СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа творческой мастерской "Текстильное творчество. Фетр"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа творческой мастерской "Текстильное творчество. Фетр"»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств имени П.И. Чайковского»

муниципального образования город Ноябрьск













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету В.02.УП.02.

Творческая мастерская.

«Текстильное творчество. Фетр»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы

в области изобразительного искусства

«Живопись»






















2020 г.



«Одобрено»

Методическим советом

МАУ ДО ДШИ им. П.И. Чайковского

Протокол от «___» _____ 20 г. №


«Утверждаю»

И. о . директора МАУ ДО ДШИ им. П.И. Чайковского

______________________Т.А. Веретенникова

«___» _____________ 20 г.







Разработчик:

Артемьева Юлия Петровна,

преподаватель высшей квалификационной категории

МАУ ДО «Детская школа искусств

им. П.И. Чайковского»

Г. Ноябрьск



Рецензент:


Ткачук Юлия Александровна

Методист МАУ ДО «Детская школа искусств им. П.И. Чайковского»

Г. Ноябрьск



















































Содержание


Наименование раздела

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

3.

ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

4

4.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5

5.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

6

6.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

7

7.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7

8.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

11

9.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

12

10.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

13























1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета В.02.УП.02. творческой мастерской «Текстильное творчество. Фетр» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Программа учебного предмета В.02.УП. 02. творческой мастерской «Текстильное творчество. Фетр» определяет содержание и организацию образовательного процесса на отделении изобразительных искусств «Детской школы искусств имени П.И. Чайковского». Творческая мастерская предназначена для детей 1 класса художественного отделения (восьмилетнего курса обучения).

Учебный предмет В.02.УП.02. творческая мастерская «Текстильное творчество. Фетр» в комплексе предметов предпрофессиональной программы «Живопись» примыкает к предметам обязательной части программы.

Программа мастерской «Текстильное творчество. Фетр» направлена не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса , но и на создание оригинальных произведений из необычного материала – фетр, отражающего творческую индивидуальность детей. Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Фетр – прекрасный и универсальный материал для создания творческих работ, он очень прост и удобен в работе с детьми данного возраста и очень нравится детям. Фетр открывает широкие возможности для создания различных изделий – игрушек, аппликаций, украшений, аксессуаров и даже предметов декора интерьера. Работать с фетром также легко, как и с бумагой. Он не осыпается и не вытягивается, хорошо держит форму. Эти качества делают фетр незаменимым для детского творчества, развития мелкой моторики руки и освоения первоначальных навыков шитья, в отличии от других тканей. Превосходство фетра среди других материалов еще и в том, что он не имеет изнаночной стороны и долевой нити, что гораздо упрощает раскрой деталей, легко прошивается иголкой и легко склеивается.

Учебная деятельность учащихся на творческой мастерской «Текстильное творчество. Фетр» направлена на воплощение в материале разнообразных задач, связанных вначале с изготовлением простейших, а затем и более сложных изделий и их художественным оформлением. Учащиеся знакомятся со свойствами фетра, его возможностями, приемами работы и сочетаниями с другими современными материалами (войлок, текстиль, декор). В начале учебного года дети знакомятся с видами ручных швов, учатся использовать нити – мулине в работе, в альбоме для эскизов придумывают творческую работу, а затем воплощают ее в выкройке на картоне и в материале, самостоятельно подбирают к фетру элементы декора и дополнительные материалы. Это могут быть шерстяные нити, войлок, тесьма, пуговицы, ткань и многое другое. Дети с удовольствием посещают мастерскую, учатся самостоятельно искать пути решения той или иной задачи, радуются своему результату, используют в практическом назначении свои работы, с удовольствем используют свои навыки вне творческой мастерской. Приносят новые придуманные эскизы и с желанием их воплощают в реальность.





2.СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Срок реализации программы учебного предмета В.02.УП. 02. творческая мастерская «Текстильное творчество. Фетр» - 1 год в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с 8-летним сроком освоения. Рекомендуемый возраст детей 9-10 лет

(1(8) класс).







3.ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоёмкость учебного предмета «Текстильное творчество. Фетр» при 8-летнем сроке обучения составляет 72 часа; из них 72 часа - аудиторные занятия.

Вид учебной работы,

аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации






Всего часов

Классы


1

Полугодия

1


2

Аудиторные

занятия (в часах)

16


16

36

Максимальная учебная нагрузка

(в часах)

16


16

36

Вид промежуточной аттестации

Зачет

Зачет

72























4.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Цели:

  1. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.

  2. Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.

  3. Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

4. Формирование понимания основ художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.

Задачи:

Обучающие:

- Формирование основ творческой прикладной деятельности.

- Обучение использованию в работе различных материалов и технических приёмов, творческому стремлению к художественной выразительности.

- Обучение практическим навыкам (обучение различным видам рукоделия и видам ручных швов, элементам вышивки, приемам аппликации и валянию на фетре, декорированию различными материалами.).

Развивающие:

- Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти).

- Развитие творческой инициативы.

Воспитательные:

- Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.

- Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

- Воспитание волевых качеств учащихся.

- Приобретение детьми опыта творческой деятельности.

- Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира. Воспитание уважительного отношения к традициям разных народов.

- Воспитание уважения к традиционным семейным и общечеловеческим ценностям.

5.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:

  1. Объяснительно-иллюстративные методы (демонстрация методических пособий, иллюстраций).

  2. Словесные (объяснение, беседа, рассказ, вопросы, сообщения).

  3. Наглядные (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы).

  4. Частично -поисковые (выполнение вариативных заданий, придумывание эскизов творческой работы.).

  5. Творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах).



  1. Исследовательские, практические (исследование свойств фетра, тканей, а также возможностей других материалов, эксперименты с цветом, формой, декором применением изобразительных средств, выразительных возможностей материалов, обследование объектов).

  2. Эмоциональные (подбор ассоциаций, образов; создание художественных впечатлений, игровых ситуаций).



Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.



Предложенный в данной программе тематический ряд заданий носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики.



Программа предлагает следующую схему проведения занятий:


- Обзорная беседа – знакомство с новой техникой работы в материале;

- Освоение приемов работы в материале;

- Выполнение учебного задания в материале.



6.ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.



Недельная нагрузка в часах.



Аудиторные занятия:

1 класс – 1 час





7. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

месяц

число

Название темы урока

Содержание

Оснащение урока, средства обучения

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь


1.





03.09.

04.09.



10.09.

11.09

«Виды ручных швов. Текстильные материалы и их свойства. Свойства фетра.



Обсуждение и показ различных видов материалов. Знакомство с разными видами швов «вперед иголку», «назад иголку», «петельный», «стебельчатый», «тамбурный»,» «Козлик».


Презентация. Мультимедийное оборудование.

Индивидуальный показ.



2.

17.09

18.09.



24.09. 25.09.

«Игольница» Фетр, декор.

Рассматривание разных по форме игольниц из фетра, придумывание собственного эскиза в альбоме. Основы и правила раскроя на ткани. Припуски на шов. Выбор вида шва.

Показ слайдов «Игольницы». Схема выкроек разных форм.


О

К

Т

Я

Б

Р

Ь






3.













01.10.

02.10





08.10

09.10



15.10

16.10.

Знакомство со свойствами фетра. Придумывание безвыворотной игрушки «Животное» по выбору детей (мишка, зайчик, сова, енот, кошечка).



Составление выкройки на картоне. Индивидуальный дизайн.



Раскрой на материале (фетр), вспомогательные материалы, припуски на шов, принципы раскроя.



Соединение частей и их последовательность швом «вперед иголку».

Мультимедийное оборудование.

Индивидуальный показ.

Работы из фондов.


22.10.

23.10 .








Соединение частей игрушки, декорирование глаз, туловища. Знакомство с потайным швом





О

К

Т

Я

Б

Р

Ь





Н

О

Я

Б

Р

Ь







4.


























29.10.

30.10.




05.11.

06.11.





12.11

13.11



18.11 19.11

Безвыворотная игрушка «Ежик» Фетр


Работа по схеме на картоне. Самостоятельное придумывание и зарисовки игрушки. Работа над выкройкой.

Работа над раскроем. Выбор цветовых сочетаний материала. Сложные формы (иголки), принципы вырезывания.


Сшивание иголок у ёжика, выполнение декоративных швов нитками мулине.



Соединение туловища и иголок, набивка.

Глазки, нос (пришивание пуговиц) лапки (сшивание)

Декорирование (яблоко, ягодка, грибочек на иголки у ежика).

Презентация, фото.

Схемы, работы из фондов.

5.














26.11.

27.11.



03.12.

04.12.






Чехол для сотового телефона. Фетр.






Эскизы в альбоме . Заготовка выкроек на картоне.

Отработка навыка работы петельным швом.

Раскрой на материале, припуски на швы, правильный раскрой на материале.

Соединение деталей , аппликация на лицевой стороне чехла с вышивкой, сшивание с нижней частью чехла, петелька для закрывания чехла (молния).

Мультимедийное оборудование.

Иллюстративный материал, работы из фондов.






Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

6.

10.12.

11.12.



17.12.

18.12




24.12

25.12



« Рождественский носочек», «Символ нового года»

Шитье сувенира на новогоднюю тематику.


























Отработка навыка работы петельным и швом «вперед иголку» , декоративные швы, умение пришивать пуговицы и бусины. Эскизы. Заготовка выкроек на картоне.

Раскрой на материале, припуски на швы, правильный раскрой на материале.

Шитье носочка Декорирование носочка новогодними украшениями (снежинки, пайетки, пуговицы, бусины).


Методические пособия, работы из фондов, фотографии.






Я

Н

В

А

Р

Ь






Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь





М

А

Р

Т









А

П

Р

Е

Л

Ь













М

А

Й












7.


13.01


19.01.

20.01


26.01

27.01





Миниатюры из фетра (мини панно)











Аппликации и декорирование бисером.

Эскизы в альбоме. Эскиз сюжета в круглой или овальной форме. Раскрой на ткани. Порядок пришивания деталей , разноплановость, размеры деталей. Пришивание тесьмы, подбор материалов. Самостоятельное колористическое решение.

Презентация. Схемы, методические пособия.

8.

04.02.

05.02.

11.02.

12.02




18.02 19.02

«Принцесса» ( Шитье куклы с разными нарядами.)

Эскизы в альбоме с разными вариантами одежды. Заготовка выкроек на картоне.

Раскрой на материале, припуски на швы, правильный раскрой на материале.


Презентация. Схемы, методические пособия

9.






04.03.

05.03.


11.03

12.03.



18.03.

19.03.

Ваза с цветами из фетра с декором.






Эскизы в альбоме, рисование декоративных цветов, дизайн вазы. Заготовка выкроек на картоне (цветы и элементы декорирования вазы). Работа на готовой форме, обшивание фетром. Создание многослойных декоративных цветов из фетра.




Фотографии. Методические пособия. Презентация «Изготовление объемных цветов из фетра». Схемы.




01.04.

02.04.


08.04.

09.04.



15.04.

16.04.

Косметичка для девочки (фетр).



Эскизы в альбоме. Заготовка выкроек на картоне.

Отработка навыка работы разными видами швов, элементы вышивки и валяния.

Раскрой на материале, припуски на швы, правильный раскрой на материале.

Соединение деталей, валяние на лицевой стороне сумки с элементами вышивки нитями мулине, сшивание с задней частью, вшивание молнии.

Презентация. Схемы, методические пособия. Показ работ детей.


22.04.

23.04.



29.04.

30.04.



06.05. 07.05



13.05. 14.05.

20.05. 21.05

Сумочка (фетр).






Эскизы в альбоме. Заготовка выкроек на картоне.

Отработка навыка работы разными видами швов, элементы вышивки бисером и валяния.

Раскрой на материале, припуски на швы, правильный раскрой на материале.

Соединение деталей, валяние на лицевой стороне сумки с элементами аппликации , вышивка бисером. Изготовление плетеных ручек.

Презентация. Схемы, методические пособия. Показ работ детей.





8.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.





Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа творческой мастерской «Текстильное творчество. Фетр»

  1. Знание различных видов прикладного творчества.

  2. Умение выполнять различные виды ручных швов, пользоваться иголкой и нитками, знать правила техники безопасности при работе с инструментами.

  3. Знание терминологии различных видов прикладного творчества, приемов создания аппликации, первоначальных навыков валяния.

  4. Знание основных свойств текстильных материалов, фетра, войлока.

  5. Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.

6.Знание основных выразительных средств изобразительного искусства.

7. Умение задумывать творческую работу, делать эскиз в альбоме и выкройку на картоне или кальке.

8.Навыки передачи формы, характера предмета.

9.Умение выбирать колористические решения в материале, декорировать творческую работу.

10.Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения.

11.Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.



12.Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.

13.Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.





9.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Методические рекомендации преподавателям.



Занятия прикладным творчеством – одно из самых больших удовольствий для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе.

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами других детей и народных мастеров (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедийных материалов школьной библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсной и выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).

Средства обучения.



  • Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

  • Наглядноплоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски,

интерактивные доски);

  • Демонстрационные: демонстрационные модели, натюрмортный фонд, работы детей и педагога.

  • Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

  • аудиовизуальные: слайд – фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи, фотографии.

10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Груша О.С. «Яркие поделки и аппликации из фетра». Волшебная мастерская. Мои первые шедевры.

Ростов -на-Дону «Феникс», 2015г.

2. Владимирова Екатерина «Игрушки из фетра». Школа развития. Ростов -на-Дону «Феникс», 2015г.

3. Браун Виктория «Войлок и фетр. Стильные и простые модели». Санкт-Петербург Амфора -2014г.

4.Ленгина Юлия «Фантазии из фетра» ООО «Феникс», 2014г.

5. Кнаке Жаннет «Картины из фетра своими руками» Практическое руководство. Издательство Ниола –Пресс.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!