Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Карлыханово
муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по ВР Директор МБОУ СОШ с. Карлыханово
__________З. Т. Миндибаева __________ В. П. Токарева
. приказ от 31 августа 2021 г. №198/ОД
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Думай, считай, смекай»»
(общекультурное направление)
начального общего образования
4 класс
(2021 –2022 учебный год)
Санеевой Татьяны Анатольевны
учителя высшей категории
Рассмотрено на заседании
школьного МО от 30.08.2021
Карлыханово, 2021
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины (10ч.)
Любителям математики. Турнир смекалистых.
Теория: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Практика: решение математических загадок, числовых головоломок, требующих от учащихся логических рассуждений. Математические игры: «Веселый счёт», «Не подведи друга», «Счастливый случай».
Из истории чисел.
Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.
Волшебный круг. Дроби.
Теория: правила сравнения дробей. Деление заданной фигуры на равные части.
Практика: математические игры с дробными числами.
Игры с числами.
Теория: нахождение части числа, числа по его части.
Практика: математические игры: «Отгадай задуманное число», «У кого какая цифра».
Модель «машины времени».
Теория: единицы времени.
Практика: решение задач с именованными числами.
Закономерности в числах.
Теория: математические действия с многозначными числами.
Практика: решение примеров в несколько действий. Математические игры: «Знай свой разряд», «Числа-великаны».
Доли. Деление на части
Теория: Сравнение долей. Нахождение доли числа
Практика: решение задач
Геометрическая мозаика (14 ч.)
Магические квадраты.
Теория: таблица, столбцы, строки, диагонали.
Практика: решение задач на заполнение магических квадратов.
Волшебный квадрат.
Теория: геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник и треугольник) и их свойства.
Практика: игры-головоломки «Танграм», «Пифагор».
Игры на развитие наблюдательности.
Теория: Понятие объема. Геометрическое тело. Квадрат и куб. Сходство и различие. Построение пирамиды. Прямоугольник и параллелепипед. Построение параллелепипеда. Сходство и различие.
Практика: решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.
Теория: логические задачи.
Практика: решение задач, требующих применения сообразительности и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Поиск альтернативных способов действий.
Теория: круглые числа. Арифметические действия с круглыми числами.
Практика: решение игровых заданий.
Путешествие по числовому лучу
Теория: прямая, точка, луч, числовой луч.
Практика: игра «Путешествие по числовому лучу».
Викторина «Умники и умницы»
Практика: решение математических загадок, числовых головоломок, требующих от учащихся логических рассуждений.
Морской бой
Теория: координатная плоскость, координаты точки на плоскости.
Практика: игра «Морской бой».
Прятки с фигурами.
Теория: геометрические фигуры.
Практика: поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Геометрический калейдоскоп.
Теория: геометрические узоры, закономерность в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Практика: составление (вычерчивание) геометрического орнамента. Игры с геометрическим материалом.
Занимательное моделирование.
Теория: объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Практика: моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Мир занимательных задач (12 ч.)
Логический конструктор.
Теория: знакомство с головоломками.
Практика: решение головоломок-шуток и головоломок на логику и смекалку.
Числовые головоломки.
Теория: знакомство с числовыми головоломками. Судоку.
Практика: Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Придумывание по аналогии.
Теория: обратные задачи.
Практика: решение обратных задач, используя круговую форму. Познавательная игра «Где твоя пара?».
Из истории чисел.
Теория: старинные системы записи чисел, из истории чисел, цифр.
Практика: игры с числами «Две из трех», «Третий лишний», «Подумай – реши».
Секреты задач
Теория: задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными.
Практика: решение задач.
Блиц-турнир по решению задач.
Теория: задачи-тесты.
Практика: решение задач на быстроту реакции.
Мир занимательных задач.
Теория: задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.
Практика: решение задач.
Задачи-смекалки.
Теория: задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.
Практика: составление аналогических задач и заданий.
Нестандартные математические задачи
Теория: задачи повышенной сложности. Задачи, допускающие несколько способов решения.
Практика: решение задач.
Математический праздник.
Практика: задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».
Математическая олимпиада (1 час)
Подготовка и участие в математической олимпиаде
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел | Всего часов: |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | 10 |
2 | Геометрическая мозаика. | 14 |
3 | Мир занимательных задач. | 12 |
4 | Олимпиада | 1 |
| Итого: | 37 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата по плану | | Тема занятия |
Числа. Арифметические действия. Величины (10 ч.) |
1 | 07.09 | | Любителям математики. Турнир смекалистых. |
2 | 14.09 | | Из истории чисел |
3 | 21.09 | | Волшебный круг. Дроби. |
4 | 28.09 | | Волшебный круг. Дроби. |
5 | 05.10 | | Игры с числами. |
6 | 12.10 | | Игры с числами. |
7 | 19.10 | | Модель «машины времени». |
8 | 26.10 | | Закономерности в числах. |
9 | 02.11 | | Доли. Деление на части |
10 | 09.11 | | Доли. Деление на части |
Геометрическая мозаика (14 ч.) |
11 | 16.11 | | Магические квадраты. |
12 | 23.11 | | Волшебный квадрат. |
13 | 30.11 | | Игры на развитие наблюдательности. |
14 | 07.12 | | Решение задач на развитие смекалки и сообразительности. |
15 | 14.12 | | Решение задач на развитие смекалки и сообразительности. |
16 | 21.12 | | Поиск альтернативных способов действий. |
17 | 28.12 | | Путешествие по числовому лучу. |
18 | 11.01 | | Викторина «Умники и умницы» |
19 | 18.01 | | Игра «морской бой». |
20 | 25.01 | | Прятки с фигурами. |
21 | 01.02 | | Геометрический калейдоскоп. |
22 | 08.02 | | Занимательное моделирование |
23 | 15.02 | | Занимательное моделирование |
24 | 22.02 | | Занимательное моделирование |
Мир занимательных задач (12 ч.) |
25 | 01.03 | | Логический конструктор. |
26 | 15.03 | | Логический конструктор. |
27 | 22.03 | | Числовые головоломки. |
28 | 29.03 | | Числовые головоломки. |
29 | 05.04 | | Придумывание по аналогии. |
30 | 12.04 | | Из истории чисел. |
31 | 19.04 | | Секреты задач. |
32 | 26.04 | | Блиц-турнир по решению задач. |
33 | 03.05 | | Мир занимательных задач. |
34 | 10.05 | | Задачи-смекалки |
35 | 17.05 | | Нестандартные математические задачи |
36 | 24.05 | | Математический праздник. |
Олимпиада (1 ч.) |
37 | 31.05 | | Математическая олимпиада |
13