Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шушенская средняя общеобразовательная школа № 8
Согласовано: старший методист по воспитательной работе ________________________И.Н. Козлова «_______»_________________2022 г. | Утверждаю: директор МБОУ Шушенской СОШ № 8 _______________________Е.А. Голубидо Приказ от ______________2022 г. №____ |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Киноуроки в школах России»
для 5 класса
Количество часов по учебному плану: в год – 34; в неделю – 1 час.
Составитель: Фадеева К.Г.
Шушь 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Киноуроки в школах России» составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Шушенской СОШ № 8, Планом внеурочной деятельности МБОУ Шушенской СОШ № 8 на 2022-2023 учебный год, с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Программа составлена на основе авторской образовательной программы внеурочной деятельности «Киноуроки в школах России».
Программа составлена в соответствии с целями и задачами, обозначенными в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». На курсе внеурочной деятельности «Киноуроки в школах России» будет реализовываться воспитательный потенциал курса в соответствии с целями и задачами, которые разработаны с учетом рабочей программы воспитания школы (Модуль «Курсы внеурочной деятельности»). Программа направлена на реализацию одной из важнейших задач – освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается в поведении, которое контролируется внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы заключается в акценте на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
По окончанию курса, обучающиеся получат возможность сформировать отношение к духовно-нравственным понятиям, принципам и ценностям, получат навыки организации благотворительных, волонтерских, социальных практик через реализацию общественно- полезного дела.
Цель программы: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.
Задачи программы:
Выявлять взаимосвязь духовно-нравственных ценностей, отраженных в фильмах киноуроков с ценностями современных школьников;
привлекать учащихся к активному участию в жизни класса и Центра, обучать навыкам общественно-полезной деятельности;
формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности;
воспитывать высоконравственную культуру, доброту, любовь и уважение к себе и другим людям на примере образов положительных героев фильмов;
развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
При условии введения ограничений и дистанционных форм образования программу «Киноуроки в школах России» возможно проводить в онлайн-режиме. С вариантом дистанционного киноурока можно ознакомиться по ссылке https://youtu.be/upsfw3yUoyo.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
В результате реализации программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления должно обеспечиваться:
приобретение обучающимися представлений и знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
переживание обучающимися опыта духовно-нравственного отношения к социальной реальности (на основе взаимодействия обучающихся между собой на уровне класса);
привитие обучающимся нравственных моделей поведения, которые он усвоил вследствие участия в той или иной общественно значимой деятельности.
В рамках реализации данной программы формируются личностные результаты такие, как:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- начальные представления о моральных нормах и правилах духовно-нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями.
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни:
- и начальные умения выражать себя в различных доступных видах деятельности.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- опыт переживаний, наблюдений эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Предметные результаты
В результате прохождения программного материала, обучающиеся получат возможность научиться:
Уважать себя, верить в свои силы и возможности, признавая это право и за другими;
придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
вести себя достойно в общественных местах.
уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
быть сострадательными к чужому горю.
сострадать животным, не обижать их.
придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Киноуроки в школах России»:
Личностные БУД:
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей, и сопереживание им.
Регулятивные БУД:
умение определять и формулировать цель деятельности на занятии самостоятельно / с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
уметь высказывать свое предположение (версию) на основе просмотра;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Познавательные БУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, полученного опыта.
Коммуникативные БУД:
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Место курса внеурочной деятельности в плане: по плану внеурочной деятельности МБОУ Шушенской СОШ № 8 - 26 часов, по рабочей программе – 26 часов, направление внеурочной деятельности –духовно-нравственное. Возраст обучающихся 11-12 лет (5 класс). Срок реализации 1 год.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел (модуль)/Тема | Кол-во часов | Форма проведения занятий | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | «Мост» (понятие: стойкость, выносливость) | 1 | Киноурок | https://kinouroki.org/most |
2 | «Урок экологии» (забота, доброта) | 1 | Киноурок | https://zeroplus.tv/film/urok-ekologii |
3 | «Школьные ботаны» (понятие: целеустремленность) | 1 | Киноурок | https://kinouroki.org/schoolbotan |
4 | «Песня ветра» (дружелюбие) | 1 | Киноурок | https://kinouroki.org/pesnya-vetra |
5 | «Когда небо улыбается» (радость познания) | 1 | Киноурок | https://kinouroki.org/kogda-nebo-ulibaetsya |
6 | «БВ» (прощение) | 1 | Киноурок | https://kinouroki.org/bv |
7 | «Если бы не я» (сила воли, сила духа) | 1 | Киноурок | https://kinouroki.org/eslibi-ne-ya |
8 | «Экзамен» (аккуратность) | 1 | Киноурок | https://kinouroki.org/ekzamen |
9 | «Навсегда» (смелость, отвага) | 1 | Киноурок | https://kinouroki.org/navsegda |
10 | «5 дней» (созидательный труд) | 1 | Киноурок | https://kinouroki.org/5-dney |
11 | «Мой друг Димка Зорин» (благородство) | 1 | Киноурок | https://kinouroki.org/dima-zorin |
12 | «Великий» (справедливость) | 1 | Киноурок | https://kinouroki.org/velikiy |
13 | «Там, где мечтают медведи» (ответственность (перед миром и человечеством) | 1 | Киноурок | https://zeroplus.tv/film/drugie-lyudi |
14 | «Москва-Кассиопея» (здоровый образ жизни) | 1 | Киноурок | https://zeroplus.tv/film/moskva-kassiopeya |
15 | «Птицы счастья» (взаимопонимании, дружбе, любви) | 1 | Киноурок | https://zeroplus.tv/film/ptitsy-schastya |
16 | «8 марта» (наблюдательность) | 1 | Киноурок | https://zeroplus.tv/film/lila |
17 | «За руку с Богом» (бескорыстие) | 1 | Киноурок | https://zeroplus.tv/film/pozharnik |
18 | «Трудный выбор» (моральный выбор) | 1 | Киноурок | https://zeroplus.tv/film/pozharnik |
19 | «Музыка внутри» (милосердие) | 1 | Киноурок | https://zeroplus.tv/film/sokrovishche |
20 | «Другой мир» (верность идеалам) | 1 | Киноурок | https://zeroplus.tv/film/urok-ekologii |
21 | «Три солнца» (уважение) | 1 | Киноурок | https://zeroplus.tv/film/drugie-lyudi |
22 | «Лошадка для героя» (чувство долга) | 1 | Киноурок | https://zeroplus.tv/film/vorobey-kotoryy-umel-derzhat-slovo |
23 | «Восхождение» ( герой, пример для подражания) | 1 | Киноурок | https://zeroplus.tv/film/voskhozhdenie |
24 | «Возвращение домой» (патриотизм) | 1 | Киноурок | https://zeroplus.tv/film/vozvrashchenie-domoy |
25 | «Светлая сторона» (воображение, фантазия) | 1 | Киноурок | https://zeroplus.tv/film/svetlaya-storona |
26 | «Великий» (созидательный труд) | 1 | Киноурок | https://lk.kinouroki.org/films/18 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Вид деятельности | Дата |
план | факт |
1 | «Мост» (понятие: стойкость, выносливость) | 1 | Познавательная деятельность | 09.11 | |
2 | «Урок экологии» (забота, доброта) | 1 | Познавательная деятельность | 16.11 | |
3 | «Школьные ботаны» (понятие: целеустремленность) | 1 | Познавательная деятельность | 23.11 | |
4 | «Песня ветра» (дружелюбие) | 1 | Познавательная деятельность | 30.11 | |
5 | «Когда небо улыбается» (радость познания) | 1 | Познавательная деятельность | 07.12 | |
6 | «БВ» (прощение) | 1 | Познавательная деятельность | 14.12 | |
7 | «Если бы не я» (сила воли, сила духа) | 1 | Познавательная деятельность | 21.12 | |
8 | «Экзамен» (аккуратность) | 1 | Познавательная деятельность | 28.12 2 четверть | |
9 | «Навсегда» (смелость, отвага) | 1 | Познавательная деятельность | 11.01 | |
10 | «5 дней» (созидательный труд) | 1 | Познавательная деятельность | 18.01 | |
11 | «Мой друг Димка Зорин» (благородство) | 1 | Познавательная деятельность | 25.01 | |
12 | «Великий» (справедливость) | 1 | Познавательная деятельность | 01.02 | |
13 | «Там, где мечтают медведи» (ответственность (перед миром и человечеством) | 1 | Познавательная деятельность | 08.02 | |
14 | «Москва-Кассиопея» (здоровый образ жизни) | 1 | Познавательная деятельность | 15.02 | |
15 | «Птицы счастья» (взаимопонимании, дружбе, любви) | 1 | Познавательная деятельность | 22.02 | |
16 | «8 марта» (наблюдательность) | 1 | Познавательная деятельность | 01.03 | |
17 | «За руку с Богом» (бескорыстие) | 1 | Познавательная деятельность | 15.03 | |
18 | «Трудный выбор» (моральный выбор) | 1 | Познавательная деятельность | 22.03 3 четверть | |
19 | «Музыка внутри» (милосердие) | 1 | Познавательная деятельность | 05.04 | |
20 | «Другой мир» (верность идеалам) | 1 | Познавательная деятельность | 12.04 | |
21 | «Три солнца» (уважение) | 1 | Познавательная деятельность | 19.04 | |
22 | «Лошадка для героя» (чувство долга) | 1 | Познавательная деятельность | 26.04 | |
23 | «Восхождение» (герой, пример для подражания) | 1 | Познавательная деятельность | 03.05 | |
24 | «Возвращение домой» (патриотизм) | 1 | Познавательная деятельность | 10.05 | |
25 | «Светлая сторона» (воображение, фантазия) | 1 | Познавательная деятельность | 17.05 | |
26 | «Великий» (созидательный труд) | 1 | Познавательная деятельность | 24.05 | |
Материально-техническое оснащение занятий
Видеофильмы в рамках пособия «Киноуроки в современной школе: роль, значение, перспективы»
Комплект методических материалов к киноурокам, включающий методические рекомендации для проведения занятий;
Тематические презентации, входящие в комплект УМК к киноурокам;
Проектор или интерактивная доска.
Компьютер.
Колонки.
Учебно-методический комплект
https://www.киноуроки.рф
2. Методическое пособие «Киноуроки в современной школе: роль, значение, перспективы», Е.А.Бондаренко,Е.В.Дубровская/ Москва, 2018.
КИНОУРОКИ В ШКОЛАХ РОССИИ: СМЫСЛ, ТВОРЧЕСТВО, СОЗИДАНИЕ, Методическое пособие к киноурокам (первый сборник), Санкт-Петербург, 2018 год.
КИНОУРОКИ В ШКОЛАХ РОССИИ: СМЫСЛ, ТВОРЧЕСТВО, СОЗИДАНИЕ, Методическое пособие к киноурокам (второй сборник), Санкт-Петербург, 2019 год.
КИНОУРОКИ В ШКОЛАХ РОССИИ: СМЫСЛ, ТВОРЧЕСТВО, СОЗИДАНИЕ, Методическое пособие к киноурокам (третий сборник), Санкт-Петербург, 2020 год.
Методическое пособие «По меркам добра» /педагогические мастерские ценностно-смысловой ориентации/. – Ковров, ООО "Медиа- Пресс", 2019.- 176 с.