СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности: Кружок " Алфавит здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для детей начальной школы.............................

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности: Кружок " Алфавит здоровья"»

Пояснительная записка

Программа кружка «Алфавит здоровья» составлена на основе программы спортивно-оздоровительного направления «Здоровейка.

Программа кружка по спортивно-оздоровительному направлению «Алфавит здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Актуальность программы обусловлена тем, что она соответствует новому Государственному стандарту начального общего образования и разработана с учетом современных педагогических технологий.

Цели и задачи:

Программа кружка по спортивно-оздоровительному направлению «Алфавит здоровья» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.


Цели конкретизированы следующими задачами:

  1. Формирование:

  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

  • навыков конструктивного общения;

  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

  1. Обучение:

  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

упражнениям сохранения зрения.


Данная программа строится на принципах:


  • научности - содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников;

  • доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;

  • коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками;

  • патриотизма – идентификация себя с Россией, её культурой;


Программа рассчитана для учащихся 1 класса, на 1 год обучения. На реализацию курса «Алфавит здоровья» в 1 классе отводится 33 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 35 минут в соответствии с нормами СанПина.



Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга. Обеспечение мотивации.

Основные направления реализации программы:

- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

- организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

- организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;

- активное использование спортивной площадки - проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

- организация питания учащихся;

- проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

- организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

Формы занятий:

 беседы

 игры

 элементы занимательности и состязательности

 викторины

 конкурсы

 праздники

 театрализованные постановки

 дни здоровья



Режим и место проведения занятий

Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий – 35минут. Место проведения – спортивный зал, пришкольная спортивная площадка, столовая, медицинский кабинет, кабинет для внеурочных занятий. Подвижные игры и спортивные праздники проходят по усмотрению учителя на свежем воздухе или в спортивном зале. Конкурсы, беседы, викторины в кабинете для внеурочных занятий.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности:


В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Алфавит здоровья»  является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Алфавит здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими ученикамидавать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации:ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

   3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.



Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации

программы внеурочной деятельности:


В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Алфавит здоровья» обучающиеся должны знать:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

  • основы рационального питания;

  • правила оказания первой помощи;

  • способы сохранения и укрепление  здоровья;

  • основы развития познавательной сферы;

  • свои права и права других людей;

  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

  • различать “полезные” и “вредные” продукты;

  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

  • заботиться о своем здоровье;

  • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;

  • применять коммуникативные и презентационные навыки;

  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

  • находить выход из стрессовых ситуаций;

  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

  • отвечать за свои поступки;

  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

             

В результате реализации программы кружка  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.



Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности будет проводиться в форме праздника.












УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН



№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего,

час.

Теория

Практика

I

Раздел 1

Введение  «Вот мы и в школе».

4

1

3

1.1

Тема 1.1

Дорога к доброму здоровью

1


1

1.2

Тема 1.2

Здоровье в порядке- спасибо зарядке

1


1

1.3

Тема 1.3

В гостях у Мойдодыра

Кукольный спектакль         

К. Чуковский «Мойдодыр»

1

1


1.4

Тема 1.4

Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»

1


1

II

Раздел 2

Питание и здоровье

5

3

2

2.1

Тема 2.1

Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»

1


1

2.2

Тема 2.2

Культура питания

Приглашаем к чаю

1


1

2.3

Тема 2.3

Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться)

1

1


2.4

Тема 2.4

Как и чем мы питаемся


1


2.5

2.5

Красный, жёлтый, зелёный

1

1


III

Раздел 3

Моё здоровье в моих руках

7

3

4

3.1

Тема 3.1

Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим

1

1


3.2

Тема 3.2

Полезные и вредные продукты.

1


1

3.3

Тема 3.3

Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»

1

1


3.4

Тема 3.4

Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»

1


1

3.5

Тема 3.5

Как обезопасить свою жизнь

1

1


3.6

Тема 3.6

День здоровья

 «Мы болезни победим быть здоровыми хотим»

1


1

3.7

 Тема 3.7

В здоровом теле здоровый дух

1


1

IV

Раздел 4

Я в школе и дома

6

3

3

4.1

Тема 4.1

Мой внешний вид –залог здоровья

1

1


4.2

Тема 4.2

Зрение – это сила

1

1


4.3

Тема 4.3

Осанка – это красиво

1


1

4.4

Тема 4.4

Весёлые переменки

1


1

4.5

Тема 4.5

Здоровье и домашние задания

1

1


4.6

Тема 4.6

Игра - Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим

1


1

V

Раздел 5

Чтоб забыть про докторов

4

1

3

5.1

Тема5.1

“Хочу остаться здоровым”.

1

1


 5.2

Тема 5.2

Вкусные и полезные вкусности

1


1

 5.3

Тема 5.3

День здоровья

 «Как хорошо      здоровым быть»

1


1

 5.4

 Тема 5.4

«Как сохранять и укреплять свое здоровье»

1


1

VI

Раздел 6

Я и моё ближайшее окружение

3

2

1

6.1

Тема 6.1

Моё настроение Передай улыбку по кругу.  Выставка рисунков «Моё настроение»

1

1


6.2

Тема 6.2

Вредные и полезные привычки

1

1


6.3

Тема 6.3

Ролевая игра “Я б в спасатели пошел”

1


1

VII

Раздел 7

«Вот и стали мы на год  взрослей»

4

2

2

7.1

Тема 7.1

Опасности летом (просмотр видео фильма)

1

1


7.2

Тема 7.2

Первая доврачебная помощь

1


1

7.3

Тема 7.3

Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»

1

1


7.4

Тема 7.4

Чему мы научились за год.

1


1


Итого: 

33

15

17





Раздел 1  Введение  «Вот мы и в школе».(4 ч.)

 Определение   понятия   «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.


Тема 1    Дорога к доброму здоровью 

Тема2     Здоровье в порядке- спасибо зарядке

Тема 3     В гостях у Мойдодыра - Кукольный спектакль (К. Чуковский «Мойдодыр»)


Раздел 2.   Питание и здоровье (5ч.)

Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.


Тема 1    Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья

                 и помощники»

Тема 2.   Культура питания. Приглашаем к чаю

Тема 3.   Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться)

Тема 4.   Как и чем мы питаемся

Тема 5    Красный, жёлтый, зелёный (Текущий контроль знаний- викторина)


Раздел 3. Моё здоровье в моих руках( 7ч.)

Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.

 1 класс (7 часов)

Тема 1 Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим

Тема 2. Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим

Тема 3 Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»

Тема 4 Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»

Тема 5 Как обезопасить свою жизнь

Тема 6 День здоровья «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим»

Тема 7 В здоровом теле здоровый дух (Викторина)



Раздел 4. Я в школе и дома (6ч.)

Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.

Тема 1 Мой внешний вид –залог здоровья . 

Тема 2 Зрение – это сила

Тема 3 Осанка – это красиво

Тема 4 Весёлые переменки

Тема 5 Здоровье и домашние задания

Тема 6 Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим



Раздел 5. Чтоб забыть про докторов ( 4ч.)

Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".

1 класс (4 часа)

Тема 1 Хочу остаться здоровым

Тема 2. Вкусные и полезные вкусности

Тема 3. День здоровья  «Как хорошо      здоровым быть»

Тема 4«Как сохранять и укреплять свое здоровье» -круглый стол



Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (3 ч.)

Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование  позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.

 1 класс (3 часа)

Тема 1 Мое настроение. Передай улыбку по кругу – выставка рисунков.

Тема 2 Вредные и полезные привычки

Тема 3 Ролевая игра “Я б в спасатели пошел”



Раздел 7. «Вот и стали мы на год  взрослей» ( 4 ч.)

Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.

Тема 1        Опасности летом (просмотр видео фильма)

Тема 2. Первая доврачебная помощь

Тема 3        Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»

Тема 4        Чему мы научились за год.






Литература

  1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

  2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.

  3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

  4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

  5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.

  6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

  7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!