Пояснительная записка
Рабочая программа кружка общекультурного направления развития личности вокально-хореографический кружок «Некогда скучать» для учащихся 8-13 лет составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на 2016-2020 годы, Программы Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы, указывает на то, что «образовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, опираясь на национальные традиции».
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена не только важностью создания условий для формирования у учащихся навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, но и формированием патриотического сознания, гражданственности.
Программа «Некогда скучать» направлена на реализацию требований образовательной программы общего образования: художественного образования через приобщение к народному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, творческих способностей учащихся, патриотических чувств к стране.
Отличительной чертой программы является приобщение к культуре русского народа и других народов мира через песню и танец, так как именно в этом возрасте происходит этническая идентичность учащихся.
Основные цели и задачи программы
Цель: формирование интереса к искусству через изучение эстрадных песен и танцев
Задачи:
1.Обучающие: изучить основы песен и танцев, их творческих и исполнительских закономерностей; формировать специальные (ритмичность, музыкальность, диапазон певческого голоса) и общие компетенции (уважение к культуре других народов и народностей, умение взаимодействовать с партнером, выстраивание коммуникации, развитие познавательных, творческих способности, организаторских способностей) на основе овладения и освоения программного материала.
2.Развивающие: развивать творческую активность, вокально-хоровые и танцевальные навыки.
3.Воспитывающие: воспитать уважение и любовь к традициям своего народа и других народов мира; прививать навыки самостоятельной и коллективной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные:
- уважение и любовь к традициям своего народа и других народов мира;
- развитие музыкально-эстетического чувства;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной творческой деятельности;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и коллективной деятельности.
Метапредметные:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
-использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений;
- участие в жизни школы, города и региона, общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметные
-сформированность первоначальных представлений об основах народной культуры, песен и танцев, их творческих и исполнительских закономерностей;
-сформированность основ народного искусства, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и творческой деятельности;
-умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;
-использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-хореографических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Учебный планы.
Содержание и виды работы | Количество часов | Формы аттестационного контроля |
Всего | Теория | Практика |
1год обучения | 140 | 28 | 112 | |
Раздел 1. Изучение своеобразия народной культуры Знакомство с народными традициями, обычаями русского народа и других народов России. Слушание, просмотр видеосюжетов, анализ музыкальных произведений. | | 35 | 7 | 28 | Участие в концертах, мероприятиях, проведение конкурсов |
Раздел 2. Исполнение одноголосных произведений (материал отбирается совместно с учащимися) | | | | Вокально-хоровая работа: - пение учебно-тренировочного материала (работа с текстом, вокально-хоровыми навыками: певческое дыхание, артикуляция, дикция, звуковедение, унисон) Пение одноголосных произведений. | | 35 | 8 | 28 |
Раздел 3. Исполнение произведений с хореографическими элементами | | | | Отработка элементов хореографии. Соединение песни и танца в единый художественный образ. | | | | | | | 35 | 5 | 28 |
Раздел 4. Мероприятия воспитательно-познавательного характера | Концертные выступления. | | | | | 35 | 8 | 28 |
Концертная и конкурсная деятельность
вокально-хореографического кружка «Некогда скучать»
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | «День пожилых людей» «День Учителя» «Осенний бал» | октябрь |
2. | «День матери» | ноябрь |
3. | Новогодний концерт. | декабрь |
4. | «Парад талантов» | январь |
5. | «День Защитника Отечества» | февраль |
6. | « 8 Марта» | март |
7. | «Весёлый концерт», посвященный 1 апреля. | апрель |
8. | «День Победы» | май |
Содержание учебных планов.
Раздел 1. Изучение своеобразия народной культуры
Теоретические занятия: знакомство с народными традициями, обычаями русского народа и других народов России.
Практические занятия: слушание музыки, песен и просмотр видеосюжетов в исполнении народных мастеров, профессиональных певцов, танцоров, детских фольклорных коллективов. Беседа о прослушанных произведениях.
Раздел 2. Исполнение одноголосных произведений (материал отбирается совместно с учащимися)
Пение учебно-тренировочного материала
Показ и работа над постоянными упражнениями, объяснение цели и задачи упражнения. Распевание на отдельных фрагментах песни с целью впевания данного эпизода.
Пение одноголосных произведений
Теоретические занятия: краткая беседа о жанре песни, о месте бытования, в сочетании с каким обрядом или игрой она исполнялась, о времени её создания. Анализ поэтического текста, объяснение непонятных слов, устаревших выражений.
Практические занятия: показ, исполнение песни. Анализ музыкальной структуры. Разучивание песни. Проговаривание, а затем пропевание отдельных, наиболее трудных в интонационном и вокальном отношении фрагментов произведения.
Раздел 3. Исполнение произведений с хореографическими элементами
Теоретические занятия: мелодия и движение. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры: 4\4, 2\4, 3\4. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворотов.
Практические занятия: выработка правильной красивой осанки, умение легко и бесшумно двигаться, «держать спину». Освоение основных фигур хоровода: «коло»-круг, «стенка на стенку», «воротца», «ручеек», «улитка», «корзиночка», «змейка», «колонна», «прочес».
Разучивание танцевальных шагов с носка: простой шаг вперёд, переменный шаг вперёд. Притоп удар всей стопой; шаг с притопом в сторону; тройной притоп. Выведение ноги на каблук, и приведение её в исходное положение. Ковырялочка – без подскока и с подскоком. Дроби – мелкая непрерывная дробь, с одинарным ударом каблука на месте, с продвижением. Гармошка, припадание, молоточки, верёвочка.
Соединение песни и танца в единый художественный образ.
Раздел 4. Мероприятия воспитательно-познавательного характера
Проведение вечеров отдыха, встречи, посещение концертов и музеев. Совместная работа педагогов, родителей и детей.
Экспедиционная работа
Концертные выступления
Участие творческого коллектива в концертных программах, конкурсах, фестивалях.
Требования к результатам учащихся.
Вокальное пение:
-знать правила пения, владеть понятиями: певческая установка, певческое дыхание, звукообразование, артикуляция гласных, ансамбль, дикция, унисон;
-уметь осмысленно спеть простую песню, соблюдая правила пения;
-правильно брать дыхание;
-осознавать необходимость пения учебно-тренировочного материала;
- петь чисто и слаженно в ансамбле народные песни в унисон;
-понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание, характер голосоведения.
Элементы хореографии:
К концу учебного года дети должны овладеть рядом знаний и навыков:
-знать движения: припадание, боковой шаг, шаг с притопом, ковырялочкку;
- правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку;
-уметь исполнить элементы своего национального танца, движения хода, элементы русского танца – хоровода, перепляса, фигуры хоровода на переменном шаге (цепочка, звездочка, корзиночка);
-различить особенность медленных хороводных и быстрых плясовых ритмов русских и татарских танцев;
-уметь правильно исполнить движения в русском и татарском танцах (для мальчиков);
-уметь импровизировать простую ритмическую фигуру дробных движений в русском танце.
В конце года обучения учащиеся исполняют элементы национальных танцев.
6. Методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение реализации программы
Технические и программные средства обучения
Занятия проводятся в актовом зале , который обеспечен следующей материальной базой: 1 компьютер, проектор, экран, 1 музыкальный центр, 1 фортепиано, CD –диски с музыкальным материалом, видеофильмы, интернет ресурсы.
Формы занятий
Коллективные, групповые и индивидуальные занятия (репетиционная, постановочная работа, мероприятия, концерты, конкурсы, фестивали); беседа, консультация, обсуждение; встречи с представителями этнических культур, дискуссии, круглые столы и др.
Виды деятельности
Слушание музыки; просмотр видео выступлений государственных ансамблей песни и танца; вокально-хоровая работа (работа над вокально-хоровыми навыками: пение учебно-тренировочного материала, разучивание текста песен, дикция, артикуляция, звуковедение, унисон, ансамблевое пение, пение одноголосных произведений); изучение и отработка элементов хореографии; игровая деятельность; концертная деятельность.
Приёмы и методы организации образовательной деятельности
Словесные методы: объяснение, беседа, комментирование чтение, рассказ; игровые методы; практические методы: работа с текстом, показ приемов дикции, правильного дыхания, звукообразования, выразительный показ музыкально-ритмических движений (движение, соответствующее характеру музыки, разнообразие их в соответствии со сменой характера музыки), показ способов и приемов игры на музыкальных инструментах.
Дидактические и методические материалы
- сценарии занятий, сценарии концертных программ, подборка информационной литературы, видеосюжетов, тексты песен.
Формы подведения итогов
- открытое занятие; итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини концерты, праздники с привлечением родителей и других педагогов школы, представителей этнических культур; концертные и конкурсные выступления учащихся.
Список литературы.
1.Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
2.Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. // Образование в современной школе. – 2002. – № 4. – С.58-69
3.Аникин,В.П. Русское устное народное творчество: учебник, 4-е изд., перераб. и дополн. Аникин В.П.- М.: Высшая школа, 2011.
4.Бережная М. С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства // Философские науки. - 2008. - N 4. - С. 58-68.
5.Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебн.- метод.пособие/ под ред.Т.Я. Шпикаловой,. Г.А. Поровской.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2000.
6.Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий./ авт.- сост.В.П.Ватман.-Волгоград: Учитель,2008.
7.Кудрявцева, Т.С. К проблеме культурно – речевой адаптации детей мигрантов [Текст]/Т.С.Кудрявцева // Начальная школа. – 2011 - №5. – С.86 – 88
8.Магомедова А.Н. Теоретические основы терпимости и толерантности / А.Н. Магомедова // Materialy V Miedjynarodnoi naukowi-praktycznei konferencii «Kluczowe aspekty naukowej dzialalnosci – 2009». – 2009. – С. 71-77.
9.Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org 5. Педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org 6. Фестиваль педагогических идей – Режим доступа: http://festival.1september.ru