Программа учебного занятия
«Занимательная математика» в школе
будущего первоклассника.
Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии.
Л. С. Выготский.
В постановлении Правительства РФ (октябрь 2001г.) « О Концепции модернизации российского образования за период до 2010 года » особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания, обеспечения условий для качественной подготовки детей к обучению в школе; повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В соответствии с проектом постановления Правительства РФ (декабрь 2004 г.) « Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 года » в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с пяти (пяти с половиной ) лет. В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания, по мнению Н. Ф. Виноградовой требует решение нескольких проблем:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.
Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5-6 лет должен учитывать, что он - дошкольник, то есть готовится к систематическому обучению.
Содержание программы направлено на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса детей и успешного обучения их в школе.
Программа построена на основе следующих принципов:
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром,
- обеспечение познавательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.
Таким образом, целостный курс подготовки к школе поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в первом классе.
Пояснительная записка
Цель программы: Создать условия для развития интереса у детей к учебе, желания и умения работать на уроке.
Задачи программы:
Взаимосвязь изучения занимательной математики с развитием коммуникативно – речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно – нравственных ценностей. Интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, доказывать, объяснять, подтверждать правильность своих высказываний, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
Развитие мелкой моторики рук с использованием упражнений, ритмической и пальчиковой гимнастики. Развитие воображения, памяти, мышления, слухового и зрительного внимания. Работать над развитием речи учащихся, формировать у детей сознательное, в меру их возраста, возможные отношения к математическим понятиям, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию. Научить говорить перед классом, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях.
Таким образом, целостный курс подготовки к школе поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в первом классе.
Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в первый класс?
К ШЕСТИ – СЕМИ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН:
1. Иметь ясное представление о числах и цифрах,
-Знать арабские цифры от 0 до 9,
-суметь перечислить все цифры в прямом и обратном порядке,
-по порядку назвать числа первого десятка в прямом и обратном порядке от 1 до 10 и от 10 до 1,
-Восстанавливать числовой ряд, в котором некоторые числа пропущены,
или находятся не на своих местах,
2. Твердо овладеть навыками количественного числа:
-быстро и точно назвать количество предметов,
-увеличить или уменьшить количество предметов на один, на два,
-определить какая группа предметов больше или меньше.
3.Познакомиться со знаками арифметических действий + и -, знаками равно, больше, меньше и научиться использовать их для записи примеров,
-составлять и решать простые арифметические задачи,
-иметь ясное представление о простых геометрических фигурах.
-знать их название,
-выполнять аппликацию из геометрических фигур, составлять геометрические орнаменты.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («2 больше 1, но меньше 3»), состав числа («3 это 2 и 1, или 3 это 1 и 1 и 1»), определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры и пользоваться ими для определения числа.
Устанавливать соответствия между элементами двух множеств (без пересчитывания), сравнивать множества, формулируя результаты сравнения ( «столько же», «больше», «меньше»), уравнивать множества, получать числа прибавлением или вычитанием.
Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.
Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (влево-вправо, вверх-вниз), выполнять графические диктанты.
Считать предметы, решать стихотворные задачи в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.
Видеть образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы в пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их, по отдельным чертам завершать рисунок.
Учебно-тематическое планирование.
1. Счет предметов. Пространственная ориентировка.
Знакомство с понятиями
одинаковые, разные. Знакомство с понятиями однозначные. двузначные числа.
2. Счет предметов. Пространственная ориентировка. Знакомство с понятием столько же. Графический диктант, ориентировка в пространстве на листе бумаги.
3.Счет в прямом и обратном порядке. Знакомство с понятиями больше, меньше. Сравнение количества предметов( больше, меньше). Знакомство со знаками больше, меньше
4.Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Знакомство с понятиями выше, ниже, знаками плюс и минус.
5.Количественный и порядковый счет. Пространственная ориентировка. Знакомство с понятиями длиннее, короче, шире, уже. Логические закономерности.
6.Пространственная ориентировка. Числовой ряд. Знакомство с понятиями перед, за, между, рядом. . Графический диктант.
7. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Числа 1 и 2. Логические закономерности.
8.Числа 1,2,3. Свойства геометрических фигур. Решение стихотворных задач. . Графический диктант.
9.Числа 1,2,3,4.Сходство и различие геометрических фигур: цвет, форма, размер. Пространственная ориентировка. Устный счет.
10.Числа 1.2,3,4,5.Логические закономерности. Решение стихотворных задач.
11.Число 6. Счет в прямом и обратном порядке. Графический диктант. Развитие внимания
12.. Число 7.Счет в прямом и обратном порядке. Пространственная ориентировка. Графический диктант. Итоговое занятие.