СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Литературное творчество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прогрмма может стать основой для разработки программ внеурочной деятельности по предмету литературное чтение.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Литературное творчество"»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г.п. Пойковский.







Программа курса для учащихся 2 – 4 классов: «Литературное творчество»






Образовательная область: филология.

Учебная дисциплина: литературное творчество.

Вид образовательной программы: повышенный уровень.

Ступень образования: начальная школа.



Автор: Боброва Наталья Александровна














Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования. Этот процесс пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Сегодня очень важна готовность человека к инициативному и творческому действию в любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.

В образовательной системе начальной школы одной из основных проблем является: развитие творческих способностей. В программе «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», авторы: В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова наблюдается недостаточное количество материала для развития творческих способностей учащихся. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием при решении проблем, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и другое.

Следовательно, перед учителями начальной школы стоит очень трудная задача: развить творческие способности для успешного обучения детей в старших классах. Если на элективном курсе большое внимание уделить развитию творческих способностей, то можно подготовить учеников начальных классов к успешному обучению в старших классах.


Актуальность названных аспектов проблемы образования детей определила основные установки данной программы. Пробудить интерес у ребенка к творчеству, открыть в нем таланты, обеспечить развитие устной и письменной речи – главная цель программы «Литературное творчество».

В процессе реализации программы педагог решает следующие задачи:

- последовательное усложнение представлений о звучащем и записанном слове, художественном тексте, его авторских признаках;

- формирование элементарных представлений об авторстве, взаимосвязях авторских произведений с их фольклорными источниками;

- развитие устной и письменной речи, творческих способностей, систематизация опыта детского словотворчества;



Критерии отбора и структурирования материала.


При разработке программы и отборе литературного материала для ее

реализации в качестве исходных позиций были определены следующие принципы:

- художественно - эстетический, позволяющий обеспечить эстетическое развитие личности ребенка и основы его литературно - художественного образования в контексте мировой и отечественной культуры;

- культурологический, позволяющий установить межпредметные связи (литература – музыка, изобразительное искусство);

- личностно – ориентированная модель образования, в которой творчество понимается не только как процесс создания новых духовных ценностей, но и как совокупность процессов саморазвития (взаимосвязь общелитературного и общеинтеллектуального в развитии личности);

- деятельностный подход.


Структурирование материала произведено с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей и предполагает 3 уровня единого процесса реализации его творческой активности:

1уровеньвоспроизводящий. Это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет, распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом.

2уровеньконструктивный, который предполагает преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют учащемуся использовать свои знания в измененной ситуации.

3уровеньтворческий. Уровень усвоения нового учебного материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования и результатов решений, и способов деятельности.

Каждый последующий уровень включает в себя черты предыдущего и имеет особенные, отличающие его от предшествующего. Ученик не может выйти на новый уровень, не усвоив знания предыдущих.

Таким образом, на каждом этапе обучения возникает система учебных заданий – от простого к сложному, от воспроизводящего к творческому уровню.


С этой точки зрения процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста предполагает несколько последовательных стадий:

- стадия овладения основами литературного языка, словесного искусства, творческая деятельность (Блок «Слово»);

- стадия общелитературного развития, творческая деятельность

(Блок «Произведение»);

- стадия оперирования средствами художественной речи в процессе понимания специфики литературного творчества, авторской индивидуальности и собственной литературно – творческой деятельности (Блок «Автор»);


В основу данной программы положена образовательная программа для дошкольного и младшего школьного возраста «Творческое чтение», автор Н.А. Кузьмина (доцент кафедры педагогики начального образования ШГПИ, кандидат педагогических наук).

Программа составлена с учетом современных педагогических технологий, в ней использованы элементы методических систем развития речи и литературного образования детей младшего школьного возраста Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Г.В. Тереховой, Л.С. Васильевой, С.А. Есениной и др.

В данной программе предполагается определенная последовательность изучения материала, отобранного и структурированного в соответствии с названными ранее принципами.

В таблице отражена эта последовательность (показана общая схема распределения материала по годам обучения и трем основным блокам в трёх уровнях развития). Эта схема является примерной и может быть модифицирована конкретным педагогом в соответствии с личными предпочтениями и индивидуальным творческим подходом; это же относится и к предполагаемому перечню литературных источников для реализации программы, и к календарно – тематическому планированию

Планируемые результаты

Блок «Слово».

1–й год обучения: смысловая (логическая) выразительность речи; определение правильной и неправильной последовательности слов в предложении; владение голосовым аппаратом (произвольное изменение силы голоса, темпа речи, интонационное выделение слов, звуков, т.п.); различение и осознание звука как носителей художественной формы.

2-й год обучения: воплощение содержания словесной игры в другом материале; различие жанров игрового фольклора; подробное словесное описание; написание текстов – описаний.


3-й год обучения: сформированность первоначальных представлений о многозначности образа: узнавание и название сказок по иллюстрации; «словесное описание»; «опредмечивание» персонажей и действий; написание художественных и деловых описаний.

Блок «Произведение».

1-й год обучения: эмоционально – образная выразительность речи; выразительное чтение произведений; Выделение голосом звукоподражаний, рифмы, повторов и т.п.; творческое дописывание текстов, восстановление деформированного текста.


2-й год обучения: понимание причинно – следственных связей в развитии сюжета; выявление разницы в словесном и ином изображении одного события, персонажа; написание сказок, писем, изложений.

3-й год обучения: узнавание художника по типичной для него иллюстрации; сочинение текстов в форме дневника или по задуманной схеме.


Блок «Автор».

1-й год обучения: ситуативная выразительность речи; развитое слуховое внимание; умение наблюдать образцы речи; различие позиций «Я» - автор произведения или «Я» - рассказчик; выразительное рассказывание.


2-й год обучения: различение понятий «автор», «рассказчик» и «персонаж» произведения. Составление репортажей, написание стихов.



3-й год обучения: определение авторской принадлежности сказки по стилю или другим признакам автора; самостоятельное сочинение сказки.

Общая схема распределения материала.

Блок «Слово»

Блок « Произведение»

Блок « Автор»

Уровень освоения материала

2 класс. Осознание звука, слова, предложения и текста как носителя художественной формы.

Освоение смыслового и звукового содержания слова. Словесная игра, словесные повторы, звукоподражание, ритм и рифма. Звукозапись в игровой детской поэзии и фольклоре. Логическая выразительность речи.

Словесное описание персонажей и событий, изображенных в стихах.

Освоение эмоционально – образного содержания слова, предложения, текста. Форма текста. Сказки, развитие сюжета, описание персонажа по содержанию диалога. Место события в ряду других событий. Причинно – следственные связи в развитии сюжета.

Освоение слова как специфического материала для художественного творчества. «Перевернутые истории» (переход на иную точку зрения), «неправильные истории» (народные небылицы и авторские перевертыши); звукозапись и звукоподражание в авторском тексте.

Воспроизводящий.

Конструктивный.


Придумывание рифм, сочинение загадок, стихов.

Разучивание стихов, инсценирование диалогов, выразительное чтение.

Сочинения - миниатюры о сказочных героях.

Создание лингвистических сказок по известному образцу «докучных сказок», «заумных считалок» и т.п. Выразительное рассказывание.

Творческий.








3 класс. Выявление связей между персонажем, местом действия и событием (игра писателя с ролью персонажа).

Значение слов, синонимы, антонимы. Используемые автором слова для описания или характеристики героя. Выявление сходства и различий в живописном и словесном воплощении эпизода.

Персонажи в произведении, их роль в развитии сюжета.

Характер персонажей. Портрет. Поступки героя, авторское отношение к нему.



Тип персонажа в сказке; определение главного персонажа, его роли в развитии сюжета. Функции персонажа.

Традиции в сказках разных народов.

Воспроизводящий.

Конструктивный.

Подробное словесное описание иллюстрации.

Сочинение описаний на основе увиденного или услышанного (муз. произведения).

Выразительное чтение. Драматизация.

Сочинение сказок, рассказов, стихотворений.

Составление текстов по функциям персонажей; стилизация текста в заданном ключе.

Творческий.



4класс. Ознакомление с ролью автора.

Воплощение слова в графике, музыке.

Сравнение пересказа одного и того же фольклорного сказочного сюжета разными писателями – обработчиками. Подбор по книжным изданиям различных обработок, какой – либо традиционной сюжетной схемы («хоровод золушек»).

Выявление в авторской сказке различных жанров игрового фольклора. Проявление воли автора. Сравнение литературной сказки (на основе фольклора) с первоисточником. Узнавание автора по характерным приметам текста.

Воспроизводящий.

Конструктивный.

Иллюстрирование сказки, стихотворения, создание серии иллюстраций к собственному словесному творчеству. Раскадровка, создание диафильма.

Сочинение сказки по заранее заданной схеме («фантастическая канва»).

Сочинение стихов.

Я – личность, я – автор, я – «сам себе режиссёр».

Написание сказок, рассказов, пьес на свой сюжет.


Творческий.








Примерное календарно – тематическое распределение материала.

№п/п




1.

2.


3.

4.


5.

6.


7.

8.




9.


10.


11.

12.

13.


14.


15.




16.



17.

18.


19.


20.

21.

22.

23.

Темы, разделы.


2 класс

Блок «Слово». (Звуковое и смысловое содержание слов.)

Слово как единица языка, его звучание.

Звуковое и интонационное богатство речи как основа для формирования образных представлений («язык настроения»). Составление и разыгрывание диалогов, сценок.

Элементы интонационной выразительности речи (сила голоса, темп речи, т.п.). Выразительное рассказывание, чтение.

Звук и слово. Подбор рифмы в стихотворной строке.

Ритмикосмысловое строение слова, звуковой анализ как средство творческой деятельности со словом.

Сочинение загадок.

Сочинение стихов.


Блок «Произведение». (Эмоционально – образная выразительность художественной речи.)

Выразительность художественной речи. Выразительное рассказывание стихов и сказок.

Придумывание начала и конца к тексту, придание ему той или иной эмоциональной окраски.

Сочинение – миниатюра о любимом сказочном герое

Игра – драматизация.

Рассказывание сказок, элементы импровизации. («Я начну, а ты продолжи»).

Иллюстрирование сказки. Творческое рассказывание по иллюстрациям.

Литературно – художественный праздник (конкурс чтецов).


Блок «Автор». (Слово как материал для художественного творчества автора).

Ассоциативные ряды: словесные и изобразительные. Перевод художественных речевых форм в изобразительный ряд (рисунок– как средство отображения авторского слова).

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Устное описание предмета. Придумывание истории, которая могла бы с ним произойти.

Творческая работа. Сочинение – описание «Моя любимая игрушка».

«Перевернутые истории»

Народные небылицы и авторские перевертыши.

Звукоподражание в авторском тексте.

Словотворчество – игра слов (сочинение считалок, докучных сказок).



3класс.

Кол-во часов.



11

1

1


2


2

2


1

1

1



12

2


2


2

2

2


1


1


11



1


1


1


2

1

2

1

1


1.

2.

3.


4.

5.

6.

7.




8.


9.

10.

11.


12.




13.


14.

15.


16.

17.

Блок «Слово». (Изобразительная функция слова).

Сходства и различия в живописном и словесном воплощении эпизода.

Как рождается словообраз?

Использование слов с приставками и суффиксами. Творческое списывание.

Словесное описание. Сочинение.

Редактирование текста (творческое развитие сюжета).

Иллюстрирование отрывков произведение.

Художественный и словесный портрет героя произведения.

Блок «Произведение» (Присутствие автора в тексте произведения).

Причинно - следственные связи в развитии сюжета и их словесное воплощение. ( Сочинение, написание сказок.)

Литературно – творческая работа «Сказочные человечки».

Биография и структура письма. Пишем письма.

Рассказы на основе услышанного. ( Изложение с творческим заданием).

Создание образа героя по сюжету.



Блок «Автор» (Проявление воли автора в произведении).

«Неправильные истории», «перевернутые истории», народные небылицы и авторские перевертыши.

Устный репортаж. Составление репортажа.

Выразительное чтение юмористических рассказов и стихотворений.

Типы стихотворений. Проба пера - сочинение стихов.

Литературно – творческая игра по материалу раздела.



4 класс.


11


1

1


2

2

2

2

1



11


4

2

2


2

1



11


2

2


1

5

1



1.



2.

3.

4.

5.






6.


7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.




14.



15.

16.




17.

18.

19.


Блок «Слово» (Многозначность художественного образа).

Сравнение диафильма, мультфильма, комикса, т.п. со словесным первоисточником. Сходство и различие иллюстраций различных художников к одному литературному произведению.

Слова – синонимы. Словесное рисование.

Слова – антонимы. Сравнительная характеристика.

Художественное и деловое описание.

Литературно – творческая работа (рисование героев волшебной сказки с сохранением в рисунке художественного образа).



Блок «Произведение» (Авторское присутствие в тексте – воля автора произведения).

Сравнение сказок различных авторов – разработчиков одного фольклорного сюжета («Хоровод Золушек»).

Придумывание концовки или начала, основной части рассказа.

Личный дневник. Книги, написанные в форме дневника.

Оформление записей в дневнике. Творческая работа.

Фантастический рассказ.

Придуманные истории или то, чего не бывает.

Сочинение произведения по ранее задуманной схеме.

Оформление сборника творческих работ.



Блок «Автор» (Литературная (авторская) сказка).

Проявление роли автора в художественном произведении (в литературной сказке разных видов). Признаки авторства, элементы авторского стиля.

Создание серии иллюстраций к собственному произведению.

Сравнение литературной и народной сказки (сходство и отличия). Авторская сказка на основе нескольких фольклорных сюжетов. «Законы жанра» и свободное творчество автора произведения.

Раскадровка, создание диафильма по сказке.

Пьеса. Создание пьес.

Литературно – творческая работа по теме раздела: подготовка к празднику сказки; разработка литературно – музыкально – художественной композиции; конкурс выразительного рассказывания народной сказки и чтения сказки литературной и т.п.


11



2

2

2

3


2




11


1

2

1

1

2

2

1

1



11



1

1

2




2

2

3





Ориентировочный перечень

литературных источников для работы по программе.

Блок «Слово».

1.Радуга – дуга. Русские народные песенки, потешки, прибаутки // Составитель И. Карнаухова. – М. – 1983.

2.Вьется, вьется хоровод. Русские народные заклички, приговорки, календарные песенки. // Сост. Г.М.Науменко. – М. – 1983.

3.Делу время, потехе час. Стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы. – М. – 1988.

4.Из – за леса, из – за гор.//Сост. В.П.Аникин. – М. – 1988.

5.Ехала деревня мимо мужика. Русские народные загадки, пословицы, небылицы. //Сост. С.И.Красноштанов. – Хабаровск. – 1989.

6.Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество, детство. Выпуск 1. Под редакцией В.П.Аникина и др. – М. – 1991.


Блок « Произведение».

7.Чуковский К.И. От двух до пяти. – М. – 1970.

8.Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. – М. – 1983.

9.Черный Саша. Что кому нравится. – Свердловск – 1989.

10.Заболоцкий Н.А. Змеиное яблоко. – М. – 1972.

11.Введенский А.И. Сны. – М. – 1989.

12. Владимиров Ю.Д. Чудаки. – М. – 1988.

13. Хармс Даниил. Стихи. – М. – 1981.

14.Барто А.Л. Было у бабушки сорок внучат. – М. – 1978.

15.Михалков С.В. От трех до десяти. – М. – 1983.

16.Заходер Б.В. Считалия. – М. – 1986.

17.Остер Г. Тридцать восемь попугаев. – М. – 1991.

18.Милн А. Я был однажды в доме. – Л. – 1987.

19.Лир Эдвард. Прогулка верхом. – М. – 1974.

20.Тувим Ю. Птичье радио. – М. – 1990.

21. Чиарди Дж. Еще одно эхо. – М. – 1989.

22. Родари Дж. Здравствуйте, дети! – М. – 1976.

23.Виеру Г. Веселая азбука. – М. – 1985.,

24. Литература и фантазия. – М. – 1992.

25.Енот и опоссум. – М – 1979.

26.Гуси – лебеди. Русские народные сказки, песенки, загадки.// Сост. М.Булатов – М. – 1977.

27.Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Книга 3. – М. – 1983.

28.Даль В.И. Старик – годовик. Сказки, загадки, пословицы, игры. – М. – 1985.

29.Сказки народов мира. (Любое издание).


Блок «Автор».

30.Чуковский К.И. Чудо – дерево и др. сказки. – М. – 1988.

31.Маршак С.Я. Сказки, песенки, загадки. – М. – 1983.

32.Заболоцкий Н.А. Как мыши кота хоронили. – М. – 1989.

33.Хармс Даниил. Самовар Иван Иваныч. – М. – 1989.

34.Заходер Б.В. Стихи и сказки. – М – 1978.

35.Милн А.А. Вини Пух и все – все – все. - М. – 1988.

36.Доктор Сьюз. Эртель – Тертель. – М. – 1966.

37.Доктор Сьюз. Сказки про слона Хортона. – М. – 1973.

38.Писатели мира – детям. – М. – 1992.

39.Харрис Дж. Сказки дядюшки Римуса. – М. – 1992.

40.Джек – победитель великанов. Сборник английских сказок. – М. – 1991.



Методическая литература для педагога.

1.А.И. Афанасьев. Дерево жизни. Избранные статьи. – М. – 1983.

2.В.Я. Пропп. Фольклор и действительность. – М. – 1976.

3.В.С.Бахтин. От былины до считалки. – Л. – 1988.

4.М.Н. Мельников. Русский детский фольклор. – М. – 1982.

5.Дж. Родари. Грамматика фантазии. – М. – 1972.

6.Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. – 1991.

7.К.И.Чуковский. От двух до пяти. Собрание сочинений в 6 томах, т. 1 – М. – 1965.

8.В.А.Левин. Воспитание творчеством. – М. – 1975.

9.В.Глоцер. Дети пишут стихи. – М. – 1968.

10.Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская. Литература как предмет эстетического цикла. – М. – 1992.

11. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Мастерская слова. – Тверь. – 1994.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!