Министерство образования Московской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Сергиево-Посадский колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МО
«Сергиево-Посадский колледж»
_________ Носырева Г.А.
«___»________2017 г.
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 «Основы философии»
для специальности
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования
(по отраслям)
г. Сергиев Посад
2017г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2014 № 344 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)» (зарегистрированного в Минюсте России 17.07.2014 № 33140)
Организация – разработчик: ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»
Разработчик:
преподаватель Горина Р.В.
_______________________________________________
Рецензенты:
_______________________________________________
_______________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Согласована: Зам. Директором по УМР_________Малярова Т.И.
Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Протокол №_____ от «____»_______2017 г.
Председатель ЦК_______ Воробьева О.В.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
1.1 Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО базовой подготовки:
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования
(по отраслям)
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В ходе освоения дисциплины обучающийся должен развивать общие компетенции
(далее – ОК), включающие следующие способности (умения):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки студента 56 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
практические занятия обучающегося 12 часов;
самостоятельной работы обучающегося 8 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 56 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
Практические занятия | 0 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 8 |
в том числе: | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Предмет философии и ее история | | 29 | |
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии | 1 | Становление философии из мифологии. Понятие «Философия » | 2 | 1 |
2 | Предмет и определение философии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: - работа с интернет-ресурсами | 1 | |
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия | 1 | Философия Древней Индии | 2 | 1 |
2 | Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, дзэн-буддизм. | 2 | 1 |
3 | Практическая работа № 1 Античная философия – натурфилософия: Фалес Милетский, Анаксимен Анаксимандр, Гераклит, школа атомистов; Пифагор | 2 | 1 |
4 | Классическая и эллинистическая философия Древней Греции: стоики, киники, скептики, эпикурейцы. Платон, Сократ, Аристотель. | 2 | 1 |
5 | Практическая работа № 2 Философия Средних веков. Философия и религия. Патристика и схоластика. Теоцентризм. | 2 | 1 |
| | |
Самостоятельная работа: - составить ОЛК по теме «Философская школа йоги» | 1 | |
Тема 1.3 Философия эпохи Возрождения и Нового времени | 1 | Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Петрарка, Боккаччо, Макиавелли. Пантеизм и роль человека как творца своей судьбы. | 2 | 2 |
2 | Практическая работа № 3 Философия Нового времени. Тенденции развития. Природа человека, рационализм, эмпиризм, сенсуализм. | 2 | 2 |
3 | Немецкая классическая философия, ее особенности. Основные положения философии Канта, Гегеля, Фейербаха. | 2 | 2 |
| | ? |
Самостоятельная работа: - Составить ОЛК – Социально-экономические предпосылки Просвещения | 1 | |
Тема 1.4 Философия марксизма | 1 | Практическая работа № 4 Марксистская философия. Предпосылки возникновения, основные проблемы, этапы развития. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа:- Составить ОЛК – Карл Маркс – основные труды | 1 | |
Тема 1.5 Современная философия | 1 | Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. Проверочная работа по разделу | 2 | |
| Самостоятельная работа: - Таблица – «Философские представления В.Татищева и Ф.Прокоповича» | 1 | |
| | | |
Раздел 2. Структура и основные направления философии | | 25 | |
Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение | 1 | Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. | 2 | 2 |
2 | Строение философии и ее основные направления | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Составить глоссарий по теме – «Индивидуализированное духовное бытие» | 1 | |
Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания | 1 | Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. | 2 | 2 |
2 | Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания. | 2 | 2 |
|
| | | |
Тема 2.3. Этика и социальная философия | 1 | Исторический процесс. Проблема типологии истории. | 2 | 2 |
2 | Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. | 2 | 2 |
3 | Практическая работа № 5 Философия и глобальные проблемы современности. | 2 | 2 |
4 | Практическая работа № 6 Понятие общественного прогресса, критерии | 2 | 2 |
5 | Концепция многообразия цивилизаций и культур. Теория пассионарности | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Составить ОЛК – гуманистические критерии прогресса Схема – «Культура и цивилизация – различия» | 1 1 | |
Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение | 1 | Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии | 2 | |
2 | Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии. Проверочная работа | 2 | |
Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего: | 56 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции под руководством)
Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин, оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
1. Столы и стулья для учащихся
2. Доска
3. Схемы на доске
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф.
учеб. Заведений. – М.: Изд.центр «Академия», 2013.- 320 с.
Дополнительные источники:
1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-
240с.
2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних
специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с.
3. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений
СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.
4.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.
5. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.
18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.
6. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.
7. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:,
Феникс, 2008.-672с.
Интернет – ресурсы:
http://www.alleng.ru/edu/philos1.htm
http://www.mavicanet.com/directory/rus/23135.html
http://www.aonb.ru/iatp/guide/nauka.html#10
http://edu-navigator.ru/res/14872/
http://www.internet-biblioteka.ru/philosophy
4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины «Основы философии»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного и письменного опроса, практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных творческих заданий.
| Результаты обучения | Коды | Формы и методы контроля и оценки |
| (освоенные умения, усвоенные | формируемых | | результатов обучения | | |
знания) | | профессиональ | | | | | | |
| | | ных и общих | | | | | | |
| | | компетенций | | | | | | |
Умения: | | | | | | | | |
- ориентироваться в наиболее | ОК 1 | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении индивидуальных заданий |
общих философских проблемах | ОК 2 |
бытия, познания, ценностей, | ОК 4 |
свободы и смысла жизни как | |
основы формирования культуры | |
гражданина и будущего | |
специалиста | | |
| | | |
Знания: | | | | | | | | |
- основные категории и понятия | ОК 1 | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении индивидуальных заданий творческих работ |
философии | | ОК 4 |
| | | ОК 5 |
| | | |
| | | |
| | | |
- роль философии в жизни | ОК 1 | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении творческих работ, индивидуальных задач |
человека и общества | ОК 4 |
| | | ОК 5 |
| | | |
| | | |
- основы философского учения о | ОК 2 | Экспертная | оценка | результатов |
бытии | | ОК 4 | деятельности | студентов | | при |
| | | ОК 5 | выполнении | | | |
| | | | индивидуальных | | заданий, |
| | | | других видов текущего контроля. |
| | | | | | | | |
- сущность процесса познания | ОК 1 | Экспертная | оценка | результатов |
| | | ОК 4 | деятельности | студентов | | при |
| | | | выполнении | практических | | работ, |
| | | | индивидуальных | | заданий, |
| | | | |
| | | | | | | | | |
- основы научной, философской | ОК 1 | Экспертная | оценка | результатов |
и религиозной картин мира | ОК 5 | деятельности | студентов | | при |
| | | | выполнении | творческих | | работ, |
| | | | индивидуальных | | заданий, |
| | | | |
| | | | | |
-условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды | ОК 1 ОК 4 ОК 5 | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении самостоятельных работ, творческих индивидуальных заданиях |
-социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | ОК 2 | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении индивидуальных заданий, творческих заданий, самостоятельных работ |
ОК 4 |
ОК 5 |
. |
|
|