ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
Специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях
Смоленск
2022
Программа учебной дисциплины «Техническая механика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях
Организация-разработчик: ОГБПОУ СмолАПО
Разработчики:
Коротких А. А., преподаватель ОГБПОУ СмолАПО
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
1 паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09.
1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ОК, ПК | Умения | Знания |
ОК 01 - ОК 09 ПК 4.1 ПК 4.6 | - читать кинематические схемы; - проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения; - проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; определять напряжения в конструкционных элементах; - производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость; - определять передаточное отношение | - виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики; - типы кинематических пар; - типы соединений деталей и машин; - основные сборочные единицы и детали; - характер соединения деталей и сборочных единиц; - принцип взаимозаменяемости; - виды движений и преобразующие движения механизмы; - виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; - передаточное отношение и число; - методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации |
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 72 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 40 |
практические занятия | 16 |
самостоятельная работа без взаимодействия с преподавателем | 4 |
промежуточная аттестация (экзамен) | 12 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.02 Техническая механика Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся (практические занятия (лабораторные и практические работы), самостоятельная работа, курсовая работа (проект) обучающихся (если предусмотрены)) | Объем часов | Код компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Детали машин и механизмов | | |
Тема №1. Основные положения | Содержание учебного материала | | ОК 01 - ОК 09 ПК 4.1- ПК 4.6 |
1. Машины и механизмы, классификация деталей | |
Самостоятельная работа обучающихся | |
| |
Тема №2. Детали соединения | Содержание учебного материала | | ОК 01 - ОК 09 ПК 4.1- ПК 4.6 |
1. Разъемные соединения деталей | |
2. Неразъемные соединения деталей | |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | |
Практическое занятие № 1. Сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц | |
Самостоятельная работа обучающихся | |
| |
Тема №3. Детали вращательного движения | Содержание учебного материала | | ОК 01 - ОК 09 ПК 4.1- ПК 4.6 |
1. Валы и оси. Опоры валов и осей | |
2. Изучение подшипников качения | |
3. Муфты | |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | |
Практическое занятие № 2. Порядок подбора подшипников по динамической грузоподъемности | |
Самостоятельная работа обучающихся | |
| |
Тема №4. Детали передач | Содержание учебного материала | | ОК 01 - ОК 09 ПК 4.1- ПК 4.6 |
1. Общие сведения о механических передачах | |
2. Зубчатые передачи | |
3. Червячная передача | |
4. Цепная передача | |
5. Передача винт-гайка | |
6. Фрикционная передача | |
7. Ременная передача | |
8. Редукторы | |
9. Вариаторы | |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | |
Практическое занятие № 3. Расчет и построение зубчатой передачи | |
Практическое занятие № 4. Кинематический анализ передач на примере планетарного редуктора | | |
Раздел 2. Основы теоретической механики | | |
Тема №5. Основы статики | Содержание учебного материала | | ОК 01 - ОК 09 ПК 4.1- ПК 4.6 |
1. Основные понятия и аксиомы статики | |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | |
Практическое занятие №5. Условия равновесия плоской системы произвольно расположенных сил | |
Тема №6. Кинематика | Содержание учебного материала | | ОК 01 - ОК 09 ПК 4.1- ПК 4.6 |
1. Скорость и ускорение, движение точки | |
2. Простейшие движения твердого тела | |
3. Сложное движение твердого тела | |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | |
Практическое занятие № 6. Анализ графиков равномерного, равнопеременного движения | |
Тема №7. Динамика | Содержание учебного материала | | ОК 01 - ОК 09 ПК 4.1- ПК 4.6 |
1. Основные понятия и теоремы динамики | |
Раздел 3. Основы сопротивления материалов | | |
Тема №8. Основные положения сопромата | Содержание учебного материала | | ОК 01 - ОК 09 ПК 4.1- ПК 4.6 |
1. Основные понятия сопромата, виды нагрузок | |
Тема №9. Растяжение и сжатие | Содержание учебного материала | | ОК 01 - ОК 09 ПК 4.1- ПК 4.6 |
1. Напряжения и деформации, эпюры сил и напряжений | |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | |
Практическое занятие №7. Расчетно-графическая работа. Практические расчеты при растяжении, сжатии | |
Тема №10. Кручение и изгиб | Содержание учебного материала | | ОК 01 - ОК 09 ПК 4.1- ПК 4.6 |
1. Кручение и изгиб, нормальные и касательные напряжения | |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | |
Практическое занятие №8. Расчет элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации | |
Промежуточная аттестация (экзамен) | 12 | |
Всего: | 76 | |
3 условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины ОП.02 Техническая механика
3.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации программы
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного Кабинета «Инженерная графика и техническая механика»
основное оборудование рабочих мест обучающихся и преподавателя
доска классная
стол преподавателя с ящиками для хранения или тумбой
кресло преподавателя
стол ученический регулируемый по высоте электрифицированный
стул ученический поворотный регулируемый по высоте
шкаф для хранения учебных пособий
доска пробковая/доска магнитно-маркерная
система (устройство) для затемнения окон
многофункциональное устройство/принтер
компьютер преподавателя с периферией интерактивный программно-аппаратный комплекс мобильный или стационарный
интерактивный программно-аппаратный комплекс мобильный или стационарный
вспомогательное оборудование рабочих мест обучающихся и преподавателя
Универсальная Интерактивная Система
комплект учебно-методических материалов для обучающихся и преподавателя
планшетный компьютер для обучающихся
чертежные принадлежности
3.2 Информационное обеспечение обучения реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями
3.2.1. Основные печатные издания
1. И.С. Опарин: Основы технической механики: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И.С. Опарин – 8-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2018. 140с.
2. Живаго Э.Я., Гудимова Л.Н., Епифанцев Ю.А. Техническая механика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Живаго Э.Я. - Издательский центр «Лань», 2020. 324с.
3. В.И. Сетков Техническая механика для строительных специальностей: практикум учебное пособие - М.: Издательский центр «Академия», 2021. 190с.
3. В.И. Сетков Техническая механика для строительных специальностей: практикум учебное пособие - М.: Издательский центр «Академия», 2021. 190с.
4. О.Г. Черноброва Техническая механика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Издательский центр «Кнорус», 2021. 318с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Электронный учебник по дисциплине: “Теоретическая механика”. Форма доступа: http://de.ifmo.ru/bk_netra/start.php?bn=29.
2. Электронный учебный курс по дисциплине “Сопротивление материалов”. Форма до-ступа: http://mysopromat.ru/uchebnye_kursy/sopromat/.
3. Электронный учебный курс по дисциплине “Детали машин”. Форма доступа: http://www.detalmach.ru/.
3.2.3 Дополнительные источники
1. Миронов Б.Г., Панфилова Е.С. Сборник упражнений для чтения чертежей по инженерной графике. – М.: Изд. Центр «Академия», 2016.
2. Феофанов А.Н. Чтение рабочих чертежей. – М.: Изд. Центр «Академия», 2017.
3. Преображенская Н.Г., Преображенская И.Ю. Черчение. Чтение и деталирование сборочных чертежей: Рабочая тетрадь. – М.: Вентана- Граф, 2016.
4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: -виды машин и механизмов, принцип действия; - кинематические и динамические характеристики; - типы кинематических пар; - типы соединений деталей и машин; - основные сборочные единицы и детали; - характер соединения деталей и сборочных единиц; - принцип взаимозаменяемости; - виды движений и преобразующие движения механизмы; - виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; - передаточное отношение и число; - методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации | Устный опрос, решение задач, выполнение практических работ, экспертная оценка по результатам наблюдения за деятельностью студента в процессе освоения учебной дисциплины |
Умения: - читать кинематические схемы; - проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения; - проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; -определять напряжения в конструкционных элементах; -производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость; - определять передаточное отношение | Оценка результатов выполнения практической работы Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы |