СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода; развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ЛИЦЕЙ ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры учителей естественных Заместитель директора по УМР

наук Заместитель директора по УМР Директор лицея

Протокол № 1 от «27» 08 2020 г. _____ _______________

Руководитель кафедры Т.Н. Сандркина ________________ Е.Н. Гусева

____________ М.Н. Петрова Приказ № 213 от «28» 08_2020г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

Наименование Проектная деятельность «Первые шаги в науку»

Направленность: Общеинтеллектуальная

Класс 9-11

Учитель высшей квалификационной категории Петрова Марина Николаевна

Срок реализации программы - 2020-2021 учебный год

Количество часов по учебному плану: 66 час в год (2 часа в неделю)

Планирование составлено на основе образовательной программы В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. - (Стандарты второго поколения), с учетом авторской программы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Методическое пособие по основам проектной деятельности школьника.

Рабочую программу составила __________ М.Н. Петрова







2020-2021 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. - (Стандарты второго поколения), с учетом авторской программы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Методическое пособие по основам проектной деятельности школьника.


Общая характеристика курса внеурочной деятельности


Курс реализуется в 9-11 классе, рассчитан на 66 ч. в год 2 часа в неделю.

Цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода; развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).

Задачи курса:

Образовательные задачи: познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.

Развивающие задачи: формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

Воспитательные задачи: способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя. По итогам реализации курса проводится годовая промежуточная аттестация. Аттестация проводится как итоговое мероприятие «Ученическая конференция» в форме представления и защиты проектов.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя метапредметные и личностные результаты.

Метапредметные результаты обучения:

В результате освоения курса внеурочной деятельности обучающийся научится:

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- овладения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать связи и отношения между явлениями народного творчества, музыкальной культуры;

- работать с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с музыкальным искусством и художественному самообразованию;

Личностные результаты обучения:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) музыкальной деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

Результат 1 уровня: приобретение школьниками знаний об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации в ходе работы над проектами;

Результат 2 уровня: формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом в ходе организации коллективной творческой деятельности;

Результат 3 уровня: приобретение опыта исследовательской и проектной деятельности; публичного выступления; интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; общения с представителями других социальных групп, других поколений.

Основные результаты реализации программы оцениваются через выступление с темой проектной работы по выбранному предмету.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 9-11 класс


1 раздел. Введение в проектную деятельность (2 часа)

Введение в проектную деятельность.

Цели, задачи, содержание внеурочного курса.

Основные виды проектных работ.

2 раздел. Этапы проектной деятельности (60 часов)

Основные этапы проектной деятельности. Возможные темы проекта.

Принципы выбора темы и обоснование ее актуальности. Выбор темы проекта. Постановка цели, задач, гипотезы. Формулирование гипотезы исследования. Постановка цели и задач исследования. Выбор проекта. Виды информации. Источники информации. Исследовательская деятельность. Анкетирование. Работа со справочной литературой. Справочные издания для школьников. Сайты о музыке. Работа в детской библиотеке. Составление и оформление списка источников по теме проекта. Способы обработки полученной информации. Реализация проекта. Подготовка конечного продукта. Подготовка к защите проектной работы. Критерии оценки проектной работы. Правила публичного выступления.

3 раздел. Презентация (4 часа)

Презентация. Представление конечного продукта на конференции. Самооценка и самоанализ. Заполнение листов самооценки и самоанализа. Обобщение наиболее важных результатов проектной работы, перспективы.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название раздела

Тема занятия, тип занятия (теоретическое, практическое)

Кол-во часов

Планируемые результаты

примечания

1

Введение в

проектную

деятельность

2

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия

Познавательные: оперировать такими понятиями, как цели, задачи, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п

Коммуникативные: задавать вопросы по существу;

учитывать разные мнения, стремиться к координации.


2

Этапы

проектной

деятельности

60

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- проявлять познавательную инициативу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи

Познавательные:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованиемучебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом

пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо

признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдение, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,

аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Коммуникативные:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- владеть монологической и диалогической формамиречи.


3

Презентация


4

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Познавательные:

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- обобщать;

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- соблюдать корректность в высказываниях


Календарно- тематическое планирование

п/п

Дата

по плану

Дата по факту

Название раздела

Тема занятия, тип занятия (теоретическое, практическое)


Кол-во часоНа 33ч/год

Кол-во часов

На 66ч/год

Подготовительный этап. Раздел 1 ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1,2



1. Вводный урок. Знакомство с темой проекта: «Причины и следствия».

2. Введение образцов проектной работы в различной тематике: история предмета исследования, литература.

2

2

Основной этап. Раздел 2 ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3,4



1. Введение алгоритма установления причинно-следственные связи.

2. Введение алгоритма установления причинно-следственные связи. Работа в группах

2

2

5,6



1. Обсуждение представленных учениками материалов по теме работы.

2. Выявление проблем и их причин. Защита темы проекта.

2

2

7-9



1. Составление введения к проекту

2. Составление обзора литературы.

3. Круглый стол «Обсуждение результатов работы на подготовительном этапе».

2

3

10-12



1. Коррекция недочётов, выявленных на «круглом столе»1

2. Коррекция недочётов, выявленных на «круглом столе»2

3. Коррекция недочётов, выявленных на «круглом столе»3

1

3

13-15



1.Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»-1

2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»2

3. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»3

1

3

16-18



1. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста.1

2. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста.2

3. Аргументы, подтверждающие вывод.

1

3

19,20



1. Соотнесение фактов с общей идеей текста

2. Установление связей, не показанных в тексте напрямую.

1

2

21,22



1.Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации1

2 Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации2

1

2

23,24



1.Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста1

2. Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста2

1

2

25,26.27



1. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт1

2. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный2

3. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный3

1

3

28,29,30



1.Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.1..

2. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.2.

3. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.3

1

3

31,32,33



1.Сопоставление различных точек зрения на информацию1

2. Сопоставление различных точек зрения на информацию2

3. Сопоставление различных точек зрения на информацию3

1

3

34,35



1. Нахождение способов проверки противоречивой информации.

2. Сопоставление различных точек зрения на информацию

1

2

36,37



1.Проблема. Анализ способов решения проблемы1

2. Проблема. Анализ способов решения проблемы2

1

2

38.39,40



Поисково-информационный этап.

1. Сбор информации по теме, накопление источников информации1

2. Сбор информации по теме, накопление источников информации2

3. Сбор информации по теме, накопление источников информации3

1

3

41,42,43



1. Сбор информации по теме, накопление источников информации, обработка информации.

2.Работа по составлению таблиц1

3. Работа по составлению таблиц2

2

3

44.45



1. Сбор информации по теме, накопление источников информации, обработка информации. Работа с источниками1

2. Сбор информации по теме, накопление источников информации, обработка информации. Работа с источниками2

1

2

46,47



1. Знакомство со структурой работы.

2. Установление причинно-следственных связей как приём доказательства.

1

2

48-51



1. Доказательство тезисов по избранной теме. Написание работы.1

2. Доказательство тезисов по избранной теме. Написание работы.2

3. Доказательство тезисов по избранной теме. Написание работы.3

4. Доказательство тезисов по избранной теме. Написание работы.4

2

4

52-55



1. Составление и обсуждение тезисов по избранной теме. Написание работы1

2. Составление и обсуждение тезисов по избранной теме. Написание работы2

3. Составление и обсуждение тезисов по избранной теме. Написание работы3

4. Составление и обсуждение тезисов по избранной теме. Написание работы4

2

4

56-58



1. Круглый стол «Обсуждение результатов работы на основном этапе».

2. Обсуждение результатов работы . Продвижение продукта1

3. Обсуждение результатов работы . Продвижение продукта2

2

3

59,60



1.Аргументация. Доказательство1

2. Аргументация. Доказательство2

1

2

61,62



1. Пробная презентация1

2. Пробная презентация2

1

2

Заключительный этап. Раздел 3 ПРЕЗЕНТАЦИЯ

63-66



1. Пробная презентации результатов проекта1

2. Пробная презентации результатов проекта2

3. Пробная презентации результатов проекта3

4. Рефлексия проектной деятельности и её результатов.

2

4

ИТОГО:


33ч.

66ч.











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ, ВКЛЮЧАЯ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 80 с.

  2. Краткий справочник школьного библиотекаря / под ред. Г.И. Поздня­ковой. - СПб:

Профессия, 2001. - 352 с. - («Библиотека»).

3. Хуторской А.В.. Хуторская Л.Н., Маслов И.С. Как стать ученым. Занятия по физике со старшеклассниками.- Изд-во «Глобус», 2008. – 318 с. – (Профильная школа)



















8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!