Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Землянская средняя общеобразовательная школа
Семилукского муниципального района Воронежской области
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического совета школы протокол от «27» августа 2019 г. № 5 | УТВЕРЖДЕНА: На заседании педагогического совета протокол от «28» августа 2019 г. №1 | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы __________ В.В. Синягин приказ от «28» августа 2019 г. №54/1 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности в 9 «Б» классе
«Занимательная математика. Мир текстовых задач»
на 2019-2020 учебный год.
Составитель:
Учитель математики
Кулешова Л.М.
с. Землянск
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающихся 9-х классов с использованием следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. N1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. №1644, приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. №1577.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.).
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Землянской СОШ (с изменениями и дополнениями), утвержденной приказом директора школы от 28.08.2019 г. № 54/1.
Учебного плана основного общего образования для 5-9кл. МКОУ Землянской СОШ, утвержденного на заседании педагогического совета (протокол №1 от 28.08.2019 г.).
Приказа МКОУ Землянской СОШ от 29.05.2019 г. №38/3 «Об утверждении перечня учебников и учебных пособий, используемых в образовательной деятельности школы на 2019-2020 уч.г.».
Календарного учебного графика МКОУ Землянской СОШ на 2019-2020 уч.г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 классов разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе авторской программы
Цели курса:
Расширение и углубление знаний по приобретению методов решения текстовых задач
Закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков и умений.
Развитие логического мышления и вычислительных навыков.
Развитие графической культуры учащихся.
Задачи курса:
Формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
Расширение и углубление курса математики;
формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
Формирование навыка работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов;
Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
РАЗДЕЛ 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Освоение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» предполагает достижение следующих результатов:
Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
Формирование качеств мышления;
Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
Развитие умений работать с учебным математическим текстом;
Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
Овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
Освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.
РАЗДЕЛ 2. Содержание внеурочной деятельности.
1. Понятие текстовой задачи и их роль в школьном курсе математики (1 ч.)
Понятие текстовой задачи. История использования текстовых задач в России. Текстовые задачи в зарубежной школе. Решение старинных задач.
2. Решение текстовых задач арифметическим способом (2 ч.)
Задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решение задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.
3. Решение текстовых задач на составление числа (2ч) Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Задачи на составление многозначного числа по известным зависимостям между его цифрами.
4. Задачи на движение (7 ч.)
Движение навстречу друг другу, движение в одном и противоположных направлениях. Движение по реке. Движение по кольцевым дорогам. Движение протяжённых тел. Движение с косвенно выраженной скоростью.
5. Задачи на совместную работу (5 ч.)
Понятие работы и производительности, рассмотреть алгоритм решения задач на работу. Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Задачи на конкретную и абстрактную работу.
6. Задачи на проценты (5 ч.)
Процент. Отношения. Нахождение числа по его части, нахождение части от числа. Простой и сложный процентный рост. Формула сложных процентов.
7. Задачи на смеси и сплавы (5 ч.)
Масса смеси. Массовая концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Объёмная концентрация вещества. Задачи на концентрацию и процентное содержание. Переливание и процентное содержание.
8. Задачи на прогрессии (3 ч.)
Формулы n-го члена и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Бесконечная геометрическая прогрессия при |q|
9. Нестандартные способы решения текстовых задач (4 ч.)
Переформулировка задачи. «Лишние» неизвестные. Использование делимости. Решение задач в общем виде.
3. Тематическое планирование.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Понятие текстовой задачи и их роль в школьном курсе математики. Понятие текстовой задачи. История использования текстовых задач в России. Текстовые задачи в зарубежной школе. Решение старинных задач. | 1 |
2. | Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решение задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического. | 2 |
3. | Решение текстовых задач на составление числа Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Задачи на составление многозначного числа по известным зависимостям между его цифрами. | 2 |
4. | Задачи на движение Движение навстречу друг другу, движение в одном и противоположных направлениях. Движение по реке. Движение по кольцевым дорогам. Движение протяжённых тел. Движение с косвенно выраженной скоростью. | 7 |
5. | Задачи на совместную работу. Понятие работы и производительности, рассмотреть алгоритм решения задач на работу. Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Задачи на конкретную и абстрактную работу. | 5 |
6. | Задачи на проценты Процент. Отношения. Нахождение числа по его части, нахождение части от числа. Простой и сложный процентный рост. Формула сложных процентов. | 5 |
7. | Задачи на смеси и сплавы. Масса смеси. Массовая концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Объёмная концентрация вещества. Задачи на концентрацию и процентное содержание. Переливание и процентное содержание. | 5 |
8. | Задачи на прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Бесконечная геометрическая прогрессия при |q| | 3 |
9. | Нестандартные способы решения текстовых задач. Переформулировка задачи. «Лишние» неизвестные. Использование делимости. Решение задач в общем виде. | 4 |
| Итого | 34 |