СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Химия в задачах»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Программа внеурочной деятельности  «Химия в задачах» предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательной школы,  проявляющих повышенный интерес к изучению предмета.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Химия в задачах»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №59 им Г М Мыльникова» г. Курска


ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

на заседании педсовета приказом от ____________ № ___

протокол № __ от __________ Директор школы______ Белова Н Н

Председатель педсовета ______


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности по химии «Химия в задачах»

9 класс

на 2022 - 2023 учебный год



Разработчик:

Лабкова Ирина

Васильевна,

учитель химии


















Курск – 2022 г

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Химия в задачах» предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательной школы, проявляющих повышенный интерес к изучению предмета, собирающихся продолжить образование в классах или учебных заведениях естественнонаучного профиля, и рассчитана на 34 часа.

В целях формирования интереса и положительной мотивации к химии через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности, содержание курсов может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.

В процессе обучения химии учителю необходимо уделять большое внимание практическому использованию знаний учащихся, логическому мышлению и осмыслению; осуществлению этих требований очень помогает решение расчетных задач.

При решении задач у учеников вырабатывается самостоятельность суждений, умения применять знания в конкретных ситуациях, восстанавливать в памяти то, что было изучено ранее, использовать знания из курсов других учебных дисциплин (физики, математики, биологии, экологии).

Решение расчетных задач развивает логическое мышление, вырабатывает у учащихся уверенность в своих силах и вызывает чувство удовлетворения при достижении положительного результата в работе.

Задачи помогают закрепить знания, поэтому, их решения являются залогом успешного обучения школьников основам

Содержание внеурочной деятельности предназначено для овладения теоретическим материалом по химии. Это даст возможность лучше и глубже изучить и понять многие химические процессы и закономерности а так же даст возможность выработать элементарный навык в решении задач, что очень часто не хватает на уроках при прохождении программы. Усвоение методов решения типовых задач возможно в результате сопоставления самостоятельных решений с решениями приведенными в приложении.

Обучение по программе курса, возможно, поможет учащимся осуществить выбор профиля для последующего обучения в старших классах, а учителям даст время для выработки программных навыков и умений.

Цели курса:

совершенствование обучения решению различных типов химических задач на основе систематизации базовых знаний о химических процессах и закономерностях их протекания;

Задачи курса:

• способствовать упрочнению и конкретизации учебных знаний по химии;

• учить детей мыслить, ориентироваться в проблемных ситуациях, делать прогнозы;

• решать качественные и расчетные задачи, выполнять опыты в соответствии с требованиями правил безопасности;

• развивать учебно-коммуникативные умения;

• совершенствование умений устанавливать взаимосвязь между химическими явлениями в свете важнейших химических теорий.

  • закрепить, систематизировать и возможно расширить знания учащихся в области решения типовых расчетных задач.

  • продолжить формировать умения анализа ситуации, прогнозирования и навыков исследовательской деятельности

  • продолжить формирование умения решать расчетные задачи.

  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности в процессе поиска решений.


Планируемые результаты

Личностные результаты

Личностные результаты отражают сформированность:

1) ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии;

2) представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

3) мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;

4) познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;

5)познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;

6)интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;

7)осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;

8) интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и

9) экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

10) способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов химии;

11) экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения программы по химии отражают овладение универсальными познавательными действиями, в том числе:

Базовыми логическими действиями

1) умением использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и химических реакций; устанавливать причинно- следственные связи между объектами изучения; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии); делать выводы и заключения;

2) умением применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления — химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение химической реакции — при решении учебно-познавательных задач; с учётом этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов

— химических веществ и химических реакций; выявлять общие закономерности, причинно- следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать критерии для выявления этих закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);

3) умением использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;

4) приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе;

Работой с информацией

5) умением выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета); критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию;

6) умением применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач опре‐ делённого типа; приобретение опыта в области использования информационно-коммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных поисковых систем; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями;

7) умением использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной среды;

Универсальными коммуникативными действиями

8) умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;

9) приобретение опыта презентации результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта);

10) заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и др.);

Универсальными регулятивными действиями

11) умением самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах — веществах и реакциях; оценивать соответствие полученного результата заявленной цели;

12) умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  1. Содержание и смысл основных химических понятий: атом, молекула, ион,
    относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, количество
    вещества, объем, молярный объем, массовая доля, объемная доля, мольная
    доля компонентов в системе, формула вещества, уравнение химических
    реакций.

  2. Формулировки стехиометрических законов: сохранение массы вещества,
    постоянства состава, закона Авогандро, закон объемных отношений.

  3. Способы выражения состава растворов и других смесей: массовая доля,
    молярная концентрация; знать методику приготовления растворов соли из
    сухой соли и воды, кристаллогидратов и воды, концентрированного раствора и
    воды и т.д.

  4. Знать основы номенклатуры органических и неорганических соединений,
    химические свойства их классификационных групп, способы получения и
    применения соединений.

  1. Владеть знаниями в области практического применения и получения
    веществ.

  2. Знать правила техники безопасности и основные приемы работы с
    оборудованием в школьной химической лаборатории.

Учащиеся должны уметь:

  1. Уметь вычислять по химической формуле молекулярную и молярную
    массу вещества и молярную массу; рассчитывать массовую долю
    химического элемента в веществе по формуле, массовую долю
    растворенного вещества в растворе.

  2. Уметь выводить химические формулы по массовой доли химических
    элементов, а также по массе (объему) продуктов сгорания.

  3. Уметь вычислить по химическим уравнениям массы одного из
    продуктов по массе исходного вещества.

  4. Уметь вычислить практический выход продукта от теоретически
    возможного.

  5. Уметь вычислять по хим. уравнениям массу одного из продуктов по массе

исходного вещества, содержащего примеси с использованием растворов с

определенной массовой долей растворенного вещества.

  1. Уметь решать задачи по УХР, если одно из реагирующих веществ дано в
    избытке. Уметь производить расчеты по термохимическим уравнениям реакции.

  2. Уметь выполнить химические опыты: пользоваться химической посудой,

реактивами, спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности;

  1. приготавливать растворы с определенной массовой долей растворенного вещества

  2. Уметь на конкретных примерах раскрывать роль химии в решении

глобальных проблем, стоящих перед человеком: энергетической,

производственной, экологической.

Полученные знания должны помочь учащимся:

  • научиться обращаться со сверстниками, учителями, отстаивать свою точку зрения;

  • закрепить практические навыки и умения при решении задач;

  • выполнять творческие задания.

Предлагаемые темы проектов

  • Решение задач с производственным содержанием

  • Решение задач экологического содержания

  • Решение задач на смеси

  • Примеры решение задач усложненных и комбинированных

  • Задачи на газовые смеси

  • Задачи на металлические пластинки

  • Задачи, при решении которых следует составлять алгебраическую систему уравнений

  • Экспериментальные задачи


Тематическое планирование

№ 


Тема


Кол-во часов


Теория


Практика


1

Структура химической задачи

2


2




2

Вычисления по химическим формулам

3


3


3

Задачи на растворы

7

6

1

4

Вычисления по уравнениям реакций

8

7

1

5

Вычисления по термохимическим уравнениям реакций

2

2


6

Окислительно-восстановительные реакции

3

3


7

Генетическая связь между классами неорганических веществ

3

2

1

8

Химия и жизнь (задачи из повседневной жизни)

3

3


9

Решение заданий ОГЭ

5

5



Итого

34

31

3

Содержание программы

Тема 1. Структура химической задачи (2 часов)

Две сторо­ны химической задачи. Анализ задачи, выделение химической и математической частей, способы задания условий: непол­ные, лишние и неопределенные математические данные за­дачи.

Понятие о взаимно обратных задачах. Обратная задача и ее составление. Составление простых и сложных задач по хими­ческим формулам веществ.

Структура задач по уравнениям химических реакций. Их составление. Сложные задачи, использование комбинирован­ных знаний из разных разделов химии и других предметов. Оригинальность вопроса нестандартных задач, наличие неоп­ределенности, исторических сведений, включение разнообраз­ных названий веществ. Занимательные задачи. Тривиальная и современная номенклатура химических соединений.

Демонстрации. Атомно-стрежневые модели. Таблица с номенклатурами органических веществ.

Лабораторные опыты. Изготовление моделей органических соединений.

Тема 2. Вычисления по химическим формулам ( 3часов)

Алгоритм решения задач на вывод химических формул органических соединений различных классов. Алгоритмы расчетов по химическим формулам: нахождение массовой доли элемента в веществе. Расчёты с использованием газовых законов, относительной плотности смеси газов, объёмной и мольной доли веществ в смеси.

Вычисления средней молярной массы смеси. Нахождение массовой доли элемента в веществе, массы химического элемента в об­разце вещества, определение химического элемента на основа­нии его массовой доли и степени окисления в бинарных соеди­нениях.

Нахождение молекулярной формулы вещества по его абсолютной и относительной плотности паров и массовой доле элементов.

Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

Нахождение массы элемента, если известна масса вещества; и массы вещества, если известна масса элемента.

Решение задач на смеси алгебраическим способом.

Тема 3. Задачи на растворы (7 часов)

Различные способы решения задач на раство­римость. Растворимость кристаллогидратов и их осаждение из насыщенных растворов. Задачи с использованием сведений о растворимости кристаллогидратов или связанные с их получе­нием. Задачи на вычисление массовой доли растворенного ве­щества при растворении кристаллогидратов и обратные задачи. Сравнение понятий «растворимость» и «массовая доля раство­ренного вещества в растворе». Правило смешения и алгебраи­ческий способ решения задач на смешивание растворов.

Понятие концентрации раствора. Молярная концентрация. Реше­ние олимпиадных задач с применением разнообразных спосо­бов выражения содержания растворенного вещества в раство­рах. Переход от одной концентрации к другой.

Тема 4. Вычисления по уравнениям реакций (8 часов)

Расчёт количества вещества, массы продукта реакции, если исходное вещество дано с примесями, расчёт массы исходного вещества, соединяющего примеси, по продуктам реакции

Задачи на избыток-недостаток

Расчёт продукта реакции, веществ, содержащихся в раство­рах после реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке

Расчёты массовой доли выхода продукта реакции

Тема 5. Вычисления по термохимическим уравнениям реакций (2 часа)

Термохимические уравнения реакций. Расчёты по термохи­мическим уравнениям. Тепловой эффект реакции. Энтальпия.

Тема 6. Окислительно-восстановительные реакции (3 часа)

Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восста­новления. Составление уравнений окислительно-восстанови­тельных реакций. Расчёты по уравнениям окислительно-восста­новительных реакций.

Тема 7. Генетическая связь между классами органических веществ (3ч) Составление и решение цепочек превращений, отражающих генетическую связь между классами органических.

Тема 8. Химия и жизнь (задачи из повседневной жизни) (3ч)

Задачи с производственным, сельскохозяйственным, эколо­гическим содержанием.

Тема 9. Решение заданий ОГЭ (5 часов)

Задачи ОГЭ задание 22


Календарно – тематическое планирование

дата

Тема занятия




Структура химической задачи (2 часов)



Две сторо­ны химической задачи.



Структура задач по уравнениям химических реакций. Их составление.




Тема 2. Вычисления по химическим формулам ( 3часов)



Нахождение массовой доли элемента в веществе, массы химического элемента в об­разце вещества.



Нахождение молекулярной формулы вещества по его абсолютной и относительной плотности паров и массовой доле элементов.



Расчёты на выведение формулы вещества по абсолютной и относительной плотности паров, по продуктам его сгорания.




Тема 3. Задачи на растворы ( 7 часов)



Способы выражения состава растворов, массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. .



Массовая доля растворённого вещества



Задачи, связанные с выпариванием воды из раствора с образованием раствора с новой массовой долей растворенного вещества.



Правило смешения и алгебраический способ решения задач на смешивание растворов.



Практическая работа 1 Приготовление растворов солей



Различные способы решения задач на раство­римость. Растворимость кристаллогидратов и их осаждение из насыщенных растворов.



Задачи с использованием сведений о растворимости кристаллогидратов или связанные с их получе­нием.




Тема 4. Вычисления по уравнениям реакций (8 часов)



Вычисления по химическим уравнениям массы (объёма) веществ по известной массе веществ, (вступивших или получившихся в результате реакции)



Вычисление массы продукта реакции по известной массе раствора вещества, вступающих в химическую реакцию



Расчет массы ( объема) продукта реакции, если исходное вещество дано с примесями.



Задачи на «избыток – недостаток»



Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного



Практикум по решению качественных задач



Практикум по решению качественных задач



Практическая работа №2 Получение неорганического вещества и определение его выхода от теоретически возможного




Тема 5. Вычисления по термохимическим уравнениям реакций (2 часа)



Термохимические уравнения реакций.



Расчёты по термохимическим уравнениям.




Тема 6. Окислительно-восстановительные реакции (3 часа)



Окислители и восстановители. Метод электронного баланса.



Реакции межмолекулярного и внутримолекулярного окисления-восстановления




Тема 7. Генетическая связь между классами органических веществ (3ч)



Составление и решение цепочек превращений между различными классами неорганических веществ.



Практическая работа №3 Получение органического соединения путём одной или нескольких химических реакций



Составление и решение цепочек превращений органических веществ.




Тема 8. Химия и жизнь (задачи из повседневной жизни) (3 ч)



Решение задач с производственным содержанием.



Решение задач с сельскохозяйственным содержанием.



Решение задач с экологическим содержанием.




Тема 9. Решение заданий ЕГЭ (5 часов)



Решение задач ОГЭ



Решение задач ЕГЭ



Решение комплексных задач и упражнений



Итоговое занятие



Список литературы для учителя.

  1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия. — М.: АСГ-Пресс, 1999.

  2. Аликберова Л. Ю., Хабарова Е. И. Задачи по хи­мии с экологическим содержанием. — М.: Центрхимпресс, 2001.

  3. Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. -М. : Дрофа, 2005

  4. Артеменко А. И. Удивительный мир органической химии. — М.: Дрофа, 2004.

  5. Будруджан П. Задачи по химии.- М.: Мигр,1989г.

  6. П.И. Протасов Методика решения расчетных задач по химии. - М.: Просвещение, 1998г.

  7. Н.Е. Кузменко Сборник конкурсных задач по химии.- М.: Экзамен. Оникс 21век, 2001г.

  8. Познавательные задачи по органической химии и их решение.- Тула : Арктоус, 1996г.

  9. Романовская В. К. Химия. Решение задач.- Санкт - Петербург : Cпециальная литература, 2002г.

  10. Сорокин В. В. Как ты знаешь химию? - М.: Просве­щение, 1996.

  11. Сорокин В.В., Загорский В.В. Задачи химических олимпиад. - М.: Изд-во МГУ, 1998г.

  12. Слета Л. А. Конкурсные задачи по химии - Харьков, изд-во Илекса ,1998

  13. Тарасова Л.Ю. Методическое пособие по химии для поступающих в вузы (Способы решения основных типов задач)- Волгоград, 1996г.

  14. Хомченко Т. П.. Хомченко ИГ., Задачи по химии для поступающих в вузы М.: Высшая школа, 2003г.

Список литературы для учащихся.

  1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия. — М. :АСГ-Пресс, 1999

2. Ковальчукова О. 780 тестов по химии.- М.: Уникум – центр, 1998г.

3. Алексинский В. Я. Занимательные опыты по химии. — М.: Просвещение, 1995.

4. Медин Р. А. Химия для абитуриентов от средней школы к вузу.- М., Химия, 1993г.

5. Рябов М. 375 проверочных заданий по химии для поступающих в вузы.- М.: Уникум - центр, 1997г.

6. Савина А. А. Я познаю мир. Химия. — М.: Детская энциклопедия, 2001.

7. Сборник задач для проведения устного экзамена по химии за курс основной
школы 9 класс.- М.: Дрофа , 2000г.

8. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. - М.: Новая волна, 2000г.

9. Хомченко П. П. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы.- М: Новая волна, 1997г.

10. Химия. Сборник задач для проведения устного экзамена по химии за курс средней школы 11 класс.- М. : Дрофа , 2000г.

11. Штремплер Г. И. Химия на досуге. — М.: Просве­щение, 1996.

12. Энциклопедический словарь юного химика. — М.: Педагогика-Пресс, 1997.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!