СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Декоративно-прикладное искусство"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» направлена на создание условий для познания учащимися и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Декоративно-прикладное искусство"»

Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины «Декоративно-прикладное искусство» разработана на основании и с требованием федерального государственного стандарта к программам внеурочной деятельности в области искусства.

Программа учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» направлена на создание условий для познания учащимися и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.

Данная программа адаптирована с учетом конкретных местных условий, предусматривающий уровень подготовленности учащихся, состояние материально-технической базы, используемой в образовательном процессе во внеурочной деятельности.

Актуальность программы

Декоративное, или декоративно-прикладное, искусство является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств.

Важно отметить, что декоративное искусство – самое общее понятие, охватывающее все виды художественной деятельности людей, вносящей красоту в быт человека. Важнейшей областью декоративного искусства является декоративно-прикладное искусство, цель которого- эстетическое совершенство утилитарно-полезных вещей повседневного быта: одежды, утвари, мебели и др. Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют эстетическому развитию детей, учат видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют две функции: утилитарную и художественную. Эти занятия развивают фантазию и воображение, изобретательность и технические навыки, композиционное мышление и чувство цветовой гармонии, расширяют кругозор и формируют представление детей о роли искусства в жизни общества. Деятельность на занятиях по декоративно-прикладному искусству включает в себя разнообразные художественные работы и техники: художественная роспись, различные виды аппликации, работы с природным материалом, кожей соломой, создание декоративных композиций с использованием стилизованных форм.

Педагогическая целесообразность программы

Образовательная среда во внеурочное время моделируется таким образом, чтобы дать учащимся возможность реализовать свой собственный личный опыт, познавать, изучать что-либо наиболее близким и удобным каждому из них способом. Настоящая программа определяет объем и содержание знаний, умений и учебно-воспитательных задач предмета. Программа декоративно-прикладное искусство» мобильна, что позволяет педагогу творчески подходить к её содержанию, выбору тем и заданий, количеству учебного времени, выделяемого на каждую тему и задание с учетом подготовленности, возможностей, интересов учащихся. Весь процесс должен быть творческим, носить воспитательный характер, а выполненные изделия должны иметь определенную художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечать функциональным и эстетическим требованиям. Полученный в процессе изучения курса опыт самостоятельной, творческой деятельности позволяет учащимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Данная программа рассчитана на два года обучения. Программа доступна для детей любого уровня подготовки, позволяет развить творческие способности, мышление, память, кругозор, воображение, художественные навыки.

Цель курса: Создание условий для развития творческой активности и самореализации личности через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи курса:

Образовательные:

1.Обучение художественным приемам, принципам и техникам народного и современного искусства.

2.Знакомство с основными понятиями, связанными с декоративно-прикладным искусством.

3.Знакомство с основными видами декоративной работы.

Развивающие:

1.Развитие творческой фантазии и художественных способов у учащихся.

2.Формирование у учащихся образного, композиционного мышления и пространственных представлений.

3.Развитие коммуникативных способностей ребенка.

Воспитательные:

1.Способствовать эстетическому воспитанию, формированию общей культуры учащихся.

2.Воспитывать интерес к изобразительному искусству, творческому наследию мастеров прошлого.

Структура программы отличается следующими особенностями: тематический принцип планирования учебного материала; интеграция художественных дисциплин (рисунок, композиция, декоративная композиция); актуализация творческой деятельности учащихся.

Реализация программы предполагает использование различных видов уроков (беседы, экскурсии, практические работы), а так же оптимальное сочетание традиционных методов педагогики (по источнику информации) и активных методов обучения. Основной формой организации занятия является индивидуальная работа, так как обучение предполагает развитие личных умений и навыков каждого обучающегося, выявление его творческой индивидуальности. При выполнении отдельных заданий возможно применение форм организации деятельности, воспитывающих навыки сотворчества, таких как коллективная работа или работа по группам.

Условия реализации программы

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание данного курса, предполагают наличие специального учебного кабинета, располагающего мальбертом или планшетами для работы с различными материалами ( акварель, гуашь, природный материал, солома, кожа и т.д.) и столами.

Из дидактического обеспечения необходимы наличие наглядных пособий (журналов, таблиц, репродукций, методической и специальной литературы) Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: художественные материалы для выполнения практических работ; наглядные пособия, методические таблицы, раздаточный материал.

Форма контроля

Текущий контроль. Поскольку занятия курса «Декоративно-прикладное искусство» носи практический характер, то контроль и диагностика осуществляются практически на каждом занятии. Уровень теоретических знаний проверяется во время тестирования, устных опросов. Практические умения и навыки проверяются по результатам выполнения практических работ. Результаты выполнения этих работ являются основание для оценивания текущего контроля.

Промежуточный контроль. В течении четырех лет обучения по данной дисциплине проводятся промежуточные просмотры по эскизам и выполненным работам.

Выполнение всех работ является обязательным для всех учащихся.

Итоговый контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрены выставки в виде просмотра всех работ.

Личностные результаты

Курс внеурочной деятельности способствует формированию эстетической и культурной грамотности. Учащиеся получают представление о знании в искусстве в национальной культуре. С помощью методических материалов знакомятся с синтетическим характером народной культуры (взаимосвязь украшений жилища, предметов быта, орудий труда, костюма, музыки, песен, былин, сказаний, сказок).

В результате изучения курса будут достигнуты следующие результаты: -чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты характеризуют уровень форсированности универсальных учебных действий (УУД), которые проявляются в познавательной, регулятивной, коммуникативной, и практической творческой деятельности учащихся.

Познавательные действия - это умение строить художественный образ, т.е. выделять главное, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор (т.е. выбор существенного для своих целей). Художественное познание для ребенка связано с особым навыком смыслового рассматривания явлений жизни и искусства, с обучением видеть.

Регулятивные действия – это умение учащихся определять цель своей работы, в том числе учебной, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструменты, осуществлять поэтапный контроль своих действий, уметь адекватно, поставленной цели, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные действия – это способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ними людей, умение понимать и вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, умение отстаивать свои позиции без подавления прав окружающих, умение уважать чужое мнение, принимать право иногда быть иным, умение вести диалог, понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения и т.д.

Важнейшей социальной функцией искусства является его коммуникативные свойства: визуально-пространственные искусства являются организаторами среды общения людей, коммуникативная функция – главная в декоративной художественной деятельности. Поэтому развитием коммуникативных способностей учащихся нужно заниматься очень глубоко.

На занятиях должно быть:

- обсуждение результатов работы учащихся, и выставки, и разные формы организации коллективных работ, и оформление праздников и др. -использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;

-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты различных художественно-творческих задач;

-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий;

-осознания стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

-овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-овладение умением вести диалог, распределять функции и роль в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Предметные результаты

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается в процессе освоения учебного предмета:

- понимание значения искусства в жизни человека и общества;

- умение передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние, собственное отношение к объекту;

- развитие моторики при помощи кисточки;

- развитие наблюдательности и умения эмоционально отзываться на эстетические явления в природе и деятельности человека;

- развитие воображения в конкретных формах творческой художественной деятельности;

- самостоятельное выполнение творческое задание и взаимодействие в процессе совместной художественной деятельности при коллективном творчестве;

- овладение изобразительным, декоративным, конструктивным, видами творческой деятельности;

- развитие навыка художественного восприятия произведений изобразительного искусства различных видов и жанров;

- развитее эстетического чувства; умение видеть прекрасное в природе, в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике, в окружающих человека предметах быта.

Требования к уровню освоения дисциплины:

По окончании изучения дисциплины «Декоративно-прикладное искусство» учащийся должен:

Иметь представления:

-истории возникновения и развития народных промыслов России ближнего зарубежья;

-основных направлениях развития современного декоративно-прикладного искусства;

-основных сферах применения изделий декоративно-прикладного искусства.

Знать:

-особенности декоративно-прикладного искусства;

-основные закономерности построения декоративной композиции;

-материалы, инструменты и техники декоративного искусства;

-особенности традиций различных центров народного творчества (Хохлома, Гжель, Городец и т.д.);

-правила и особенности стилизации, выполнения декоративных работ;

-различные виды орнамента, схемы их построения;

-основные закономерности композиции, цвета и цветовых сочетаний, стилизаций;

-виды и характерные особенности декоративных работ;

-материалы и инструменты для работы в технике кружева, батика.

Уметь:

-выполнять декоративные композиции, самостоятельно стилизуя природные формы в декоративные, используя различные цветовые и тональные сочетания;

-выполнять роспись по мотивам известных народных промыслов России;

-оформлять работы;

-пользоваться различными материалами, инструментами и техниками декоративной работы;

-выполнять различные виды орнамента, самостоятельно стилизуя элементы и подбирая выразительные цветовые сочетания.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с тканью, мехом, бисером, нитками мулине, освоят технику — изготовления искусственных цветов из ткани, бисероплетения и вышивки бисером, вышивания, вязания крючком, изготовления мягкой игрушки.

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

— получат знания о месте и роли декоративно — прикладного искусства в жизни человека;

— узнают о народных промыслах северо-западного региона.



Методы, формы, этапы реализации программы.

На занятиях успешно реализуются технологии проектного и проблемного обучения, которые позволяют использовать различные приемы, формы и методы организации учебного процесса: занятия-фантизии, творческие путешествия, защита творческих проектов, ролевые игры и т.д.

В зависимости от поставленных задач педагог на занятиях использует различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще сочетая их.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера.

Практическая работа включает в себя выполнение графических зарисовок в альбоме (эскизы, рисование с натуры и по представлению), изготовление поделок, аппликаций, игрушек-сувениров.

Педагогу необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям педагогу рекомендуется разнообразить методы работы. При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.

Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, педагог стремится выбирать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в выполнении изделий. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявление фантазии и возможного разнообразия в оформлении игрушек. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, педагог вместе с тем должен направлять творческую деятельность занятий, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.

Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, выполнением педагогом графических работ на доске и на большом листе бумаги, прикрепленном к доске. Демонстрация последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде, форме, декоративном оформлении. Готовясь к занятиям, педагог особенно тщательно должен продумывать методику показа наглядного материала, как и в какой последовательности проводить показ и объяснения, на что обратить внимание.

Принципы обучения:

1.Принцип от простого к сложному;

2.Принцип доступности;

3.Принцип наглядности;

4.Принцип систематичности;

5.Принцип связи теории с практикой.

Наглядные пособия:

Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении учащимися нового материала. Средства наглядности позволяют дать учащимся разностороннее понятие о каком-либо образце или выполнении определенного задания, способствуют более прочному усвоению материала. Наглядные пособия демонстрируют при объяснении задания или в процессе беседы. К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, относятся красочные таблицы графического изображения. Наглядным пособием служит и различный иллюстративный фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ или беседу о видах народной игрушки, её истории, о декоративно-прикладном искусстве.

Материалы, инструменты:

Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты, приспособления.

Природные материалы: листья, овощи, сухие листья, сухие ветки, шишки, ягоды рябины и калины, ракушки,яичная скорлупа, камушки, глина, листья рогозы.

Другие материалы: восковые мелки, пластилин, цветная бумага, тесто, картон, нитки, проволока, воск (или свеча), ткань, фанера, гуашь, краски, альбом, мел, тушь, гипс.

Инструменты: ножницы, иголки, стеки, клей, кисточки и т.д.

Содержание курса внеурочной деятельности

Первый год обучения

Тема 1. Введение.

Теоретическая часть. Основы декоративной композиции. Цели и задачи курса. Краткая история возникновения и развития декоративно-прикладного искусства. Народные художественные промыслы. Понятие стиля. Виды декоративно-прикладного искусства. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Основные законы декоративной композиции.

Тема 2. Эскиз витража «Цирк», «Петух».

Витраж. Художественная обработка стекла.

Практическая работа. Задание выполняется в динамическом ритме ломанных, пересекающихся линий, в контрастных цветовых отношениях, с применение черного контура. Выполнить эскиз витража на тему «Цирк», «Петух».

Материал: гуашь, акрил.

Тема 3. Эскиз народного костюма.

Декорировать нарисованный костюм орнаментом. Художественная обработка бумаги.

Практическая работа. Работа выполняется с использованием орнаментов разных народов, на основе впечатлений от просмотренного фильма и экскурсионных зарисовок. Выполнить эскиз костюма по народным мотивам.

Материал: гуашь, акрил.

Тема 4. Эскиз росписи ткани на свободную тему.

Батик. Художественная обработка ткани.

Практическая работа. Задание выполняется на свободную тему с использованием таких понятий как орнамент, ритм, цветовые отношения.

Материал: ткань, краски «Батик».

Тема 5. Составление эскиза и выполнение аппликации с применением ткани различной по фактуре и цвету.

Коллаж. Художественная обработка материала.

Практическая работа. Составление эскиза аппликации, коллажа, вырезание отдельных частей по ранее заготовленным лекалам в натурный размер, наклеивание их согласно рисунку.

Материал: ткань, кожа, бумага.

Тема 6. Роспись по дереву. Городец. Выполнение копии.

Роспись по дереву. Художественная обработка дерева.

Практическая работа. Выполнить городецкую роспись на деревянной заготовке с заранее нарисованного рисунка.

Материал: деревянная заготовка, гуашь.

Тема 7. Роспись по дереву. Городец.

Роспись по дереву. Художественная обработка дерева.

Практическая работа. Доработать роспись деревянной доски ,с заранее нарисованным рисунком.

Материал: деревянная заготовка, гуашь.

Тема 8. Роспись по дереву. Выполнение копии.

Роспись по дереву. Художественная обработка дерева.

Практическая работа. Выполнить городецкую роспись на деревянной заготовке с заранее нарисованного рисунка.

Материал: деревянная заготовка, гуашь.

Тема 9. Роспись по дереву. Гжель. Выполнение копии.

Роспись по дереву. Художественная обработка дерева.

Практическая работа. Выполнить городецкую роспись на деревянной заготовке с заранее нарисованного рисунка.

Материал: деревянная заготовка, гуашь.

Тема 10. Роспись по дереву. Гжель.

Роспись по дереву. Художественная обработка дерева.

Практическая работа. Доработать роспись деревянной доски ,с заранее нарисованным рисунком.

Тема 11. Итоговая работа. Составление своего эскиза и роспись деревянной заготовки. Городец, Гжель.

Роспись по дереву. Художественная обработка дерева.

Практическая работа. Расписать деревянную заготовку выбранной росписью с составленным эскизом.

Тема 12. Экскурсия на выставку декоративно-прикладного искусства.

Экскурсия в музей. Экскурсия.

Практическая работа. Зарисовка понравившихся мотивов для дальнейшей работы.

Материал: карандаш, бумага.

Тема 13. «Сувенир»

Декоративная композиция. Художественная обработка материала.

Практическая работа. Составить из подручного материала декоративную композицию.

Материал: подручный материал, клей пистолет.

Тема 14. Итоговая композиция.

Декоративная композиция. Художественная обработка материала.

Практическая работа. Составить из любого материала «декоративное панно».

Материал: декоративный материал, клей пистолет.

Второй год обучения.

Тема 1. Введение.

Теоретическая часть. Основы декоративной композиции. Цели и задачи курса. Краткая история возникновения и развития декоративно-прикладного искусства. Народные художественные промыслы. Понятие стиля. Виды декоративно-прикладного искусства. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Основные законы декоративной композиции.

Тема 2. «Кружевоплетение».

Кружевоплетение. Художественная обработка материала.

Практическая работа. По сделанному заранее педагогом учащиеся выполняют элементы плетения.

Материал: коклюшки, нитки № 10, булавки.

Тема 3. Круглая салфетка.

Кружевоплетение. Художественная обработка материала.

Практическая работа. По заранее сделанному рисунку учащиеся выполняют задание. По ходу работы они знакомятся с еще несколькими элементами кружевоплетения.

Материал: коклюшки, нитки по выбору, крючок № 0-1, булавки.

Тема 4. Салфетка «Ёлочка».

Кружевоплетение. Художественная обработка материала.

Практическая работа. Учащиеся переводят через «кальку» понравившийся рисунок и выполняют плетение.

Материал: «калька», нитки, булавки, карандаш.

Тема 5. «Райские птицы».

Роспись по дереву. Художественная обработка дерева.

Практическая работа. Выполнение эскиза узора (птицы) в круге и квадрате. Эскизы выполняются на основе образцов Гжельской и Городецкой росписей.

Материал: деревянная заготовка, гуашь, карандаш.

Тема 6. «Райский уголок».

Батик . Художественная обработка ткани.

Практическая работа. Создание собственной композиции росписи ткани на основе показанных образцов.

Материал: ткань, краски «Батик», контур по ткани.

Тема 7. Коллаж.

Декоративная композиция. Художественная обработка материала.

Практическая работа. Выполнение работы на свободную тему используя вырезки из журналов, газет с применением последующей дорисовки отдельных деталей.

Материал: вырезки из журналов и газет, фотографии, фольга.

Тема 8. Коллаж.

Декоративная композиция. Художественная обработка материала.

Практическая работа. Продолжение выполнять работу на свободную тему используя вырезки из журналов, газет с применением последующей дорисовки отдельных деталей.

Материал: вырезки из журналов и газет, фотографии, фольга.

Тема 9. Коллаж.

Декоративная композиция. Художественная обработка материала.

Практическая работа. Завершение работы на свободную тему используя вырезки из журналов, газет с применением последующей дорисовки отдельных деталей.

Материал: вырезки из журналов и газет, фотографии, фольга.

Тема 10.Итоговая работа. Составление композиции на любую из пройденных тем.

Декоративная композиция. Художественная обработка материала.

Практическая работа. Учащийся выбирает наиболее понравившийся ему вид декоративно-прикладного искусства и на этой основе создаёт свою композицию.

Материал: по выбору.

Тема 11. Итоговая работа. Составление композиции на любую из пройденных тем.

Декоративная композиция. Художественная обработка материала.

Практическая работа. Учащийся выбирает наиболее понравившийся ему вид декоративно-прикладного искусства и на этой основе создаёт свою композицию.

Материал: по выбору.

Тема 12. Итоговая работа. Составление композиции на любую из пройденных тем.

Декоративная композиция. Художественная обработка материала.

Практическая работа. Учащийся продолжает работать над созданием своей композиции.

Материал: по выбору.

Тема 13. Итоговая работа. Составление композиции на любую из пройденных тем.

Декоративная композиция. Художественная обработка материала.

Практическая работа. Учащийся продолжает работать над созданием своей композиции.

Материал: по выбору.

Тема 14. Итоговая работа. Составление композиции на любую из пройденных тем.

Декоративная композиция. Художественная обработка материала.

Практическая работа. Завершающий этап над созданием своей композиции.

Материал: по выбору.

Тема 15. Итоговая выставка.

Выставка. Художественная обработка материала.

Практическая работа. Оформление работ к выставке.



















Тематическое планирование 1 года обучения

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Форма организации

Вид деятельности

1

Введение.

1

Теория


2

Эскиз виража «Цирк», «Петух».

3

Теория, практика

Витраж. Художественная обработка стекла.

3

Эскиз народного костюма.

3

Теория, практика

Декорировать нарисованный костюм орнаментом. Художественная обработка бумаги.

4

Эскиз росписи ткани на свободную тему.

3

Теория, практика

Батик. Художественная обработка ткани.

5

Составление эскиза и выполнение аппликации с применением ткани различной по фактуре и цвету.

2

Теория, практика

Коллаж. Художественная обработка материала.

6

Роспись по дереву. Городец. Выполнение копии.

3

Теория, практика

Роспись по дереву. Художественная обработка дерева.

7

Роспись по дереву. Городец.

2

Практика

Роспись по дереву. Художественная обработка дерева.

8

Роспись по дереву. Выполнение копии.

3

Практика

Роспись по дереву. Художественная обработка дерева.

9

Роспись по дереву. Гжель. Выполнение копии.

2

Теория, практика

Роспись по дереву. Художественная обработка дерева.

10

Роспись по дереву. Гжель.

3

Практика

Роспись по дереву. Художественная обработка дерева.

11

Итоговая работа. Составление своего эскиза и роспись деревянной заготовки. Городец, Гжель.

3

Теория, практика

Роспись по дереву. Художественная обработка дерева.

12

Экскурсия на выставку декоративно-прикладного искусства.

2

Теория, практика

Экскурсия

13

«Сувенир»

3

Практика

Декоративная композиция. Художественная обработка материала.

14

Итоговая композиция

2

Практика

Декоративная композиция. Художественная обработка материала.

Итого:

35 часов



Тематическое планирование 2 года обучения

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Форма организации

Вид деятельности

1

Введение.

2

Теория


2

«Кружевоплетение»

2

Теория, практика

Художественная обработка материала.

3

Круглая салфетка

3

Теория, практика

Художественная обработка материала.

4

Салфетка «Ёлочка»

3

Теория, практика

Художественная обработка материала.

5

«Райские птицы»

3

Теория, практика

Роспись по дереву. Художественная обработка дерева.

6

«Райский уголок»

3

Теория, практика

Батик. Художественная обработка ткани.

7

Коллаж

2

Теория, практика

Художественная обработка материала.

8

Коллаж

2

Практика

Художественная обработка материала.

9

Коллаж

2

Практика

Художественная обработка материала.

10

Итоговая работа. Составление композиции на любую из пройденных тем.

3

Теория, практика

Художественная обработка материала.

11

Итоговая работа. Составление композиции на любую из пройденных тем.

2

Практика

Художественная обработка материала.

12

Итоговая работа. Составление композиции на любую из пройденных тем.

2

Практика

Художественная обработка материала.

13

Итоговая работа. Составление композиции на любую из пройденных тем.

2

Практика

Художественная обработка материала.

14

Итоговая работа. Составление композиции на любую из пройденных тем.

2

Практика

Художественная обработка материала.

15

Итоговая выставка

2

Теория, практика


Итого:

35 часов







Заключение

Школьный возраст- это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельности анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются эмблемы абстрактных рассуждений.

ДПИ является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в ДПИ яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности школьника.

Знакомство детей с ДПИ позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативности узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.

Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинацию цветов, сопоставлять формы, величины, положение элемента на плоскости предмета.

Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развить у них художественный вкус.





























Список литературы

  1. Вышивка изонить [электронный ресурс] – режим доступа www.vishivka.info

  2. Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. Программы внеурочной деятельности: Художественное творчество. Социальное творчество (Серия «Работаем по новым стандартам») [электронный ресурс] – режим доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=8274

  3. Изонить википедия [электронный ресурс] – режим доступа http://ru.wikipedia.ohg/wihi/Изонить

  4. Изонить – техника выполнения [электронный ресурс] – режим доступа www.vnion.narod.ru

  5. История возникновения изонити [электронный ресурс] – режим доступаwww.doektu_help_stud/memory.htm

  6. Лебедева, Е. А. Изонить – рукоделие для всех. Схемы [электронный ресурс] – режим доступаwww.superidea.ru

  7. Нагибина, М.И. Чудеса из ткани своими руками [Текст] – Ярославль: «Академия развития», 1997-208с. ISBN 5-7797-0019-2

  8. Немов, Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. в 3х кн. Кн. 1 Общие основы психологии – 2е изд. [текст] М: «Просвещение»: ВЛАДОС, 1995, 576с. ISBN5-09-007334-1

  9. Сафонова, С.Л, Молотобарова, О.С. пособие для руководителей кружков [текст] М., «Просвещение», 1978.

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [электронный ресурс] – режим доступаhttp://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

  11. История декоративно-прикладного искусства http://3ys.ru/istoriya-dekorativno-prikladnogo- iskusstva/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html

  12. Декоративно-прикладное искусство http://www.twirpx.com/files/art/dpi/

  13. Декоративно-прикладное искусство http://artsociety.ru/index.php?topic=216.0

  14. Декоративно-прикладное  искусство http://school.xvatit.com/index.php

  15. Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/02.htm

  16. Художественная энциклопедия http://enc-dic.com/enc_art/Dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-4124/

  17. Культурология http://magref.ru/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo/

  18. Дизайн http://www.excentrika.ru/design

  19. Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения - Москва: Изд. дом МСП, 2000

  20. Пушкина В.З. Кожа: Практическое руководство. – И.: Изд-во “Эксмо”, 2003 . (серия “Академия мастерства”)

  21. Чибрикова О.В. Декоративные фантазии из кожи для дома. – М.: “Эксмо”, 2006.

  22. Чибрикова О.В. Забавные подарки по поводу и без. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. (Азбука рукоделия).

  23. С.Н. Изделия из кожи. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .

  24. Хазенбанк В., Хенике Э. Сделай сам. Берлин: Фольк унд Виссен, 1998.

  25. Шалда В.В.Цветы из ткани для любимой мамы - М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!