СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Музыкальная капель" 1-4 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа направлена на выполнение одной из важнейших задач музыкального образования – обеспечение условий для вхождения ребенка в мир искусства, знакомство его с культурным наследием народного хорового пения, классических и современных музыкальных произведений. Учебно-воспитательные задачи обусловлены музыкой, выступающей на всех занятиях как объект познания и средство воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Музыкальная капель" 1-4 класс»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Уровень обучения Начальное общее образование Класс _1-4_

Направление Общекультурное

Название курса «Музыкальная капель»

Количество часов в год 1 кл.-33 ч., 2,3,4 – 34 ч.

Количество часов в неделю 1

Учитель Гаврилина Евгения Александровна




























Пояснительная записка

Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ» очень точно передает суть вопроса.

Данная программа направлена на выполнение одной из важнейших задач музыкального образования – обеспечение условий для вхождения ребенка в мир искусства, знакомство его с культурным наследием народного хорового пения, классических и современных музыкальных произведений. Учебно-воспитательные задачи обусловлены музыкой, выступающей на всех занятиях как объект познания и средство воспитания.

Направленность программыобщекультурное.

Программа «Музыкальная капель» рассчитана на 4 года обучения для младшего школьного возраста обучающихся. Занятия в вокальной группе проводятся со всеми детьми без какого-либо отбора или конкурса. Оптимальное количество учащихся в группе 6-12 человек.

Программа «Музыкальная капель» рассчитана на обучающихся в возрасте 7-11 лет, из расчета 1 час в неделю 34 часа в год, в 1 классе 33 часа в год. Продолжительность занятия: 1 класс: с сентября по декабрь – 35 минут, с января по май – 40 минут, 2-4 классах – 40 минут.


Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Музыкальная капель»

Личностные

1.Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; ребята научатся: размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;

расширять музыкальный кругозор и получать общие представления о музыкальной жизни современного социума.

2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования. Ребята научатся:

участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи.

Метапредметные

1.Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; ребята научатся:

  • использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;

  • выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;

- приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание;

  • выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;

  • выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;

  • приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание;

  • найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни;

  • владеть элементами алгоритма сочинения мелодии.

2.Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей. Ребята научатся:

  • самостоятельно выполнять упражнения;

  • участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни;

  • участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.

Предметные

1.Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Ребята научатся:

- проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;

- понимать степень значения роли музыки в жизни человека;

- пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;

- воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать;

- узнавать на слух основную часть произведений.

2.Сформированность основ музыкальной культуры на материале музыкальной культуры

родного края

ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве родного края, сопоставлять

различные образцы музыки; ребята научатся:

- осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней;

- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально — исполнительские замыслы в различных видах деятельности.

3.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса. Ребята научатся:

- понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения;

- обогащению индивидуального музыкального опыта;

- воплощению собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов.

4.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению; ребята научатся:

- внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;

- определять смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»;

- узнавать изученные музыкальные произведения, высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям;

- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.

5.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнения вокально-хоровых произведений, в импровизации. Научатся:

- определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;

- принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;

- участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;

- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера;

- передавать настроение музыки в пении;

- откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками;

- исполнять, инсценировать песни;

- передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.


Содержание курса внеурочной деятельности


1 класс


1. Физиологическая основа пения

1. Строение голосового аппарата

Основы анатомии голосового аппарата.

2. Певческая установка.

Основные положения головы и корпуса. Корпус во время пения необходимо держать прямо, естественно и непринуждённо, стоять твёрдо на обеих ногах. Плечи слегка расправлены, руки расслабленны. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не подымая высоко, мышцы лица и шеи не должны быть напряжены, смотреть прямо перед собой.

3. Работа артикуляционного аппарата

Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыкальная организация связана со словом. В образовании музыкальной речи участвуют органы речевого аппарата: ротовая полость с языком, мягким нёбом, нижней челюстью, глотка, гортань. Работа этих органов направлена на создание звуков речи [гласных и согласных], называется артикуляцией. Артикуляционная гимнастика.

4. Охрана и гигиена голоса

Введение понятия гигиена голоса. Сохранение здоровья голосового аппарата. Условия сохранение певческого долголетия.


2. Работа над техникой исполнения

5. Певческое дыхание

Ключичное дыхание. Певческое дыхание и его развитие, как основы пения происходит в процессе работы над певческим звуком, и воспитывается постепенно и систематично. Оно должно быть равномерным, свободным, способствующим естественной координации всех систем, участвующих в голосообразовании.

6. Дикция в пении.

Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов — дикцию. Дикционная четкость – необходимое качество профессионального певца, как и вокальность его голоса. Скороговорки.

7. Приемы вокализации – legato (легато),non legato (нон легато)

Общие понятия звуковедения. Виды звуковедения. Плавное и неплавное звуковедение. Вокальные упражнения на различные типы вокализации.

8. Пользование динамикой звука

Понятие-динамика. Динамика как выразительное средство музыки.

Громкость - понятие субъективное. Она зависит прежде всего от силы голоса, а сила голоса, в свою очередь, зависит от правильной работы дыхания в процессе пения и от развития мышц дыхательной опоры, от резонаторов, которыми пользуется певец и, вообще, от свободы звукоизвлечения. Сила голоса находится в прямой пропорции от той силы, к которой готово дыхание певца. Конечно, певец может добиться от своего голоса желаемой громкости, но если его дыхание неподготовлено, то возникнет форсаж. Поэтому сначала нужно наращивать эластичность , гибкость и силу дыхательной опоры, а затем увеличивать динамику звука. Развитие дыхательной функции в процессе пения должно опережать развитие всех качеств голоса, связанных с усилением режима работы голоса (динамика, сила звука, увеличение диапазона и т.д.).

9. Интонационная точность исполнения.

Развитие различных сторон музыкального слуха (звуковысотного, ладового, динамического).

Вырабатывать у учащихся внутренний слух

а) Петь знакомые мелодии в медленном темпе «цепочкой».

б) Петь музыкальные фразы поочередно вслух и про себя

Упражнения на развитие чистой интонации должны вводиться уже на первых этапах работы над формированием вокально-интонационных навыков. Так же интенсивно вводятся различные упражнения на интонирование интервалов и аккордов от звука – по мере изучения соответствующих теоретических тем.


3. Сценическое искусство.

10. Музыкально-ритмические движения.

Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоки подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом. Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ.

Прыжковые движения – на двух ногах на мест, с продвижением вперед, прямой галоп, поскоки.

Упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.

Плясовые движения (элементы народных плясок, доступных по координации).

Разучивание танцевальных упражнений: шаг польки, приставной шаг, поскоки и др.



2 класс

1. Физиологическая основа пения.

1. Работа голосового аппарата в пении.

Голосовой аппарат работает как единое взаимосвязанное целое. Все его основные части: дыхание, гортань и артикуляционный аппарат (ротоглоточный канал, или надставная трубка) — в процессе осуществления вокальной функции взаимовлияют друг на друга.

2. Певческая установка.

Положение, которое должен принять певец перед началом пения: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными плечами и спиной, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки.

В понятие певческой установки входят не только внешние моменты, указанные выше, но и внутренняя психофизиологическая готовность, включающая в себя состояние "вокально–творческого покоя", представление о качестве звука, элементах вокально–телесной схемы, настроенность на внутреннее состояние, требуемое идейно–художественным содержанием образа.

3. Техника дыхания.

Певцу важно дыхание, связанное с пением. Главное для певца не сила дыхания, не количество воздуха, которое забирают его легкие, а то, как удерживается и расходуется это дыхание, как регулируется выдох во время пения, то есть, как координируется его работа с другими компонентами голосового аппарата.

4. Работа артикуляционного аппарата.

Артикуляционный аппарат – система органов, благодаря работе которых формируются звуки речи. К ним относятся: голосовые складки, язык, губы, мягкое небо, глотка, нижняя челюсть (активные органы); зубы, твердое небо, верхняя челюсть (пассивные органы).

В педагогической практике активные и пассивные органы определяются иначе: голосовые связки, язык, глотку и всю нижнюю челюсть – относят к пассивной зоне, называя "мертвой зоной" (по Гарсия); зубы (верхние передние), твердое небо, верхнюю челюсть (здесь находятся головные резонаторы, отвечающие за звонкость голоса) – к активным зонам (в смысле необходимости внимательного отношения певца к этим зонам).

5. Охрана и гигиена голоса.

Болезни голоса человека, их предупреждение, профилактика и гигиена.

6. Классификация певческих голосов.

Существует множество систем классификации певческих голосов. Некоторые из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь; другие — насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца; и др.

Чаще всего используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей. Каждая группа голосов делится на более узкие подразделения.

2. Работа над техникой исполнения.

7. Певческое дыхание.

Дыхание является энергетической системой голосового аппарата певца. Дыхание определяет не только рождение звука, но и его силу, динамические оттенки, в значительной мере тембр, высоту и очень многое другое.

В процессе пения дыхание должно подстраиваться, приспособляться к работе голосовых связок.

Это создает лучшие условия для их вибрации, поддерживает то воздушное давление, которое нужно при той или иной амплитуде, частоте сокращений и плотности смыкания голосовых связок.

8. Атака звука.

Атака – начало звука. Термин применяется к фонации чистых гласных. Различают три вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная. Твердая атака характеризуется плотным смыканием голосовых складок до начала звука… Мягкая атака, которой стремятся пользоваться певцы, характеризуется одновременностью смыкания голосовых складок и посыла дыхания. При придыхательной атаке голосовые складки смыкаются на уже вытекающей струе воздуха, что и создает своеобразное придыхание.

Понятия мягкой и твердой атак связанны с видом звуковой эмиссии, зависящей от гласных (темных или светлых). Темные гласные А, О, У, Ы, Э – нормальная звуковая эмиссия, твердая атака; гласные Я, Ё, Ю, И, Е – облегченная звуковая эмиссия, мягкая атака. Практически, певцу важна звуковая эмиссия, т. к. она меняет тембр голоса. Под понятием мягкой атаки описан прием, который часто применяется для атаки первой ноты во фразе с нисходящим началом мелодии (или в нисходящей фразе), наподобие движения в жизни: при ходьбе на лыжах для увеличения скорости делаем взмах ногой назад, затем – вперед.

Придыхательная атака применяется в упражнениях для легких перемещений по диапазону голоса, где дается указание: "дыхание свободное».

9. Певческая опора.

С певческим дыханием связан один из самых старых, широко распространенных и вместе с тем один из наименее расшифрованных терминов, так называемая певческая опора. Термин этот происходит от итальянского appogiare la voce, что значит «поддерживать голос». Профессиональное пение — это прежде всего пение на хорошей певческой опоре. Именно певческая опора придает голосу присущий ему певческий тембр, большую силу, полетность, а главное — неутомимость, т. е. важнейшие профессиональные качества.

Механизм пения на опоре. Дыхательные упражнения.

10. Пользование динамикой звука.

Сила голоса зависит от энергии прорывающихся через голосовую щель порций воздуха, т. е. соответственно от амплитуды колебаний частиц воздуха. Большое влияние на силу голоса оказывают форма ротоглоточных полостей и степень открытия рта. Чем сильнее открыт рот, тем лучше голос излучается в наружное пространство. Оперные голоса достигают силы 120 децибел на расстоянии 1 метра от рта. Объективная сила голоса но вполне адекватна его громкости для уха слушателя. Звук голоса воспринимается как более громкий, если в его составе много высоких обертонов порядка 3000 гц - частот, к которым ухо особенно чувствительно. Т. о., громкость связана не только с силой звука, но и с тембром.

11. Приёмы вокализации.

Приемы зуковедения диктуются характером музыкального материала.

Катилена – основной вид звуковедения в пении, основанный на технике legato, достигается путем распевания гласных, короткого произнесения согласных.

legato – плавно, связно – основная форма звуковедения, связана с навыком плавного и равномерного распределения звука от тона к тону, от слога к слогу, без перерыва и толчков, без нарушения певческой линии. В нотах не проставляется. Лиги в нотах относятся не характеру звуковедения, а к особенностям подтекстовки или фразировки.

Прием legato трудно овладеваемый, но на его базе вырабатываются другие штрихи. Лучше всего legato удаётся в пении на гласные, слоги, вокализы или с закрытым ртом (при этом опасность толчков минимальна). Самое трудное – сохранение legato при пении с текстом, т.к. согласные звуки прерывают вокальную линию (особенно б, п, к, д, т). Плавное поступательное движение мелодии облегчает legato, скачкообразное осложняет. Legato может иметь разные градации.

Non legato - сложный штрих, содержит элементы legato и staccato. Звуки теряют свою непрерывность, приобретают относительную самостоятельность. Разделяются небольшой цезурой при задержке дыхания, во время задержки голос перестраивается на новый звук без “подъезда”, ощущение четкой атаки каждого звука должно сохранится.

Non legato – применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере или для обозначения значительности текста. В работе над такими партитурами, чтобы не получилось однообразного пения по слогам, надо наметить динамику фраз, предложений.

12. Хоровое пение.

Работа над ансамблем и строем.

Формирование согласованного исполнения вокальных сочинений; работа над частным и общим ансамблем, ритмической и темповой слитностью, динамической одноплановостью партий, пение мелодических и гармонических интервалов.

13.Интонационная точность исполнения.

Совершенствование гармонического, тембрового слуха, систематическая тренировка внутреннего слуха.



3.Сценическое искусство.

14. Музыкально-ритмические движения.

Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений. Расширение хореографической лексики. Пение с движениями.

15. Выразительное чтение.

В процессе внимательного обдумывания, «вживания» в произведение у исполнителя складывается определенная интерпретация этого произведения, то есть творческая трактовка, в соответствии с которой произведение воплощается певцом в звучащем слове.

3 класс

1. Физиологическая основа пения.

1.Певческая установка.

Корпус во время пения необходимо держать прямо, естественно и непринуждённо, стоять твёрдо на обеих ногах. Плечи слегка расправлены, руки расслабленны. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не подымая высоко, мышцы лица и шеи не должны быть напряжены, смотреть прямо перед собой.

2.Техника дыхания.

При дыхании:

  • следите, чтобы корпус был свободен, плечи развернуты;

  • дышать легко и свободно, не перебирая воздуха;

  • следить, чтобы плечи и грудь при вдохе не поднимались;

  • вдох маленький, бесшумный

  • выдох долгий, эластичный;

  • в процессе пения следует удерживать позицию вдоха;

  • при выдохе соблюдайте чувство певческой опоры.

3.Работа артикуляционного аппарата.

Певческая артикуляция отличается от речевой и имеет свои особенности. В пении гласные должны быть округлыми, протяжными, имеющими тембр и звуковысотность. Согласные же произносятся чётко и быстро.

Работу артикуляционного аппарата надо организовать так, чтобы быстрые и интенсивные движения, особенно движения языка не нарушали певческую установку гортани, нужно научиться произносить звуки речи, почти не смещая гортань.

4.Работа голосового аппарата в пении.

Пение – результата особой координации в работе голосового аппарата, это качественно иное явление по сравнению с речью.

Глотка при пении должна быть широкой, свободной, при напряжении глотки звук получается зажатый и приобретает горловой оттенок. Глотка не имеет специальной расширяющей мускулатуры. Ширина глотки диктуется положением языка и состоянием её стенок, которые должны находиться в спокойном состоянии при пении.

5.Охрана и гигиена голоса.

Пение — сложное психофизическое явление, осуществляемое при участии многих органов и систем организма, поэтому патология со стороны нервной, легочной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта неминуемо отражается на состоянии голоса. В связи с этим певец должен периодически проходить медицинский осмотр и проводить профилактический курс лечения под контролем врача-терапевта.

Большое значение имеет своевременное обращение певца к врачу-специалисту в случае заболевания ЛОР-органов. Певцу необходимо постоянно следить за состоянием своего голосового аппарата во время наилучшего звучания голоса, консультироваться у врача-фониатра в случае обнаружения даже незначительных изменений в окраске слизистой оболочки глотки, гортани, трахеи, в характере смыкания голосовых складок, их строении.


Раздел 2.Работа над техникой исполнения.

6.Певческое дыхание.

Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематично. Существует ряд упражнений, приёмов, направленных на постановку и закрепление певческого дыхания, которое доводится до автоматизма и становится естественным как для вокала, так и для обычной речи.

Упражнения для вокального дыхания.

1 Вдох снизу живота (ВСЖ). Задержка дыхания ( на время - по возможности дольше)

2. ВСЖ. Равномерный плавный выдох маленькой струйкой ( на время) Если поднести свечу – пламя не должно колыхаться.

3.ВСЖ. Равномерный плавный выдох маленькой струйкой ( на время), но уже на гласный звук «У-У-У» или согласный «В-В-В» (тихо)

4.ВСЖ. Равномерный активный выдох на гласную «А-А-А», широко открыв гортань, извлекая объёмный мощный звук …..повторять упражнение в нижнем, среднем и высоком регистрах.

5.ВСЖ. Представляем, что мы в «Спортивном зале» и бьём в боксёрскую грушу, поочерёдно правой, то левой рукой, от плеча, на гласную “А» по три раза на каждую из пяти нот (от «до» до «соль»).

7.Мягкая атака звука.

Атака — это момент возникновения звука. Организуя работу голосовых связок в начальный момент голосообразования, атака определяет последовательное звучание.

При мягкой атаке момент смыкания голосовых связок почти совпадает с началом выдоха. Мягкая атака наиболее употребительная в пении, устраняет горловое звучание [зажатие].

При мягкой атаке звук становится эластичным, полётным, округлым, мягким.

8.Певческая опора.

С певческим дыханием связан один из самых старых, широко распространенных и вместе с тем один из наименее расшифрованных терминов, так называемая певческая опора. Термин этот происходит от итальянского appogiare la voce, что значит «поддерживать голос». Профессиональное пение — это прежде всего пение на хорошей певческой опоре. Именно певческая опора придает голосу присущий ему певческий тембр, большую силу, полетность, а главное — неутомимость, т. е. важнейшие профессиональные качества.

Певческая опора объективно характеризуется особой организацией выдыхательного процесса во время пения, т. с. его активным торможением. выражающимся в произвольном препятствовании спадению стенок грудной клетки.

9.Резонаторы, их работа.

Голосовые связки вокалиста дают начальный толчок, а резонаторы и правильное дыхание «на опоре» - поддержание звука. И чем согласованней работа дыхания и резонаторов, чем лучше озвучены резонаторы, тем красивей, глубже, насыщенней голос певца и тем дальше он слышен.

Звуки, рожденные на уровне голосовых складок от их взаимодействия с дыханием, распространяются по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними.

Приблизительно до 80% энергии певческого звука гасится при прохождении через окружающие ткани, растрачивается на их сотрясание (вибрацию). В воздухоносных полостях (в надскладочном и подскладочном пространстве) звуки претерпевают акустические изменения, усиливаются. Поэтому эти полости называются резонаторами.

Различают верхние и грудные резонаторы. Верхние резонаторы - все полости, лежащие выше голосовых складок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости и придаточные пазухи (головные резонаторы).

Глотка и ротовая полость формируют звуки речи, повышают силу голоса, влияют на его тембр. В результате головного резонирования голос обретает "полетность", собранность, "металл". Эти резонаторы являются индикаторами (указателями) правильного голосообразования.

Грудное резонирование сообщает звуку полноту и объемность звучания. Злоупотребление грудным резонированием отяжеляет звучание и может привести к "качанию" звука и понижению интонации.


10.Пользование различной динамикой звука.

Громкость - понятие субъективное. Она зависит прежде всего от силы голоса, а сила голоса, в свою очередь, зависит от правильной работы дыхания в процессе пения и от развития мышц дыхательной опоры, от резонаторов, которыми пользуется певец и, вообще, от свободы звукоизвлечения. Сила голоса находится в прямой пропорции от той силы, к которой готово дыхание певца. Конечно, певец может добиться от своего голоса желаемой громкости, но если его дыхание неподготовлено, то возникнет форсаж. Поэтому сначала нужно наращивать эластичность , гибкость и силу дыхательной опоры, а затем увеличивать динамику звука. Развитие дыхательной функции в процессе пения должно опережать развитие всех качеств голоса, связанных с усилением режима работы голоса (динамика, сила звука, увеличение диапазона и т.д.).

11.Близость и прикрытость звука.

Позиция «на улыбке»- близкий, светлый звук.

«Зевковая» позиция - прикрытый звук. Прикрытый звук имеет “тёмную окраску”, звучит мягко, округлённо с использованием головных и грудных резонаторов. Позиция его высокая, звук гибкий, полётный, красивого тембра.

Эмоциональный подтекст диктует каким должен быть звук - близким или прикрытым, что в свою очередь обеспечивает художественную выразительность.

12.Интонационная точность исполнения.

Через «ощущение голосовыми связками» должны «пропускаться» не только «данные», получаемые через восприятие слухом, но и «данные», предназначенные для воспроизведения на каком-либо инструменте «пальцами». Поэтому на всех этапах развития вокально-интонационных навыков большое значение придаётся одновременной игре и пению мелодий, упражнению, создающему не только опору для более уверенного интонирования, но и формирующему устойчивые связи между работой голосовых связок и моторно-двигательным аппаратом. Эта связь, проявляющаяся, как правило, во «внутреннем интонировании», и является, по сути, тем самым «звуковым образом», дающим импульс и «материал» работе моторно-двигательного аппарата.

13.Хоровое пение.

В практическом хоровом исполнительстве существуют ансамблевые разновидности – динамические, ритмические, тембровые, интонационные, фактурные и др. Наименование ансамблевых разновидностей носят условный характер. Они неотделимы друг от друга, взаимосвязаны между собой, всегда подчинены главной идее, логике и драматургии музыкального произведения.

Раздел 4. Сценическое искусство.

14. Музыкально-ритмические движения.

Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений. Расширение хореографической лексики.

Пение с движениями.

15. Выразительное чтение.

В процессе внимательного обдумывания, «вживания» в произведение у исполнителя складывается определенная интерпретация этого произведения, то есть творческая трактовка, в соответствии с которой произведение воплощается певцом в звучащем слове.

4 класс

1. Физиологическая основа пения.

1.Певческая установка. Охрана и гигиена голоса.

Корпус во время пения необходимо держать прямо, естественно и непринуждённо, стоять твёрдо на обеих ногах. Плечи слегка расправлены, руки расслабленны. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не подымая высоко, мышцы лица и шеи не должны быть напряжены, смотреть прямо перед собой.

Сохранение здоровья голосового аппарата. Условия сохранение певческого долголетия.

2.Техника дыхания.

В вокальной школе различают: грудной, грудо-брюшной типы дыхания, но общепринятым является нижнерёберно-диафрагмальный тип, при котором на вдохе раздвигаются нижние рёбра по всей окружности, а подложечная область слегка выпячивается вперёд. Звучит страшно, но на самом деле получается совершенно естественно, а главное полезно и для вокала, и для здоровья.

Диафрагма отделяет грудную полость от брюшной и, являясь самой сильной и основной мышцей, помогает сперва наполнять, а затем освобождать лёгкие от воздуха.

3.Механизм звукообразования.

Произносимые нами слова появляются на свет благодаря существованию двух механизмов звукообразования. Первый из них заключается в формировании высоты звука и обеспечивается работой голосовых связок. Второй - создает, так называемую, фонемную

структуру речи - т.е. непосредственно звуки "а", "у", "м" и зависит от функционирования губ и анатомических структур полости рта (зубы, язык, небо). Первый механизм называется фонацией, а второй артикуляцией.

Важнейшим фактором звукообразования является дыхание. Звук возникает в верхних дыхательных путях. Расположенная позади ротовой и носовой полостей обычно мягкая трубчатая носоглотка при напряжении мышц, образующих ее стенку, становится твердой. Легкие раздувают эту трубку, и воздух, проходя через голосовые связки, образует звук.

В момент формирования звука мышцы носоглотки, во-первых, удерживают трубку носоглотки так долго, насколько это необходимо для образования полноценного звука; во-вторых, гортань способна оставаться продолжительное время в необходимом положении, что позволяет голосовым связкам свободно производить звук.

4.Работа голосового и артикуляционного аппаратов в пении.

При обучении пению органы голосового аппарата специально приспосабливаются к выполнению певческих задач. Представление о певческом звуке, характере звучания определяется музыкально-смысловой выразительностью и влияет на работу голосового аппарата.

Артикуляционные органы имеют особое значение. Это наиболее подвижная и подчинённая нашей воле часть голосового аппарата. Мы видим, как двигается нижняя челюсть, как работают губы, в каком положении находится мягкое нёбо. Работа этих органов находится в теснейшей связи, прежде всего с гортанью. Вялая работа артикуляционных органов, так же как и их перенапряжение, сказывается на работе всего голосового аппарата.

Певческий уклад артикуляционных органов при образовании гласных звуков в пении отличается от речевых — акустикой, формантой. Таким же свойством обладают и певческие согласные.

5.История вокала. Мировые вокальные школы.

Песня рождается вместе с человеком. Народная песня.

Вокальное творчество, как вид искусства.

Вокальная школа – национальное явление. Вокальная школа как система разнообразных методов и приемов.

2.Работа над техникой исполнения.

6.Певческое дыхание.

Певческое дыхание и его развитие, как основы пения происходит в процессе работы над певческим звуком, и воспитывается постепенно и систематично. Оно должно быть равномерным, свободным, способствующим естественной координации всех систем, участвующих в голосообразовании. Только естественное спокойное дыхание, организованное в связи с пением, создаёт условия для “опёртого” звука. Такой звук воспринимается на слух как полный и красивый.

Умение расходовать дыхание, так, чтобы оно без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим дыханием.

7. Певческая опора.

Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого звука. Это звук собранный, богатый тембровыми красками, хорошо несущийся, округлённый.

Ощущение опоры является не просто мышечным, как это часто считается, а сложным — мышечно-вибрационным и отражает деятельность не только дыхательного аппарата как «мехов», но и работу резонаторов, в особенности грудного. Что же касается сущности самого физиологического механизма певческой опоры, то она заключается не только в обеспечении равномерного (эластичного) и экономного выдоха, но в особой организации всей резонаторной системы, обеспечивающей наилучшее резонирование звука во всех резонаторах и наибольшую акустическую мощность голосового аппарата. Необходимость одновременного выполнения этих двух задач и является причиной трудностей при овладении певческой опорой.

8. Резонаторы.

Та часть голосового аппарата, которая придаёт звуку определённую окраску, характерный тембр тому или иному голосу называется резонатором.

Различают верхние и нижние резонаторы.

К верхним головным резонаторам относятся полости, лежащие выше голосовых связок: носовые ходы, гайморовы и лобные пазухи.

К нижним резонаторам относятся грудная клетка [грудина, альвеолы, пустотелые бронхи].

Во время пения следует пользоваться и грудными и верхними резонаторами. Верхние резонаторы придают голосу полётность, звонкость, а грудные резонаторы — мягкость и полнозвучие.

9. Пользование различной динамикой звука.

Громкость - понятие субъективное. Она зависит прежде всего от силы голоса, а сила голоса, в свою очередь, зависит от правильной работы дыхания в процессе пения и от развития мышц дыхательной опоры, от резонаторов, которыми пользуется певец и, вообще, от свободы звукоизвлечения. Сила голоса находится в прямой пропорции от той силы, к которой готово дыхание певца. Конечно, певец может добиться от своего голоса желаемой громкости, но если его дыхание неподготовлено, то возникнет форсаж. Поэтому сначала нужно наращивать эластичность , гибкость и силу дыхательной опоры, а затем увеличивать динамику звука. Развитие дыхательной функции в процессе пения должно опережать развитие всех качеств голоса, связанных с усилением режима работы голоса (динамика, сила звука, увеличение диапазона и т.д.).

10. Близость и прикрытость звука.

Позиция «на улыбке»- близкий, светлый звук.

«Зевковая» позиция - прикрытый звук. Прикрытый звук имеет “тёмную окраску”, звучит мягко, округлённо с использованием головных и грудных резонаторов. Позиция его высокая, звук гибкий, полётный, красивого тембра.

Эмоциональный подтекст диктует каким должен быть звук - близким или прикрытым, что в свою очередь обеспечивает художественную выразительность.


11. Интонационная точность исполнения.

Пение без сопровождения является важным и необходимым в развитии внутреннего слуха, т.к. внимание поющего не отвлечено музыкальным сопровождением и собирается на собственных ощущениях: слуховых, мышечных, резонаторных и т.д. Усиливается развитие самостоятельности и самоконтроля, без посторонней помощи оценивать воспроизводимый звук.

12. Хоровое пение.

Продолжение работы по формированию основных хоровых навыков:

  • Хорового ансамбля, формирование метроритмического, динамического, тембрового, дикционного ансамбля, как внутри хоровых партий, так и между ними.

  • Хорового строя, формирование сознательного отношения детей к интонированию высоты тона, чувства непосредственного связанного с тембром, динамикой, другими выразительными свойствами воплощения художественного образа.



Тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Музыкальная капель»

№ раздела/ занятия

Название раздела

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Физиологическая основа пения

10

10

10

10

2

Работа над техникой исполнения

13

19

19

19

3

Сценическое искусство

10

5

5

5

Итого:

33

34

34

34



Календарно-тематическое планирование

1 класс

занятия

Название темы

Общее количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) по теме

Дата проведения занятия

1 Физиологическая основа пения 10 ч.

Строение голосового аппарата

1

Основы анатомии голосового аппарата

1

Работа над песенным репертуаром


2

Упражнения для начинающих вокалистов

1

Коллективное, групповое и сольное исполнение


Певческая установка

3

Основные положения головы и корпуса во время пения.

1

Работа над песенным репертуаром


4

Правильная вокально-певческая установка во время пения.

1

Коллективное, групповое и сольное исполнение


Работа артикуляционного аппарата

5

Строение артикуляционного аппарата.

1

Работа над песенным репертуаром


6

Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

1

Коллективное, групповое и сольное исполнение


7

Речевые игры и упражнения.

1

Коллективное, групповое и сольное исполнение


8

Скороговорки.

1

Коллективное, групповое и сольное исполнение


Охрана и гигиена голоса

9

Беседа – охрана и гигиена голоса

1

Работа над песенным репертуаром


10

Береги свой голос. Практические упражнения

1

Коллективное, групповое и сольное исполнение


2. Работа над техникой исполнения 13 ч.

Певческое дыхание

11

Певческое дыхание и его развитие.

1

Работа над песенным репертуаром


12

Основные правила цепного дыхания. Практические упражнения.

1

Коллективное, групповое и сольное исполнение


Дикция в пении

13

Артикуляция и дикция в пении

1

Работа над песенным репертуаром


14

Формирование певческих гласных и согласных.

1

Работа над песенным репертуаром


15

Вокальная артикуляция.

1

Работа над песенным репертуаром


Прием вокализации – legatо

16

Понятие о звуковедении. Виды звуковедения

1

Работа над песенным репертуаром


17

Вокальные упражнения на различные типы вокализации (legato).

1

Работа над песенным репертуаром


18

Вокальные упражнения на различные типы вокализации (non legato).

1

Коллективное, групповое и сольное исполнение


Пользование динамикой звука

19

Динамика как выразительное средство музыки.

1

Коллективное, групповое и сольное исполнение

Работа над песенным репертуаром


20

Сила голоса. Работа над песенным репертуаром

1

Коллективное, групповое и сольное исполнение

Работа над песенным репертуаром


21

Увеличение диапазона голоса

1

Коллективное, групповое и сольное исполнение

Работа над песенным репертуаром


Интонационная точность исполнения

22

Правильное и выразительное пение.

1

Развитие внутреннего слуха. Работа над песенным репертуаром


23

Развитие вокально-интонационных навыков. 

1

Развитие различных сторон музыкального слуха. Работа над песенным репертуаром


3. Сценическое искусство 10 ч.

Музыкально-ритмические движения

24

Беседа – сценическое искусство

1

Работа над песенным репертуаром


25-26

Упражнения на развитие гибкости и пластичности.

2

Коллективное, групповое и сольное исполнение

Работа над песенным репертуаром


27-28

Упражнения на развитие точности и ловкости движений.

2

Коллективное, групповое и сольное исполнение

Работа над песенным репертуаром


29-30

Упражнения на развитие координации рук и ног.

2

Коллективное, групповое и сольное исполнение

Работа над песенным репертуаром


31-32

Плясовые движения.

2

Коллективное, групповое и сольное исполнение

Работа над песенным репертуаром


33

Итоговое занятие «Чему я научился?»

1

Подведение итогов работы за год




Календарно-тематическое планирование 2 год обучения

занятия

Название темы

Общее количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) по теме

Дата проведения занятия

  1. Физиологическая основа пения 10 ч.


Работа голосового аппарата в пении

1

Основные части голосового аппарата

1

Работа над песенным репертуаром


Певческая установка




2

Основные положения головы и корпуса во время пения.

1

Работа над песенным репертуаром


3

Правильная вокально-певческая установка во время пения.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


Техника дыхания

4

Дыхательная методика А.Н. Стрельниковой

1

Работа над песенным репертуаром


5

Комплекс дыхательных упражнений по методике А.Н. Стрельниковой.

1

Работа над песенным репертуаром


6

Комплекс дыхательных упражнений по методике А.Н. Стрельниковой.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


Работа артикуляционного аппарата

7

Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

1

Работа над песенным репертуаром


8

Речевые игры и упражнения.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


Охрана и гигиена голоса

9

Болезни голоса человека

1

Работа над песенным репертуаром


10

Классификация детских голосов.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


  1. Работа над техникой исполнения 19 ч.


Певческое дыхание

11

Певческое дыхание и его развитие.

1

Практические упражнения. Работа над песенным репертуаром


12

Ключичное дыхание. Упражнения для дыхания.

1

Основные правила цепного дыхания. Практические упражнения. Работа над песенным репертуаром


13

Комплексы упражнений для развития дыхания

1

Основные правила цепного дыхания. Практические упражнения. Работа над песенным репертуаром


Атака звука (мягкая, твёрдая, предыхательная)

14

Атака – начало звука. Виды атаки звука.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


15

Мягкая атака звука.

1

Работа над песенным репертуаром


16

Придыхательная атака звука.

1

Работа над песенным репертуаром


17

Твердая атака звука.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


Певческая опора

18

Что такое певческая опора

1

Работа над песенным репертуаром


19

Механизм пения на опоре.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


20

Певческий тембр. Полетность звука.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


Пользование динамикой звука

21

Сила голоса.

1

Работа над динамикой. Работа над песенным репертуаром


22

Увеличение диапазона голоса.

1

Работа над динамикой. Работа над песенным репертуаром


Приемы вокализации – legato, non legato

23

Вокальные упражнения на различные типы вокализации (legato).

1

Вокальные упражнения на различные типы вокализации. Работа над песенным репертуаром


24

Вокальные упражнения на различные типы вокализации (non legato).

1

Вокальные упражнения на различные типы вокализации. Работа над песенным репертуаром


Хоровое пение

25

Работа над ансамблем и строем.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


26

Работа над ритмической и темповой слитностью.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


Интонационная точность исполнения

27

Совершенствование гармонического слуха.

1

Работа над песенным репертуаром


28

Развитие тембрового слуха.

1

Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром


29

Развитие внутреннего слуха. 

1

Работа над песенным репертуаром


  1. Сценическое искусство 5 ч.


Музыкально-ритмические движения

30

Развитие гибкости, пластичности.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


31

Развитие способности к выразительному исполнению движений.

1

Работа над песенным репертуаром


Выразительное чтение




32

Выразительное чтение музыкальных произведений.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


33

Работа над вокально-художественной выразительностью песенного репертуара.

1

Работа над песенным репертуаром


34

Итоговое занятие «Чему я научился?»

1

Подведение итогов работы за год




Календарно-тематическое планирование 3 год обучения

занятия

Название темы

Общее количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) по теме

Дата проведения занятия

  1. Физиологическая основа пения 10 ч.


Певческая установка

1

Правильная вокально-певческая установка во время пения.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


Техника дыхания

2

Дыхательная методика А.Н. Стрельниковой

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


3-4

Комплекс дыхательных упражнений

по методике А.Н. Стрельниковой.

2

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


Работа артикуляционного аппарата

5

Строение артикуляционного аппарата.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


6

Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


7

Речевые игры и упражнения.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


Работа голосового аппарата в пении

8

Развитие голосового аппарата.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


9

Правильная вокально-певческая установка во время пения.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


Охрана и гигиена голоса

10

Береги свой голос

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


  1. Работа над техникой исполнения 19 ч.


Певческое дыхание

11-12

Певческое дыхание и его развитие.

2

Комплексы упражнений для развития дыхания. Работа над песенным репертуаром


Мягкая атака звука

13

Мягкая атака звука.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


Певческая опора

14

Что такое певческая опора. Механизм пения на опоре.

1

Работа над песенным репертуаром


15

Полетность звука.

1

Коллективное, групповое и сольное исполнение


Резонаторы, их работа

16

Резонаторы, их работа

1

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


17

Верхние и грудные резонаторы.

1

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


Пользование различной динамикой звука

18

Увеличение диапазона голоса. репертуаром

1

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


19

Работа над динамикой.

1

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


Близость и прикрытость звука

20

Позиция «на улыбке».

1

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


21

«Зевковая» позиция.

1

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


22

Художественная выразительность в пении.

1

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


Интонационная точность исполнения

23

Совершенствование гармонического слуха. Работа над песенным репертуаром

1

Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром


24

Развитие тембрового слуха. Работа над песенным репертуаром

1

Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром


25

Развитие внутреннего слуха. Работа над песенным репертуаром

1

Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром


Хоровое пение

26

Работа над ансамблем и строем. Работа над песенным репертуаром

1

Развитие вокально-интонационных навыков в пении.


27

Работа над ритмической и темповой слитностью. Работа над песенным репертуаром

1

Развитие вокально-интонационных навыков в пении.


28-29

Работа над динамикой. Работа над песенным репертуаром

2

Развитие вокально-интонационных навыков в пении.


  1. Сценическое искусство 5 ч.


Музыкально-ритмические движения

30

Развитие гибкости, пластичности.

1

Работа над вокально-художественной выразительностью песенного репертуара


31

Развитие способности к выразительному исполнению движений.

1

Работа над вокально-художественной выразительностью песенного репертуара


Выразительное чтение

32-33

Выразительное чтение музыкальных произведений.

2

Работа над вокально-художественной выразительностью песенного репертуара


34

Итоговое занятие «Чему я научился?»

1

Подведение итогов работы за год




Календарно-тематическое планирование 4 год обучения

занятия

Название темы

Общее количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) по теме

Дата проведения занятия

  1. Физиологическая основа пения 10 ч.


Певческая установка.

1

Правильная вокально-певческая установка во время пения.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


Техника дыхания

2

Дыхательная методика А.Н. Стрельниковой

1

Работа над песенным репертуаром


3

Комплекс дыхательных упражнений

по методике А.Н. Стрельниковой.

1

Коллективное, групповое и сольное исполнение


4

Комплекс дыхательных упражнений

по методике А.Н. Стрельниковой.

1

Работа над песенным репертуаром


Механизм звукообразования

5


Азбука резонансного пения

1

Работа над песенным репертуаром


6

Применение правильной установки корпуса при пении.

1

Коллективное, групповое и сольное исполнение


7

Вокальные упражнения (распевки) на дыхание и звукообразование.

1

Работа над песенным репертуаром


Работа голосового и артикуляционного аппарата

8

Упражнения для развития голосового и артикуляционного аппарата.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


9

Речевые игры и упражнения.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


История вокала. Мировые вокальные школы

10

Вокальное творчество, как вид искусства.

1

Работа над песенным репертуаром

Коллективное, групповое и сольное исполнение


  1. Работа над техникой исполнения 19 ч.


Певческое дыхание

11


Певческое дыхание и его развитие.

1

Комплексы упражнений для развития дыхания. Работа над песенным репертуаром


12

Комплексы упражнений для развития дыхания. Работа над песенным репертуаром

1



Певческая опора

13

Что такое певческая опора. Механизм пения на опоре.

1

Комплексы упражнений для развития пения на «опоре». Работа над песенным репертуаром


14

Полетность звука. Певческое вибрато.

1

Комплексы упражнений для развития пения на «опоре». Работа над песенным репертуаром


15

Пение на опоре.

1

Комплексы упражнений для развития пения на «опоре». Работа над песенным репертуаром


Резонаторы, их работа

16-17


Резонаторы, их работа

2

Верхние и грудные резонаторы. Работа над песенным репертуаром


Пользование различной динамикой звука

18-19

Увеличение диапазона голоса.

2

Работа над динамикой. Работа над песенным репертуаром


Близость и прикрытость звука

21

Позиция «на улыбке».

1

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


22

«Зевковая» позиция.

1

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


Интонационная точность исполнения

23

Совершенствование гармонического слуха

1

Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром

Развитие вокально-интонационных навыков в пении.


24

Развитие тембрового слуха.

1

Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром


25

Развитие внутреннего слуха. 

1

Развитие вокально-интонационных навыков в пении.


Хоровое пение

26-27

Работа над ансамблем и строем.

2

Работа над ритмической и темповой слитностью. Работа над песенным репертуаром


28

Работа над ритмической и темповой слитностью. Работа над песенным репертуаром

1

Работа над ритмической и темповой слитностью. Работа над песенным репертуаром


29

Работа над динамикой. Работа над песенным репертуаром

1

Работа над ритмической и темповой слитностью. Работа над песенным репертуаром


  1. Сценическое искусство 5 ч.


Музыкально-ритмические движения

30

Развитие гибкости, пластичности.

1

Работа над вокально-художественной выразительностью песенного репертуара.


31

Развитие способности к выразительному исполнению движений.

1

Работа над вокально-художественной выразительностью песенного репертуара.


Выразительное чтение

32-33

Выразительное чтение музыкальных произведений.

2

Работа над вокально-художественной выразительностью песенного репертуара.


34

Итоговое занятие «Чему я научился?»

1

Подведение итогов работы за год



22




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!