СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности  "Я- исследователь" составлена для учащихся 4 классов на основе ФГОС. Новизна программы является  то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающихся новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"»


МБОУ «Иланская средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Иланского Красноярского края









Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Я - исследователь»

(интеллектуальное направление)

Возраст учащихся: 10-11 лет

Срок реализации: 1 год

Разработана

учителем начальных классов

Шипулиной Натальей Владимировной

первая квалификационная категория



г. Иланский

2019- 2020 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» для 4 класса разработана на основе программы курса «Юный исследователь». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём (автор: Савенкова А. И., Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г. ), в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, учебным планом МБОУ «Иланская СОШ № 2» на 2019-20учебный год, календарным учебным графиком на 2019-20 учебный год.


Вид программы: модифицированная

Направление программы: интеллектуальное

Общая характеристика курса

Рабочая программа «Я-исследователь» предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению в начальных классах и направлена на формирование способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию окружающего мира и самого себя, ценностного отношения к знанию.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для проектной деятельности.

Главная идея исследовательской деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат. Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие обще учебные навыки:

  • мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.

  • исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.

  • коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.

  • социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;

Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему исследовательской (проектной) деятельности основного звена школы. Современные развивающие программы ФГОС начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.



Новизна данной программы является то, что в основе лежит системно - деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:

  • реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;

  • воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;

  • признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.


Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. 

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и на развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности; приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.




Задачи:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, работы со словарями и энциклопедиями;

  • прививать интерес к исследовательской деятельности.



Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане.

Программа рассчитана для учащихся 4 класса, на 1 учебный год (36 часов) с проведением занятий один раз в неделю и в каникулярное время.


Количество часов по четвертям, в год, периодичность занятий


Период обучения

Количество часов

Неделя

1

1 четверть

9

2 четверть

8

3 четверть

12

4 четверть

7

Итого за год

36 часов

Занятия проводятся 1 раз в неделю


Формы и методы работы

  • практические занятия;

  • диалог;

  • игровые ситуации;

  • наблюдение;

  • практикумы;

  • исследование;

  • проекты;

  • постановка и решение проблемных вопросов;

  • работа в парах;

  • групповая работа;

  • индивидуальная;

  • самооценка и самоконтроль;

  • взаимооценка и взаимоконтроль.


Возрастные особенности обучающихся: курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей от 10 до 11 лет. Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Занятие проходит 1 раз в неделю. Во время занятий у ребёнка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как средству развития своей личности.

Описание ценностных ориентиров содержания курса: ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания; ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию; ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни; ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей, поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе; ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства; ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Я-исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я-исследователь» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

Планируемые результаты освоения курса «Я-исследователь»

Обучающийся будет знать:

  •  основные особенности проведения исследовательской работы;

  •  методы исследования: анкетирование, моделирование;

  •  основы работы с компьютером;

  •  что такое социальный проект и его значение для жизни окружающих;

Обучающийся будет уметь:

  •  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;

  • выделять объект исследования;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  •  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

  • составлять план действий совместного исследования;

  •  собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;

  •  пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;

  •   осуществлять сотрудничество с взрослыми и одноклассниками;

  •  презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности


Личностные

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;

  • ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

  • -способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания;

  • адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

  • морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

  • высказываться в устной и письменной формах;

  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

  • владеть основами смыслового чтения текста;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте;

  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

  • подводить под понятие;

  • устанавливать аналогии;

  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

  • использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.




Уровень результатов работы по программе:


Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.


Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.


Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.



Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: конкурсы проектов, выставка проектов, портфолио достижений учащихся, выставление творческих работ на международном детском фестивале «Южный полюс», «Я класс», «Знаника» в сети Интернет, участие в НПК.



Учебно - тематическое планирование

п/п

Содержание курсов

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

1

Тренинг исследовательских способностей

10

Личностные:формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и

саморазвитии.развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои

знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.


Регулятивные:учитывать выделенные учителемориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Познавательные:умения учиться: навыках решения творческихзадач и навыках поиска, анализа иинтерпретацииинформации.добывать необходимые знания и с их помощьюпроделывать конкретную работу.• осуществлять поиск необходимойинформации для выполнения учебных заданий сиспользованием учебной литературы;- основам смыслового чтения художественных ипознавательных текстов, выделятьсущественную информацию из текстов разныхвидов;осуществлять анализ объектов с выделениемсущественных и несущественных признаков

Коммуникативные:учиться выполнять различные роли в группе(лидера, исполнителя, критика).умение координировать свои усилия с усилиями других.• формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2

Самостоятельно исследовательская практика

18

Личностные: устойчивого интереса к новым способам познания; ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности; положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; интерес к новому содержанию и новым способам познания.

Познавательные: анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; высказываться в устной и письменной формах; развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения; адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Регулятивные: оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления; планировать свои действия

Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; контролировать действия партнера; умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости; использовать речь для регуляции своего действия.

3

Мониторинг исследовательской деятельности

8

Личностные: морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; интерес к новому содержанию и новым способам познания.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; умение ставить и формулировать проблемы; владеть основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, выделять главное. видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.

Регулятивные: фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; использование речи для регуляции своего действия; умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; адекватно воспринимать оценку своей работы, анализировать ошибки.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи; работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;


Итого:

36




Тематическое планирование

Тема занятий


Кол-во часов

Дата

Описание примерного содержания занятий


Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей (10ч.)



1.


Что такое исследование


1


06.09


Оформление краткой записи о своих увлечениях

Методы исследования

1

13.09

Поиск информации в словарях и справочниках.

Наблюдение и наблюдательность

1

20.09

Поиск информации в словарях и справочниках.

Что такое эксперимент

1

27.09

Учимся работать в команде

Учимся вырабатывать гипотезы

1

04.10

Учимся создавать собственные гипотезы

Знакомство с логикой

1

11.10

Практические задания на анализ и синтез

Как задавать вопросы

1

1810

Учимся делать сообщения

Главное и второстепенное

1

25.10

Правильное планирование своего сообщения

Как делать схемы

1

01.11

Структурирование полученной информации

Что такое парадоксы

1

08.11

Подготовка к ответам на вопросы

Раздел 2. Самостоятельно исследовательская практика (18 ч)



Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований

1

15.11

Разработка собственного сценария на бумаге

Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.

1

22.11

Поиск существенных признаков в любом начинании

Определение задач собственного исследования

1

29.11

Работать в тетради «Я- исследователь»

Индивидуальная работа собственного исследования

1

06.12

Учимся составлять план работы исследования

Игра - исследование

1

13.12

Учимся проводить самостоятельно игру- исследование

Коллективная  игра – исследование

1

20.12

Учимся видеть проблему и добывать недостающий способ действия

Коллекционирование

1

27.12

Учимся предполагать о неизвестном, предлагать свои способы проверки гипотез, инсценировать поиск и пробу способов действий

Экспресс – исследование. 


1

10.01

Целеполагание в конкретной сюжетной ситуации


Какие коллекции собирают люди.


1

17. 01

Поиск способов решения проекта. Формулирование задач.

Сообщения о своих коллекциях

1

24.01

ИКТ-презентация – выбор информации. Интерпретация и обобщение информации.

Индивидуальная подготовка детских работ к публичной защите

1

31.01

Игра «Интересное интервью». Учимся брать интервью, вести беседу, участвовать в дискуссии.

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

07.02

Анализ и обобщение собранных сведений. Отбор необходимой информации, отсев лишнего

Подготовка докладов об итогах проведённых исследований и выполненных работах

1

14.02

ИКТ: презентация – продукты проекта. Выбор средств воплощения собственного замысла.

Играем в учёных. Это интересно


1

21.02

Применяем знания на практике: опыт по превращению белого мела в цветной

Тест «Чему ты научился?»


1

28.02

ИКТ: презентация-тест. Проверка своего багажа знаний, использование исследовательских понятий

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности

1

06.03

Учимся превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других

Оформление работы. Подготовка сообщения.

1

13.03

Планирование собственного выступления

Отбор информации для семиминутного

выступления. Мини-сообщение

1

20.03

Учимся превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других

Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности. (8ч)



Науки, которые нас окружают. Что я  думаю  своих о способностях

1

27.03

ИКТ: презентация -эталон. Учимся

составлять презентацию на бумаге - 6 слайдов

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

1

03.04

Знакомимся с компьютерной презентацией

Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР – MicrosoftPowerPoint.

1

10.04

ИКТ: ноутбук. Первые шаги составления презентации на компьютере

Кнопки клавиатуры компьютера. Программа МРР

1

17.04

ИКТ: ноутбук. Знакомимся с кнопками клавиатуры компьютера

Основные источники получения информации

1

24.04

Учимся высказывать собственные суждения

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

1

08.05

ИКТ: Ноутбук демонстрация презентации. Учимся держать аудиторию в поле зрения.

Мини-конференция по итогам экспресс - исследований

1

15.05

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

Мини-конференция по итогам собственных исследований

1

22.05

Заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах.


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


Тренинг исследовательских способностей - 10ч

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Оформление краткой записи о своих увлечениях. Поиск информации в словарях и справочниках. Практические задания, использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Самостоятельно исследовательская практика- 18 ч

Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.  Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования. Учиться видеть проблему и добывать недостающий способ действия. Учиться предполагать о неизвестном, предлагать свои способы проверки гипотез, инсценировать поиск и пробу способов действий. Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися.

Мониторинг исследовательской деятельности - 6ч.

Познакомимся с кнопками клавиатуры компьютера, с компьютерной презентацией. Создание собственных творческих замыслов и доведение их до воплощения в собственном продукте. Научатся оценивать свою работу, видеть ошибкоопасные места. Научатся держать аудиторию в поле зрения. Пробные выступления. Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися. Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся.  Работа над умением анализировать и делать выводы.

Содержание программы занятий будет способствовать:

  • овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;

  • саморазвитию и самовыражению;

  • осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;

  • востребованию творческого потенциала учеников;

  • получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.

Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальные программы по развитию исследовательских способностей учащихся. Кроме того, любая учебная деятельность, и проектно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Материально - техническое обеспечение реализации программы

Перечень литературы для педагога: 

Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 224с.

Рекомендуемая литература для учителя:

1.Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2011. – 321с.

2.  Зиновьева Е.Е. Исследовательская деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

3.   Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.          

4.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

5.  Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

Перечень для учащихся:

1.Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для 4 класса. Самара : Издательство «Учебная литература», 2010. 32 с

2.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради  для  4 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2011. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для обучающихся:

- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

Цифровые образовательные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

Технические средства обучения

  1. Проектор

  2. Интерактивная доска (Экран)

3.Ноутбук

4. Колонки

5. Проекционная лампа

6.Магнитная доска для крепления таблиц, плакатов


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

- рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- оперировать такими связями, осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности








18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!