Пояснительная записка
Программа кружка «Алфавит здоровья» составлена на основе программы спортивно-оздоровительного направления «Здоровейка.
Программа кружка по спортивно-оздоровительному направлению «Алфавит здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Актуальность программы обусловлена тем, что она соответствует новому Государственному стандарту начального общего образования и разработана с учетом современных педагогических технологий.
Цели и задачи:
Программа кружка по спортивно-оздоровительному направлению «Алфавит здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
Данная программа строится на принципах:
научности - содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников;
доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками;
патриотизма – идентификация себя с Россией, её культурой;
Программа рассчитана для учащихся 1 класса, на 1 год обучения. На реализацию курса «Алфавит здоровья» в 1 классе отводится 33 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 35 минут в соответствии с нормами СанПина.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга. Обеспечение мотивации.
Основные направления реализации программы:
- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
- организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
- организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
- активное использование спортивной площадки - проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- организация питания учащихся;
- проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
- организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
Формы занятий:
беседы
игры
элементы занимательности и состязательности
викторины
конкурсы
праздники
театрализованные постановки
дни здоровья
Режим и место проведения занятий
Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий – 35минут. Место проведения – спортивный зал, пришкольная спортивная площадка, столовая, медицинский кабинет, кабинет для внеурочных занятий. Подвижные игры и спортивные праздники проходят по усмотрению учителя на свежем воздухе или в спортивном зале. Конкурсы, беседы, викторины в кабинете для внеурочных занятий.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности:
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Алфавит здоровья» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Алфавит здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими ученикамидавать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации:ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности:
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Алфавит здоровья» обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы кружка внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности будет проводиться в форме праздника.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего, час. | Теория | Практика |
I | Раздел 1 Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | 3 |
1.1 | Тема 1.1 Дорога к доброму здоровью | 1 | | 1 |
1.2 | Тема 1.2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке | 1 | | 1 |
1.3 | Тема 1.3 В гостях у Мойдодыра Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр» | 1 | 1 | |
1.4 | Тема 1.4 Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» | 1 | | 1 |
II | Раздел 2 Питание и здоровье | 5 | 3 | 2 |
2.1 | Тема 2.1 Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» | 1 | | 1 |
2.2 | Тема 2.2 Культура питания Приглашаем к чаю | 1 | | 1 |
2.3 | Тема 2.3 Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться) | 1 | 1 | |
2.4 | Тема 2.4 Как и чем мы питаемся | | 1 | |
2.5 | 2.5 Красный, жёлтый, зелёный | 1 | 1 | |
III | Раздел 3 Моё здоровье в моих руках | 7 | 3 | 4 |
3.1 | Тема 3.1 Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим | 1 | 1 | |
3.2 | Тема 3.2 Полезные и вредные продукты. | 1 | | 1 |
3.3 | Тема 3.3 Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк» | 1 | 1 | |
3.4 | Тема 3.4 Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» | 1 | | 1 |
3.5 | Тема 3.5 Как обезопасить свою жизнь | 1 | 1 | |
3.6 | Тема 3.6 День здоровья «Мы болезни победим быть здоровыми хотим» | 1 | | 1 |
3.7 | Тема 3.7 В здоровом теле здоровый дух | 1 | | 1 |
IV | Раздел 4 Я в школе и дома | 6 | 3 | 3 |
4.1 | Тема 4.1 Мой внешний вид –залог здоровья | 1 | 1 | |
4.2 | Тема 4.2 Зрение – это сила | 1 | 1 | |
4.3 | Тема 4.3 Осанка – это красиво | 1 | | 1 |
4.4 | Тема 4.4 Весёлые переменки | 1 | | 1 |
4.5 | Тема 4.5 Здоровье и домашние задания | 1 | 1 | |
4.6 | Тема 4.6 Игра - Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим | 1 | | 1 |
V | Раздел 5 Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | 3 |
5.1 | Тема5.1 “Хочу остаться здоровым”. | 1 | 1 | |
5.2 | Тема 5.2 Вкусные и полезные вкусности | 1 | | 1 |
5.3 | Тема 5.3 День здоровья «Как хорошо здоровым быть» | 1 | | 1 |
5.4 | Тема 5.4 «Как сохранять и укреплять свое здоровье» | 1 | | 1 |
VI | Раздел 6 Я и моё ближайшее окружение | 3 | 2 | 1 |
6.1 | Тема 6.1 Моё настроение Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение» | 1 | 1 | |
6.2 | Тема 6.2 Вредные и полезные привычки | 1 | 1 | |
6.3 | Тема 6.3 Ролевая игра “Я б в спасатели пошел” | 1 | | 1 |
VII | Раздел 7 «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | 2 |
7.1 | Тема 7.1 Опасности летом (просмотр видео фильма) | 1 | 1 | |
7.2 | Тема 7.2 Первая доврачебная помощь | 1 | | 1 |
7.3 | Тема 7.3 Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка» | 1 | 1 | |
7.4 | Тема 7.4 Чему мы научились за год. | 1 | | 1 |
| Итого: | 33 | 15 | 17 |
Раздел 1 Введение «Вот мы и в школе».(4 ч.)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
Тема 1 Дорога к доброму здоровью
Тема2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке
Тема 3 В гостях у Мойдодыра - Кукольный спектакль (К. Чуковский «Мойдодыр»)
Раздел 2. Питание и здоровье (5ч.)
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.
Тема 1 Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья
и помощники»
Тема 2. Культура питания. Приглашаем к чаю
Тема 3. Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться)
Тема 4. Как и чем мы питаемся
Тема 5 Красный, жёлтый, зелёный (Текущий контроль знаний- викторина)
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках( 7ч.)
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
1 класс (7 часов)
Тема 1 Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим
Тема 2. Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим
Тема 3 Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»
Тема 4 Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»
Тема 5 Как обезопасить свою жизнь
Тема 6 День здоровья «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим»
Тема 7 В здоровом теле здоровый дух (Викторина)
Раздел 4. Я в школе и дома (6ч.)
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
Тема 1 Мой внешний вид –залог здоровья .
Тема 2 Зрение – это сила
Тема 3 Осанка – это красиво
Тема 4 Весёлые переменки
Тема 5 Здоровье и домашние задания
Тема 6 Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов ( 4ч.)
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".
1 класс (4 часа)
Тема 1 Хочу остаться здоровым
Тема 2. Вкусные и полезные вкусности
Тема 3. День здоровья «Как хорошо здоровым быть»
Тема 4«Как сохранять и укреплять свое здоровье» -круглый стол
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (3 ч.)
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
1 класс (3 часа)
Тема 1 Мое настроение. Передай улыбку по кругу – выставка рисунков.
Тема 2 Вредные и полезные привычки
Тема 3 Ролевая игра “Я б в спасатели пошел”
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» ( 4 ч.)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
Тема 1 Опасности летом (просмотр видео фильма)
Тема 2. Первая доврачебная помощь
Тема 3 Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»
Тема 4 Чему мы научились за год.
Литература
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.