СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Юные правоведы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Юные правоведы". Программа составлена для обучающихся 3-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юные правоведы"»

Проект программы внеурочной деятельности

«Юные правоведы»


1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность программы

Построение в России гражданского общества не может быть решено без разрешения задач правового образования и просвещения подрастающего поколения. Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Чем раньше ребёнок начнёт постигать общественные нормы жизни, тем более осознанно он будет поступать в тех или иных ситуациях.

Основой правового воспитания учащихся является их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.  Ребёнок, получив базовые знания на занятиях по праву, легче сможет ориентироваться в самостоятельной жизни, будет подготовлен к изучению некоторых тем по курсу «Обществознания» в старшей школе.

Актуальность образовательной программы «Юный правовед» состоит в том, что она реализует внедрение Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и даёт возможность включить детей как в моделируемые, так и в реальные ситуации, поставить перед ними практические задачи, решение которых требует знание закона.

Помочь учащимся младшего школьного возраста обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость, как личности, среди других равноправных личностей, научить состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей можно только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные ими теоретические правовые знания обязательно закрепляются систематическими и разнообразными по формам практическим повторением.


Программа курса «Юные правоведы» составлена в соответствии с нормативными документами:

− Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

− Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155).

− Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)).

− Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

− Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

− Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»

− Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ».

− Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»;

− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

Программа «Юные правоведы» основана на интеграции содержания социального, общекультурного, художественно - эстетического направлений развития личности школьников во внеурочной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Программа имеет практико–ориентированный характер, направлена на повышение правовой грамотности, правовой активности и ответственности, распространения правовой информации.

Программа составлена с учётом:

целей, задач и требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ№1.

Образовательные особенности программы обусловлены предлагаемыми задачами, которые способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, уметь делать выбор в определенной жизненной ситуации, развивать критическое мышление, информационную культуру, творческие и коммуникативные способности.


Важнейшую роль в реализации программы играет мультимедийное сопровождение, а также материально-техническое обеспечение. Дети имеют возможность пользоваться услугами школьной библиотеки, центральной городской библиотеки им. А.С.Пушкина. Для реализации программы предполагается привлечение социальных партнёров - Инспектор ОДН.

1.2. Место курса во внеурочной деятельности в основной образовательной программе начального общего образования

Программа «Юные правоведы» является курсом внеурочной деятельности общекультурного направления, содержательно ориентирован на воспитание у учащихся способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.

Курс связан с изучением предмета «Окружающий мир», «Изобразительное искусство» основной образовательной программы, другими курсами внеурочной деятельности общекультурной направленности и направлен на формирование основ гражданско – правовой компетентности личности, профилактику правонарушений среди детей младшего школьного возраста.


1.3. Цели и задачи программы

Цель программы – формирование основ гражданско – правовой компетентности личности, профилактика правонарушений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа решает следующие задачи:

 - формирование у обучающихся правовой грамотности и навыков законопослушного поведения в обществе;

- выработка у школьников активной жизненной позиции по вопросам законопослушного поведения;

- снижение количества правонарушений учащимися ОУ  как на ее территории так и за ее пределами, как во время учебного процесса и  вне его, так и во время школьных каникул;

- воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.

В программе главное внимание уделено основам первичной профилактики асоциального поведения, учитывающим следующие принципы:

  • комплексность – комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции рассматривается в качестве звеньев единой системы воспитания и развития ребенка;

  • интеграция – необходимость интеграции и координации усилий всех субъектов воспитания – семьи, школы, учреждений дополнительного образования, административно-правовых структур и общественности;

  • принцип личностной направленности – учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характера, упор на личностное достоинство учащегося, опора на положительные качества;

  • природосообразность содержание программы профилактической деятельности должно отражать наиболее актуальные для каждого возраста проблемы;

  • опережающий характер воздействия – работа с детьми должна осуществляться заблаговременно, т.е. до наступления того возрастного этапа, когда совершение тех или иных асоциальных поступков становится реальностью;

  • конструктивно-позитивный характер воздействия – важно не только сформировать у детей и подростков представление о недопустимости асоциального поведения, но и совместно найти пути, которые дадут представление, как можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;

  • принцип фильтрации информации – другими словами, необходимо постараться исключить использование сведений, способных спровоцировать интерес детей к асоциальным проявлениям, а в идеале – сформировать потребность пользоваться только необходимой, проверенной информацией, выработать «внутренний фильтр» в каждом учащимся.


Реализация программы осуществляется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В соответствии с ФГОС НОО существенное значение уделяется формированию значимости культуры, а также развитию у учащихся ключевых компетенций.

Программа данного курса реализуется через:

− моделирование занятий с учетом возрастных особенностей обучающихся;

− проектную деятельность;

− обеспечение взаимосвязи игровой и внеучебной деятельности;

− ведение курса на коммуникативно-познавательных и проблемно-поисковых основах;

− использование активных методов обучения (проблемных, поисково-конструктивных, исследовательско-творческих);

− организацию разнообразных форм деятельности (групповой, индивидуальной, фронтальной).


1.4. Категория обучающихся

Курс предназначен для учащихся 3 и 4 классов. Учебные группы формируются по возрастному принципу.

1.5. Формы организации внеурочной деятельности

Формами организации внеурочной деятельности в рамках курса являются: интеллектуальные игры, практические работы, беседы, экскурсии, практические занятия, игры, конкурсы рисунков, которые используются в рамках комплексных занятий, сочетающих теоретическое и практическое обучение. Программа курса предполагает выполнение учащимися самостоятельных творческих работ, проектов. В ходе практических занятий предусмотрены просмотр презентаций и видеозаписей, участие в правовых викторинах.

Основные формы проведения занятий:

 Практические занятия;

Наблюдение;

Беседа;

Общение с представителями различных профессий;

Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций;

Сюжетно- ролевые игры;

Дискуссии;

Подготовка сообщений по проблеме;

Викторины;

Творческие работы (рисование);


1.6. Срок реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения. Общая продолжительность реализации программы составляет 68 часов.

1.7. Режим занятий

Занятия проводятся один раз в неделю.

2.Планируемые результаты освоения программы

2.1. Планируемые результаты

В результате освоения программы курса «Юные правоведы» формируются следующие образовательные результаты:

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

- умение применять универсальные способы деятельности в рамках образовательного процесса и в реальных жизненных ситуациях;

- умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.

Учащиеся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Учащиеся получат возможность научиться:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу;

- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Познавательные

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск нужной информации с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- устанавливать причинно-следственные связи;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- соединять научную информацию, народную мудрость и информацию из художественных произведений (мультфильм, стихотворение).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- задавать вопросы по существу;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- соблюдать корректность в высказываниях;

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

- взаимодействовать друг с другом в обсуждении результатов проведенных занятий в группе, классе, школе через презентации, плакаты, видеопродукцию;

- создавать письменные тексты и устные сообщения на основе нескольких источников информации;

Учащиеся получат возможность научиться:

- научной терминологии и ее правильному применению;

- умению сопоставлять и описывать результаты, выполненные в разных условиях;

- умению пользоваться текстовым и графическим редактором для оформления результатов, подготовки собственных отчетов и статей.


2.2. Формы оценки достижения планируемых результатов освоения программы

Формы контроля и система оценивания

Отметки при изучении курса не выставляются, но для своевременной коррекции образовательного процесса проводится входящая диагностика одарённости (Савенков А.И., Лосева А.А.) и по окончанию курса – итоговая (в форме защиты проекта или учебно-исследовательской работы на занятии учебной группы или на конференциях различного уровня), направленная на развитие социальной и личностной компетентности младших школьников в вопросах профилактики правонарушений, формирование у них позитивного ценностного отношения к здоровому образу жизни, толерантного отношения друг к другу.


3.Содержание программы.

3.1. Тематическое планирование.

Раздел I.  Мои права. Закон - один для всех

Количество часов – 8

Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “закон”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек встречается с законами в окружающем мире. Учимся организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Раздел II. «По-разному зовутся дети…»

Количество часов – 7

Знакомство с понятиями раздела. Показать какое значение

имеет для человека имя. Уважение и терпимость к людям независимо от их происхождения и данного имени.

Раздел III. Мой дом - моя крепость.

Количество часов – 4

Знакомство с понятиями раздела. Семья-это ячейка общества. Коллективная работа по составлению буклета и оформлению газеты.

Раздел IV. Имею право жить

Количество часов – 5

Игры на внимание. Учить детей отбирать нужный по теме материал, развивать речь и мышление, формировать умение играть в коллективе.

Раздел V. Каждый маленький ребёнок это должен знать

Количество часов – 5

Способствовать формированию в сознании обучающегося на основе

определённой последовательности поступков элементарного представления о

добре и зле.

Раздел VI. Жизнь дана на добрые дела.

Количество часов – 5

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное, выявлять и фиксировать результаты, работать с литературой. Группы представляют результаты собственных исследований. Защита проектов.


Учебно-тематический план


Кол-во часов по четвертям

Основные разделы

Кол-во часов

всего

теория

практика

I четверть (8 часов)

Мои права. Закон - один для всех.

8

7

1

II четверть (7 часов)


«По-разному зовутся дети…»


7

6

1

III четверть (11 часов)

Мой дом - моя крепость.

Имею право жить.

Каждый маленький ребёнок это должен знать.

4


5

2

3


4

2

1


1

-

IV четверть (8 часов)

Каждый маленький ребёнок это должен знать.

Жизнь дана на добрые дела.

3



5

2



4

1



1


ИТОГО


34

28

6







Тематическое планирование 3 класс (34 ч)

№ п/п


Количество часов

1-2

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Что такое право?

2

3

В гостях у мадам Декларации на приёме.

1

4

На приёме у госпожи Конвенции.

1

5

Службы защиты прав ребенка. Телефон доверия.

1

6

Кто я?

1

7

Мои права и обязанности в школе.

1

8

Подготовка и выпуск газеты «Мои права»

1

9

Право на имя

1

10

Что означает твое имя?

1

11-12

«Мы разные, мы все хотим дружить…»

2

13

С кем бы ты хотел дружить?

1

14

Давайте жить дружно!

1

15

Игра «Свой, чужой, знакомый».


1

16

Семья – маленькое государство

1

17

«Кто такие родственники, что означает слово «Род»


1

18

Права в моей семье

1

19

Проект «Мои родные»

1

20

Кто и как заботится о здоровье детей

1

21

Полезные и вредные привычки.

1

22

Кто представляет опасность?

1

23

Предотвращение опасных ситуаций

1

24

Конкурс рисунков «Имею право жить»

1

25

Я гражданин своей страны.

1

26

Если вдруг тебя обидели

1

27

Как бы вы поступили в данной ситуации

1

28

Как научиться не ссориться, а жить дружно.

1

29

Игровая программа «Огонек»

1

30

Добро и зло

1

31

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

1

32

Наука не обижать людей

1

33

Твори добро!

1

34

Защита проектов «По станциям на волшебном экспрессе»


1



Тематическое планирование 4 класс (34 ч)

Раздел I. Закон - один для всех.

Количество часов – 8

Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек встречается с законами в окружающем мире. Учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Раздел II. Я-ученик

Количество часов – 7

Обладать системой знаний в области прав, законов и обязанностей, уметь пользоваться этими знаниями; уважать и соблюдать права и законы; соблюдать правила поведения в образовательном учреждении

Раздел III. Основы семейного права РФ. Семейный кодекс (основные понятия).

Количество часов - 7

Понятие семейного права. Права и обязанности родителей и детей в семье.

Раздел IV. Знакомство с профессиями

Количество часов – 4

Знакомство с профессиями - следователь, инспектор по        
делам несовершеннолетних. Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних.

Раздел V. Экологическое право

Количество часов – 5

Знакомство с понятиями. Экологические правонарушения. Ответственность за их совершение.

Раздел VI. Школа безопасности

Количество часов – 3

Раскрытие и осознание определённых правил поведения в обществе. Знание и соблюдение правил дорожного движения; правила поведения в общественных местах; стремление и умение руководствоваться этими правилами.

возникновения государственных праздников и их традициями.

возникновения государственных праздников и их традициями. Воспитывать

гражданско – патриотические чувства.



Кол-во часов по четвертям

Основные разделы

Кол-во часов

всего

теория

практика

I четверть (8 часов)

Закон - один для всех.

8


7


1

II четверть (7 часов)


Я-ученик

7



6


1

III четверть (11 часов)

Основы семейного права РФ. Семейный кодекс (основные понятия).

Знакомство с профессиями.


7



4



6



3

1



1

IV четверть (8 часов)

Экологическое право

Школа безопасности

5

3


4

2

1

1

ИТОГО


34

28

6







Тематическое планирование 4 класс (34 ч)

№ п/п


Количество часов

1

Российская Конституция –закон, по которому мы живем

1

2

Зачем нам необходимо знать законы? Анкетирование

1

3

Школьник и закон

1

4-5

Что такое вина? Что такое ответственность?

2

6

Закон для нас. Закон внутри нас.

1

7

Служба доверия

1

8

Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

1

9

«Профессия - школьник». Право на образование.

1

10-11

Школьник и закон. Мои права и обязанности.

2

12

Я отвечаю за свои поступки

1

13

Одноклассники, сверстники, друзья

1

14

Учимся дружно жить в классе

1

15

Оформление буклета «Школа-маленькое государство»

1

16

«Семья – маленькое государство»

1

17

Права в моей семье

1

18

Друг ли ты своим родителям?

1

19

«Кто такие родственники, что означает слово «Род»

1

20

Конфликтная ситуация в семье. Принятие решения в семье.

1

21

«Мост доверия»

1

22

Творческая работа «Моя семья»

1

23

Профессия – следователь.

1

24

Профессия – юрист.

1

25

Мудрые мысли

1

26

Встреча с инспектором ОДН

1

27

Понятие экологического права. Экологические правонарушения

1

28

Я-житель планеты Земля

1

29

Мы хозяева нашей природы

1

30

Вместе весело шагать по просторам

1

31

Экологический мини-спектакль «На улице - не в комнате, о том ребята помните»

1

32

Правила поведения в общественных местах.

1

33

Серьёзный разговор о безопасности дорожного движения.

1

34

Проект «Чем может грозить нарушение правопорядка?»

1







4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Описание программно-методического и материально-технического обеспечения реализации курса


Электронное приложение к УМК

http://www.uroki.net/

https://pedsovet.su/load/

Дидактический материал

Методика «Закончи историю»

Методика «Что мы ценим в людях»

Методика «Наши отношения» (Л.М. Фридман)

Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?» (Л.И. Лаврентьева, Э.Г. Эрина, Л.И. Цацинская»

Методическое пособие с поурочными разработками

1. Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей школ. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003 г

2. Гальцева Е.А. Изучаем свои права - Волгоград, издательство «Учитель», 2007г


Список используемой литературы

1.Конвенция о правах ребенка;

2.Конституция Российской Федерации;

3.Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? – М.: Сам себе адвокат, 1998.

4.Беспалов Ю.Ф. Семейно – правовое положение в РФ – Владимир, 2000.



Цифровые и электронные образовательные ресурсы


Интернет-ресурсы:

http://www.edu.ru/

http://zipsites.ru/

Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка

http://www.rfdeti.ru/

Детский правовой сайт

http://mir.pravo.by/

Ваши права

http://www.gorlib.ru/info/

Подросток и закон

http://podrostok.edu.yar.ru/



Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор






Список литературы

Для учителя:


I. Нормативные источники

1. Новый текст Конституции РФ с поправками М., 2020

2. Конвенция ООН о правах ребёнка .- М.:Семина Л.И..Рудомино, 2001.


II. Литература


1. Блотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство РФ в вопросах и коментириях.М.,2012.

2. Гражданское образование в современной школе: Материалы конвенции 4-5 мая 2000г. Калуга,2010.

3. Лопатина Т., Федорова Ф., Права ребёнка /практическое пособие - Тульский регион. Центр поддержки женщин и семьи "Подруга"-2012.

4. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита из прав: Сборник нормативных документов. М, 2013.

5. Семина Л.И. Мы - сограждане. М.: Бонфи,2012.

6. Соколов Я.В., Комсов Д.В., Максимов С.В. Ответственность за правонарушение. М.: НВЦ "Гражданин",2012.



Для учащихся:

1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!