СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Юнкор"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность данной программы - социально-педагогическая. Деятельность учащихся в рамках реализации данной программы направлена не только на совершенствование речевой деятельности, развитие творческих, коммуникативных  и интеллектуальных способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юнкор"»


Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Юнкор» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  2. Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

  3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно­эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  4. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (Проект Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» 2015 г.)

  5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

  6. Устава МКУ ДО ДДТ.


Направленность данной программы - социально-педагогическая. Деятельность учащихся в рамках реализации данной программы направлена не только на совершенствование речевой деятельности, развитие творческих, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся, но и главное - на создание продукта «Школьная газета», имеющего для людей большую значимость. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.


Актуальность программы

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети и др. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать одарённым детям в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном окружении. Именно сегодня от них требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в любой ситуации.

Уровень сложности – стартовый.



Отличительные особенности программы

Приобретая практические навыки (написание прозаического текста, сочиняя стихи, красочно оформляя газету), дети учатся передавать свои мысли, чувства, переживания, проявляют свои личностные качества.  На занятиях по данной программе учащиеся научатся показывать свою авторскую позицию, выразительно читают стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения. Учащиеся детского творческого объединения «Юнкор» должны стать активными участниками различных мероприятий, пропагандировать творческую деятельность, участвовать в конкурсах чтецов, представлять творческие работы на районные конкурсы.

Программа создаѐт необходимые условия для продуктивной творческой деятельности учащихся, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы занятия, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет и в повседневной жизни.

Безусловно, школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учѐбе и в целом ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Творческое объединение «Юнкор» - это проект совместной работы педагога ДО и учащихся. Программа ориентирована на формирование навыков коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи учащихся, умения употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, отношения между ними, определять тему работы, выбирать жанр своего произведения, отбирать и логически излагать материал. Участники проекта получат представление о закономерностях построения текста, основных коммуникативных качествах речи, причинах коммуникативных неудач, способах их предупреждения и преодоления.

Учащиеся познакомятся с жанрами публицистического стиля (интервью, очерк, репортаж; и др.), смогут осуществить первые журналистские опыты и сформировать практическую деятельность в литературном творчестве, научатся составлять и редактировать собственный текст. Поэтому в программе значительное место занимают упражнения по корректировке текстов, задания на совершенствование устной и письменной речи. Внимание будет уделяться и этической стороне дела: учащиеся должны уметь не только правильно составлять тексты публицистического жанра, правильно оценивать чужие творческие опыты, но и выражать свою оценку с учетом авторского самолюбия, характера человека.

Адресатом программы являются учащиеся в возрасте 7-16 лет. В детское творческое объединение принимаются дети с различными интеллектуальными и творческими способностями. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей.



Объём и срок освоения программы

Данная программа составлена из расчета 36 часов в год (1 раз в неделю по 1часу).

Форма обучения – очная.


Особенности организации образовательного процесса


Программа рассчитана на 1 год обучения. Наполняемость в группе 12 человек. Приглашаются учащиеся в возрасте 7-16 лет, независимо от способностей, уровня интеллекта, степени эрудированности. Предполагается вводное занятие, где будет определен уровень способностей каждого ребенка, необходимый для работы начинающего издателя. С учетом этого и определяется степень сложности изучаемого материала в дальнейшем на занятия в группах.

Основное место в программе занимает материал, направленный на формирование и развитие дизайнерских навыков, без которых невозможно реализовать себя в издательской деятельности. В течение всего периода обучения данные навыки совершенствуются и закрепляются на практике. Данная программа поможет одарённым учащимся подготовиться к работе в средствах массовой информации на первом этапе. Кроме того, учащиеся имеют возможность глубже познакомиться с основами издательской деятельности, что будет способствовать выбору ими одной из профессий издательского дела в дальнейшем.

Цель программы – создание условий для выпуска школьной информационной газеты «Школьный вестник»; раскрытие творческого потенциала учащихся.

Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:

-познакомить учащихся с основными терминами журналистики.

-дать представление о сущности журналистской профессии.

-познакомить со способами сбора информации.

-обучить первичным навыкам работы с содержащейся в текстах (различной направленности) информации.

-формировать у учащихся первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог.

-учить работать в проектном режиме при создании выпусков газеты.

-учить давать самооценку результатам своего труда.

Личностные:

-формировать активную жизненную позицию;

-формировать умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей;

-формировать умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.

Метапредметные:

-формировать умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания;

-формировать умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

-формировать саморегуляцию у учащихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий);

-формировать умение давать самооценку результату своего труда.

-формировать представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

-формировать умения осуществлять сбор информации для газетного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью);

-формировать умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах газеты;

-формировать практические навыки при выпуске школьного печатного издания (обучение учащихся приѐмам компьютерной верстки газеты);

-формировать умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-совершенствовать умения владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

-формировать уважения к собеседнику;

-формировать у учащихся толерантное сознание.

























Содержание программы


Учебный план

1 года обучения


Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика


Введение. Инструктаж по ТБ. Знакомство с программой, решение организационных вопросов.

1

1


Тест

1

Раздел 1. Газета и её особенность. Тематика публикаций.




Опрос

1.1

Выбор и анализ рубрик для школьной газеты.

1


1


1.2

Газетная статья- основа газеты.

1


1


1.3

Реклама на страницах газеты.

1


1


1.4

Дизайн газеты.


1

1



2

Раздел 2 Язык и стили речи.




Тест

2.1

Особенности газетного языка.

1

1



2.2

Стили речи.

2

1

1


3.

Раздел 3. Слово и понятие.




Беседа

3.1

Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.

1


1


3.2

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

1

1



3.3

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Тропы и стилистические фигуры.

2

1

1


3.4

Культура устной и письменной речи.


1

1



4

Раздел 4. Жанры публицистики.




Творчес-кие работы

4.1

Очерк как художественно-публицистический жанр.

2

1

1


4.2

Эссе.

2

1

1


4.3

Интервью. Что значит взять интервью?

2

1

1


4.4

Репортаж.

1


1


4.5

Заметка.

1


1


4.6

Информация-объявление.

1


1


5

Раздел5.Композиция печатного издания.




Тест

5.1

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение

2

1

1


5.2

Основные структурные связи в рассуждении.

1

1



5.3

Правила расположение новостей. Рубрики. Полосы.

1

1



6.

Раздел 6.Тема и идея текста.




Собеседо-вание

6.1

Темы газетных публикаций.

1

1



6.2

Статья.

1


1


6.3

Заголовки и иллюстрации. Объем заголовков, их стилистика.

2

1

1


6.4

Выпуск газеты.

4

1

3



Итоговое занятие.

Презентация всех выпущенных номеров.



2


2

Презента-ция


Итого:

36

16

20









Содержание учебного плана

1 года обучения

Введение.

Инструктаж по ТБ. Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов.

Раздел1. Газета и её особенность. Тематика публикаций.

    1. Выбор и анализ рубрик для школьной газеты.

Практика: Подбор материала к выбранным рубрикам.

    1. Газетная статья- основа газеты.

Практика: Проба пера. (написание небольшой статьи)

    1. Реклама на страницах газеты.

Практика: Составление рекламы на страницах газеты.

    1. Дизайн газеты.

Теория: Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов. Выбор шрифта для определѐнного по содержанию текста.

Практика: Оформление школьной газеты.

Раздел 2. Язык и стили речи.

2.1 Особенности газетного языка.

Теория: Беседа об особенностях газетного языка.

2.2 Стили речи.

Теория: Беседа о стилях речи.

Практика: Определение стилей речи текстов.

Раздел 3.Слово и понятие.

3.1 Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.

Практика: Устранение речевых ошибок.

3.2 Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

Теория: Понятие о профессиональной лексики, диалектизмах, о современном сленге.

3.3 Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Тропы и стилистические фигуры.

Теория: Понятие о тропах и стилистических фигурах.

Практика: Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить их роль в тексте. Написать зарисовку, используя определенные стилистические тропы, фигуры, фразеологизмы.

3.4 Культура устной и письменной речи.

Теория: Беседа о культуре устной и письменной речи.

Раздел 4. Жанры публицистики.

4.1 Очерк как художественно-публицистический жанр. Основные требования к информативной публицистике: актуальность, правдивость, оперативность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

Теория: Дать понятие слову «Очерк».

Практика: Найти в газетах и журналах примеры публикаций очерка, объяснить, по каким признакам можно определить принадлежность к тому или другому жанру.


4.2 Эссе. Основные требования к написанию эссе: актуальность, правдивость, оперативность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

Теория: Дать понятие слову «Эссе».

Практика: Найти в газетах и журналах примеры публикаций эссе, объяснить, по каким признакам можно определить принадлежность к тому или другому жанру.

4.3 Интервью. Что значит взять интервью.

Теория: Дать понятие слову «Интервью».

Практика: Основные правила ведения интервью. Написание данного жанра.

4.4Репортаж. Основные требования к информативной публицистике: актуальность, правдивость, оперативность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

Практика: Написание репортажа.

4.5 Заметка. Основные требования к информативной публицистике: актуальность, правдивость, оперативность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

Практика: Написание заметки.

4.6 Информация-объявление. Основные требования к написанию объявления.

Практика: Написание объявления.

Раздел 5. Композиция печатного издания.

5.1 Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Теория: Понятие об основных типах построения текстов.

Практика: Найти в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Написать небольшой рассказ на школьную тему, используя разные типы построения.

5.2 Основные структурные связи в рассуждении.

Теория: Беседа об основных структурных связях в рассуждении.

5.3Правила расположение новостей. Рубрики. Полосы.

Теория: Беседа о правилах расположения новостей. Рубрики. Полосы

Раздел 6. Тема и идея текста.

6.1 Темы газетных публикаций.

Теория: Дать понятие «Тема газетных статей»

6.2 Статья. Как написать статью в школьную газету?

Практика: Написание статьи в школьную газету.

6.3 Заголовки и иллюстрации. Объем заголовков, их стилистика.

Теория: Дать понятие «Заголовок».

Практика: Подбор заголовок и иллюстраций к текстам.

6.4 Выпуск газеты. Этапы выпуска номера газеты

Теория: Беседа об этапах номеров газеты.

Практика: Выпуск газеты.

Итоговое занятие. Презентация всех выпущенных номеров.



Планируемые результаты


Личностные результаты освоение программы предполагает:

- приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты «Пламя»;

- получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;

- понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;

Метапредметные результаты обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

Предметные результаты отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы т.о. «Школьная газета» учащиеся:

- познакомятся с основными терминами журналистики;

- приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;

- приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;

- поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций.


Ожидаемый результат:

Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал. Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты «Школьный вестник» (1 раз в месяц).











Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Необходимым условием для реализации программы является наличие оборудованной материально-технической базы: просторное, светлое помещение, отвечающее современным санитарно-гигиеническим нормам, Компьютер, принтер, сканер, фото - видеокамера.

Информационное обеспечение: комплект мультимедийного оборудования, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.



Формы аттестации


Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

- материал анкетирования и тестирования;

-фото;

-отзыв детей и родителей;

-статья;

- журнал посещаемости.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

-итоговый отчёт

-оформление школьных газет

-участие в научно-практической конференции



Оценочные материалы

Тесты, кроссворды, викторины и т.д

Методические материалы

Для достижения выше поставленных задач предполагается использование различных методов: репродуктивного, проблемного, словесного, модульного и других. Особое место отводится познавательной форме деятельности, индивидуальному подходу в работе с детьми. Для этого необходимо использовать разноуровневые задания в практической части.

Методы обучения:

словесные: рассказ, объяснение, поощрение;

наглядные: демонстрация материалов, эл.наглядных пособий;

практический: конструирования текста, дизайн,

метод создания ситуации успеха.

Аналитические: метод мозгового штурма; наблюдение, анкетирование, опрос, самоконтроль, самоанализ.

Методы воспитания: беседа, пример, стимулирование, убеждение.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, коллективная

Формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными людьми, круглый стол, лекция, наблюдение, практическое занятие, экскурсия, игра, соревнование.

Элементы педагогических технологий:

-индивидуализация обучения;

- групповое обучение;

-коллективное взаимообучение,

-развивающего обучения;

- проблемного обучения;

-технология развития критического мышления через чтение и письмо;

- сотрудничества;

- проектной деятельности;

- игровой деятельности;

- здоровьесберегающей и т.д



Список литературы

Методическая литература для педагогов:

1.Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.

2.Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

3.В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.

4.Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.

5.Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.

6.Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка.м., 1974.

7.Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

8.Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.

9.Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.


Методическая литература для детей:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992


Наглядный материал:

Средства, необходимые для реализации данной программы:

- разработки по темам;

- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

- тематический материал периодической печати;

- справочники;

- словари;

-Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования


Интернет-источники

1. www.proshkolu.ru

2. www.testoch.com

3. www.festival.1september.ru

4. www.nsportal.ru

5. www.uroki.net

6.http://metodisty.ru/m/groups/files/nachalnaya_shkola?cat=139

7. http://viki.rdf.ru/

8.http://viki.rdf.ru/item/373

9http://www.lit-studia.ru/



Тест по теме «Стили речи»

1.Отметьте ложные утверждения.

  • научные и художественный стиль относятся к книжным стилям

  • стили речи различаются сферой использования, жанрами, функциями

  • стили речи различаются только функциями

  • выделяется пять книжных стилей речи

2.Выберите стиль, сферой применения для которого являются средства массовой информации.

  • публицистический

  • научный

  • официально-деловой

  • художественный

3.Выберите жанры, характерные для научного стиля.

  • энциклопедия

  • заявление

  • учебник

  • лекция

  • фельетон

4.Выберите черты официально-делового стиля.

  • императивный характер

  • отсутствие эмоций

  • стандартное построение

  • точность

  • оценочность

5.Сопоставьте правильно стили и их функции (цели).

1) сообщить и доказать

2) довести до сведения

3) проинформировать и убедить

4) передать мысли и чувства, воздействовать на читателя

5) непосредственное общение

 __ публицистический

__ официально-деловой

__ научный

__ разговорный

__ художественный

Какому стилю речи соответствует функция под номером 5 (ответ введите в именительном падеже и единственном числе)

6.Для какого из стилей речи характерно использование просторечных слов и выражений?

  • для разговорного

  • для публицистического

  • для официально-делового

  • для научного

7.Отметьте правдивые утверждения.

  • в художественном стиле могут использоваться средства каждого из стилей речи

  • художественный стиль всегда очень образный, в любом художественном тексте множество метафор, определений, эпитетов

  • канцеляризмы - признаки официально-делового стиля

  • канцеляризмы широко используются в художественном стиле, но только как основа для пародий и комических моментов

8.Какой стиль пытался спародировать ученик, написавший приведённый текст?

Вчера в 11 часов я решил осуществить стандартную прогулку на предмет вдыхания достаточных объёмов свежего воздуха. Однако за неимением времени прогулочное мероприятие пришлось свернуть досрочно. Таким образом, количество кислорода в моих тканях упало до допустимого минимума, о чем мной и было корректно сообщено родительнице. В ответ мне было дано разрешение продолжить прогулку позже.

  • официально-деловой

  • художественный

  • разговорный

  • научный

  • публицистический

9..Выберите признаки, которые могут быть общими для научного и официально-делового стилей.

  • точность

  • отсутствие эмоциональности

  • аббревиатуры, сокращения

  • императивный характер

  • экспрессивность

10.Определите стиль приведенного отрывка.

Ёлочка поселилась у дороги в ольховнике. Ольхи росли тесно, густо и были злы друг на дружку и на дикий хмель, который витками оплетал их снизу доверху. Сначала ольхи не обратили внимания на зеленый ершик, наверное, так рассудили: зачахнет. Но елочка укрепилась и пошла тянуться вверх, красивая, как стрела. Теперь уже все соседки заприметили её и обозлились: нам самим не хватает места, а тут еще эта колючка откуда-то взялась.



Тест по теме «Жанры».

Тема «Репортаж»
1. Как называется материал, в котором читателям дается наглядное представление о том, или ином  событии через непосредственное восприятие журналиста ­ очевидца или действующего лица? 
А.Интервью.
Б. Репортаж.
В. Очерк.
2.Какие элементы жанров журналист может включить в репортаж?
А. Элемент отчета.
Б. Элемент беседы, интервью.
В. Зарисовки.
Г. Прямую речь.
Д. Красочное отступление.
Е. Картинное описание какого­нибудь эпизода. 
Ж. Характеристику персонажей.
З. Литературный образ, исторические параллели.
3. От чьего лица ведется рассказ в репортажах?
А. От автора, который присутствовал на событии. 
Б. От автора, который был участником события.
В. От человека, который рассказывал автору о событиях.
4. Как строится повествование репортажа?
А. Автор называет себя «я», «мы».
Б. Автор придумывает вымышленное имя.
5. Какие виды репортажей вам известны? ­
6. Найди соответствие:
А. Материал, повествующий о каком-­нибудь  общественно значимом событии, произошедшем  недавно. Это событие должно быть описано 
оперативно, иначе новость потеряет значение. 
а)Событие , в котором автор является участником или  свидетелем , проходит помимо его воли. Журналисту приходится излагать события в хронологическом  порядке, ибо перестановка фактов может нарушить 
их логический ход, что будет являться нарушением  истины. 
Б. Автор идет не от событий, а от темы, которую  выбрал автор по своей инициативе; он избирает  объект, направляется туда, участвует в событиях, 
собирает материал, наблюдая. В этом случае не  обязательно придерживаться хронологии. Журналистпишет репортаж так, как ему 
В. Выдвигается проблема, осмысливается,
анализируются собранные материалы.
С их помощью журналист обращает внимание 
читателей на тот или иной вопрос, требующий 
дальнейшего обсуждения и решения.
1) Тематический репортаж.
2) Постановочный репортаж
3) Событийный репортаж
7. Найди правильный ответ:
А. В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность.

Б. Автор не может в репортаже делиться своими наблюдениями, переживаниями, приводить подробности, чтобы не 
навязывать своего мнения читателю.
В. Чертой репортажа является динамично развивающееся действие.
ОТВЕТЫ: 1 ­ Б. 2 – все. 3 – А, Б. 4 – А. 5 – событийный, тематический, постановочный. 
6. 1) – Б; 2) –В; 3) – А. 7. –А, В.
Тема « Хроника. Информация. Отчёт. Заметка»
1. Как называются небольшие, порой однофразные сообщения, не имеющие своего заголовка?
А. Хроника.
Б. Корреспонденция.
В. Заметка.
3. Найди соответствие:
А. 10 – 30 строк, имеет свой заголовок. Это хроника с подробностями. Такое изложениедаёт яркое представление о случившемся событии.
Б. 40 ­50 строк, заголовки, подзаголовки.
Излагает события более широко, с многочисленными подробностями. Имеет 
возможность дать в тексте историческую справку, привести сравнение, характеристику людей, принимавших участие в событии, описать местный колорит (кратко), начать описание вступлением и завершить концовкой.
4. Какой жанр публицистики освещает такие события, как слёт, встреча, выставка, митинг, соревнование, праздники и т.д.?
А. Заметка.
Б. Комментарий.
В. Отчёт.
5. Найди соответствие:
1) Общий отчёт
2) Тематический отчёт
А. Не только сообщается о событии, но и комментируется, оценивается событие, делаются выводы
Б. Сообщение о событии с изложением фактов в хронологическом порядке, без комментариев

3) Отчёт с комментариями
В. Описание проходившего события выборочно, то есть только некоторые вопросы, темы, нужные журналисту.
6. Как называется письмо читателя с ответом или комментарием редакции, специалиста?
А. Заметка.
Б. Комментарий.
В. Отчёт.
ОТВЕТЫ: 1. –А. 2. А­2); Б ­1). 3. А –2); Б ­1). 4 ­ В. 5. 1) ­Б; 2) –В; 3) –А. 6. –А


Тема «Интервью»
1. Как называется беседа, предназначенная для опубликования в прессе или передаче по 
радио?
А. Интервью.
Б. Репортаж.
В. Очерк.
2. Какие существуют требования к интервью?
А. Указать, с кем ведётся беседа (фамилия, имя, отчество, профессия, должность).
Б. Указать с кем ведётся беседа (фамилия, имя, отчество, должность, семейное положение, год 
рождения и т.д).
В. Указать, что является целью беседы, темой.
Г. Общее изложение мнения этих людей по вопросам, избегая деталей.
Д. Сообщаются подробности, новости.
Е. Сообщается, как получено (в личной беседе, по телефону).
3. Каковы особенности интервью?
А. В нём ведётся изложение фактов от имени человека, которого интервьюируют, а не от имени 
журналиста.
Б. В нём ведётся изложение фактов от имени журналиста.
4. Что должен знать и уметь журналист при подготовке к интервью?
А. Ориентироваться в теме.
Б. Задавать интересные вопросы.
В. Избегать вопросов, требующих односложных ответов.
Г. Отражать интересы читателей.
Д. Наводить на нужные журналисту ответы.
Е. Готовиться заранее, продумывать вопросы.
Ж. Заранее показать вопросы собеседнику.
З. Если собеседник не ответил на вопрос, вернуться к этой теме позднее в другой форме.
И. Не задавать два вопроса сразу.
5. Как оформляется интервью?
А. Интервью предполагает предварительное описание для введения читателя в курс дела.
Б. Журналист не должен комментировать интервью, чтобы не искажать смысл ответов 
собеседника.
В. Журналист обязательно должен сделать свой вывод, чтобы последнее слово осталось за ним.

6. Найди соответствие:
Виды интервью
1) Интервью ­ монологи
2) Интервью ­ диалоги
3) Коллективное интервью
4) Анкета
5) Интервью ­ зарисовка
Определение
А. Мнение нескольких людей
Б. Журналист не только задаёт вопросы, он 
высказывает своё мнение по поводу темы или 
вопросов беседы, рассказывает об обстановке во 
время беседы, комментирует её, сообщает о своём 
впечатлении об ответах, воссоздаёт в какой­то 
мере облик своего собеседника
В. Вопросы ­ ответы
Г. Один вопрос ­ подробный ответ
Д. Массовый вид интервью, полученные ответы 
анализируются, и делаются выводы
ОТВЕТЫ: 1.­А. 2.­ А, В, Д, Е. 3.­ А. 4. – все. 5. –А. 6. 1) –Г; 2) –В; 3) – А; 4) –Д; 5) –Б. 
Тема « Корреспонденция. Статья.»
1. Каковы цели корреспонденции?
А. Проанализировать факт или группу фактов, какое­ то явление из политической, 
экономической или культурной жизни.
Б. Оперативно и чётко описать факт из жизни.
В. Обратиться к какой­ либо определённой группе людей, от которых зависит решение данного 
вопроса.
2. Как называется материал, который освещает факты и явления общественной жизни, 
теоретически и практически обобщая и научно анализируя их?
А. Репортаж.
Б. Очерк.
В. Статья.
3. Каковы задачи статьи?
А. Осмыслить не локальную ситуацию, а явления или группу явлений, выводы большого 
масштаба.
Б. Проанализировать факт или группу фактов, какое – то явление из политической, 
экономической или культурной жизни.
4. По каким принципам строится корреспонденция и статья? Найдите соответствие:
Статья
1) От частного к общему 
( локальная ситуация)
Корреспонденция
2) От общего к частному
А. Здесь развиваются 
теоретические проблемы; 
описывается политика, 
вскрываются недостатки
Б. Описываются не только 
факты, раскрывается их 
сущность, внутренний смысл, 
подробности с места, 
картинка событий, 
характеристика персонажей

5. Требования к статье:
А. Материал должен носить дискуссионный характер.
Б. Материал должен давать пищу для размышлений.
В. В материале не должен присутствовать творческий стиль.
Г. В материале должна присутствовать убедительность ( с помощью примеров, фактов, 
иллюстраций).
Д. В материале не должна присутствовать критика.
Е. Материал должен обличать недостатки, но не волновать читателя.
Ж. Материал должен содержать выводы, оценки, рекомендации.
З. Нельзя использовать литературные приёмы, элементы зарисовки, очерка, диалога и т.д.
И. В материале должны присутствовать логика аргументации, точность словоупотребления, 
целеустремлённость, доходчивость.
ОТВЕТЫ: 1.­ А, Б. 2.­ В. 3.­ А. 4.­ статья 2) –А; корреспонденция 1) –Б. 5.­ А, Б, Г, Ж, И
Тема «Очерк»
1. Как называется малая форма художественной литературы, рассказ, построенный на фактическом 
материале, а не на вымысле?
А. Репортаж.
Б. Очерк.
В. Статья.
2. По каким законам жанра пишется публицистический очерк?
А. Очеркист даёт оценку событиям и фактам, исследуя вопрос в нужном ему ракурсе, по определённому плану.
Б. Очерк призван дать образное представление о людях, показать явления. Его герои – живые люди, события в нём 
воспроизводятся документально.
3. Что общего между очерком и рассказом?
А. Очерк ведёт повествование без приукрашивания фактов и событий, ему противопоказана выдумка, 
«домысливание».
Б. Очерк роднит с рассказом описание природы и героев, использование различных средств, помогающих придать 
изложению художественную выразительность.
4. Найдите соответствие определений и этапов очерка:
1) Экспозиция
2) Завязка
3) Кульминация
4) Концовка
А. Начало действия
Б. Развязка (итоги, результаты)
В. Введение читателя в курс событий, характеристика 
действующих лиц, описание героев или условий, в 
которых будут разворачиваться события
Г. Наивысшее напряжение ( события, само действие)
5. Каковы требования к написанию очерка?
А. Очерк – это образное и рельефное развитие темы.
Б. Язык очерка образен, меток, отточен, используются эпитеты, метафоры, меткие сравнения, народные поговорки, 
живая речь героев.
В. Очерк не обязательно строить так, чтобы в нём раскрывались смысл и значение явления.

6. Найдите соответствие:
1) Сюжетный очерк
А. Событийный
Б. Проблемный
2) Описательный очерк
В. Портретный
Г. Путевой
а) В таких очерках внимание
читателей сосредоточено на 
решении злободневных вопросов
б) Наблюдение фактов и явлений во 
время поездки. В путевых заметках 
повествование ведётся в чисто 
информационном плане, а в путевом
очерке автор приводит не только 
факты, но и анализирует их, 
раскрывает сущность, рассуждает 
по их поводу.
в) Посвящается событию, явлению. 
Он пишется красочно, 
эмоционально, необходимо 
подробно передать в нём картину 
события, которая даёт повод для 
интересных сопоставлений, 
размышлений, обобщений.
г) О человеке, герое, его черты живо
описываются (только 
положительный персонаж). 
Обобщённые образы героев, 
фамилии их могут быть изменены, а 
также названия мест.
ОТВЕТЫ: 1. – Б. 2. – А, Б. 3. – Б. 4. 1) – В; 2) – А; 3) – Г; 4) – Б. 5. – А, Б.
6. 1) – Ба; 1) – Вг; 2) – Ав; 2) – Гб.



Игра-викторина на тему «Жанры публицистики»

Цель: обобщить и актуализировать знания учащихся по основам журналистской и издательской деятельности.

Игра-викторина представлена в формате телевизионной интеллектуальной викторины «Своя игра».

  • Игра-викторина «Летучка»

  • Данную игру можно использовать в образовательных целях. 

  • Игра-викторина состоит из трех категорий,  содержащих по одиннадцать вопросов каждая – всего 33 вопросов;

  • Игра рассчитана на 35-45 минут;

  • Каждый вопрос в зависимости от уровня сложности оценивается в 5,10,15,20 или 25 баллов;

  • В  игре могут выступать две-три команды;

  • В качестве электронного табло используется экран, на который с помощью медиапроектора высвечивается таблица, в которой представлен  список тем соответствующих туров, при выборе нужного вопроса (щелчок мыши по ячейке с ценой вопроса) происходит переход на лист, содержащий этот вопрос.

  • Ведущий зачитывает вопрос. Команде дается 10 секунд на обдумывание, далее команда оглашает ответ. Разыгранные вопросы меняют свой цвет и в дальнейшей игре не участвуют.

  • Счет игры ведется в соответствии с телеверсией игры: за каждый правильный ответ команда получает баллы, при каждом неверном ответе – теряет. Право ответа принадлежит команде, первой подавшей сигнал о готовности отвечать (например, подняли руку или сигнальную карточку).

  • Смена слайдов происходит по щелчку левой кнопки «мыши».

Категории и вопросы викторины

Категория «Жанры»

1. К какому информационному жанру журналистики относятся особенности: оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активнодействующее авторское Я?

РЕПОРТАЖ

2. Какой жанр представляет собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами, имеющими общественный интерес, предназначенную для передачи по каналам СМИ.

ИНТЕРВЬЮ

3. Жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.

СТАТЬЯ

4. К какой классификации жанров относятся очерк, фельетон, памфлет?

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ

5. Этот жанр представляет собой литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, характеризуется живостью, легкостью, образностью, юмором, иронией, насмешкой.

ФЕЛЬЕТОН

6. Этот художественно-публицистический жанр представляет собой небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении; проявляется в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности.

ОЧЕРК

7. К какой классификации жанров относятся хроника, заметка, зарисовка, обозрение, путевые заметки и пр.?

ИНФОРМАЦИОННЫЕ

8. К какой классификации жанров относятся обзор, рецензия, корреспонденция и пр.?

АНАЛИТИЧЕСКИЕ

9. Телевизионный жанр, разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции, сюжетом которого является показ действий группы людей в приближенной к жизни обстановке.

РЕАЛИТИ-ШОУ

10. Вид телепередачи, в котором один или несколько приглашённых участников ведут обсуждение предлагаемых ведущим тем. Как правило, при этом присутствуют приглашённые в студию зрители. Иногда зрителям предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение.

ТОК-ШОУ

11. Для какой классификации жанров применимы следующие методы сбора информации: работа с документами, интервью, наблюдение, эксперимент?



АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Категория «Основы журналистики»

 

1. Печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях; важнейшее оружие политической борьбы, одно из основных средств массовой информации и пропаганды.

ГАЗЕТА

2. Лицо, возглавляющее редакцию и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР

3. Распространение искажённых или заведомо ложных сведений для достижения пропагандистских, военных (введение противника в заблуждение) и других целей.

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ

4. Выдача чужого произведения за свое или использование в своих трудах чужого произведения без ссылки на автора.

  ПЛАГИАТ

5. Распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о человеке или компании, товарах, идеях и начинаниях, которая призвана формировать или поддерживать интерес к этим человеку, компании, товарам, идеям и начинаниям и способствовать их реализации.

РЕКЛАМА

6. Событие или сообщение, производящее волнующее всех сильное впечатление.

СЕНСАЦИЯ

7. Количество экземпляров разового выпуска периодического издания, обусловленное объемами подписки и розничной продажи; один из показателей успешности газеты (журнала, еженедельника) на информационном рынке.

ТИРАЖ

8. Контроль власти за содержанием и распространением информации.

ЦЕНЗУРА

9. Всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на базе протокола IP и маршрутизации IP-пакетов.

ИНТЕРНЕТ

10. Право человека свободно выражать свои мысли.

СВОБОДА СЛОВА

11. Какой документ определяет правовой статус журналиста в системе массовой информации?

ЗАКОН РФ «О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Категория «Вопросы наоборот»

1. Что такое «БРИФИНГ»?

Брифинг - встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации, в которой отсутствует презентационная часть, и практически сразу идут ответы на вопросы журналистов.

2. Что такое «РЕЙТИНГ»?

Рейтинг - показатель популярности какого-нибудь лица, а также фильма, представления, программы, периодического издания.

3. Кто такой «ЖУРНАЛИСТ-ФРИЛАНСЕР»?

Журналист-фрилансер - внештатный корреспондент,  репортер, получающий плату за объем представленного материала.

4. Что такое «МАСС-МЕДИА»?

Масс-медиа - средства массовой информации (печать, радио, телевидение, кинематограф, средства видео- и звукозаписи и воспроизведения). Один из синонимов термина «средства массовой информации».

5. Кто такой «НЬЮСМЕЙКЕР»?

Ньюсмейкер - личность, достойная упоминания в средствах массовой информации, представляющая интерес для широкой публики.

6. Что обозначает «ПРАВИЛО ПЯТИ W»?

Правило пяти w (Who? What? Where? When? Why?) - основной стандарт при подготовке информационных материалов для газет, телевидения и радио, заключающийся в том, что журналист в материале дает ответы на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему?

7. Что такое «ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ»?

Паблик рилейшнз - связи с общественностью.

8. Что такое «МУЛЬТИМЕДИА»?

Мультимедиа - комплексное представление информации в видео-, аудио-, графическом, мультипликационном и других видах; комплекс различных видов средств массовой информации.

9. Что означает понятие «ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ»?

«Четвёртая власть» - метафорическое определение места и роли журналистики, средств массовой информации в обществе наряду с традиционными ветвями власти: законодательной, исполнительной, судебной.

10. Что такое «КОММУНИКАЦИЯ»?

Коммуникация - передача информации; взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается.

11. Что такое «ДАЙДЖЕСТ»?

Дайджест - периодическое издание, перепечатывающее материалы из других средств массовой информации, а также иных источников.






























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!