Пояснительная записка
Программа «Кенгурята» по спортивно-оздоровительному направлению предназначена для учащихся 1 классов и составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на 1 час в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 4 раза в месяц. Данная программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя
Реализация внеурочной деятельности – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.
Программа «Кенгурята» разработана на основе программ: «Культура здорового образа жизни» Г.М. Соловьев, Н.И. Соловьева .
Новизна заключается в формировании установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; обучать способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Актуальность программы в современных условиях важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 16-17 лет этой средой является школа, так как более 70% времени его бодрствования связаны со школой. Школа - один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. В дальнейшем именно срывы адаптации к тем или иным перипетиям жизни в социуме будут приводить к постепенной утрате человеком того запаса «прочности», которое принято называть «здоровье».
Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
сформировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально – психологического
сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях.
сформировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.
воспитывать стремление к здоровому образу жизни, отвращение к вредным привычкам.
Формы обучения.
Основной формой обучения по данной программе является спортивно-оздоровительная деятельность обучающихся.
Приоритетными методами её организации служат методы игры в различных вариантах. Все виды игровой деятельности направлены на освоение различных технологий работы со спортивным инвентарём.
Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе:
организация экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Веселых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
проведение бесед по охране здоровья.
применение на уроках игровых моментов, физ. минуток.
Прогнозируемые результаты
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-развитие творческой активности каждого ребенка.
Метапредметные результаты:
-внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
-общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-улучшение психологической и социальной комфортности в едином государственном пространстве.
Предметные:
-укрепление здоровья воспитанников;
-укрепление связи между семьей и школой;
-организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
-организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований;
-соблюдение требований по технике безопасности в местах проведения мероприятий.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Кол – во часов | Теорчасов | Прак. часов | Сроки реализации |
1. | Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории. | 1 | 1 | | |
2. | «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни». | 1 | 1 | | |
3. | «Канатоходец», «Красный свет - зеленый свет», «Не давай мяч водящему» и тд. | 1 | | 1 | |
4. | «Режим дня учащегося». | 1 | 1 | | |
5. | «В гостях у Мойдодыра». | 1 | | 1 | |
6. | «Красота осенней природы». | 1 | | 1 | |
7. | «Весёлые старты». | 1 | | 1 | |
8. | Передай улыбку по кругу. «Моё настроение». | 1 | | 1 | |
9. | День здоровья « Мы болезнь победим быть здоровыми хотим». | 1 | | 1 | |
10. | Правила поведения во время осенних каникул. | 1 | 1 | | |
11. | Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим. | 1 | | 1 | |
12. | «Папа, мама, я – спортивная семья». | 1 | | 1 | |
13. | Клуб «Шахматная королева». | 1 | | 1 | |
14. | «Горелки». | 1 | | 1 | |
15. | «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление. | 1 | 1 | | |
16. | Сон и его значение для здоровья человека. | 1 | 1 | | |
17. | Игры народов Северного Кавказа. | 1 | | 1 | |
18. | Шалости и травмы. | 1 | 1 | | |
19. | Светофор здорового питания. | 1 | | | |
20. | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | 1 | | 1 | |
21 | «Ручеёк», «Волк и коза», «Аленький цветочек». | 1 | | 1 | |
22. | «В здоровом теле – здоровый дух». Конкурс рисунков «Мой любимый вид спорта». | 1 | | 1 | |
23. | Эстафеты с мячом. | 1 | | 1 | |
24. | «Богатырская силушка». | 1 | | 1 | |
25. | «Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы». | 1 | 1 | | |
26. | Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз». | 1 | | 1 | |
27. | Экскурсия. | 1 | | 1 | |
28. | Я здоровье сберегу – сам себе я помогу! | 1 | 1 | | |
29. | «Запрещённое движение» «Непослушная скульптура», «Зелёный, красный, жёлтый». | 1 | | 1 | |
30. | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | | 1 | |
31. | Чему мы научились и чего достигли. | 1 | 1 | | |
32. | Спортивный праздник «Быстрее, выше, сильнее!» | 1 | | 1 | |
33. | «Впереди лето!» Правила поведения летом в лесу, на воде. | 1 | 1 | | |
Содержание учебного материала.
Содержание данного курса - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.
Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории.
«Поведение в школе», ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг него. Игры на свежем воздухе «Садовник», « Картошка».
«Умеете ли вы вести здоровый образ».
Диагностика. Книга Здоровья.
«Канатоходец», «Красный свет - зеленый свет», «Не давай мяч водящему» и т. д.
Игры средней подвижности. «Доскажи словечко». Оздоровительная минутка.
«Режим дня учащегося».
Просмотр фильма. Обсуждение режима дня учащегося. Работа с серией картинок. Беседа.
«В гостях у Мойдодыра».
Внеклассное мероприятие. Чтение стихов. Инсценирование отрывка из стихотворения. К.И.Чуковского «Мойдодыр».
«Красота осенней природы».
Экскурсия в осенний парк. Чтение стихов о природе. Творческая работа из природного материала.
«Весёлые старты».
Эстафеты со скакалкой. Игра «Десяточки».
Передай улыбку по кругу. «Моё настроение».
Игра «Передай улыбку по кругу». Выставка рисунков «Моё настроение».
День здоровья « Мы болезнь
Победим, быть здоровыми хотим».
Кросс, прыжки в длину с места, метание мяча.
Правила поведения во время осенних каникул.
Инструктаж по ТБ «Правила поведения на дороге». Игра «Я пешеход». Загадки на тему: «Виды транспорта».
Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим.
Урок-игра. Беседа. Пословицы и поговорки о здоровом образе жизни».
«Папа, мама, я – спортивная семья».
Семейный спортивный праздник.
Клуб «Шахматная королева».
Знакомство с настольными играми(шашки, шахматы). Оздоровительная минутка.
«Горелки».
Разучивание игры.
«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление.
Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации.
Сон и его значение для здоровья человека.
Беседа «Сон и его значение». Разучивание спокойных игр «Совушка», «Кто больше».
Игры народов Северного Кавказа.
Знакомство с играми народов Северного Кавказа. Разучивание игры «Поезд».
Шалости и травмы.
Инструктаж по ТБ « Правила безопасности в школе и дома».Игра «Салки».
Светофор здорового питания.
Викторина. Встреча с доктором Здоровая Пища. Конкурс рисунков «Полезно, вредно».
Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.
Игра «Полезно-вредно», «Наоборот».
«Ручеёк», «Волк и коза», «Аленький цветочек».
Хороводные игры (знакомство с русскими народными играми).
«В здоровом теле – здоровый дух». Конкурс рисунков «Мой любимый вид спорта».
Викторина. Конкурс рисунков. Виртуальное путешествие на стадион.
Эстафеты с мячом.
«Визитка», « Спортивная ходьба», «Змейка», «Ведение мяча», «Кенгуру».
«Богатырская силушка».
Праздник к 23 февраля. Весёлые конкурсы для мальчиков.
«Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы».
Сказка о микробах. Беседа. Игра «Угадай-ка».
«Море волнуется – раз».
Игра с элементами ОРУ. Оздоровительная минутка.
Экскурсия.
Знакомство с правилами поведения в природе.
Игра «Закончи рассказ». Подвижные игры по выбору детей.
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!
Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики.
«Запрещённое движение» «Непослушная скульптура», «Зелёный, красный, жёлтый».
Игры на развитие внимания.
Подвижные игры на свежем воздухе. «Пожалуйста».
Игры с мячом. Игра «Краски», «Волк и овцы».
Чему мы научились и чего достигли.
Диагностика в конце года. Оздоровительная минутка «Деревце».
Спортивный праздник «Быстрее, выше, сильнее!»
Игры, эстафеты, Весёлые минутки. Считалки.
«Впереди лето!»
Правила поведения летом в лесу, на воде.
Инструктаж «Правила поведения в лесу и на воде в летний период». Безопасные игры на свежем воздухе (практикум),
Методическое обеспечение программы
включает в себя описание:
-форм занятий: игра, беседа, конкурс, соревнование, экскурсия, викторина, диагностика;
-методов организаций: метод коллективной творческой деятельности (КТД), метод игры ( игры отбираются учителями в соответствии с поставленной целью), методы состязательности ( распространяется на все сферы творческой деятельности) и приёмов: считалки, команды распоряжения, сигналы, например «Пожалуйста», "Раз, два, три - беги!", защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная);
-формы подведение итогов: соревнования, спортивные праздники, конкурсы рисунков;
-техническое обеспечение: спортивный зал или спортивная площадка, кегли, шведская лестница, обручи, мячи и скакалки.
Программа направлена на укрепление здоровья, воспитание морально-волевых качеств и чувства коллективизма учащихся. В ней уделено внимание развитию координации движений, правильной осанки учащихся.
Список литературы, используемой учителем.
1.Анастасова Л.П., Иванова Н.В. Программа по основам безопасности жизнедеятельности «Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности». 2011г.
2. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана – граф». 2002.- 205с.
3. Патрикеева А.Ю. Подвижные игры 1 – 4 классы. М.: Вако, 2007.- 176 с.-/ Мозаика детского отдыха.
4. Сайкина Е.Г., Фирильева Ж.Е. «Физкульт – привет минуткам и паузам!» (Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004 год) 5.Соловьёв Г.М., Соловьёва Н.И. Программа: «Культура здорового образа жизни.»(Издательство: ИЛЕКСА, 2009 год )
Список литературы, рекомендуемой для учащихся.
1. Аверьянова А. Борисова А.,Горбунов А., Минченок А., «Азбука безопасности» мультсериал: Смешарики. Год выхода: 2010 режиссер:
2. Прохорова Г.А Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис Пресс, 2004.
3. Тютчев Ф. И.«Сборник стихов».
4. Чуковский К. И.«Мойдодыр».