Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 класса «Математика вокруг нас»
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
первоначальные представления о математической науке как сфере
человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные результаты: учащиеся получат возможность научиться:
составлять план и последовательность действий;
определять последовательность промежуточных целей и
соответствующих им действий с учётом конечного результата;
решении задач;
результату и способу действия;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты: учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников для нахождения информации;
уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание программы внеурочной деятельности
№ п/п | Название темы | Формы организации учебных занятий | Основные виды деятельности учащихся | Количество часов |
1 | Знакомство учащихся с многообразными ресурсами для интересного изучения математики. | Беседа | Развитие навыков работы в информационной среде | 1 |
2 | Счёт у первобытных людей | Эвристическая беседа | Индивидуальная и групповая работа Поиск информации Доклады | 1 |
3 | О происхождении арифметики | Эвристическая беседа | Индивидуальная и групповая работа Поиск информации Доклады | 1 |
4 | Решение конкурсных задач | Практическая работа | Формировать умение применять алгоритм решения задач | 2 |
5 | Разбор конкурсных задач Подведение итогов конкурса | Практикум | Работа в парах | 2 |
6 | О происхождении и развитии нумерации | Эвристическая беседа | Индивидуальная и групповая работа Поиск информации Доклады | 1 |
7 | Цифры разных народов. Буквы и знаки. Игра «Кубики» | Игры | Индивидуальная и групповая работа Поиск информации Доклады | 1 |
8 | Метрическая система мер. Задачи на движение | Мини - доклады Практикум | Индивидуальная работа и работа в парах | 1 |
9 | Логические задачи. Задачи со спичками. | Практикум | Групповая работа | 2 |
10 | Измерения в древности у разных народов. | Мини - доклады | Индивидуальная работа и Работа в парах | 2 |
11 | Геометрические задачи | Лабораторная работа | Индивидуальная работа и Работа в парах | 3 |
12 | Понятие множества. Решение задач | Эвристическая беседа Практикум | Индивидуальная и коллективная работа | 2 |
13 | Знакомство с проектной деятельностью | Презентация | Выбор тем проектов Составление плана проекта, подбор литературы | 2 |
14 | Загадки, связанные с натуральными числами. | Игра | Групповая работа | 1 |
15 | Решение задач на отгадывание чисел. Игра «Лесенка» | Игра Практическая работа | Индивидуальная работа и в парах | 2 |
16 | Задачи на взвешивание | Лабораторная работа | Работа в парах | 2 |
17 | Смотр знаний | Викторина | Индивидуальная работа | 2 |
18 | Великие математики из народа: Иван Петров. Решение задач на переливание. | Мини-доклады Лабораторная работа | Индивидуальная работа и работа в парах | 3 |
19 | Подготовка к математическому часу «Математика вокруг нас» | Составление плана проведения. | Выпуск газет, бюллетеней, плакатов, выставка лучших решений конкурсных задач, Распределение обязанностей. | 2 |
20 | Круглый стол - подведем итоги | Круглый стол | Защита творческих проектов. | 2 |
| | | Итого | 35 |