Программа внеурочной деятельности «Мы — нижегородцы!», составленная на основе литературного краеведения, обеспечивает при соблюдении необходимых условий формирование практически всех приведенных выше духовно- нравственных ценностей у младших школьников.
Цель программы:
духовно-нравственное развитие личности;
патриотическое воспитание младшего школьника как результат интериоризированных этических норм, воспринятых в процессе изучения литературных текстов краеведческой направленности.
Ценностный смысл понятий «нравственность», «духовно-нравственное развитие» трактуется по-разному. В данной дополнительной образовательной программе принимается толкование этих понятий в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и социализации личности гражданина России ФГОС.
Цель программы внеурочной деятельности «Мы — нижегородцы!» реализуется через решение ряда приоритетных задач воспитания (формирования) и развития.
Воспитывать / формировать:
духовно-нравственные качества младшего школьника; творческую личность в процессе осуществления познавательной, трудовой, эстетической, спортивно-оздоровительной и других видов внеурочной деятельности;
потребность к духовно-нравственному совершенствованию при условии создания необходимых условий и факторов;
положительные привычки учащихся в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода в процессе реализации дополнительной образовательной программы;
бережное отношение к этнокультурному наследию родного края;
патриотическое отношение к своей малой родине.
Развивать:
познавательный интерес к своей малой родине через содержание текстов о родном крае и различные формы работы с ними;
воображение на основе восприятия текстов краеведческого содержания;
представления о достопримечательностях Нижегородского края;
историческое и образное мышление на основе осознания содержания изучаемого краеведческого материала;
эстетические и патриотические чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Нижегородского Поволжья.
В программе внеурочной деятельности «Мы — нижегородцы!» как производной интегрированного курса литературного краеведения «Нижегородская сторона» реализуются идеи формирования духовно-нравственных и патриотических начал личности младшего школьника на основе материала краеведческого содержания, и в частности образа малой родины, создаваемого в процессе определенных ФГОС направлений внеучебной деятельности. Существенным дополнением к программе «Нижегородская сторона» является разработка курса «Нижегородская игрушка» для первого класса. В ходе реализации заложенных в нем идей создаются необходимые условия, благоприятствующие продвижению, развитию, становлению духовно-нравственной личности младшего школьника па основе позитивной мотивации к изучению прошлого и настоящего родного края.
Ведущие принципы и подходы программы внеурочной деятельности
1. Принцип интеграции, который подразумевает несколько аспектов:
интеграция организации образовательного процесса в учебной и внеурочной деятельности;
интеграция задач литературного слушания, чтения, краеведения, духовно-нравственного становления личности как живого приобщения к духовно-нравственным ценностям через чтение краеведческого материала о малой родине;
интеграция различных форм деятельности — творческой, художественно-эстетической, исследовательской, проектной — как условия формирования позитивной мотивации и познавательного интереса на основе использования современных образовательных технологий и предупреждения перегрузки учащихся;
интеграция результативности развития и воспитания, позволяющая в полной мере использовать эмоциональное воздействие на ребенка, органически соединять логические и эмоциональные начала для успешного овладения способом действия в учебной и/или жизненной ситуации.
Таким образом, организованная реализация принципа интеграции позволяет обращаться к духовному миру ученика, воздействовать на душу ребенка, на формирование и проявление у него гуманных чувств сопереживания, сострадания, сочувствия.
Освоение ребенком своеобразия родного края осуществляется разными способами:
по перцептивному каналу через восприятие информации в процессе наблюдений в природе, музее и т. п., через использование демонстрационных пособий, видеофильмов, телепрограмм, мульти-медиапродукции;
по практическому каналу через непосредственное практическое взаимодействие с объектами природы, этнографии, декоративно-прикладного искусства, экспериментирование, создание собственного продукта — игрушек, предметов домашнего обихода, иллюстраций, макетов, презентаций, календарей и т. п.;
по когнитивному каналу через анализ вербальной информации (литературных текстов), рефлексивную деятельность (анализ собственных ощущений и достижений), моделирование и планирование;
по коммуникативному каналу через виртуальное и непосредственное творческое общение со сверстниками, родственниками, работниками музеев, краеведами, интересными людьми (экскурсии, дискуссии, встречи, экспедиции, интервью и т. п.).
Краеведческий принцип в отборе содержания внеурочной деятельности обеспечивает реализацию идей Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, становление высоких идеалов и патриотического сознания юных нижегородцев, способствует развитию познавательного интереса, любознательности учащихся по отношению к своей малой родине и гордости за ее историю, традиции, достижения науки, техники и культуры, фольклорное творчество.
Расширение представлений о богатстве фольклорно-лингвистического творчества и декоративно-прикладного искусства нижегородцев формирует знания о традициях разных народов нашего края, о нравственных идеалах и ценностных установках у учащихся в рамках программы внеурочной деятельности «Мы — нижегородцы!». Фольклор активизирует познавательный интерес младших школьников, служит источником формирования у них этнической гордости, является способом сохранения и передачи народного мастерства и традиций будущим поколениям. Во внеурочной деятельности обучающихся, работа с фольклорным материалом носит исследовательский, практический или занимательный характер.
Принцип наглядности обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах, явлениях и событиях в природе и обществе на территории нашей области, способствует формированию познавательного и читательского интереса. Реализация данного принципа также осуществляется на основе содержания учебных пособий «Нижегородская сторона». Большое эмоциональное воздействие на личность обучающегося оказывает демонстрация натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, в ходе просмотра видео- и кинофильмов, мультимедийных программ.
Принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся. В соответствии с этим принципом содержание, методы и формы работы должны быть адекватными психофизиологическим возможностям ребенка данного этапа развития. Принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся определяет такую особенность организации курса, как знакомство с родным краем, не на основе хронологии, а на основе восприятия окружающей действительности. В соответствии с этим принципом задания обучающимся планируются в дифференцированной форме по объему, степени самостоятельности, степени творчества. Различные аспекты курса получают постепенное развитие в ходе освоения программы внеурочной деятельности по возрастающей степени сложности.
Принцип экологизации. Ребенок в процессе изучения родного края учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее, учится понимать, что все в мире природы и в обществе имеет свое предназначение, в том числе и он сам. Предназначение человека характеризуют такие общечеловеческие ценности, как доброта, справедливость, честность, трудолюбие, ответственность и др. В организации образовательного процесса педагог не имеет права пренебрегать принципом экологизации как основополагающим принципом здоровьесберегающих технологий.
Деятелъностный подход способствует успешной реализации всех названных выше ведущих принципов и подразумевает создание условий для центрированной активности детей, направленной на реальное восприятие и преобразование объектов, предметов изучения. Во внеурочное время каждая деятельность программирует получение соответствующих результатов:
познавательная деятельность порождает знания;
ориентационная — ценностные эталоны;
художественная — произведения искусства и представления о них;
проектная деятельность направлена на исследование и создание эталона идеальной действительности, которая, в свою очередь, дает импульс для внутренней активности и дальнейшего развития обучающихся.
Особенности программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности основывается на содержании интегрированного курса литературного краеведения «Нижегородская сторона» и, с точки зрения содержания, является подпрограммой последней. Объем содержания каждого раздела ее позволяет успешно использовать его во внеурочной деятельности в целях реализации актуальных задач, сформулированных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Духовно-нравственное и патриотическое формирование личности младшего школьника может осуществляться вариативно:
в рамках внеурочной деятельности детей на основе программы «Мы — нижегородцы!» для 1—4 классов,2 часа в неделю (авт. В. Ф. Одегова).
Возможен также вариант, когда содержание каждого урока литературного краеведения органично продолжается, расширяется и закрепляется во внеурочной деятельности в течение всей недели по всем рекомендуемым направлениям БОН (БУП).
Учитель имеет право выбора произведений для изучения в учебной и во внеурочной деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, особенностей класса в целом, а также с учетом уровня своего профессионализма и собственного эмоционального восприятия произведения. В первом классе в основу программы положен раздел «Нижегородские левши», который интегрируется с литературным материалом разделов «Найдешь ли краше и мудрее», «Народные традиции нижегородцев», «Были и небывальщина».
Материально-техническое обеспечение
привлечение средств спонсоров для организации экскурсий, проведения праздников, конкурсов проектной деятельности и т. п.;
наличие комплектов инструментов и материалов для изготовления поделок и росписей;
проведение спортивных мероприятий в спортивном зале и наличие необходимого и достаточного для этого оборудования;
наличие современных технических средств обучения и ИКТ;
наличие программного обеспечения (программы «Нижегородская сторона», «Мы — нижегородцы!»);
наличие необходимого комплекта учебных пособий «Нижегородская сторона» для формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД учащихся;
наличие методических пособий для учителя и мультимедийного сопровождения интегрированного курса литературного краеведения «Нижегородская сторона». В указанном методическом пособии для учителя представлены варианты примерного тематического планирования, разработки внеклассных мероприятий, подробные методические рекомендации по работе над каждым произведением. При этом учитель имеет право выбора на использование рекомендаций как в полном объеме, так и фрагментарно, с учетом конкретных особенностей и условий образовательного процесса. Мультимедийные приложения к программе содержат демонстрационные и музыкальные приложения по каждому классу, музыкальному сопровождению для проведения различных праздников и способствуют формированию ярких и эмоциональных представлений у обучающихся.
Условия реализации программы
Тесное взаимодействие с семьей обучающегося;
необходимое материально-техническое и методическое обеспечение деятельности;
информационное обеспечение деятельности (различные формы отображения хода реализации программы, информационные стенды, семейная газета);
аналитическое обеспечение хода реализации программы (своевременная диагностика особенностей реализации задач программы, выработка на этой основе рекомендаций специалистов по коррекции работы);
эмоциональный фактор, усиливающий положительное воздействие на ребенка.
Эмоциональные переживания являются лучшим средством формирования любви к малой родине, чувства долга и ответственности за судьбу своего родного края, готовности охранять, защищать, преумножать его богатства.
Ожидаемые результаты реализации программы
Занятия по программе обеспечивают формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Определение результативности реализации программы духовно-нравственного и патриотического становления личности младшего школьника осуществляется в соответствии с критериями трех уровней.
Результаты первого уровня (усвоение младшими школьниками социальных знаний базовых нравственных ценностей):
имеют представление о духовно-нравственных ценностях и проявляют потребность к своему духовно-нравственному самосовершенствованию при условии создания необходимых условий и факторов;
имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;
получают представление об истории малой родины из литературных произведений нижегородских авторов, о примерах патриотизма нижегородцев.
Результаты второго уровня (приобретение учащимися опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества в процессе контролируемой деятельности):
способны эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, сопереживать;
осуществляют преобразующую и созидательную деятельность в природе и социальной сфере под руководством и контролем взрослых;
упражняются в овладении ценностными ориентациями — общечеловеческими ценностями (семья, труд, знания, культура, дружна, человек), национальными, семейными, духовными ценностями; в проявлении патриотического отношения к природе, малой родине;
знают достопримечательности родного края и славные имена земляков разных эпох;
ощущают потребность и проявляют начальные умения выражать себя в различных видах творческой деятельности, предлагаемых в пособиях для учащихся.
Результаты третьего уровня (самостоятельное творческое применение базовых ценностей, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий в организации межличностных отношений с людьми разного возраста; проявление гуманного отношения ко всему живому, любви к малой и большой Родине; объективная оценка поступков других людей и своих собственных и т. д.);
гордятся своей принадлежностью к Нижегородчине, память о героизме нижегородцев разных времен, проявляют бережное отношение к природе и этнокультурному наследию;
проявляют активность, творческое отношение и ответственность в выполнении заданий по различным направлениям в урочной деятельности, связанной с осознанием значимости малой родины для судьбы России;
уважительно относятся к людям разного возраста, разных религиозных взглядов и убеждений;
владеют навыками культурного поведения;
умеют организовать свой досуг и досуг своих товарищей различных в различных видах деятельности на основе содержания литературного краеведения (в том числе в подготовке различных праздников, конкурсов, проектов и пр.);
заботятся о своем здоровье.
Тематическое планирование.
2 класс.
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата |
1 | Богатства Нижегородской стороны: люди и славные дела. | 2 | |
2 | Мы и наши соседи. | 2 | |
3 | Картины родной природы. Весна красна. | 2 | |
4 | Картины родной природы. Вспомним лето. | 2 | |
5 | Секрет золотой хохломы. | 2 | |
6 | Картины родной природы. Богатства золотой осени. | 2 | |
7 | Картины родной природы. Грустные мотивы поздней осени. | 2 | |
8 | Городецкие сюжеты. | 2 | |
9 | Народные забавы юных нижегородцев. | 2 | |
10 | Картины родной природы. Зимние пейзажи. | 2 | |
11 | Как аукнется. Так и откликнется. | 2 | |
12 | Всяк своего счастья кузнец. | 2 | |
13 | Друг познаётся в беде. | 2 | |
14 | На языке – мёд, а под сердцем – лёд. | 2 | |
15 | Чужой хлеб всегда вкусен. | 2 | |
16 | Авторские сказки С Афоньшина | 2 | |
17 | Итоговый урок. Лисьи проделки. | 2 | |
18 | Наш город – Нижний Новгород. | 2 | |
19 | Нижний Новгород – центр Нижегородской области и Поволжья. | 2 | |
20 | Символы Нижнего Новгорода. | 2 | |
21-22 | Нижегородский Кремль. Путешествие. | 4 | |
23-24 | Нижний Новгород – богатый торговый город | 2 | |
25 | Религии и храмы Нижнего Новгорода | 2 | |
26 | Музеи. | 2 | |
27 | Театральный Нижний. | 2 | |
28 | Центральные площади, улицы и набережные нижнего Новгорода. | 2 | |
29 | Нижегородский транспорт. | 2 | |
30 | Традиции юных нижегородцев. | 2 | |
31 | Прекрасное рядом. | 2 | |
32 | Советы на лето. | 2 | |
33 | Проверяю себя. Тест. | 2 | |
34 | Путешествие по своему поселению. | 2 | |
| Итого : | 68 ч. | |
| | | |
4 класс.
№ | Тема занятия. | Кол-во часов | Дата |
1. | Гнездо моё – Нижегородье. | 2 | |
2. | Матерь человечья. | 2 | |
3. | Ветви дерева России. | 2 | |
4. | Взглядом пьёшь и от счастья поёшь. | 2 | |
5. | Чтобы совесть была чиста. | 2 | |
6. | Предания о Светлояре. | 2 | |
7. | Легенды о граде Китяже. | 2 | |
8. | Стихи о Светлояре. | 2 | |
9. | Нижегородские левши. | 2 | |
10-12 | Былины об Илье Муромце. | 6 | |
13 | Нижегородские загадки. | 2 | |
14 | О счастье, дружбе и порядочности. | 2 | |
15 | Смелость да находчивость любую силу одолеют. | 2 | |
16 | Счастье лёгким не бывает. | 2 | |
17 | Обобщающий урок. | 2 | |
18 | О Нижний Новгород, ты град героев! | 2 | |
19 | Великое имя России. | 2 | |
20 | Покровитель и молитвенник земли Русской. | 2 | |
21-22 | Нижегородское ополчение. | 4 | |
23 | Гордый сокол России | 2 | |
24 | Будущего главные создатели. | 2 | |
25 | Нижегородские левши. | 2 | |
26 | Родина – мать зовёт. | 2 | |
27-28 | Идёт война народная: на переднем крае. | 4 | |
29 | Идёт война народная: подвиги женщин на фронте и в тылу. | 2 | |
30 | Идёт война народная: дети военной поры. | 2 | |
31 | Через века, через года – помните! | 2 | |
32 | Урок – встреча с тружениками тыла. | 2 | |
33 | Обобщающий урок – игра. | 2 | |
34 | Урок – экскурсия по родному краю. | 2 | |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/08/s_5c0c0b827bbb3/1021135_1.png)