СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА тренинга на развитие осознанного отношения к профессии, командообразования и формирование учебной мотивации «Адаптационный тренинг»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наличие высокого процента выпускников средних специальных заведений, профессионально-технических колледжей, нашедших работу не по своей специальности, заставляет менять подход к профессиональному образованию. Важными факторами успешного овладения студентом профессиональными компетенциями являются: осознанное отношение студента к образованию, высокая мотивация к обучению, ознакомление на начальной стадии профессионального обучения с профессиограммой и составление дорожной карты, психологическое сопровождение адаптационного периода.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА тренинга на развитие осознанного отношения к профессии, командообразования и формирование учебной мотивации «Адаптационный тренинг»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г.СЕВАСТОПОЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ КОЛЛЕДЖ»






ПРОГРАММА

тренинга на развитие осознанного отношения к профессии, командообразования и формирование учебной мотивации «Адаптационный тренинг»


Для групп студентов первого курса







Подготовил:

Мастер производственного обучения

Скатков В.В.









Севастополь

2018



Пояснительная записка.

Система образования претерпевает ряд изменений, особенно заметных на протяжении последних двух десятилетий. Новые экономические условия предъявляют особенные требования к качеству образования. От выпускника колледжа требуется не только наличие компетенций в профессиональной сфере, но и умение работать в команде, развитые коммуникативные и лидерские качества, осознанное отношение к профессии.

Наличие высокого процента выпускников средних специальных заведений, профессионально-технических колледжей, нашедших работу не по своей специальности, заставляет менять подход к профессиональному образованию. Важными факторами успешного овладения студентом профессиональными компетенциями являются: осознанное отношение студента к образованию, высокая мотивация к обучению, ознакомление на начальной стадии профессионального обучения с профессиограммой и составление дорожной карты, психологическое сопровождение адаптационного периода.

В результате четырёхчасового тренинга, направленного на осознание профессионального выбора, на повышение мотивации к обучению, на формирование команды, студенты получат навык группового взаимодействия, уточнят представления о профессии и о себе, что позволит им лучше адаптироваться в новой ситуации обучения.

Цель тренинга: создание условий для формирования осознанного, мотивированного и адаптивного студента-коллективиста.

Задачи:

Личностные:

  • Создать условия для формирования у первокурсников осознанной учебной и профессиональной мотивации;

  • Содействовать формированию навыка самопрезентации;

  • Способствовать выявлению лидеров группы;

Интеллектуальные:

  • Содействовать осознанию профессиональных качеств и требований профессии, способности соотносить эти требования и собственные ресурсы;

  • Способствовать формированию навыков планирования;

Коммуникативные:

  • Содействовать объединению участников тренинга в команду;

  • Создать условия для формирования позитивных внутригрупповых взаимоотношений и взаимодействий;

  • Способствовать развитию коммуникативных навыков и навыка ориентации на командную цель;

Ожидаемый результат:

  • Осознание участниками тренинга себя в роли студента колледжа;

  • Осознание студентами своей мотивации на приобретение профессиональных компетенций;

  • Получение участниками группы опыта позитивного и эффективного взаимодействия в команде;

  • Осознание значимости командной работы для повышения эффективности работы;

  • Овладение навыками взаимодействия в команде, получения навыков командной коммуникации;

  • Осознание необходимости структурирования группы и подчинения лидеру для повышения эффективности работы;

  • Выявление лидеров команды;

  • Осознание собственных ресурсов;

  • Осознание участниками требований к профессии и соотнесение этих требований со своими ресурсами;

  • Тренировка навыков самопрезентации и самостоятельной интеллектуальной работы;

  • Уточнение представлений о требованиях, предъявляемых к профессии.

Время:

Занятие 4 часа (2 пары);

Целевая аудитория:

Студены первого курса;

Количество участников:

23-30 человек (студенческая группа);

Оборудование и материалы:

  • Бланки анкет;

  • Бейджики по количеству участников (или листочки бумаги и канцелярские булавки);

  • Фломастеры, ручки, маркеры;

  • Бумага форматов А-5, А-4;

  • Флип-чарти маркер или доска и мел;

  • Мешочек с мелкими предметами: скрепкой, пуговицей, и т.д. или колода метафорических ассоциативных карт;

Схема проведения тренинга:

Название этапа, названия упражнений

Необходимые ресурсы

Время

1.

Организационный этап: знакомство, представление цели и задач тренингового занятия. Оформление бейджа. После оформления бейджей можно объединить участников в пары или группы по 3-5 участников и дать возможность познакомится внутри пары или малой группы.

Бейджи, фломастеры, ручки.

10 минут

2.

Принятие правил работы (мозговой штурм). Оформление правил на доске.

Доска, мел.

3 минуты

3.

Работа с ожиданиямиот тренинга.


2 минуты

4.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…» (кто пил утром кофе, кто пил чай, кто чистил зубы, кто выспался, кто рад, что он студент, кто живёт в Севастополе и т.д. Участники располагаются стоя или сидя по кругу и меняются местами в соответствии с заданием тренера. Запрет занимать соседнее место.)Цель: создание условий для двигательной активности, создание непринуждённой атмосферы, освоение пространства, в котором будет проходить тренинг.


3 минуты

5.

Упражнение «Имя и движение». Цель: знакомство участников тренинга, создание непринуждённой атмосферы на тренинге. Участники располагаются по кругу стоя и, называя своё имя, сопровождают его каким-нибудь действием: приседанием, поклоном, взмахом руки и т.д. Тренер называет своё имя и сопровождает имя жестом, участник слева называет имя тренера, повторяя движение, затем называет своё имя, сопровождая его своим движением, каждый последующий участник, прежде, чем назвать своё имя называет имена предыдущих участников. В завершении тренер повторяет имена всех участников. И после этого все участники хором повторяют по очереди имена и вместе повторяют движения)


3-4 минуты

6.

Упражнение «Молекулы».Цель: создание условий для двигательной активности, создание непринуждённой атмосферы, освоение пространства, в котором будет проходить тренинг, объединение в пары для выполнения следующего упражнения. Участники хаотически перемещаются по аудитории и по сигналу ведущего объединяются в молекулы с указанным количеством атомов (2-7-3-5-4-2). Завершается упражнение созданием молекул из 2 человек каждая для выполнения следующего задания.


3 минуты

7.

Упражнение «10 фактов о нас».Цель: помочь участникам увидеть и осознать то, что может их объединять. Участникам надо записать 10 общих фактов в парах, четвёрках, восьмёрках. По минуте на пару, четвёрку, восьмёрку. Шеринг: легче было работать в парах или в группе, какие факты оказались неожиданными.

Листы формата А-5 и А-4, ручки, фломастеры.

5 минут

8.

Упражнение «Команда похожа на…»Цель: создать условия для осмысления многоаспектности команды. («Волшебный мешочек»). Из мешочка по очереди достаются предметы, участники аргументируют, чем группа похожа на скрепку, ручку, лезвие и т.д. Вариант проведения: из колоды метафорических карт в закрытую вытянуть карточку и подумать, какой из аспектов команды иллюстрирует выбранное изображение.

Мешочек с разнообразными предметами. Или колода метафорических ассоциативных карт.

10 минут

9.

Упражнение «Устный счёт». Не сговариваясь досчитать до 30 (число должно соответствовать количеству участников), называя числа последовательно без пауз и повторов, и, называя число, вставать и оставаться стоять, пока не ошибутся товарищи или не будет выполнено упражнение.Цель:создать условия для двигательной активности, проиллюстрировать значимость эмпатии.

Удивительно, но после рассказа о том, что для команды важно не лидерство каждого, а умение чувствовать друг друга, 90 % групп с первого раза (даже не глядя друг на друга) доходят до финала.


5 минут

10.

Упражнение «Левитация».Цель: показать силу команды. Инструкция добровольцу: постарайтесь довериться команде. Инструкция команде:ваша задача поднять одного члена команды на пальцах.

Один участник ложиться на стол. Все остальные встают вокруг. Руки участников сжаты в кулак, работают только указательные пальцы. С помощью указательных пальцев команда поднимает участника, лежащего на столе. Выглядит как фокус и для многих участников (особенно тех, кого поднимают), это становится очень сильным упражнением.

Шеринг: что чувствовали при выполнении этого упражнения, чему упражнение учит.


5 минут

11.

Упражнение «Войди в круг».Цель: создать условия для осмысления важности умения договариваться и значимости способности видеть потребности других людей.

Задание для 5 добровольцев войти в круг товарищей. Задание группе, стоящей по кругу: держаться за руки, вести хоровод и не впускать товарищей, прорывающихся силой. Впустить только того, кого захочется. Шеринг: почему не всем удалось войти в круг, какая тактика оказалась эффективной.


10 минут

12.

Притча «Уроки гусей».

Текст притчи.

5 минут

13.

Диагностический блок. Раздать участникам бланки анкет и после заполнения анкет дать возможность ребятам получить о себе информацию (обработать анкеты по 2 методикам).

Бланки тестов, ручки.

25 минут

Всего:

90 минут

Перерыв

1.

Упражнение «Австралийский дождь», выполнение по кругу в обе стороны. Шеринг: какое отношение к себе от соседей почувствовали, и что постарались передать соседям сами. (См. Приложение.) Цель: раскрепощение участников, создание позитивного настроя на неформальное общение.


3 минуты

2.

Упражнение «Шкала». Цель: создать условия для осмысления своей успешности в выбранной профессии.

Тренер предлагает участникам встать у той стены помещения, которая символизирует ноль процентов владения будущей профессией и медленно двигаться к противоположной стене, символизирующей 100%, занять место, соответствующее его внутреннему ощущению на данный момент. Затем участники объединяются в пары (по близости расположения в пространстве) и обсуждают, почему выбрали именно этот уровень. Затем можно предложить найти идеальный уровень владения профессией для себя и также обсудить результат в парах.


7 минут

3.

Мозговой штурм: образ профессии. Цель: актуализировать представления о выбранной профессии.

Доска, мел, профессиограмма (для тренера)

5 минут

4.

Объединение в группы: красный, жёлтый, зелёный путём простого расчёта.


2 минуты

5.

Работа в группах, составление рекламного ролика«Портрет профессионала». Презентация. Шеринг: что общего во всех работах, в чём креатив каждой команды.Цель: создать условия для творческого осмысления выбранной профессии.


10 минут

6.

Индивидуальная работа: мои качества, помогающие/ мешающие овладению профессией. Цель: создать условия для осмысления личной ответственности за свою успешность/неуспешность в профессии. Участники записывают на лист в две колонки свои качества, помогающие и мешающие овладению выбранной профессией. Затем в парах обсуждают полученный результат. Шеринг: что удивило в работе партнёра. Что делать, если качеств, мешающих овладению профессией меньше?

Бумага, ручки.

5 минут

7.

Упражнение «Дракон, принцесса, самурай».Цель: создание условий для двигательной активности, неформального отношения в группе и раскрытию творческого потенциала. Две команды играют до победы одной из команд. Дракон побеждает принцессу, принцесса самурая, самурай побеждает дракона. На каждого персонажа выполняется своя фигура со звуковым сопровождением. Команды совещаются, и одновременно все участники показывают одну из фигур. (См. Приложение.)


3 минуты

8.

Упражнение «Модель делового конструктивного общения». Цель: создать условия для осмысления факторов, влияющих на конструктивные аспекты общения и факторов, разрушающих общение.

Группа объединяется в 4 команды и каждая команда создаёт модель делового конструктивного общения. Затем кратко презентует результат своей работы. Потом команды обмениваются своими моделями и 2 команды получают задание показать, как коррупция разрушает деловое конструктивное общение, а 2 другие команды должны показать, как терроризм разрушает деловое конструктивное общение. После презентаций деструктивных последствий плакаты возвращаются группам, создавшим их на первом этапе упражнения и задача группы восстановить модель делового конструктивного общения. Шеринг: какие выводы сделали?

Листы бумаги А-3, фломастеры.

30 минут

9.

Упражнение «Синквейн». Составление синквейна на тему своей будущей профессии («Корабел», «Судоремонтник» и т.д.)Цель: создать условия для творческого осмысления своей профессии.

Блокноты, ручки.

10 минут

10.

Релакс-пауза «Место моей силы».

Текст, музыка.

5 минут

11.

Работа с ожиданиями тренинга


2 минуты

12.

Рефлексия «Сегодня я… потому что…Важным для меня было… Мне не хватило… Я осмыслил… Стоит подумать над…»


8 минут

Всего:

90 минут


Приложение.

Упражнение «Австралийский дождь». На каждый элемент текста выполняется массажное движение на спине впереди стоящего человека. Участники располагаются по кругу в колонну по одному. Ведущий говорит: «Когда в Австралии дует ветер (ладони растирают спину), он собирает облака и начинают падать первые капли дождя (короткие прикосновения пальцами). Дождь усиливается (похлопывание ладонями), ещё усиливается (постукивание кулаками), гремит гром (к движениям рук присоединяется топание ногами по полу), и дождь начинает стихать (похлопывание ладонями), падают последние капли дождя (короткие прикосновения пальцами), ветер разгоняет облака (ладони растирают спину), и выглядывает солнце (все разворачиваются лицом в круг и поднимают руки над головой).» Потом участники разворачиваются на 180 градусов и «благодарят» за массаж товарищей, делая упражнение ещё раз.

Шеринг: какое отношение к себе от соседей почувствовали, и что постарались передать соседям сами.


Упражнение «Дракон, принцесса, самурай». Две команды играют до победы одной из команд. Принцип игры такой же, как в «Камень, ножницы, бумага». Дракон побеждает принцессу, принцесса самурая, самурай побеждает дракона. На каждого персонажа выполняется своя фигура со звуковым сопровождением. Команды совещаются, и одновременно все участники показывают одну из фигур.Дракон: шаг вперед с поднятием вверх рук, пальцы разведены, будто в руках яблоки. Звуковое сопровождение: Рычание. Принцесса: руки по швам, ладони параллельно полу, короткие семенящие шажки на месте. Звуковое сопровождение: «Ти-ти-ти». Самурай: выпад вперёд одновременно с рубящим движением руками. Звуковое сопровождение: «Киии-я».


Синквейн(от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Например, так может выглядеть синквейн «Студент»:

Студент

Голодный, уставший

Учится, общается, не спит

Через тернии к звёздам

Профессионал.


Притча «Уроки гусей»

Хочу представить Вам очень интересную информацию: поучительное наблюдение учёных или почему гуси кричат когда летят в стае…

Если вы когда-либо наблюдали за косяком гусей, летящим к югу на зимовку, вам, возможно, интересно будет узнать, что ученые объяснили, почему стая летит клином.

В ходе исследования выяснилось, что каждая птица, взмахивая крыльями, обеспечивает подъем для птицы, находящейся непосредственно за ней. Благодаря такому построению вся стая увеличивает скорость полета по меньшей мере на 71% по сравнению со скоростью, которую может развить каждая птица в отдельности.

Урок: Люди, согласованно двигающиеся в одном направлении с другими, а также чувствующие локоть идущего рядом, могут попасть туда, куда им нужно быстрее и легче, потому что они могут положиться друг на друга.

Стоит одному гусю выпасть из общей стаи и попытаться лететь в одиночку, как он сразу же чувствует тяжесть и сопротивление. И он возвращается в стаю, чтобы воспользоваться подъемной силой, создаваемой впереди летящей птицей.

Урок: Если бы мы были также разумны как птицы, мы бы остались в строю с теми, кто ведет нас вперед, и мы бы хотели принять их помощь также, как и поделиться своей.

Когда вожак устает, он возвращается в конец косяка, и другой гусь встает во главе стаи.

Урок: Выполнять тяжелую работу по-очереди гораздо легче. Люди, также как и птицы, взаимно заменяют друг друга.

Гуси в конце стаи кричат, поощряя тех, кто впереди не сбавлять скорость, подталкивая первых вперед.

Урок: Что кричим мы, находясь позади своих лидеров?

И, наконец, если гусь, заболев или получив ранение, выпадает из стаи, два других гуся тоже покидают стаю и следуют за ним, чтобы оказать ему помощь и поддержку. Они остаются с этим гусем до тех пор, пока он не поправится или не умрет, а затем отправляются в путь сами или с другой стаей догонять своих.

Урок: Если бы мы были также разумны, как гуси, мы бы тоже поддерживали друг друга не только в трудные времена, но и тогда, когда мы сильны.

Тот, кто первый сказал о другом человеке “глуп, как гусь”, вероятно, мало знал о гусях.

Очень интересно и поучительно, а главное – наводит на кое-какие мысли, не правда ли?


Круг и я

Цели:

• дать возможность участникам тренинга проявить лидерские качества;

• обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно существующим условиям;

• поупражняться в способности убеждать как в навыке, необходимом для лидера;

• изучить влияние соперничества на групповое взаимодействие.

Размер группы: оптимальное количество участников 8-15 человек.

Ресурсы: не требуются. Упражнение можно проводить и в помещении, и на открытой площадке.

Время: 20 минут.

Ход упражнения

Для этого упражнения потребуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру.

Участники образуют тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного героя.

Ему дается всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, комплименты), искренностью убедить круг и отдельных его представителей впустить его в центр.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесный и сплоченный круг, взявшись за руки…

Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов померяться с кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали!

Завершение

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения игроков. Как они вели себя здесь, а как - в обычных житейских условиях? Есть ли разница между смоделированным и реальным поведением? Если данет, то почему?

А теперь снова вернемся к упражнению, немного изменив задачу. Каждый, кто решится сыграть против круга, обязан будет избрать и продемонстрировать абсолютно не свойственную ему стратегию поведения. Мы ведь в театре, вот и потребуется стеснительному сыграть роль самоуверенного, даже нагловатого, гордому - "бить на жалость", а тому, кто привык к агрессивному поведению, убеждать круг тихо и абсолютно интеллигентно… Попытайтесь максимально вжиться в новую роль.

Завершение: обсуждение упражнения.

Легко ли играть по чужому сценарию? Что дает нам вхождение в роль, в поведенческий стереотип другого человека? Что нового я открыл в себе, в товарищах?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!