и конференций.

  1. Публикациями учащихся о своей научно-исследовательской дея- тельности.

Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся публикуют свои доклады, сообщения и тезисы в различных журналах и сборниках (иногда совместно с руководителями).

Все перечисленные критерии вносятся в личное портфолио учащегося.

Для осуществления мониторинга личностного роста разработана карта личностного роста учащихся, которая заполняется в течении каждого учебного года (вводный, промежуточный и итоговый этапы) в ходе релизации программы.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами.

Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их большую подвижность, неустойчивость внимания. Необходима постоянная смена деятельности форм и методов в процессе занятия. Все они должны способствовать выработке сознательного и бережного отношения ко всему живому.

Теоретическая часть занятия должна быть краткой, можно использовать наглядные пособия, интерактивные средства обучения. Практические работы выполняются по звеньям. Соблюдение техники безопасности при работе с оборудованием входит в учебно-воспитательные задачи объединения. В конце каждого занятия полезно проводить взаимоконтроль, обязательно подводятся итоги.

Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям.

Экскурсии в природу дают возможность руководителю углубить интересы учащихся, помогают формировать дружбу в коллективе, приобрести навыки исследовательской деятельности, трудолюбие, ответственность и самостоятельность.




























Список литературы Литература для педагога:
  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения М.: Педагогика, 2011.

  2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/Под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.

: Просвещение, 2008

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2014

  3. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo

  4. Баженова О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в нашей жизни"// Химия в школе.-2005.-№ 3.

  5. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика. – М.: МАКС Пресс. 2010. – 80 с.

  6. Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.

  7. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. – М.: Изд-во «Экзамен», 2013. – 831 с.

  8. «Основы химии»: программа развивающего курса для начальной школы/ С.В. Пашкевич, УрФУ, лицей № 130, 2011. 28 с.

  9. Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища".// Химия в школе.-2005.- № 5.

  10. Яковишин Л.А. химические опыты с лекарственными веществами.

// Химия в школе.-2004.-№ 9.


Литература для учащихся:
  1. Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2014.

  2. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с решениями и ответами. М.: АРКТИ, 2015.

  3. Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.

  4. Мультимедийный учебник «Химия. 8—9».


Для углубленного изучения детям на выбор предлагается выполнение индивидуальных учебно-исследовательских работ.

Учебно-исследовательские проекты:

«Оценка эффективности фильтров для воды»

«Экологическая оценка воздушной среды в школьных кабинетах»

«Выращивание кристаллов в различных условиях»

«Экологическая оценка почв»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!