СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ Специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях

 

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ Специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях»

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»














ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.10 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ


Специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях
















Смоленск

2023

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях



Организация-разработчик: ОГБПОУ СмолАПО


Разработчики:

Коротких А. А., преподаватель ОГБПОУ СмолАПО



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12



1 паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ


1.1 Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях


1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл (вариативная часть).


1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:


Код ОК, ПК

Умения

Знания

ОК 01ОК 02 ОК 04

ОК 05 ОК 06 ОК 09

ПК 1.1 ПК 1.4

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7



- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составлять план действия; определять необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

- определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач.

- организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

- описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения

- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

-

Вести документацию по предупреждению аварий и (или) инцидентов на опасных производственных объектах

Проверять комплектность и соблюдение сроков эксплуатации средств и материалов для локализации и ликвидации химических аварий на опасных производственных объектах

Проверять соответствие оснащенности и укомплектованности НАСФ на опасных производственных объектах установленным требованиям законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов опасных производственных объектов, своевременность аттестации НАСФ

Использовать средства газового анализа


- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств

- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности

- особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений

- сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения

- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности

- цели и виды профилактических проверок опасных производственных объектов

Периодичность проведения профилактических проверок опасных производственных объектов

Уровни развития аварий и чрезвычайных ситуаций

Перечень документации, разрабатываемой на опасных производственных объектах, для предупреждения и ликвидации химических аварий и их последствий

Периодичность проведения учебно-тренировочных занятий и учений на опасных производственных объектах

Требования к укомплектованности аварийных шкафов на опасных производственных объектах

Требования к организации и функционированию НАСФ на опасных производственных объектах

Способы оповещения персонала опасных производственных объектов при химических авариях

Требования к месту сбора персонала опасных производственных объектов при химических авариях






2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы


62

в том числе:



теоретическое обучение


50

практические занятия


10

самостоятельная работа


0

промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2



2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.10 Материаловедение добавить 2 ч теории

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

(практические занятия (лабораторные и практические работы), самостоятельная работа, курсовая работа (проект) обучающихся (если предусмотрены))

Объем часов

Код компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Структура и свойства материалов


16


Тема.1.1. Общие сведения о материалах и их структуре


Содержание учебного материала

2

ПК 1.1 ПК 1.4

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1.Внутреннее строение материалов. Микроструктура. Кристаллическая структура. Аморфная структура. Макроструктура. Особенности структуры поверхностного и внутреннего слоя.

2

Тема 1.2. Основные теплофизические свойства материалов

Содержание учебного материала

2

ПК 3.5 ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1.Взаимосвязь основных свойств материалов. Теплоемкость. Тепловое расширение. Теплопроводность. Плавление материалов

2

Тема 1.3. Деформативные и прочностные свойства материалов


Содержание учебного материала

2

ПК 3.5 ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

  1. Упругость. Пластичность. Хрупкость. Прочность. Твердость

2

Тема 1.4 Эксплуатационные свойства материалов

Содержание учебного материала

4

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1.Водостойкость. Морозостойкость. Коррозионная стойкость

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ


Практическая работа №1 Физические свойства материалов и методы их изучения


2

Тема 1.5. Пожароопасные свойства материалов


Содержание учебного материала

6

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1.Горючесть. Воспламеняемость. Условия распространения пламени по поверхности. Токсичность продуктов горения

2

2.Дымообразующая способность. Скорость тепловыделения при горении. Кислородный индекс. Температуры вспышки и воспламенения. Температура самовоспламенения.

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ


Практическое занятие №2 Методы определения показателей пожарной опасности материалов»

2

Раздел 2. Каменные материалы


4


Тема 2.1.Природные каменные материалы


Содержание учебного материала

2

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1.Изверженные горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ


Тема 2.2. Искусственные каменные материалы

Содержание учебного материала

2

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1.Строительные растворы и их применение. Бетоны. Керамические материалы. Плавленые материалы.

2

  1. Силикатные материалы. Гипсовые материалы. Асбестоцементные материалы и изделия.

2

Раздел 3. Материалы на основе металлов


8


Тема 3.1.

Чёрные сплавы


Содержание учебного материала

4

ПК 1.1 ПК 1.4

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1.Общие сведения о сплавах. Чугуны и их свойства. Углеродистая сталь и её применение. Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов. Легированные стали

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ


Практические занятия №3 «Распознавание сталей по их маркировке»

2

Тема 3.2. Цветные сплавы


Содержание учебного материала

2

ПК 1.1 ПК 1.4

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1.Классификация цветных сплавов. Сплавы меди Сплавы алюминия Сплавы титана Сплавы магния

2

Тема 3.3. Коррозия металлов

Содержание учебного материала

2

ПК 1.1 ПК 1.4

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1.Сущность коррозии металлов. Виды коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии

2

Раздел 4. Материалы на основе древесины


8


Тема 4.1.

Древесина

и её строение


Содержание учебного материала

4

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1.Общие сведения о древесине. Состав древесины Строение дерева

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ


Тема 4.2.

Виды древесных материалов


Содержание учебного материала

4

ПК 1.1 ПК 1.4

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1.Лесоматериалы. Пиломатериалы и заготовки. Композиционные древесные материалы. Фанера, ДВП. ДСП, МДФ.

2

Модифицированная древесина Сушка древесины. Пропитка антисептиками. Защита от возгорания.

2

Раздел 5.

Материалы на основе ВМС


18


Тема 5.1.

Пластические массы

Содержание учебного материала

4

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1.Высокомолекулярные соединения и их строение. Свойства материалов на основе высокомолекулярных соединений Термопластичные пластмассы Термореактивные пластмассы Состав и применение пластмасс

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ


Практические занятий №4 Изучение образцов пластмасс

2

Тема 5.2. Резина


Содержание учебного материала

2

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1.Общие сведения о каучуках. Состав резины. Виды резины. Резинотехнические изделия

2

Тема 5.3. Теплоизоляционные и акустические материалы

Содержание учебного материал

4

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1.Строение и свойства теплоизоляционных материалов. Виды теплоизоляционных материалов

2

Строение и свойства акустических материалов Виды акустических материалов

2

Тема 5.4. Кровельные и гидроизоляционные материалы


Содержание учебного материал

2

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1.Общие сведения о битумах и дёгтях. Виды кровельных материалов. Герметизирующие материалы

2

Тема 5.5. Снижение пожарной опасности материалов на основе ВМС


Содержание учебного материал

6

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1.Снижение пожарной опасности материалов на основе поливинилхлорида, полиуретана, фенолформальдегидных смол, непредельных олигоэфиров, полиолефинов.

2

Снижение пожарной опасности материалов на основе карбоамидных смол, полистирола,

2

Раздел 6. Отделочные материалы


10


Тема 6.1

Материалы для покрытия полов.



Содержание учебного материал

2

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1.Классификация материалов. Материалы на основе древесины. Линолеумы. Ламинаты. Ковролины

2

Тема 6.2. Материалы для отделки стен. Лакокрасочные материалы.


Содержание учебного материала

8

ПК 2.1 ПК 2.2

ПК 2.4 ПК 3.5

ПК 3.7

ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09

1.Рулонные плёночные материалы Листовые и плиточные материалы Обои.

2

Общие сведения о лакокрасочных материалах.. Красочные составы и их маркировка

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ


Практическая работа №5 Ознакомление с образцами современных отделочных и лакокрасочных материалов.

2

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2


Всего:

66




3 условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины ОП.10 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ



3.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации программы

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- посадочные места по числу обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- рабочая доска;

- комплект наглядных пособий по предмету ОП.10 Материаловедение (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, рабочие тетради, раздаточный материал).

Технические средства обучения:

- телевизор;

- компьютер;

- интерактивная доска;

- проектор.


3.2 Информационное обеспечение обучения реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями


3.2.1. Основные печатные издания

  1. Арзамасов, В.Б. Материаловедение: Учебник / В.Б. Арзамасов. - М.: Academia, 2019. - 224 c.

  2. Вишневецкий, Ю.Т. Материаловедение для технических колледжей: Учебник / Ю.Т. Вишневецкий. - М.: Дашков и К, 2013. - 332 c.

  3. Кобелев, А.Г. Материаловедение. Технология композиционных материалов: Учебное пособие / А.Г. Кобелев, М.А. Шаронов, О.А. Кобелев. - М.: КноРус, 2016. - 288 c.

Дополнительные источники:

  1. Черепахин, А.А. Материаловедение (спо) / А.А. Черепахин, И.И. Колтунов, В.А. Кузнецов. - М.: КноРус, 2017. - 398 c.

  2. Ульянина, И.Ю. Материаловедение в схемах и конспектах. Ч. 1 / И.Ю. Ульянина. - М.: МГИУ, 2018. - 116 c.

  3. Солнцев, Ю.П. Материаловедение: Учебник / Ю.П. Солнцев. - М.: Academia, 2018. - 512 c.


4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины ОП.10 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Результаты обучения


Формы и методы оценки

Знания:

  • виды, классификацию и применение основных строительных материалов;

  • строение и свойства материалов, влияние свойств на пожарную опасность материалов;

  • требования к пожарно-техническим характеристикам строительных материалов;

  • методики определения показателей пожарной опасности материалов.

принципы выбора способов огнезащиты материалов


Устный опрос, решение задач, выполнение практических работ, экспертная оценка по результатам наблюдения за деятельностью студента в процессе освоения учебной дисциплины

Умения:

  • распознавать и классифицировать материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

  • выбирать материалы для конструкций по их пожароопасным характеристикам;

  • осуществлять выбор методов снижения пожарной опасности материалов


Оценка результатов выполнения практической работы Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!