СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности для 4 класса "Мир вокруг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дано планирование рабочей программы внеурочной деятельности  для4 класса  "Мир вокруг"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 4 класса "Мир вокруг"»



ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Мир вокруг нас»

4 класс

2019-2020 уч. год

































2019 год






1.Пояснительная записка

Рабочая программа «Мир вокруг нас» составлена на основе: Закон «Об образовании» РФ, Приказа Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 об утверждении и введении в действие ФГОС НОО. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011)

Данная программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, в соответствии с новыми требованиями стандартов нового поколения начальной школы.

Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.

Данный курс соединил в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника. УУД Образовательный процесс программы построен как последовательный переход воспитанника от одного образовательного уровня к другому. Средствами внеурочных занятий решаются общие задачи начальной школы, такие, как развитие у ребенка положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности и др.), познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.

Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.

Детям предлагается свободная форма поведения на занятиях: можно передвигаться по классу, наблюдать и участвовать в экспериментальных опытах, выбирать по желанию задания творческого характера, участвовать в работе групп сменного состава, пользоваться справочными материалами.

Цель программы: создать условия для развития интеллектуальной активности воспитанников через формирование навыков проектно-исследовательской деятельности.

Основные цели курса:

•помочь ученику в интуитивно понятной форме усвоить теоретические сведения об окружающем мире, полученные на уроках окружающего мира;

•систематизируя имеющиеся у школьника знания (из разных источников), приблизить его к пониманию единства и взаимосвязи мира природы;

•развить у ребенка позитивное отношение к базовым общественным ценностям (Человек, Природа, Мир, Знания, Наука);

•предоставить детям возможность самостоятельного, в том числе, социально ориентированного действия;

•формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с “умным взрослым” (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.

Основные задачи курса:

•способствовать развитию у школьников познавательного интереса и расширения области их любознательности;

•на эмоционально–практическом уровне закрепить теоретические знания об окружающем мире, полученные в рамках урочного компонента;

•подтолкнуть ученика к созданию “собственных знаний” на базе уже имеющихся, побудить его к самостоятельным исследованиям;

•предоставить ребенку возможность получить опыт корректного поведения в ситуации разнообразия взглядов, научить уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной;

•способствовать выработке у школьника позитивного отношения к знанию как к общественной цен-

ности.


2.Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Программа представляет собой вариант организации деятельности младших школьников (1-4 классы) в в школьном научном сообществе «Мы и окружающий мир». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками, изучаемыми в начальной школе «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения», позволяющие ученику овладеть практическими навыками по изучению окружающего мира.

Форма организации внеурочной деятельности: организация деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная. Возраст обучающихся: 10-11 лет.

3.Личностные, метапредметные и предметные результаты учебной программы

В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-позновательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально - нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интереса и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способом); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и правильно строить сообщения в устной и письменной форме; в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т. е. Выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: читать условные обозначения карт; описывать природную зону родного края; называть системы органов человека; понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья.

Обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности; собирать материал и составлять портфолио о родном крае.

Задачи:

ОБУЧАЮЩИЕ

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

  • научиться применять на практике полученные знания;

  • формировать представления о природе страны, родного края.

РАЗВИВАЮЩИЕ

  • повышать общий интеллектуальный уровень учащихся;

  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом;

  • развивать творческие способности младших школьников.

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ

  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

  • воспитывать потребность в общении с природой;

  • воспитывать любовь к Родине, к родному краю.

Программа предназначена для обучающихся 4 классов и может быть использована для организации внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».

Срок реализации образовательной программы - 1 год.

Формы занятий. Основными формами данной программы являются комбинированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми. Аудиторные занятия состоят из теоретической и практической частей.

Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом, исследование.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.

Занятия проводятся: 1 раз в неделю 36 часов в год.

Способы отслеживания и контроля результатов обучения.

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

  • самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;

  • контрольно – познавательные игры;

  • табло достижений;

  • открытые занятия в игровой форме;

  • отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К концу года обучения учащиеся должны знать:

  • исторические памятники, моря, реки, горы, равнины страны;

  • представителей растительного и животного мира края, их значение в природе и жизни человека;

  • содержание Красной книги;

  • правила поведения при пожаре, безопасное поведение на воде;

  • главные улицы, скверы, парка города;

  • основные профессии людей.

Обучающиеся должны уметь:

  • оформлять календарь природы;

  • самостоятельно работать с дополнительной литературой;

  • соблюдать правила поведения в природе, на улицах города, ;

  • называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира края;

  • защищать результаты групповой или индивидуальной работы перед аудиторией;

  • владеть на уровне навыка различными способами сбора и обработки информации

(сравнивать, анализировать, обобщать).


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Земля и человечество. (5ч.)

Солнечная система. Планеты и звезды. Материки. Океаны и моря. Природное и историческое наследие.

Страницы истории. (4ч)

Символы государства. Великие первооткрыватели и путешественники. Исторические памятники России. Памятные даты календаря.

Природа России. (6ч)

Природные зоны России. Животные и растения природных зон. Моря, реки, озера России. Горы и равнины. Красная Книга.

Опыты и наблюдения. (5ч.)

Наблюдение за погодой. Сезонные изменения в природе и в жизни животных. Практические опыты. Наблюдение за растениями.

Основы безопасности жизни. (9ч.)

Правила поведения при пожаре. Правила поведения на воде. Правила поведения на дорогах и улицах города. Оказание первой помощи. Гигиена школьника. Части тела. Внутреннее строение человека. Профессии людей. Знаки дорожного движения. Условные обозначения: на улицах города, в парках, в магазинах, в транспорте, на одежде.

Родной край – часть страны. (5ч.)

Улицы города. Парки и скверы, площади. Памятники. Растения и животные родного края. Реки и горы.

.








ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название раздела

кол-во часов

1

Земля и человечество.

3

2

Страницы истории.

4

3

Природа России.

6

4

Опыты и наблюдения.

5

5

Основы безопасности жизни.

9

6 Родной край – часть страны.

5

Итого:

34












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕЕ «МИР ВОКРУГ НАС» 4 КЛАСС


Название раздела и тем

Количество

часов

Дата


Всего

план

факт

Земля и человечество.


5



1-2

Солнечная система. Планеты и звезды.

2



3

Моря и океаны Земли.

1



4

Материки. Животный мир материка.

1



5

Природное и историческое наследие.

1




Страницы истории.

4



6

Символы государства.

1



7

Великие путешественники и первооткрыватели.

1



8

Исторические памятники России.

1



9

Памятные даты календаря.

1



Природа России.


6



10

Природные зоны России.

1



11

Животные и растения природных зон.

1



12

Моря, реки, озера страны.

1



13

Горы, равнины.

1



14 15

Красная Книга. Животные и растения.

2



Опыты и наблюдения.


5



16

Наблюдения за погодой. Условные обозначения.

1



17

18

Сезонные изменения в природе и в жизни человека.

1



19

20

21

Опыты. Наблюдение, описание.

3



Основы безопасности жизни.


9



22

Безопасность на воде.

1



23

Безопасность при пожаре.

1



24

Оказание первой помощи.

1



25

Гигиена человека.

1



26

Внешнее и внутреннее строение человека.

1



27

Профессии людей.

1



28

Безопасность на дороге.

1



29

Знаки дорожного движения.

1



30

31

Условные обозначения в повседневной жизни( на одежде, в городе, транспорте, в парках, магазинах и т.д.)

1



Родной край – часть страны.


5



32

Улицы родного города.

1



33

Площади, парки и скверы.

1



34

Памятники и памятные места города.

1



35

Реки, горы родного края.

1



36

Растения и животные родного края.

1




Итого:

34










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!