Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств имени П.И. Чайковского»
муниципального образования город Ноябрьск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету В.02.УП.02.
Творческая мастерская.
«Текстильное творчество. Фетр»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
в области изобразительного искусства
«Живопись»
2020 г.
«Одобрено» Методическим советом МАУ ДО ДШИ им. П.И. Чайковского Протокол от «___» _____ 20 г. № | «Утверждаю» И. о . директора МАУ ДО ДШИ им. П.И. Чайковского ______________________Т.А. Веретенникова «___» _____________ 20 г. |
Разработчик: | Артемьева Юлия Петровна, преподаватель высшей квалификационной категории МАУ ДО «Детская школа искусств им. П.И. Чайковского» Г. Ноябрьск |
Рецензент: | Ткачук Юлия Александровна Методист МАУ ДО «Детская школа искусств им. П.И. Чайковского» Г. Ноябрьск |
Содержание
№ | Наименование раздела | |
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
2. | СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 4 |
3. | ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ | 4 |
4. | ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 5 |
5. | МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | 6 |
6. | ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ | 7 |
7. | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 7 |
8. | ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ | 11 |
9. | МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | 12 |
10. | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 13 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета В.02.УП.02. творческой мастерской «Текстильное творчество. Фетр» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Программа учебного предмета В.02.УП. 02. творческой мастерской «Текстильное творчество. Фетр» определяет содержание и организацию образовательного процесса на отделении изобразительных искусств «Детской школы искусств имени П.И. Чайковского». Творческая мастерская предназначена для детей 1 класса художественного отделения (восьмилетнего курса обучения).
Учебный предмет В.02.УП.02. творческая мастерская «Текстильное творчество. Фетр» в комплексе предметов предпрофессиональной программы «Живопись» примыкает к предметам обязательной части программы.
Программа мастерской «Текстильное творчество. Фетр» направлена не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса , но и на создание оригинальных произведений из необычного материала – фетр, отражающего творческую индивидуальность детей. Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Фетр – прекрасный и универсальный материал для создания творческих работ, он очень прост и удобен в работе с детьми данного возраста и очень нравится детям. Фетр открывает широкие возможности для создания различных изделий – игрушек, аппликаций, украшений, аксессуаров и даже предметов декора интерьера. Работать с фетром также легко, как и с бумагой. Он не осыпается и не вытягивается, хорошо держит форму. Эти качества делают фетр незаменимым для детского творчества, развития мелкой моторики руки и освоения первоначальных навыков шитья, в отличии от других тканей. Превосходство фетра среди других материалов еще и в том, что он не имеет изнаночной стороны и долевой нити, что гораздо упрощает раскрой деталей, легко прошивается иголкой и легко склеивается.
Учебная деятельность учащихся на творческой мастерской «Текстильное творчество. Фетр» направлена на воплощение в материале разнообразных задач, связанных вначале с изготовлением простейших, а затем и более сложных изделий и их художественным оформлением. Учащиеся знакомятся со свойствами фетра, его возможностями, приемами работы и сочетаниями с другими современными материалами (войлок, текстиль, декор). В начале учебного года дети знакомятся с видами ручных швов, учатся использовать нити – мулине в работе, в альбоме для эскизов придумывают творческую работу, а затем воплощают ее в выкройке на картоне и в материале, самостоятельно подбирают к фетру элементы декора и дополнительные материалы. Это могут быть шерстяные нити, войлок, тесьма, пуговицы, ткань и многое другое. Дети с удовольствием посещают мастерскую, учатся самостоятельно искать пути решения той или иной задачи, радуются своему результату, используют в практическом назначении свои работы, с удовольствем используют свои навыки вне творческой мастерской. Приносят новые придуманные эскизы и с желанием их воплощают в реальность.
2.СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Срок реализации программы учебного предмета В.02.УП. 02. творческая мастерская «Текстильное творчество. Фетр» - 1 год в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с 8-летним сроком освоения. Рекомендуемый возраст детей 9-10 лет
(1(8) класс).
3.ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоёмкость учебного предмета «Текстильное творчество. Фетр» при 8-летнем сроке обучения составляет 72 часа; из них 72 часа - аудиторные занятия.
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов |
Классы | | 1 | | |
Полугодия | 1 | | 2 | |
Аудиторные занятия (в часах) | 16 | | 16 | 36 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 16 | | 16 | 36 |
Вид промежуточной аттестации | Зачет | Зачет | 72 |
4.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели:
Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.
Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
4. Формирование понимания основ художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
Задачи:
Обучающие:
- Формирование основ творческой прикладной деятельности.
- Обучение использованию в работе различных материалов и технических приёмов, творческому стремлению к художественной выразительности.
- Обучение практическим навыкам (обучение различным видам рукоделия и видам ручных швов, элементам вышивки, приемам аппликации и валянию на фетре, декорированию различными материалами.).
Развивающие:
- Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти).
- Развитие творческой инициативы.
Воспитательные:
- Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
- Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
- Воспитание волевых качеств учащихся.
- Приобретение детьми опыта творческой деятельности.
- Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира. Воспитание уважительного отношения к традициям разных народов.
- Воспитание уважения к традиционным семейным и общечеловеческим ценностям.
5.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
Объяснительно-иллюстративные методы (демонстрация методических пособий, иллюстраций).
Словесные (объяснение, беседа, рассказ, вопросы, сообщения).
Наглядные (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы).
Частично -поисковые (выполнение вариативных заданий, придумывание эскизов творческой работы.).
Творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах).
Исследовательские, практические (исследование свойств фетра, тканей, а также возможностей других материалов, эксперименты с цветом, формой, декором применением изобразительных средств, выразительных возможностей материалов, обследование объектов).
Эмоциональные (подбор ассоциаций, образов; создание художественных впечатлений, игровых ситуаций).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Предложенный в данной программе тематический ряд заданий носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики.
Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
- Обзорная беседа – знакомство с новой техникой работы в материале;
- Освоение приемов работы в материале;
- Выполнение учебного задания в материале.
6.ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Недельная нагрузка в часах.
Аудиторные занятия:
1 класс – 1 час
7. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
месяц | № | число | Название темы урока | Содержание | Оснащение урока, средства обучения |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1. | 03.09. 04.09. 10.09. 11.09 | «Виды ручных швов. Текстильные материалы и их свойства. Свойства фетра. | Обсуждение и показ различных видов материалов. Знакомство с разными видами швов «вперед иголку», «назад иголку», «петельный», «стебельчатый», «тамбурный»,» «Козлик». | Презентация. Мультимедийное оборудование. Индивидуальный показ. |
2. | 17.09 18.09. 24.09. 25.09. | «Игольница» Фетр, декор. | Рассматривание разных по форме игольниц из фетра, придумывание собственного эскиза в альбоме. Основы и правила раскроя на ткани. Припуски на шов. Выбор вида шва. | Показ слайдов «Игольницы». Схема выкроек разных форм. |
О К Т Я Б Р Ь | 3. | 01.10. 02.10 08.10 09.10 15.10 16.10. | Знакомство со свойствами фетра. Придумывание безвыворотной игрушки «Животное» по выбору детей (мишка, зайчик, сова, енот, кошечка). | Составление выкройки на картоне. Индивидуальный дизайн. Раскрой на материале (фетр), вспомогательные материалы, припуски на шов, принципы раскроя. Соединение частей и их последовательность швом «вперед иголку». | Мультимедийное оборудование. Индивидуальный показ. Работы из фондов. |
| 22.10. 23.10 . | | Соединение частей игрушки, декорирование глаз, туловища. Знакомство с потайным швом | |
О К Т Я Б Р Ь Н О Я Б Р Ь | 4. | 29.10. 30.10. 05.11. 06.11. 12.11 13.11 18.11 19.11 | Безвыворотная игрушка «Ежик» Фетр | Работа по схеме на картоне. Самостоятельное придумывание и зарисовки игрушки. Работа над выкройкой. Работа над раскроем. Выбор цветовых сочетаний материала. Сложные формы (иголки), принципы вырезывания. Сшивание иголок у ёжика, выполнение декоративных швов нитками мулине. Соединение туловища и иголок, набивка. Глазки, нос (пришивание пуговиц) лапки (сшивание) Декорирование (яблоко, ягодка, грибочек на иголки у ежика). | Презентация, фото. Схемы, работы из фондов. |
5. | 26.11. 27.11. 03.12. 04.12. | Чехол для сотового телефона. Фетр. | Эскизы в альбоме . Заготовка выкроек на картоне. Отработка навыка работы петельным швом. Раскрой на материале, припуски на швы, правильный раскрой на материале. Соединение деталей , аппликация на лицевой стороне чехла с вышивкой, сшивание с нижней частью чехла, петелька для закрывания чехла (молния). | Мультимедийное оборудование. Иллюстративный материал, работы из фондов. |
Д Е К А Б Р Ь |
6. | 10.12. 11.12. 17.12. 18.12 24.12 25.12 | « Рождественский носочек», «Символ нового года» Шитье сувенира на новогоднюю тематику. | Отработка навыка работы петельным и швом «вперед иголку» , декоративные швы, умение пришивать пуговицы и бусины. Эскизы. Заготовка выкроек на картоне. Раскрой на материале, припуски на швы, правильный раскрой на материале. Шитье носочка Декорирование носочка новогодними украшениями (снежинки, пайетки, пуговицы, бусины). | Методические пособия, работы из фондов, фотографии. |
Я Н В А Р Ь Ф Е В Р А Л Ь М А Р Т А П Р Е Л Ь М А Й | 7. | 13.01 19.01. 20.01 26.01 27.01 | Миниатюры из фетра (мини панно) | Аппликации и декорирование бисером. Эскизы в альбоме. Эскиз сюжета в круглой или овальной форме. Раскрой на ткани. Порядок пришивания деталей , разноплановость, размеры деталей. Пришивание тесьмы, подбор материалов. Самостоятельное колористическое решение. | Презентация. Схемы, методические пособия. |
8. | 04.02. 05.02. 11.02. 12.02 18.02 19.02 | «Принцесса» ( Шитье куклы с разными нарядами.) | Эскизы в альбоме с разными вариантами одежды. Заготовка выкроек на картоне. Раскрой на материале, припуски на швы, правильный раскрой на материале. | Презентация. Схемы, методические пособия |
9. | 04.03. 05.03. 11.03 12.03. 18.03. 19.03. | Ваза с цветами из фетра с декором. | Эскизы в альбоме, рисование декоративных цветов, дизайн вазы. Заготовка выкроек на картоне (цветы и элементы декорирования вазы). Работа на готовой форме, обшивание фетром. Создание многослойных декоративных цветов из фетра. | Фотографии. Методические пособия. Презентация «Изготовление объемных цветов из фетра». Схемы. |
01.04. 02.04. 08.04. 09.04. 15.04. 16.04. | Косметичка для девочки (фетр). | Эскизы в альбоме. Заготовка выкроек на картоне. Отработка навыка работы разными видами швов, элементы вышивки и валяния. Раскрой на материале, припуски на швы, правильный раскрой на материале. Соединение деталей, валяние на лицевой стороне сумки с элементами вышивки нитями мулине, сшивание с задней частью, вшивание молнии. | Презентация. Схемы, методические пособия. Показ работ детей. |
| 22.04. 23.04. 29.04. 30.04. 06.05. 07.05 13.05. 14.05. 20.05. 21.05 | Сумочка (фетр). | Эскизы в альбоме. Заготовка выкроек на картоне. Отработка навыка работы разными видами швов, элементы вышивки бисером и валяния. Раскрой на материале, припуски на швы, правильный раскрой на материале. Соединение деталей, валяние на лицевой стороне сумки с элементами аппликации , вышивка бисером. Изготовление плетеных ручек. | Презентация. Схемы, методические пособия. Показ работ детей. |
8.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа творческой мастерской «Текстильное творчество. Фетр»
Знание различных видов прикладного творчества.
Умение выполнять различные виды ручных швов, пользоваться иголкой и нитками, знать правила техники безопасности при работе с инструментами.
Знание терминологии различных видов прикладного творчества, приемов создания аппликации, первоначальных навыков валяния.
Знание основных свойств текстильных материалов, фетра, войлока.
Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.
6.Знание основных выразительных средств изобразительного искусства.
7. Умение задумывать творческую работу, делать эскиз в альбоме и выкройку на картоне или кальке.
8.Навыки передачи формы, характера предмета.
9.Умение выбирать колористические решения в материале, декорировать творческую работу.
10.Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения.
11.Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.
12.Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.
13.Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.
9.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям.
Занятия прикладным творчеством – одно из самых больших удовольствий для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами других детей и народных мастеров (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедийных материалов школьной библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсной и выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).
Средства обучения.
Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
Наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски,
интерактивные доски);
Демонстрационные: демонстрационные модели, натюрмортный фонд, работы детей и педагога.
Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
аудиовизуальные: слайд – фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи, фотографии.
10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Груша О.С. «Яркие поделки и аппликации из фетра». Волшебная мастерская. Мои первые шедевры.
Ростов -на-Дону «Феникс», 2015г.
2. Владимирова Екатерина «Игрушки из фетра». Школа развития. Ростов -на-Дону «Феникс», 2015г.
3. Браун Виктория «Войлок и фетр. Стильные и простые модели». Санкт-Петербург Амфора -2014г.
4.Ленгина Юлия «Фантазии из фетра» ООО «Феникс», 2014г.
5. Кнаке Жаннет «Картины из фетра своими руками» Практическое руководство. Издательство Ниола –Пресс.