Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г.п. Пойковский.
Программа курса для учащихся 2 – 4 классов: «Литературное творчество»
Образовательная область: филология.
Учебная дисциплина: литературное творчество.
Вид образовательной программы: повышенный уровень.
Ступень образования: начальная школа.
Автор: Боброва Наталья Александровна
Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования. Этот процесс пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Сегодня очень важна готовность человека к инициативному и творческому действию в любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.
В образовательной системе начальной школы одной из основных проблем является: развитие творческих способностей. В программе «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», авторы: В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова наблюдается недостаточное количество материала для развития творческих способностей учащихся. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием при решении проблем, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и другое.
Следовательно, перед учителями начальной школы стоит очень трудная задача: развить творческие способности для успешного обучения детей в старших классах. Если на элективном курсе большое внимание уделить развитию творческих способностей, то можно подготовить учеников начальных классов к успешному обучению в старших классах.
Актуальность названных аспектов проблемы образования детей определила основные установки данной программы. Пробудить интерес у ребенка к творчеству, открыть в нем таланты, обеспечить развитие устной и письменной речи – главная цель программы «Литературное творчество».
В процессе реализации программы педагог решает следующие задачи:
- последовательное усложнение представлений о звучащем и записанном слове, художественном тексте, его авторских признаках;
- формирование элементарных представлений об авторстве, взаимосвязях авторских произведений с их фольклорными источниками;
- развитие устной и письменной речи, творческих способностей, систематизация опыта детского словотворчества;
Критерии отбора и структурирования материала.
При разработке программы и отборе литературного материала для ее
реализации в качестве исходных позиций были определены следующие принципы:
- художественно - эстетический, позволяющий обеспечить эстетическое развитие личности ребенка и основы его литературно - художественного образования в контексте мировой и отечественной культуры;
- культурологический, позволяющий установить межпредметные связи (литература – музыка, изобразительное искусство);
- личностно – ориентированная модель образования, в которой творчество понимается не только как процесс создания новых духовных ценностей, но и как совокупность процессов саморазвития (взаимосвязь общелитературного и общеинтеллектуального в развитии личности);
- деятельностный подход.
Структурирование материала произведено с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей и предполагает 3 уровня единого процесса реализации его творческой активности:
1уровень – воспроизводящий. Это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет, распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом.
2уровень – конструктивный, который предполагает преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют учащемуся использовать свои знания в измененной ситуации.
3уровень – творческий. Уровень усвоения нового учебного материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования и результатов решений, и способов деятельности.
Каждый последующий уровень включает в себя черты предыдущего и имеет особенные, отличающие его от предшествующего. Ученик не может выйти на новый уровень, не усвоив знания предыдущих.
Таким образом, на каждом этапе обучения возникает система учебных заданий – от простого к сложному, от воспроизводящего к творческому уровню.
С этой точки зрения процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста предполагает несколько последовательных стадий:
- стадия овладения основами литературного языка, словесного искусства, творческая деятельность (Блок «Слово»);
- стадия общелитературного развития, творческая деятельность
(Блок «Произведение»);
- стадия оперирования средствами художественной речи в процессе понимания специфики литературного творчества, авторской индивидуальности и собственной литературно – творческой деятельности (Блок «Автор»);
В основу данной программы положена образовательная программа для дошкольного и младшего школьного возраста «Творческое чтение», автор Н.А. Кузьмина (доцент кафедры педагогики начального образования ШГПИ, кандидат педагогических наук).
Программа составлена с учетом современных педагогических технологий, в ней использованы элементы методических систем развития речи и литературного образования детей младшего школьного возраста Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Г.В. Тереховой, Л.С. Васильевой, С.А. Есениной и др.
В данной программе предполагается определенная последовательность изучения материала, отобранного и структурированного в соответствии с названными ранее принципами.
В таблице отражена эта последовательность (показана общая схема распределения материала по годам обучения и трем основным блокам в трёх уровнях развития). Эта схема является примерной и может быть модифицирована конкретным педагогом в соответствии с личными предпочтениями и индивидуальным творческим подходом; это же относится и к предполагаемому перечню литературных источников для реализации программы, и к календарно – тематическому планированию
Планируемые результаты
Блок «Слово».
1–й год обучения: смысловая (логическая) выразительность речи; определение правильной и неправильной последовательности слов в предложении; владение голосовым аппаратом (произвольное изменение силы голоса, темпа речи, интонационное выделение слов, звуков, т.п.); различение и осознание звука как носителей художественной формы.
2-й год обучения: воплощение содержания словесной игры в другом материале; различие жанров игрового фольклора; подробное словесное описание; написание текстов – описаний.
3-й год обучения: сформированность первоначальных представлений о многозначности образа: узнавание и название сказок по иллюстрации; «словесное описание»; «опредмечивание» персонажей и действий; написание художественных и деловых описаний.
Блок «Произведение».
1-й год обучения: эмоционально – образная выразительность речи; выразительное чтение произведений; Выделение голосом звукоподражаний, рифмы, повторов и т.п.; творческое дописывание текстов, восстановление деформированного текста.
2-й год обучения: понимание причинно – следственных связей в развитии сюжета; выявление разницы в словесном и ином изображении одного события, персонажа; написание сказок, писем, изложений.
3-й год обучения: узнавание художника по типичной для него иллюстрации; сочинение текстов в форме дневника или по задуманной схеме.
Блок «Автор».
1-й год обучения: ситуативная выразительность речи; развитое слуховое внимание; умение наблюдать образцы речи; различие позиций «Я» - автор произведения или «Я» - рассказчик; выразительное рассказывание.
2-й год обучения: различение понятий «автор», «рассказчик» и «персонаж» произведения. Составление репортажей, написание стихов.
3-й год обучения: определение авторской принадлежности сказки по стилю или другим признакам автора; самостоятельное сочинение сказки.
Общая схема распределения материала.
Блок «Слово» | Блок « Произведение» | Блок « Автор» | Уровень освоения материала |
2 класс. Осознание звука, слова, предложения и текста как носителя художественной формы.
Освоение смыслового и звукового содержания слова. Словесная игра, словесные повторы, звукоподражание, ритм и рифма. Звукозапись в игровой детской поэзии и фольклоре. Логическая выразительность речи. Словесное описание персонажей и событий, изображенных в стихах. | Освоение эмоционально – образного содержания слова, предложения, текста. Форма текста. Сказки, развитие сюжета, описание персонажа по содержанию диалога. Место события в ряду других событий. Причинно – следственные связи в развитии сюжета. | Освоение слова как специфического материала для художественного творчества. «Перевернутые истории» (переход на иную точку зрения), «неправильные истории» (народные небылицы и авторские перевертыши); звукозапись и звукоподражание в авторском тексте. | Воспроизводящий. Конструктивный. |
Придумывание рифм, сочинение загадок, стихов. Разучивание стихов, инсценирование диалогов, выразительное чтение. | Сочинения - миниатюры о сказочных героях. | Создание лингвистических сказок по известному образцу «докучных сказок», «заумных считалок» и т.п. Выразительное рассказывание. | Творческий. |
3 класс. Выявление связей между персонажем, местом действия и событием (игра писателя с ролью персонажа).
Значение слов, синонимы, антонимы. Используемые автором слова для описания или характеристики героя. Выявление сходства и различий в живописном и словесном воплощении эпизода. | Персонажи в произведении, их роль в развитии сюжета. Характер персонажей. Портрет. Поступки героя, авторское отношение к нему. | Тип персонажа в сказке; определение главного персонажа, его роли в развитии сюжета. Функции персонажа. Традиции в сказках разных народов. | Воспроизводящий. Конструктивный. |
Подробное словесное описание иллюстрации. Сочинение описаний на основе увиденного или услышанного (муз. произведения). | Выразительное чтение. Драматизация. Сочинение сказок, рассказов, стихотворений. | Составление текстов по функциям персонажей; стилизация текста в заданном ключе. | Творческий. |
4класс. Ознакомление с ролью автора.
Воплощение слова в графике, музыке. | Сравнение пересказа одного и того же фольклорного сказочного сюжета разными писателями – обработчиками. Подбор по книжным изданиям различных обработок, какой – либо традиционной сюжетной схемы («хоровод золушек»). | Выявление в авторской сказке различных жанров игрового фольклора. Проявление воли автора. Сравнение литературной сказки (на основе фольклора) с первоисточником. Узнавание автора по характерным приметам текста. | Воспроизводящий. Конструктивный. |
Иллюстрирование сказки, стихотворения, создание серии иллюстраций к собственному словесному творчеству. Раскадровка, создание диафильма. | Сочинение сказки по заранее заданной схеме («фантастическая канва»). Сочинение стихов. | Я – личность, я – автор, я – «сам себе режиссёр». Написание сказок, рассказов, пьес на свой сюжет. | Творческий. |
Примерное календарно – тематическое распределение материала.
№п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. | Темы, разделы. 2 класс Блок «Слово». (Звуковое и смысловое содержание слов.) Слово как единица языка, его звучание. Звуковое и интонационное богатство речи как основа для формирования образных представлений («язык настроения»). Составление и разыгрывание диалогов, сценок. Элементы интонационной выразительности речи (сила голоса, темп речи, т.п.). Выразительное рассказывание, чтение. Звук и слово. Подбор рифмы в стихотворной строке. Ритмикосмысловое строение слова, звуковой анализ как средство творческой деятельности со словом. Сочинение загадок. Сочинение стихов. Блок «Произведение». (Эмоционально – образная выразительность художественной речи.) Выразительность художественной речи. Выразительное рассказывание стихов и сказок. Придумывание начала и конца к тексту, придание ему той или иной эмоциональной окраски. Сочинение – миниатюра о любимом сказочном герое Игра – драматизация. Рассказывание сказок, элементы импровизации. («Я начну, а ты продолжи»). Иллюстрирование сказки. Творческое рассказывание по иллюстрациям. Литературно – художественный праздник (конкурс чтецов). Блок «Автор». (Слово как материал для художественного творчества автора). Ассоциативные ряды: словесные и изобразительные. Перевод художественных речевых форм в изобразительный ряд (рисунок– как средство отображения авторского слова). Составление рассказов по сюжетным картинкам. Устное описание предмета. Придумывание истории, которая могла бы с ним произойти. Творческая работа. Сочинение – описание «Моя любимая игрушка». «Перевернутые истории» Народные небылицы и авторские перевертыши. Звукоподражание в авторском тексте. Словотворчество – игра слов (сочинение считалок, докучных сказок). 3класс. | Кол-во часов. 11 1 1 2 2 2 1 1 1 12 2 2 2 2 2 1 1 11 1 1 1 2 1 2 1 1 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. | Блок «Слово». (Изобразительная функция слова). Сходства и различия в живописном и словесном воплощении эпизода. Как рождается словообраз? Использование слов с приставками и суффиксами. Творческое списывание. Словесное описание. Сочинение. Редактирование текста (творческое развитие сюжета). Иллюстрирование отрывков произведение. Художественный и словесный портрет героя произведения. Блок «Произведение» (Присутствие автора в тексте произведения). Причинно - следственные связи в развитии сюжета и их словесное воплощение. ( Сочинение, написание сказок.) Литературно – творческая работа «Сказочные человечки». Биография и структура письма. Пишем письма. Рассказы на основе услышанного. ( Изложение с творческим заданием). Создание образа героя по сюжету. Блок «Автор» (Проявление воли автора в произведении). «Неправильные истории», «перевернутые истории», народные небылицы и авторские перевертыши. Устный репортаж. Составление репортажа. Выразительное чтение юмористических рассказов и стихотворений. Типы стихотворений. Проба пера - сочинение стихов. Литературно – творческая игра по материалу раздела. 4 класс. | 11 1 1 2 2 2 2 1 11 4 2 2 2 1 11 2 2 1 5 1 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. | Блок «Слово» (Многозначность художественного образа). Сравнение диафильма, мультфильма, комикса, т.п. со словесным первоисточником. Сходство и различие иллюстраций различных художников к одному литературному произведению. Слова – синонимы. Словесное рисование. Слова – антонимы. Сравнительная характеристика. Художественное и деловое описание. Литературно – творческая работа (рисование героев волшебной сказки с сохранением в рисунке художественного образа). Блок «Произведение» (Авторское присутствие в тексте – воля автора произведения). Сравнение сказок различных авторов – разработчиков одного фольклорного сюжета («Хоровод Золушек»). Придумывание концовки или начала, основной части рассказа. Личный дневник. Книги, написанные в форме дневника. Оформление записей в дневнике. Творческая работа. Фантастический рассказ. Придуманные истории или то, чего не бывает. Сочинение произведения по ранее задуманной схеме. Оформление сборника творческих работ. Блок «Автор» (Литературная (авторская) сказка). Проявление роли автора в художественном произведении (в литературной сказке разных видов). Признаки авторства, элементы авторского стиля. Создание серии иллюстраций к собственному произведению. Сравнение литературной и народной сказки (сходство и отличия). Авторская сказка на основе нескольких фольклорных сюжетов. «Законы жанра» и свободное творчество автора произведения. Раскадровка, создание диафильма по сказке. Пьеса. Создание пьес. Литературно – творческая работа по теме раздела: подготовка к празднику сказки; разработка литературно – музыкально – художественной композиции; конкурс выразительного рассказывания народной сказки и чтения сказки литературной и т.п. | 11 2 2 2 3 2 11 1 2 1 1 2 2 1 1 11 1 1 2 2 2 3 |
Ориентировочный перечень
литературных источников для работы по программе.
Блок «Слово».
1.Радуга – дуга. Русские народные песенки, потешки, прибаутки // Составитель И. Карнаухова. – М. – 1983.
2.Вьется, вьется хоровод. Русские народные заклички, приговорки, календарные песенки. // Сост. Г.М.Науменко. – М. – 1983.
3.Делу время, потехе час. Стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы. – М. – 1988.
4.Из – за леса, из – за гор.//Сост. В.П.Аникин. – М. – 1988.
5.Ехала деревня мимо мужика. Русские народные загадки, пословицы, небылицы. //Сост. С.И.Красноштанов. – Хабаровск. – 1989.
6.Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество, детство. Выпуск 1. Под редакцией В.П.Аникина и др. – М. – 1991.
Блок « Произведение».
7.Чуковский К.И. От двух до пяти. – М. – 1970.
8.Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. – М. – 1983.
9.Черный Саша. Что кому нравится. – Свердловск – 1989.
10.Заболоцкий Н.А. Змеиное яблоко. – М. – 1972.
11.Введенский А.И. Сны. – М. – 1989.
12. Владимиров Ю.Д. Чудаки. – М. – 1988.
13. Хармс Даниил. Стихи. – М. – 1981.
14.Барто А.Л. Было у бабушки сорок внучат. – М. – 1978.
15.Михалков С.В. От трех до десяти. – М. – 1983.
16.Заходер Б.В. Считалия. – М. – 1986.
17.Остер Г. Тридцать восемь попугаев. – М. – 1991.
18.Милн А. Я был однажды в доме. – Л. – 1987.
19.Лир Эдвард. Прогулка верхом. – М. – 1974.
20.Тувим Ю. Птичье радио. – М. – 1990.
21. Чиарди Дж. Еще одно эхо. – М. – 1989.
22. Родари Дж. Здравствуйте, дети! – М. – 1976.
23.Виеру Г. Веселая азбука. – М. – 1985.,
24. Литература и фантазия. – М. – 1992.
25.Енот и опоссум. – М – 1979.
26.Гуси – лебеди. Русские народные сказки, песенки, загадки.// Сост. М.Булатов – М. – 1977.
27.Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Книга 3. – М. – 1983.
28.Даль В.И. Старик – годовик. Сказки, загадки, пословицы, игры. – М. – 1985.
29.Сказки народов мира. (Любое издание).
Блок «Автор».
30.Чуковский К.И. Чудо – дерево и др. сказки. – М. – 1988.
31.Маршак С.Я. Сказки, песенки, загадки. – М. – 1983.
32.Заболоцкий Н.А. Как мыши кота хоронили. – М. – 1989.
33.Хармс Даниил. Самовар Иван Иваныч. – М. – 1989.
34.Заходер Б.В. Стихи и сказки. – М – 1978.
35.Милн А.А. Вини Пух и все – все – все. - М. – 1988.
36.Доктор Сьюз. Эртель – Тертель. – М. – 1966.
37.Доктор Сьюз. Сказки про слона Хортона. – М. – 1973.
38.Писатели мира – детям. – М. – 1992.
39.Харрис Дж. Сказки дядюшки Римуса. – М. – 1992.
40.Джек – победитель великанов. Сборник английских сказок. – М. – 1991.
Методическая литература для педагога.
1.А.И. Афанасьев. Дерево жизни. Избранные статьи. – М. – 1983.
2.В.Я. Пропп. Фольклор и действительность. – М. – 1976.
3.В.С.Бахтин. От былины до считалки. – Л. – 1988.
4.М.Н. Мельников. Русский детский фольклор. – М. – 1982.
5.Дж. Родари. Грамматика фантазии. – М. – 1972.
6.Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. – 1991.
7.К.И.Чуковский. От двух до пяти. Собрание сочинений в 6 томах, т. 1 – М. – 1965.
8.В.А.Левин. Воспитание творчеством. – М. – 1975.
9.В.Глоцер. Дети пишут стихи. – М. – 1968.
10.Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская. Литература как предмет эстетического цикла. – М. – 1992.
11. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Мастерская слова. – Тверь. – 1994.