Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 78»
Рассмотрено Руководитель МО
М.В. Урлахер | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР
О.М. Булгакова | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 78»
О.В. Королева Приказ № “ “ __________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я – гражданин России»
Спортивно – оздоровительное направление
для 4 класса.
Срок реализации программы - 1 год.
СОСТАВИТЕЛЬ
Урлахер Марина Витальевна
учитель начальных классов
СЕВЕРСК 2018
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности “Я – гражданин России” (духовно-нравственное направление) для 1-4 классов составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Письма Министерства образования и науки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача 11 Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
Базисного учебного плана ФГОС, Программы формирования УУД
Цель программы:
-создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения через различные образовательные технологии;
- совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
-формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда.
II.Общая характеристика программы.
Программа «Я – гражданин России» ведется в рамках школьного компонента и не предусматривает оценивание обучающихся. Процесс обучения курса в основном построен на реализации дидактических принципов:
-развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать;
-действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;
-свободы, сотрудничества, партнерства учащихся, учителей начальной школы, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, работников библиотек, краеведческого музея, ЦДТ. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят возможность школьнику утвердится в поиске новых идей и новых знаний.
Ценностные установки:
1) формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ;
2) формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
3) развитие ценностно – смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
-4) формирования эстетических чувств чувства прекрасного через знакомство краеведческой художественной культурой
Формы и методы работы обучения:
III.Описание места курса в учебном плане.
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Я – гражданин России» реализуется в группе обучающихся 10-11 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 1 академический час. Программа внеурочной деятельности младших школьников «Я – гражданин России»
4 класс рассчитана на 34 учебные недели.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностные результаты:
- испытывать чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- ценить в героях произведений доброту, честность, верность;
- испытывать чувство гордости за свою Родину;
-испытывать гордость за подвиг курян во время Великой Отечественной войны.
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
-учить работать в группе, развивать способность регулировать собственную
деятельность; приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
–совершенствовать умения чтения, слушания историко-художественной литературы, сравнивать героев произведений;
- планировать проектную деятельность;
- находить необходимую информацию в различных источниках, преобразовывать её в презентацию;
- оформлять проект.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
– знание наиболее значимых событий в истории России.
V. Содержание курса
4 класс (34 часа)
.“Я и я”(6ч)
Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. Правила жизни. Беседа с элементами игры. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра – упражнение.
2.“Я и семья”(6ч)
День пожилого человека. Акция «Доброта души». Моя семья. Мини – проект. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов.
3.“Я и культура” (7ч)
О красоте, моде и хорошем вкусе. Как встречали Новый год на Руси. Масленица. Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина. Природа в поэзии. Конкурс стихов. Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества.
4.“Я и школа”(4ч)
Я и мой класс. Конкурс рисунков. Самое сильное звено. Игровая программа. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов. Мой лучший школьный друг. Письмо другу.
Конкурсы рисунков, сочинений. Школьный двор. Коллективная исследовательская работа. Школьный двор. Защита проекта. Школьный двор. Акция. Десант чистоты и порядка.
5.“Я и мое Отечество” (9ч)
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества. Я – гражданин России. Игра – викторина. Герои России. Сообщения учащихся.
6.“Я и планета”(2ч)
Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Семь чудес света. Растения из Красной книги . Берегите природу. Конкурс экологических сказок. Итоговое занятие.
Виды деятельности | Формы организации внеурочной деятельности |
игровая деятельность | игровые занятия, праздники, инсценировки |
познавательная деятельность | групповые, индивидуальные занятия, беседы, викторины |
краеведческая деятельность | экскурсии, культпоходы в музеи |
художественное творчество | выставки ,конкурсы, концерты |
проектная деятельность | детские исследовательские проекты |
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Поговорим о толерантности | 2 | 1 | 1 |
2 | Символы нашего государства | 2 | 1 | 1 |
3 | Моя семья –проект. | 3 | 1 | 2 |
4 | День пожилого человека | 1 | | 1 |
5. | Я и мой класс. | 2 | 1 | 1 |
6 | Наши классные обязанности. Выпуск буклетов. | 1 | | 1 |
7 | Правила жизни. Беседа с элементами игры. | 2 | 1 | 1 |
8 | Государственный праздник – День согласия и примирения. | 1 | 1 | |
9. | Знаменитые писатели и поэты Российского государства. Литературная викторина | 1 | 1 | |
10 | Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов. | 2 | 2 | |
11. | Русские традиции встречи Нового года. Игра-путешествие. | 2 | 1 | 1 |
12 | Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. | 2 | | 2 |
13 | Герои России | 2 | 2 | |
14 | Масленица. Экскурсия | 1 | | 1 |
15 | Письмо самому себе. | 1 | | 1 |
16 | Десант чистоты и порядка | 1 | | 1 |
17 | Растения из Красной книги. | 1 | | 1 |
18 | Познай себя | 3 | | 3 |
19 | Герои Великой Отечественной войны. | 2 | 2 | |
20 | Конкурс экологических сказок. | 1 | | 1 |
21 | Волшебный мир руками детей | 2 | | 2 |
22 | Игра «Я – гражданин России» | 1 | | |
| Итого | 34 | | |
| | | | |
|
|
Тематическое планирование.
№ | Тема | Основные виды учебной деятельности | часы |
-
| Поговорим о толерантности | Беседа, о том, как нужно относится к окружающим тебя людям | 1 |
-
| Символы нашего государства | Просмотр фильма «Символы нашего государства» | 1 |
-
| Моя семья - проект | Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». | 1 |
-
| День пожилого человека | День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел. | 1 |
-
| Я и мой класс | Анкетирование. | 1 |
-
| Я и мой класс. | Изготовление газеты. | 1 |
-
| Наши классные обязанности | Изготовление газеты. | 1 |
-
| Поговорим о толерантности | Беседа. | 1 |
-
| Государственный праздник – День согласия и примирения. | Рассказывают приготовленные сообщения о Дне согласия и примерения. | 1 |
-
| Моя семья –проект. | Рассказ о традициях своей семьи. | 1 |
-
| Моя семья –проект. | Рассказ о традициях своей семьи. | 1 |
-
| Символы нашего государства | Участвуют в викторине. | 1 |
-
| Правила жизни. Беседа с элементами игры. | Дети составляют правила. В ролевых играх пытаются их применить. | 1 |
-
| Правила жизни. Беседа с элементами игры. | Дети составляют правила. В ролевых играх пытаются их применить. | 1 |
-
| Русские традиции встречи Нового года. Игра-путешествие. | Экскурсия. | 1 |
-
| Русские традиции встречи Нового года. Игра-путешествие. | Знакомятся с традициями русского народа. | 1 |
-
| Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. | Изготавливают кормушки. | 1 |
-
| Знаменитые писатели и поэты Российского государства. Литературная викторина | Знакомятся с биографией разных поэтов и писателей. Отвечают на вопросы викторины | 1 |
-
| Герои России | Знакомятся с героями России. | 1 |
-
| Герои России | Готовят сообщения о героях России | 1 |
-
| Масленица. Экскурсия | Участвуют в играх и конкурсах, посвящённых Масленице | 1 |
-
| Письмо самому себе. | Пишут письма. | 1 |
-
| Письмо самому себе. | Анализ писем | 1 |
-
| Десант чистоты и порядка | Ухаживают за комнатными растениями. Приводят класс в порядок. | 1 |
-
| Растения из Красной книги. | Готовят сообщения о растениях Красной книги. | 1 |
-
| Познай себя | Задания на игровое взаимодействие. | 1 |
-
| Познай себя | Ролевые игры. | 1 |
-
| Познай себя | Ролевые игры. | 1 |
-
| Герои Великой Отечественной войны | Конкурс чтецов | 1 |
-
| Герои Великой Отечественной войны | Чтение произведений о Великой Отечественной войне. | 1 |
-
| Конкурс экологических сказок. | Дети сочиняют в группах сказку и представляют её. | 1 |
-
| Волшебный мир руками детей | Дети изготавливают подарки для первоклассников. | 1 |
-
| Волшебный мир руками детей | Дети изготавливают подарки для первоклассников. | 1 |
-
| Игра «Я – гражданин России» | Викторина. | 1 |
VII.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Материально - техническое обеспечение
Ноутбук учителя
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Сетевой фильтр - удлинитель
Флеш-память
Программное обеспечение для компьютера учителя
СD-ROM: мультимедиа-«Уроки тётушки Совы»
Использованная литература:
1.Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
2. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
3. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
4.Н.И. Дереклеева. Информационные часы в школе. Москва. Вако.2008г.
5.Мозаика детского отдыха. Внеклассные мероприятия.
6.Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
7. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
8. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001.
Интернет-ресурсы
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа : http://festival://1september.ru/ articles/576894
Учительский портал. - Режим доступа : http://www.uchportal.ru/load/102-l-0-13511
К уроку.ru. - Режим доступа : http://www.k-yroky.ru/load/71-l-0-6958
Сеть творческих учителей. - Режим доступа : http://www.it-n.ru/communities.aspx
Pedsovet.Su. - Режим доступа : http://pedsovet.su
Ргошколу-Ru. - Режим доступа : http://www.proshkolu.ru
Педсовет.org. - Режим доступа : http://pedsovet.org
VIII.Планируемые результаты освоения курса
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Я - гражданин России» формируются следующие результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
-принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
- формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.