СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Мы — нижегородцы!»,

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Мы — нижегородцы!», составленная на основе литературного краеведения, обеспечивает при соблюдении необходимых условий формирование практичес­ки всех приведенных выше духовно- нравственных ценностей у младших школьников. Цель программы:  

·      духовно-нравственное развитие личности;

·      патриотическое воспитание младшего школьника как ре­зультат интериоризированных этических норм, воспринятых в про­цессе изучения литературных текстов краеведческой направлен­ности.

Ценностный смысл понятий «нравственность», «духовно-нрав­ственное развитие» трактуется по-разному. В данной дополни­тельной образовательной программе принимается толкование этих понятий в соответствии с Концепцией духовно-нравственного раз­вития и социализации личности гражданина России ФГОС. Цель программы внеурочной деятельности «Мы — нижего­родцы!» реализуется

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Мы — нижегородцы!»,»



Программа внеурочной деятельности «Мы — нижегородцы!», составленная на основе литературного краеведения, обеспечивает при соблюдении необходимых условий формирование практичес­ки всех приведенных выше духовно- нравственных ценностей у младших школьников.

Цель программы:


      духовно-нравственное развитие личности;

      патриотическое воспитание младшего школьника как ре­зультат интериоризированных этических норм, воспринятых в про­цессе изучения литературных текстов краеведческой направлен­ности.


Ценностный смысл понятий «нравственность», «духовно-нрав­ственное развитие» трактуется по-разному. В данной дополни­тельной образовательной программе принимается толкование этих понятий в соответствии с Концепцией духовно-нравственного раз­вития и социализации личности гражданина России ФГОС.

Цель программы внеурочной деятельности «Мы — нижего­родцы!» реализуется через решение ряда приоритетных задач воспитания (формирования) и развития.

Воспитывать / формировать:


      духовно-нравственные качества младшего школьника; творческую личность в процессе осуществления познавательной, трудовой, эстетической, спортивно-оздоровительной и других видов внеурочной деятельности;

      потребность к духовно-нравственному совершенствованию при условии создания необходимых условий и факторов;

      положительные привычки учащихся в организации собствен­ного досуга на основе реализации деятельностного подхода в про­цессе реализации дополнительной образовательной программы;

      бережное отношение к этнокультурному наследию родного края;

      патриотическое отношение к своей малой родине.
Развивать:

      познавательный интерес к своей малой родине через содер­жание текстов о родном крае и различные формы работы с ними;

      воображение на основе восприятия текстов краеведческого содержания;

      представления о достопримечательностях Нижегородского края;

      историческое и образное мышление на основе осознания содержания изучаемого краеведческого материала;

      эстетические и патриотические чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Нижегород­ского Поволжья.


В программе внеурочной деятельности «Мы — нижегород­цы!» как производной интегрированного курса литературного крае­ведения «Нижегородская сторона» реализуются идеи форми­рования духовно-нравственных и патриотических начал личности младшего школьника на основе материала краеведческого содер­жания, и в частности образа малой родины, создаваемого в про­цессе определенных ФГОС направлений внеучебной деятельно­сти. Существенным дополнением к программе «Нижегородская сторона» является разработка курса «Нижегородская игрушка» для первого класса. В ходе реализации заложенных в нем идей создаются необходимые условия, благоприятствующие продвиже­нию, развитию, становлению духовно-нравственной личности млад­шего школьника па основе позитивной мотивации к изучению прошлого и настоящего родного края.


Ведущие принципы и подходы программы внеурочной деятельности

1. Принцип интеграции, который подразумевает несколько аспектов:

      интеграция организации образовательного процесса в учебной и внеурочной деятельности;

      интеграция задач литературного слушания, чтения, краеве­дения, духовно-нравственного становления личности как живого приобщения к духовно-нравственным ценностям через чтение крае­ведческого материала о малой родине;

      интеграция различных форм деятельности — творческой, художественно-эстетической, исследовательской, проектной — как условия формирования позитивной мотивации и познавательного интереса на основе использования современных образовательных технологий и предупреждения перегрузки учащихся;

      интеграция результативности развития и воспитания, по­зволяющая в полной мере использовать эмоциональное воздей­ствие на ребенка, органически соединять логические и эмоцио­нальные начала для успешного овладения способом действия в учебной и/или жизненной ситуации.

Таким образом, организованная реализация принципа инте­грации позволяет обращаться к духовному миру ученика, воздей­ствовать на душу ребенка, на формирование и проявление у него гуманных чувств сопереживания, сострадания, сочувствия.

Освоение ребенком своеобразия родного края осуществляется разными способами:

      по перцептивному каналу через восприятие информации в процессе наблюдений в природе, музее и т. п., через использование демонстрационных пособий, видеофильмов, телепрограмм, мульти-медиапродукции;

      по практическому каналу через непосредственное практическое взаимодействие с объектами природы, этнографии, декоративно-прикладного искусства, экспериментирование, создание собственного продукта — игрушек, предметов домашнего обихода, иллюстраций, макетов, презентаций, календарей и т. п.;

      по когнитивному каналу через анализ вербальной информа­ции (литературных текстов), рефлексивную деятельность (анализ собственных ощущений и достижений), моделирование и плани­рование;

      по коммуникативному каналу через виртуальное и непо­средственное творческое общение со сверстниками, родственниками, работниками музеев, краеведами, интересными людьми (экскурсии, дискуссии, встречи, экспедиции, интервью и т. п.).

Краеведческий принцип в отборе содержания внеурочной де­ятельности обеспечивает реализацию идей Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, станов­ление высоких идеалов и патриотического сознания юных ниже­городцев, способствует развитию познавательного интереса, лю­бознательности учащихся по отношению к своей малой родине и гордости за ее историю, традиции, достижения науки, техники и культуры, фольклорное творчество.

Расширение представлений о богатстве фольклорно-лингвистического творчества и декоративно-прикладного искусства ни­жегородцев формирует знания о традициях разных народов на­шего края, о нравственных идеалах и ценностных установках у учащихся в рамках программы внеурочной деятельности «Мы — нижегородцы!». Фольклор активизирует познавательный интерес младших школьников, служит источником формирования у них эт­нической гордости, является способом сохранения и передачи на­родного мастерства и традиций будущим поколениям. Во вне­урочной деятельности обучающихся, работа с фольклорным мате­риалом носит исследовательский, практический или заниматель­ный характер. 

Принцип наглядности обеспечивает развитие точных пред­ставлений об отдельных предметах, явлениях и событиях в приро­де и обществе на территории нашей области, способствует форми­рованию познавательного и читательского интереса. Реализация данного принципа также осуществляется на основе содержания учебных пособий «Нижегородская сторона». Большое эмоцио­нальное воздействие на личность обучающегося оказывает демонстрация натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экс­курсии, в ходе просмотра видео- и кинофильмов, мультимедийных программ.

Принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся. В соответствии с этим принципом содержание, методы и формы работы должны быть адекватными психофизиологическим воз­можностям ребенка данного этапа развития. Принцип учета ин­дивидуальных особенностей обучающихся определяет такую осо­бенность организации курса, как знакомство с родным краем, не на основе хронологии, а на основе восприятия окружающей дей­ствительности. В соответствии с этим принципом задания обучаю­щимся планируются в дифференцированной форме по объему, сте­пени самостоятельности, степени творчества. Различные аспекты курса получают постепенное развитие в ходе освоения программы внеурочной деятельности по возрастающей степени сложности.

Принцип экологизации. Ребенок в процессе изучения родно­го края учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее, учится понимать, что все в мире природы и в обществе имеет свое предназначение, в том числе и он сам. Предназначение человека характеризуют такие общечеловеческие ценности, как доброта, справедливость, честность, трудолюбие, ответственность и др. В организа­ции образовательного процесса педагог не имеет права пренебре­гать принципом экологизации как основополагающим принципом здоровьесберегающих технологий.

Деятелъностный подход способствует успешной реализации всех названных выше ведущих принципов и подразумевает создание условий для центрированной активности детей, направленной на реальное восприятие и преобразование объектов, предметов изучения. Во внеурочное время каждая деятельность программи­рует получение соответствующих результатов:

      познавательная деятельность порождает знания;

      ориентационная — ценностные эталоны;

      художественная — произведения искусства и представле­ния о них;

      проектная деятельность направлена на исследование и создание эталона идеальной действительности, которая, в свою оче­редь, дает импульс для внутренней активности и дальнейшего раз­вития обучающихся.
Особенности программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности основывается на содер­жании интегрированного курса литературного краеведения «Ни­жегородская сторона» и, с точки зрения содержания, является под­программой последней. Объем содержания каждого раздела ее позволяет успешно использовать его во внеурочной деятельности в целях реализации актуальных задач, сформулированных в Кон­цепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Духовно-нравственное и патриотическое фор­мирование личности младшего школьника может осуществляться вариативно:

      в рамках внеурочной деятельности детей на основе про­граммы «Мы — нижегородцы!» для 1—4 классов,2 часа в не­делю (авт. В. Ф. Одегова).

Возможен также вариант, когда содержание каждого урока литературного краеведения органично продолжается, расширяется и закрепляется во внеурочной деятельности в течение всей неде­ли по всем рекомендуемым направлениям БОН (БУП).

Учитель имеет право выбора произведений для изучения в учебной и во внеурочной деятельности в зависимости от индиви­дуальных особенностей обучающихся, особенностей класса в целом, а также с учетом уровня своего профессионализма и собственного эмоционального восприятия произведения. В первом классе в основу программы положен раздел «Нижегородские левши», ко­торый интегрируется с литературным материалом разделов «Най­дешь ли краше и мудрее», «Народные традиции нижегородцев», «Были и небывальщина».

Материально-техническое обеспечение

      привлечение средств спонсоров для организации экскурсий, проведения праздников, конкурсов проектной деятельности и т. п.;

      наличие комплектов инструментов и материалов для изго­товления поделок и росписей;

      проведение спортивных мероприятий в спортивном зале и наличие необходимого и достаточного для этого оборудования;

      наличие современных технических средств обучения и ИКТ;

      наличие программного обеспечения (программы «Нижего­родская сторона», «Мы — нижегородцы!»);

      наличие необходимого комплекта учебных пособий «Ни­жегородская сторона» для формирования познавательных, регуля­тивных и коммуникативных УУД учащихся;

      наличие методических пособий для учителя и мультиме­дийного сопровождения интегрированного курса литературного краеведения «Нижегородская сторона». В указанном методичес­ком пособии для учителя представлены варианты примерного те­матического планирования, разработки внеклассных мероприятий, подробные методические рекомендации по работе над каждым произведением. При этом учитель имеет право выбора на исполь­зование рекомендаций как в полном объеме, так и фрагментарно, с учетом конкретных особенностей и условий образовательного про­цесса. Мультимедийные приложения к программе содержат де­монстрационные и музыкальные приложения по каждому клас­су, музыкальному сопровождению для проведения различных праз­дников и способствуют формированию ярких и эмоциональных пред­ставлений у обучающихся.
Условия реализации программы

      Тесное взаимодействие с семьей обучающегося;

      необходимое материально-техническое и методическое обеспечение деятельности;

      информационное обеспечение деятельности (различные формы отображения хода реализации программы, информацион­ные стенды, семейная газета);

      аналитическое обеспечение хода реализации программы (своевременная диагностика особенностей реализации задач про­граммы, выработка на этой основе рекомендаций специалистов по коррекции работы);

      эмоциональный фактор, усиливающий положительное воз­действие на ребенка.
Эмоциональные переживания являются лучшим средством формирования любви к малой родине, чувства долга и ответствен­ности за судьбу своего родного края, готовности охранять, защи­щать, преумножать его богатства.



Ожидаемые результаты реализации программы

Занятия по программе обеспечивают формирование личност­ных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универ­сальных учебных действий. Определение результативности реа­лизации программы духовно-нравственного и патриотического становления личности младшего школьника осуществляется в со­ответствии с критериями трех уровней.

Результаты первого уровня (усвоение младшими школьниками социальных знаний базовых нравственных ценностей):


      имеют представление о духовно-нравственных ценностях и проявляют потребность к своему духовно-нравственному самосовершенствованию при условии создания необходимых условий и факторов;

      имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нор­мах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;

      получают представление об истории малой родины из лите­ратурных произведений нижегородских авторов, о примерах пат­риотизма нижегородцев.


Результаты второго уровня (приобретение уча­щимися опыта позитивного отношения к базовым ценностям об­щества в процессе контролируемой деятельности):


      способны эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, сопереживать;

      осуществляют преобразующую и созидательную деятель­ность в природе и социальной сфере под руководством и контро­лем взрослых;

      упражняются в овладении ценностными ориентациями — общечеловеческими ценностями (семья, труд, знания, культура, друж­на, человек), национальными, семейными, духовными ценностями; в проявлении патриотического отношения к природе, малой родине;

      знают достопримечательности родного края и славные имена земляков разных эпох;

      ощущают потребность и проявляют начальные умения вы­ражать себя в различных видах творческой деятельности, предла­гаемых в пособиях для учащихся.


Результаты третьего уровня (самостоятельное творческое применение базовых ценностей, коммуникативных, по­знавательных и регулятивных универсальных учебных действий в организации межличностных отношений с людьми разного возраста; проявление гуманного отношения ко всему живому, любви к малой и большой Родине; объективная оценка поступков других людей и своих собственных и т. д.);


      гордятся своей принадлежностью к Нижегородчине, память о героизме нижегородцев разных времен, проявляют бережное отношение к природе и этнокультурному наследию;

      проявляют активность, творческое отношение и ответственность в выполнении заданий по различным направлениям в урочной деятельности, связанной с осознанием значимости малой родины для судьбы России;

      уважительно относятся к людям разного возраста, разных религиозных взглядов и убеждений;

      владеют навыками культурного поведения;

      умеют организовать свой досуг и досуг своих товарищей различных в различных видах деятельности на основе содержания литературного краеведения (в том числе в подготовке различных праздников, конкурсов, проектов и пр.);

      заботятся о своем здоровье.



Тематическое планирование.

2 класс.

Тема занятий

Кол-во

часов

Дата

1

Богатства Нижегородской стороны: люди и славные дела.

2


2

Мы и наши соседи.

2


3

Картины родной природы. Весна красна.

2


4

Картины родной природы. Вспомним лето.

2


5

Секрет золотой хохломы.

2


6

Картины родной природы. Богатства золотой осени.

2


7

Картины родной природы. Грустные мотивы поздней осени.

2


8

Городецкие сюжеты.

2


9

Народные забавы юных нижегородцев.

2


10

Картины родной природы. Зимние пейзажи.

2


11

Как аукнется. Так и откликнется.

2


12

Всяк своего счастья кузнец.

2


13

Друг познаётся в беде.

2


14

На языке – мёд, а под сердцем – лёд.

2


15

Чужой хлеб всегда вкусен.

2


16


Авторские сказки С Афоньшина

2


17

Итоговый урок. Лисьи проделки.

2


18

Наш город – Нижний Новгород.

2


19

Нижний Новгород – центр Нижегородской области и Поволжья.

2


20

Символы Нижнего Новгорода.

2


21-22

Нижегородский Кремль. Путешествие.

4


23-24

Нижний Новгород – богатый торговый город

2


25

Религии и храмы Нижнего Новгорода

2


26

Музеи.

2


27

Театральный Нижний.

2


28

Центральные площади, улицы и набережные нижнего Новгорода.

2


29

Нижегородский транспорт.

2


30

Традиции юных нижегородцев.

2


31

Прекрасное рядом.

2


32

Советы на лето.

2


33

Проверяю себя. Тест.

2


34

Путешествие по своему поселению.

2



Итого :

68 ч.






















4 класс.



Тема занятия.

Кол-во часов

Дата

1.

Гнездо моё – Нижегородье.


2


2.

Матерь человечья.


2


3.

Ветви дерева России.


2


4.

Взглядом пьёшь и от счастья поёшь.


2


5.

Чтобы совесть была чиста.


2


6.

Предания о Светлояре.


2


7.

Легенды о граде Китяже.


2


8.

Стихи о Светлояре.


2


9.

Нижегородские левши.


2


10-12

Былины об Илье Муромце.

6


13

Нижегородские загадки.


2


14

О счастье, дружбе и порядочности.


2


15

Смелость да находчивость любую силу одолеют.

2


16

Счастье лёгким не бывает.


2


17

Обобщающий урок.


2


18

О Нижний Новгород, ты град героев!


2


19

Великое имя России.


2


20

Покровитель и молитвенник земли Русской.

2


21-22

Нижегородское ополчение.

4


23

Гордый сокол России


2


24

Будущего главные создатели.


2


25

Нижегородские левши.


2


26

Родина – мать зовёт.


2


27-28

Идёт война народная: на переднем крае.

4


29

Идёт война народная: подвиги женщин на фронте и в тылу.

2


30

Идёт война народная: дети военной поры.


2


31

Через века, через года – помните!


2


32

Урок – встреча с тружениками тыла.


2


33

Обобщающий урок – игра.


2


34

Урок – экскурсия по родному краю.


2



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!