Проект программы внеурочной деятельности
«Юные правоведы»
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность программы
Построение в России гражданского общества не может быть решено без разрешения задач правового образования и просвещения подрастающего поколения. Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Чем раньше ребёнок начнёт постигать общественные нормы жизни, тем более осознанно он будет поступать в тех или иных ситуациях.
Основой правового воспитания учащихся является их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов. Ребёнок, получив базовые знания на занятиях по праву, легче сможет ориентироваться в самостоятельной жизни, будет подготовлен к изучению некоторых тем по курсу «Обществознания» в старшей школе.
Актуальность образовательной программы «Юный правовед» состоит в том, что она реализует внедрение Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и даёт возможность включить детей как в моделируемые, так и в реальные ситуации, поставить перед ними практические задачи, решение которых требует знание закона.
Помочь учащимся младшего школьного возраста обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость, как личности, среди других равноправных личностей, научить состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей можно только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные ими теоретические правовые знания обязательно закрепляются систематическими и разнообразными по формам практическим повторением.
Программа курса «Юные правоведы» составлена в соответствии с нормативными документами:
− Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
− Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155).
− Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)).
− Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
− Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
− Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
− Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ».
− Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
Программа «Юные правоведы» основана на интеграции содержания социального, общекультурного, художественно - эстетического направлений развития личности школьников во внеурочной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Программа имеет практико–ориентированный характер, направлена на повышение правовой грамотности, правовой активности и ответственности, распространения правовой информации.
Программа составлена с учётом:
целей, задач и требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ№1.
Образовательные особенности программы обусловлены предлагаемыми задачами, которые способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, уметь делать выбор в определенной жизненной ситуации, развивать критическое мышление, информационную культуру, творческие и коммуникативные способности.
Важнейшую роль в реализации программы играет мультимедийное сопровождение, а также материально-техническое обеспечение. Дети имеют возможность пользоваться услугами школьной библиотеки, центральной городской библиотеки им. А.С.Пушкина. Для реализации программы предполагается привлечение социальных партнёров - Инспектор ОДН.
1.2. Место курса во внеурочной деятельности в основной образовательной программе начального общего образования
Программа «Юные правоведы» является курсом внеурочной деятельности общекультурного направления, содержательно ориентирован на воспитание у учащихся способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.
Курс связан с изучением предмета «Окружающий мир», «Изобразительное искусство» основной образовательной программы, другими курсами внеурочной деятельности общекультурной направленности и направлен на формирование основ гражданско – правовой компетентности личности, профилактику правонарушений среди детей младшего школьного возраста.
1.3. Цели и задачи программы
Цель программы – формирование основ гражданско – правовой компетентности личности, профилактика правонарушений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа решает следующие задачи:
- формирование у обучающихся правовой грамотности и навыков законопослушного поведения в обществе;
- выработка у школьников активной жизненной позиции по вопросам законопослушного поведения;
- снижение количества правонарушений учащимися ОУ как на ее территории так и за ее пределами, как во время учебного процесса и вне его, так и во время школьных каникул;
- воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.
В программе главное внимание уделено основам первичной профилактики асоциального поведения, учитывающим следующие принципы:
комплексность – комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции рассматривается в качестве звеньев единой системы воспитания и развития ребенка;
интеграция – необходимость интеграции и координации усилий всех субъектов воспитания – семьи, школы, учреждений дополнительного образования, административно-правовых структур и общественности;
принцип личностной направленности – учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характера, упор на личностное достоинство учащегося, опора на положительные качества;
природосообразность содержание программы профилактической деятельности должно отражать наиболее актуальные для каждого возраста проблемы;
опережающий характер воздействия – работа с детьми должна осуществляться заблаговременно, т.е. до наступления того возрастного этапа, когда совершение тех или иных асоциальных поступков становится реальностью;
конструктивно-позитивный характер воздействия – важно не только сформировать у детей и подростков представление о недопустимости асоциального поведения, но и совместно найти пути, которые дадут представление, как можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;
принцип фильтрации информации – другими словами, необходимо постараться исключить использование сведений, способных спровоцировать интерес детей к асоциальным проявлениям, а в идеале – сформировать потребность пользоваться только необходимой, проверенной информацией, выработать «внутренний фильтр» в каждом учащимся.
Реализация программы осуществляется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В соответствии с ФГОС НОО существенное значение уделяется формированию значимости культуры, а также развитию у учащихся ключевых компетенций.
Программа данного курса реализуется через:
− моделирование занятий с учетом возрастных особенностей обучающихся;
− проектную деятельность;
− обеспечение взаимосвязи игровой и внеучебной деятельности;
− ведение курса на коммуникативно-познавательных и проблемно-поисковых основах;
− использование активных методов обучения (проблемных, поисково-конструктивных, исследовательско-творческих);
− организацию разнообразных форм деятельности (групповой, индивидуальной, фронтальной).
1.4. Категория обучающихся
Курс предназначен для учащихся 3 и 4 классов. Учебные группы формируются по возрастному принципу.
1.5. Формы организации внеурочной деятельности
Формами организации внеурочной деятельности в рамках курса являются: интеллектуальные игры, практические работы, беседы, экскурсии, практические занятия, игры, конкурсы рисунков, которые используются в рамках комплексных занятий, сочетающих теоретическое и практическое обучение. Программа курса предполагает выполнение учащимися самостоятельных творческих работ, проектов. В ходе практических занятий предусмотрены просмотр презентаций и видеозаписей, участие в правовых викторинах.
Основные формы проведения занятий:
Практические занятия;
Наблюдение;
Беседа;
Общение с представителями различных профессий;
Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций;
Сюжетно- ролевые игры;
Дискуссии;
Подготовка сообщений по проблеме;
Викторины;
Творческие работы (рисование);
1.6. Срок реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения. Общая продолжительность реализации программы составляет 68 часов.
1.7. Режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю.
2.Планируемые результаты освоения программы
2.1. Планируемые результаты
В результате освоения программы курса «Юные правоведы» формируются следующие образовательные результаты:
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- умение применять универсальные способы деятельности в рамках образовательного процесса и в реальных жизненных ситуациях;
- умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Учащиеся получат возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу;
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск нужной информации с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- устанавливать причинно-следственные связи;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- соединять научную информацию, народную мудрость и информацию из художественных произведений (мультфильм, стихотворение).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- задавать вопросы по существу;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- соблюдать корректность в высказываниях;
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- взаимодействовать друг с другом в обсуждении результатов проведенных занятий в группе, классе, школе через презентации, плакаты, видеопродукцию;
- создавать письменные тексты и устные сообщения на основе нескольких источников информации;
Учащиеся получат возможность научиться:
- научной терминологии и ее правильному применению;
- умению сопоставлять и описывать результаты, выполненные в разных условиях;
- умению пользоваться текстовым и графическим редактором для оформления результатов, подготовки собственных отчетов и статей.
2.2. Формы оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Формы контроля и система оценивания
Отметки при изучении курса не выставляются, но для своевременной коррекции образовательного процесса проводится входящая диагностика одарённости (Савенков А.И., Лосева А.А.) и по окончанию курса – итоговая (в форме защиты проекта или учебно-исследовательской работы на занятии учебной группы или на конференциях различного уровня), направленная на развитие социальной и личностной компетентности младших школьников в вопросах профилактики правонарушений, формирование у них позитивного ценностного отношения к здоровому образу жизни, толерантного отношения друг к другу.
3.Содержание программы.
3.1. Тематическое планирование.
Раздел I. Мои права. Закон - один для всех
Количество часов – 8
Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “закон”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек встречается с законами в окружающем мире. Учимся организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Раздел II. «По-разному зовутся дети…»
Количество часов – 7
Знакомство с понятиями раздела. Показать какое значение
имеет для человека имя. Уважение и терпимость к людям независимо от их происхождения и данного имени.
Раздел III. Мой дом - моя крепость.
Количество часов – 4
Знакомство с понятиями раздела. Семья-это ячейка общества. Коллективная работа по составлению буклета и оформлению газеты.
Раздел IV. Имею право жить
Количество часов – 5
Игры на внимание. Учить детей отбирать нужный по теме материал, развивать речь и мышление, формировать умение играть в коллективе.
Раздел V. Каждый маленький ребёнок это должен знать
Количество часов – 5
Способствовать формированию в сознании обучающегося на основе
определённой последовательности поступков элементарного представления о
добре и зле.
Раздел VI. Жизнь дана на добрые дела.
Количество часов – 5
Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное, выявлять и фиксировать результаты, работать с литературой. Группы представляют результаты собственных исследований. Защита проектов.
Учебно-тематический план
Кол-во часов по четвертям | Основные разделы | Кол-во часов |
всего | теория | практика |
I четверть (8 часов) | Мои права. Закон - один для всех. | 8 | 7 | 1 |
II четверть (7 часов) | «По-разному зовутся дети…» | 7 | 6 | 1 |
III четверть (11 часов) | Мой дом - моя крепость. Имею право жить. Каждый маленький ребёнок это должен знать. | 4 5 2 | 3 4 2 | 1 1 - |
IV четверть (8 часов) | Каждый маленький ребёнок это должен знать. Жизнь дана на добрые дела. | 3 5 | 2 4 | 1 1 |
ИТОГО | | 34 | 28 | 6 |
Тематическое планирование 3 класс (34 ч)
№ п/п | | Количество часов |
1-2 | «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Что такое право? | 2 |
3 | В гостях у мадам Декларации на приёме. | 1 |
4 | На приёме у госпожи Конвенции. | 1 |
5 | Службы защиты прав ребенка. Телефон доверия. | 1 |
6 | Кто я? | 1 |
7 | Мои права и обязанности в школе. | 1 |
8 | Подготовка и выпуск газеты «Мои права» | 1 |
9 | Право на имя | 1 |
10 | Что означает твое имя? | 1 |
11-12 | «Мы разные, мы все хотим дружить…» | 2 |
13 | С кем бы ты хотел дружить? | 1 |
14 | Давайте жить дружно! | 1 |
15 | Игра «Свой, чужой, знакомый». | 1 |
16 | Семья – маленькое государство | 1 |
17 | «Кто такие родственники, что означает слово «Род» | 1 |
18 | Права в моей семье | 1 |
19 | Проект «Мои родные» | 1 |
20 | Кто и как заботится о здоровье детей | 1 |
21 | Полезные и вредные привычки. | 1 |
22 | Кто представляет опасность? | 1 |
23 | Предотвращение опасных ситуаций | 1 |
24 | Конкурс рисунков «Имею право жить» | 1 |
25 | Я гражданин своей страны. | 1 |
26 | Если вдруг тебя обидели | 1 |
27 | Как бы вы поступили в данной ситуации | 1 |
28 | Как научиться не ссориться, а жить дружно. | 1 |
29 | Игровая программа «Огонек» | 1 |
30 | Добро и зло | 1 |
31 | Что такое «хорошо» и что такое «плохо» | 1 |
32 | Наука не обижать людей | 1 |
33 | Твори добро! | 1 |
34 | Защита проектов «По станциям на волшебном экспрессе» | 1 |
Тематическое планирование 4 класс (34 ч)
Раздел I. Закон - один для всех.
Количество часов – 8
Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек встречается с законами в окружающем мире. Учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Раздел II. Я-ученик
Количество часов – 7
Обладать системой знаний в области прав, законов и обязанностей, уметь пользоваться этими знаниями; уважать и соблюдать права и законы; соблюдать правила поведения в образовательном учреждении
Раздел III. Основы семейного права РФ. Семейный кодекс (основные понятия).
Количество часов - 7
Понятие семейного права. Права и обязанности родителей и детей в семье.
Раздел IV. Знакомство с профессиями
Количество часов – 4
Знакомство с профессиями - следователь, инспектор по
делам несовершеннолетних. Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних.
Раздел V. Экологическое право
Количество часов – 5
Знакомство с понятиями. Экологические правонарушения. Ответственность за их совершение.
Раздел VI. Школа безопасности
Количество часов – 3
Раскрытие и осознание определённых правил поведения в обществе. Знание и соблюдение правил дорожного движения; правила поведения в общественных местах; стремление и умение руководствоваться этими правилами.
возникновения государственных праздников и их традициями.
возникновения государственных праздников и их традициями. Воспитывать
гражданско – патриотические чувства.
Кол-во часов по четвертям | Основные разделы | Кол-во часов |
всего | теория | практика |
I четверть (8 часов) | Закон - один для всех. | 8 | 7 | 1 |
II четверть (7 часов) | Я-ученик | 7 | 6 | 1 |
III четверть (11 часов) | Основы семейного права РФ. Семейный кодекс (основные понятия). Знакомство с профессиями. | 7 4 | 6 3 | 1 1 |
IV четверть (8 часов) | Экологическое право Школа безопасности | 5 3 | 4 2 | 1 1 |
ИТОГО | | 34 | 28 | 6 |
Тематическое планирование 4 класс (34 ч)
№ п/п | | Количество часов |
1 | Российская Конституция –закон, по которому мы живем | 1 |
2 | Зачем нам необходимо знать законы? Анкетирование | 1 |
3 | Школьник и закон | 1 |
4-5 | Что такое вина? Что такое ответственность? | 2 |
6 | Закон для нас. Закон внутри нас. | 1 |
7 | Служба доверия | 1 |
8 | Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?» | 1 |
9 | «Профессия - школьник». Право на образование. | 1 |
10-11 | Школьник и закон. Мои права и обязанности. | 2 |
12 | Я отвечаю за свои поступки | 1 |
13 | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 |
14 | Учимся дружно жить в классе | 1 |
15 | Оформление буклета «Школа-маленькое государство» | 1 |
16 | «Семья – маленькое государство» | 1 |
17 | Права в моей семье | 1 |
18 | Друг ли ты своим родителям? | 1 |
19 | «Кто такие родственники, что означает слово «Род» | 1 |
20 | Конфликтная ситуация в семье. Принятие решения в семье. | 1 |
21 | «Мост доверия» | 1 |
22 | Творческая работа «Моя семья» | 1 |
23 | Профессия – следователь. | 1 |
24 | Профессия – юрист. | 1 |
25 | Мудрые мысли | 1 |
26 | Встреча с инспектором ОДН | 1 |
27 | Понятие экологического права. Экологические правонарушения | 1 |
28 | Я-житель планеты Земля | 1 |
29 | Мы хозяева нашей природы | 1 |
30 | Вместе весело шагать по просторам | 1 |
31 | Экологический мини-спектакль «На улице - не в комнате, о том ребята помните» | 1 |
32 | Правила поведения в общественных местах. | 1 |
33 | Серьёзный разговор о безопасности дорожного движения. | 1 |
34 | Проект «Чем может грозить нарушение правопорядка?» | 1 |
4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Описание программно-методического и материально-технического обеспечения реализации курса
Электронное приложение к УМК | http://www.uroki.net/ https://pedsovet.su/load/ |
Дидактический материал | Методика «Закончи историю» Методика «Что мы ценим в людях» Методика «Наши отношения» (Л.М. Фридман) Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?» (Л.И. Лаврентьева, Э.Г. Эрина, Л.И. Цацинская» |
Методическое пособие с поурочными разработками | 1. Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей школ. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003 г 2. Гальцева Е.А. Изучаем свои права - Волгоград, издательство «Учитель», 2007г |
Список используемой литературы | 1.Конвенция о правах ребенка; 2.Конституция Российской Федерации; 3.Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? – М.: Сам себе адвокат, 1998. 4.Беспалов Ю.Ф. Семейно – правовое положение в РФ – Владимир, 2000. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | | Интернет-ресурсы: http://www.edu.ru/ http://zipsites.ru/ Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка http://www.rfdeti.ru/ Детский правовой сайт http://mir.pravo.by/ Ваши права http://www.gorlib.ru/info/ Подросток и закон http://podrostok.edu.yar.ru/ |
Технические средства обучения | Компьютер, мультимедийный проектор | |
Список литературы
Для учителя:
I. Нормативные источники
1. Новый текст Конституции РФ с поправками М., 2020
2. Конвенция ООН о правах ребёнка .- М.:Семина Л.И..Рудомино, 2001.
II. Литература
1. Блотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство РФ в вопросах и коментириях.М.,2012.
2. Гражданское образование в современной школе: Материалы конвенции 4-5 мая 2000г. Калуга,2010.
3. Лопатина Т., Федорова Ф., Права ребёнка /практическое пособие - Тульский регион. Центр поддержки женщин и семьи "Подруга"-2012.
4. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита из прав: Сборник нормативных документов. М, 2013.
5. Семина Л.И. Мы - сограждане. М.: Бонфи,2012.
6. Соколов Я.В., Комсов Д.В., Максимов С.В. Ответственность за правонарушение. М.: НВЦ "Гражданин",2012.
Для учащихся:
1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература