Зам. директора
____________Г.Л. Полежаева
2021 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 15.02.08 Технология машиностроения
Протокол № 1 от «31» августа 2021 г.
Протокол №1 от «31» августа 2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.08Технология машиностроения (базовая подготовка).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы СПО.
Дисциплина «Наукоёмкие технологии в машиностроении» обеспечивается следующими дисциплинами «Технология машиностроения», «Материаловедение», «Электротехника и электроника».
Код, наименование ОК, ПК, ЛР | Умения | Знания |
ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - анализировать конструктивно-технологические свойства детали исходя из ее служебного назначения; -определять возможности использования наукоемких методов обработки; -выполнять схемы базирования детали на операции при использовании наукоемких методов обработки; - выбирать технологическое оснащение технологических операций при использовании наукоемких технологий; - проектировать технологические операции с применением наукоемких технологий; -выбирать режимы обработки деталей с использованием наукоемких технологий. | - теоретические основы наукоемких технологий обработки деталей; - знание технологических особенностей методов проектирования технологических процессов деталей с использованием наукоемких технологий; - знание средств технологического оснащения и инструмента; - знание типовых операций с использованием наукоемких технологий |
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей. |
ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования. |
ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции. |
ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей. |
ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей. |
ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения |
ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения |
ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения. |
ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей |
ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации. |
ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | демонстрация интереса к будущей профессии; оценка собственного продвижения, личностного развития; положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов; ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности; проявление высокопрофессиональной трудовой активности; участие в исследовательской и проектной работе; участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях; соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики; конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде; демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении; проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону; отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве; участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях; добровольческие инициативы по поддержки инвалидов и престарелых граждан; проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся; проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве; участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах; проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической. | – понятия гражданина и защитника великой страны; – принципы честности, порядочности, открытости; понятия экономически активного населения, студенческого и территориального самоуправления; условия добровольчества, формы общественных организаций; – нормы правопорядка; идеалы гражданского общества; принципы обеспечения безопасности; права и свободы граждан России. Понятие субкультур, групп с деструктивным и девиантным поведением. Меры по предупреждению социально опасного поведения окружающих; – понятия труда; сетевой среды, личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа»; – основы родной культуры, истории, этнографии; – понятие старшего поколения, волонтерских движений; меры социальной поддержки; – понятия ценности личности человека, уникальности, формы и виды деятельности; – различные этнокультуры, социальные, конфессиональные и иные группы. Мероприятия по сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства; – правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; меры по предупреждению либо преодолению зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Характеристика психологической устойчивости и принципы ее формирования в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях; – способы защиты окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой; – понятие эстетических ценностей, обладающих основами эстетической культуры; – понятия семейных ценностей, семьи; принципы воспитания детей, демонстрирующих неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания; – принципы ответственности, пунктуальности, дисциплинированности, трудолюбия, критического мышления, нацеленного на достижение поставленных целей; профессиональная жизнестойкость; – представление о возможных ограничителях свободы своего профессионального выбора; – понятие о профессиональной конкуренции, правила конструктивной критики; – представление о изменяющихся условиях на рынке труда, о формах трудовой деятельности, понятие безработицы и ее виды; – способы поддержания престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации; – цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России; – критерии личной успешности; – представление о цифровой экономике; – оптимальные алгоритмы решения задач цифровой экономики; – представление о самостоятельности и ответственности в принятии решений во всех сферах своей деятельности. |
ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
ЛР 13 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. |
ЛР 14 Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности. |
ЛР 15 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику. |
ЛР 16 Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики. |
ЛР 17 Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации. |
ЛР 18 Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России, готовый работать на их достижение. |
ЛР 19 Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования, |
ЛР 20 Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. |
ЛР 21 Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством |
Фетисов Г.П., Карпман М.Г., Матюнин В.М.Материаловедение и технология металлов, М: Высшая школа, 2006г.
Кузьмин Б.А. и др. Технология металлов и конструкционные материалы. М.: Машиностроение, 1986 год.
ФилоновИ.П. и д.р. Проектирование технологических процессов в машиностроении, Минск: Техпропринт, 2003 г.
Челноков.Н.М. Горячая обработка металлов, М: Высшая школа, 1991 г.
Усов Л.Ф. Технология металлов и материаловедение, 1998 г.
Марчук Г.И. и д.р. Научные основы прогрессивной техники и технологий, М: Машиностроение, 1996 г.
Чистосердов П.С. и д.р. Технология размерно-чистовой и упрочняющей обработки, Минск, Университет, 2003 г.
Григорянц А.Г Основы лазерной обработки материалов, М., Машиностроение, 1999 г.
Абрамов О.В., Хорбенко И.Г., Швегла Ш. Ультразвуковая обработка материалов.М: Машиностроение, 1998 г.
Быковский Ю.Л., Неволин В.Н., Фоминский В.Ю. Ионная и лазерная имплантация металлических материалов. – М.: Энергоатомиздат, 1991. – 240 с.
Гусев А.И., Ремпель А.А. Нанокристаллические материалы. – М.: Физматлит, 2001. – 224с.
Забелин А.М., Оришич А.М., Чирков А.М. Лазерные технологии машиностроения: Уч. пособие – Новосибирск: НГУ, 2004. – 142с.
1. Лекции-электрофизические и электрохимические способы обработки материалов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gendocs.ru/v1433/.
2. Физико-химические методы обработки. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vsempomogu.ru/kse/355-6.html.