ФИО Губарева Светлана Вениаминовна
Должность учитель начальных классов
Наименование учебного учреждения ГБОУ ООШ № 4
Город Новокуйбышевск
Название материала Программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию «Юный эколог» для учащихся 1 – 4 классов
Пояснительная записка.
Обоснование проблемы.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, то они погубят себя. Эта проблема актуальна и для нашего города, так как Новокуйбышевск расположен в зоне повышенного потенциального загрязнения атмосферы. Чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Формирование экологической культуры требует комплексного, системного подхода.
Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:
Понимание самоценности природы и осознание себя, как части природы.
Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
Воспитание активной жизненной позиции.
Обучение азам экологической безопасности.
Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Цель программы экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, как части общей культуры. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Участники программы:
Педагоги, руководители направлений, ученики, родители.
Сотрудничество:
п/к «Ровесник» ДЮЦ, «Центр экологической информации»,
ТОС № 6, жители микрорайона, дети ДОУ № 50
Ожидаемые результаты реализации мероприятий программы:
Повышение уровня экологической грамотности;
Повышение уровня социальной активности учащихся;
Основные направления программы экологического воспитания основаны на четырех направлениях работы:
познавательном; творческом; практическом; исследовательском.
Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Творческое направление работы ставит целью знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
В процессе реализации программы личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
Программа адаптированная, составлена на основе факультативного курса «Экология для младших школьников» (автор А.А.Плешаков)
1 класс |
№ | Да та | Тема занятия | Часы | Содержание и методические приёмы. | Характеристика деятельности | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) |
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | | Что такое экология. | 1 | Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой. | Сформировать представление о понятии «экология» | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Умение слушать и вступать в диалог | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
2 | | Радости и огорчения. | 1 | Экскурсия в парк. Наблюдения. | Наблюдение связи живой и неживой природы. |
3,4 | | О Жучках и Мурках. | 2 | Рассказы детей о домашних животных. | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей | Формирование нравственно –эстетических понятий. | Умение строить речевое высказывание | Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Оценивать правильность выполнения заданий. |
5 | | Что окружает нас дома, в школе. | 1 | Экскурсия по школе. Рассказы о назначении вещей. | Формирование представлений о том, что вещи сделаны людьми | Умение слушать и вступать в диалог. | |
6 | | Животные и растения в жизни моей семьи. | 1 | Рассказы детей о домашних животных и растениях. | Рассказывать о роли животных и растений в жизни людей. | Формирование основ экологического воспитания | Анализировать речевые ситуации. | | Контролировать и оценивать свои действия |
7 | | Там, на неведомых дорожках. | 1 | Экскурсия в сквер. | Формирование представлений о взаимосвязях в лесу. | Развитие готовности к сотрудничеству | | |
8 | | «Жалобная книга» природы. | 1 | Знакомство с «Красной книгой» | Выявление растений и животных, нуждающихся в охране | | Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | Умение слушать и вступать в диалог | |
9 | | Изучаем способы охраны природы. | 1 | Охраняемые природные территории. | Знакомство с заповедниками, заказниками | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
10 | | Стихи о природе «Экология природы – экология души». | 1 | Библиотечный час. | Знакомство со стихами о природе и животных. | | Умение слушать и вступать в диалог | Контролировать и оценивать свои действия |
11 | | Связь живой и неживой природы. | 1 | Понятия «живая» и «неживая» природа | Раскрыть связи между живой и неживой природой. | | Работа с информацией | формулировать собственное мнение | |
12, 13 | | Разнообразие живой природы. | 2 | Многообразие растений и животных. | Формирование представлений о разнообразии природы. | | Умение осознанно строить речевое высказывание | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов | |
14 | | Экологические связи в живой природе. | 1 | . Экологические связи в живой природе на примере леса. | Формирование понятий «прямые связи», «косвенные связи». | | Умение слушать и вступать в диалог | Контролировать и оценивать свои действия |
15 | | Как зимой помочь птицам. | 1 | Экскурсия. Чем птицы отличаются от других животных. | Проводить наблюдения во время экскурсий. Практическая работа. | Формирование основ экологического воспитания. | | Умение слушать и вступать в диалог | |
16 | | Акция «Кормушка». | 1 |
17 | | Книги о природе. | 1 | Библиотечный час. | Знакомство с книгами о природе. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Анализировать речевые ситуации. | | |
18,19 | | Охраняемые растения и животные. | 2 | Знакомство с охраняемыми растениями и животными. | Работа со справочниками. | Работа с информацией | Умение слушать и вступать в диалог | Контролировать и оценивать свои действия |
20 | | Природа и творчество. | 1 | Творческие работы. | | Формирование основных нравственно –эстетических понятий. | | Формирование умения учитывать позицию собеседника. |
21 | | «Ручейки и озера». | 1 | Значение воды в жизни растений и человека. | Прослеживание пути питьевой воды от природного источника в дом. | Формировать умение анализировать сообщения | формулировать собственное мнение и аргументировать его | |
22 | | Роль воды в жизни человека. | 1 |
23 | | Лесные айболиты. | 1 | Лекарственные растения. | Работа со справочниками. | Развитие готовности к сотрудничеству | Работа с информацией | | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
24 | | Лесные опасности. | 1 | Съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящие насекомые. | Формулирование правил поведения в лесу. | | | Умение слушать и вступать в диалог |
25 | | «Зеленый наряд нашей планеты». | 1 | Экскурсия в кабинет биологии. | Получение знаний о редких растениях. | | Анализировать речевые ситуации. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов | Контролировать и оценивать свои действия |
26 | | Кто такие насекомые. | 1 | Знакомство с насекомыми как одной из групп животных. | Получение представлений о многообразии насекомых. | Формирование основ экологического воспитания | | формулировать собственное мнение и аргументировать его |
27 | | Что у нас над головой. | 1 |
28 | | Путешествие по весеннему лесу. | 1 | Экскурсия. | Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | | Формировать умение анализировать сообщения | | Различать недопустимые формы поведения в природе. |
29 | | День птиц, или птичий КВН. | 1 | Особенности обитания птиц, питания, разнообразие. | Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | Формирование основ экологического воспитания | | Умение слушать и вступать в диалог | |
30 | | Экология и здоровье человека. | 1 | Экскурсия в центр экологической информации. | Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. | Формирование основных правил здорового образа жизни | Работа с информацией | Формирование умения учитывать позицию собеседника. | Контролировать и оценивать свои действия |
31 | | Экологические катастрофы | 1 | Загрязнение водоёмов, воздуха. |
32 | | Хотим сказать всем… | 1 | Посещение кабинета технологии. | Изготовление экологических памяток. | | |
33 | | Итоговое занятие. | 1 | Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел. | | | |
Планируемые результаты
К концу занятий в кружке в первом классе учащиеся научатся:
- различать понятия «живая природа», «неживая природа»;
- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
- устанавливать зависимости между явлениями живой и неживой природы;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- сравнивать домашних и диких животных.
К концу занятий в кружке в первом классе учащиеся смогут научиться:
- различать основные нравственно-этические понятия;
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях;
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
- моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
- на отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой.
2 класс
№ | Да та | Тема занятия | Часы | Содержание и методические приёмы. | Характеристика деятельности | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) |
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | | Где мы живем, и что нас окружает. | 1 | Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой. | Формировать представление о понятии «экология» | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Умение слушать и вступать в диалог | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
2 | | Радости и огорчения. | 1 | Экскурсия в парк. Наблюдения. | наблюдение связи жизнедеятельности человека с природой. |
3 | | Неживая и живая природа. | 1 | Понятия «живая» и «неживая» природа | Раскрыть связи между живой и неживой природой. | | Работа с информацией | формулировать собственное мнение и аргументировать его | |
4 | | Какие бывают растения. | 1 | Представления о многообразии растений. | Умение группировать растения, распознавать их. | Формирование основ экологического воспитания | Умение осознанно строить речевое высказывание | | |
5 | | В гости к осени. | 1 | Экскурсия. | Наблюдение за осенними изменениями в природе. | Формирование основ безопасной жизнедеятельности | | Умение слушать и вступать в диалог. | |
6 | | Народные приметы об осени. | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку. | Работа со справочным материалом. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | | Контролировать и оценивать свои действия |
7 | | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | Формировать понятия «дикорастущие и культурные растения» | Раскрыть значения растений для человека. | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
8 | | Растения в жизни человека. | 1 | Рассказы детей о домашних растениях. | Рассказывать о роли растений в жизни людей. | Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | Умение слушать и вступать в диалог |
9 | | Дикие и домашние животные. | 1 | Рассказы детей о домашних животных. | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей | Умение слушать и вступать в диалог | |
10 | | Живое рядом с нами. | 1 | Многообразие растений и животных. | Формирование представлений о разнообразии природы. | Формирование основных нравственно –эстетических понятий. | | Умение слушать и вступать в диалог | Контролировать и оценивать свои действия |
11 | | Красная книга. | 1 | Знакомство с Красной книгой | Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов | Работа с информацией | формулировать собственное мнение и аргументировать его | |
12 | | Возьми под защиту! | 1 | Выявление растений и животных, нуждающихся в бережном отношении. | Обсуждение, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию. | | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, | |
13 | | Заочное путешествие по заповедникам. | 1 | Посещение медиатеки. Охраняемые природные территории. | Знакомство с заповедниками, заказниками | | Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | Умение слушать и вступать в диалог | |
14 | | Невидимые нити. | 1 | Экскурсия в сосновый бор. | Формирование понятий «прямые, косвенные связи», | | Контролировать и оценивать свои действия |
15 | | В гости к зиме. | 1 | Экскурсия. | Проводить наблюдения во время экскурсий. | Формирование основ экологического воспитания | | Умение слушать и вступать в диалог | |
16 | | Акция «Кормушка». | 1 | Занятие в кабинете технологии. | Практическая работа. |
17 | | Книги Н. Сладкова о природе. | 1 | Библиотечный час. | Знакомство с книгами Сладкова о природе. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Анализировать речевые ситуации. | | |
18 | | Охраняемые растения и животные. | 1 | Знакомство с охраняемыми растениями и животными. | Работа со справочниками. | Работа с информацией | Умение слушать и вступать в диалог | Контролировать и оценивать свои действия |
19 | | Народные приметы о зиме. | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку. | Работа со справочным материалом. | Формирование основ экологического воспитания. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | | Контролировать и оценивать свои действия |
20 | | Природа и творчество. | 1 | Посещение кабинета рисования. Творческие работы. | Творческие работы. | Формирование основных нравственно эстетических понятий. | | Формирование умения учитывать позицию собеседника. | |
21 | | Птицы и животные зимой. | 1 | Особенности жизни птиц и животных зимой. | Расширение знаний о жизни животных. | Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | формулировать собственное мнение и аргументировать его | |
22 | | Акция «Помоги деревьям» | 1 | Работа на пришкольном участке. | Практическая работа. |
23 | | Про воздух. | 1 | Знакомство с некоторыми свойствами воздуха. | Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Работа с информацией | Умение слушать и вступать в диалог | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
24 | | Причины и последствия загрязнения воздуха. | 1 |
25 | | Откуда берется и куда девается мусор. | 1 | Источники мусора в быту, его классификация. | Выяснение, чем опасен мусор и что с ним делать, как его можно использовать. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Анализировать речевые ситуации. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов | Контролировать и оценивать свои действия |
26 | | Вторая жизнь вещей. | 1 | Посещение кабинета технологии. | Практическая работа. | | Аргументировать мнение | |
27 | | Откуда в снежках грязь. | 1 | Посещение кабинета химии. Происхождение грязи в снежках. | Проследить распространение загрязняющих веществ в окружающей среде. | Формирование основ экологического воспитания. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | | Контролировать и оценивать свои действия |
28 | | Путешествие по весеннему лесу. | 1 | Экскурсия. | Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | | Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
29 | | Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. | 1 | Оценивание различных примеров поведения в природе. | Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | Формирование основ экологического воспитания | Умение слушать и вступать в диалог |
30 | | Экология и здоровье человека. | 1 | Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. | Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. | Формирование основных правил здорового образа жизни | Работа с информацией | | |
31 | | Экологические катастрофы | 1 | Загрязнение водоёмов, воздуха. |
32, 33 | | Хотим сказать всем… | 2 | Практическая работа. | Изготовление экологических памяток. | | | Формирование умения учитывать позицию собеседника. | Контролировать и оценивать свои действия |
34 | | Итоговое занятие. | 1 | Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел. | | |
Планируемые результаты
К концу занятий в кружке во втором классе учащиеся научатся:
- различать понятия «живая природа», «неживая природа»;
- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
- устанавливать зависимости между явлениями живой и неживой природы;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- сравнивать домашних и диких животных.
К концу занятий в кружке во втором классе учащиеся смогут научиться:
- различать основные нравственно-этические понятия;
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях;
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
- моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
- на отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой.
3 класс
№ | Да та | Тема занятия | часы | Содержание и методические приёмы. | Характеристика деятельности | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) |
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | | Что такое экология. История с комарами и кошками. | 1 | Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой. | Формирование представления о понятии «экология» | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Умение слушать и вступать в диалог | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
2 | | Радости и огорчения. | 1 | Экскурсия в парк. Наблюдения. | Наблюдение связи жизнедеятельности человека с природой. |
3, 4 | | Природа вокруг нас. | 2 | Экскурсии и практические работы. | Раскрытие связи между живой и неживой природой. | Формирование основ экологического воспитания. | Умение осознанно строить речевое высказывание | аргументировать собственное мнение | |
5 | | В гости к осени. | 1 | Экскурсия. | Наблюдение за осенними изменениями в природе. | Формирование основ безопасной жизнедеятельности | | Умение слушать и вступать в диалог. | Контролировать и оценивать свои действия |
6 | | Они могут исчезнуть. | 1 | Причины сокращения численности живых существ | Выявление причин исчезновения животных и растений. | Формирование основ экологического воспитания. | Умение осознанно строить речевое высказывание | |
7 | | Как охраняют природу. | 1 | Охраняемые природные территории. Памятники природы. | Раскрытие значения растений и животных для человека. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | Умение слушать и вступать в диалог | Контролировать и оценивать свои действия |
8 | | По заповедным тропинкам. | 1 |
9 | | Тепло, свет и жизнь. | 1 | Солнце как источник тепла и света для живых существ. | Выявление роли света, воздуха и воды в природе и жизни людей | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Умение слушать и вступать в диалог |
10 | | Воздух и жизнь. | 1 |
11 | | Вода и жизнь. | 1 |
12 | | Возьми под защиту! | 1 | Выявление растений и животных, нуждающихся в охране | Обсуждение, что угрожает этим видам. | | Умение осознанно строить речевое высказывание | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов | |
13 | | Живое в почве. | 1 | Разнообразие живых обитателей почвы | Выявление обитателей почвы. | | Формировать умение анализировать сообщения | Умение слушать и вступать в диалог | |
14 | | Вот какие растения! | 1 | Многообразие растений. Многообразие животных. Грибы и лишайники как особые группы живых существ | Формирование представлений о разнообразии природы. | Формирование основ экологического воспитания | Анализировать речевые ситуации. | Умение слушать и вступать в диалог | Контролировать и оценивать свои действия |
15 | | Это всё животные. | 1 |
16 | | По грибы без лукошка. | 1 |
17 | | Полюбуйтесь: лишайники! | 1 |
18 | | Дуб и всё вокруг него. | 1 | Экологические связи в живой природе на примере дубового леса | Формирование понятий «прямые связи», «косвенные связи». | Формирование основ экологического воспитания. | Работа с информацией Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | Формирование умения учитывать позицию собеседника | Контролировать и оценивать свои действия |
19 | | Невидимая сеть. | 1 |
20 | | Невидимая пирамида. | 1 |
21 | | Кто как защищается. | 1 |
22 | | Растения просят о помощи. | 1 | Посещение школьной библиотеки. Охраняемые растения. Лекарственные растения и их охрана. | Выявление причин сокращения численности растений и животных и меры их охраны. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Работа с информацией Анализировать речевые ситуации. | Умение слушать и вступать в диалог Участвовать в обсуждении проблемных вопросов | |
23 | | «Зелёная аптека» может закрыться? | 1 |
24, 25 | | Животные должны жить. | 2 |
26 | | По ботаническим садам и зоопаркам. | 1 |
27 | | Путешествие по весеннему лесу. | 1 | Экскурсия. | Наблюдения во время экскурсий. | | | формулировать мнение | Контролировать и оценивать свои действия |
28 | | Откуда в снежках грязь. | 1 | Посещение кабинета химии. Происхождение грязи в снежках. | Проследить распространение загрязняющих веществ в окружающей среде. | Формирование основ экологического воспитания. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | |
29 | | Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. | 1 | Оценивание различных примеров поведения в природе. | Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защите. | Формирование основ экологического воспитания. | | Умение слушать и вступать в диалог | |
30 | | Экология и здоровье человека. | 1 | Экскурсия в центр экологической информации. | Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. | Формирование основных правил здорового образа жизни | Работа с информацией | | |
31 | | Экологические катастрофы | 1 | Загрязнение водоёмов, воздуха. |
32, 33 | | Хотим сказать всем… (практические занятия) | 2 | Посещение кабинета технологии. | Изготовление экологических памяток. | | | Умение учитывать позицию собеседника | Оценивать свои действия |
34 | | Итоговое занятие. | 1 | Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел. | | | |
Планируемые результаты
К концу занятий в кружке в 3 классе учащиеся научатся:
называть (приводить примеры):
тела живой и неживой природы;
свойства воздуха, воды;
объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ.
К концу занятий в кружке в 3 классе учащиеся смогут научиться:
Различать
приспособления животных к среде обитания;
объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы;
моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
4 класс
№ За ня тия | Да та | Тема занятия | часы | Содержание и методические приёмы. | Характеристика деятельности | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) |
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | | Что такое экология. | 1 | Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой. | Формирование представления о понятии «экология» | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Умение слушать и вступать в диалог | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
2 | | Радости и огорчения. | 1 | Экскурсия в парк. Наблюдения. | Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности человека с природой. |
3 | | Лес и человек. | 1 | практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений. | Умение группировать растения, распознавать их. | Формирование основ экологического воспитания | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | формулировать собственное мнение и аргументировать его | |
| 4 | Как вести себя в природе. | 1 | Выявление растений и животных ближайшего окружения, нуждающихся в бережном | Обсуждение, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию. | | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов. | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
5 | | В гости к осени. | 1 | Экскурсия. | Наблюдение за осенними изменениями в природе. | Формирование основ безопасной жизнедеятельности | | Умение слушать и вступать в диалог. | |
6 | | Акция «Чистая планета». | 1 | Работа на пришкольном участке. | Практическая работа. | Формирование основ экологического воспитания. | | | Контролировать и оценивать свои действия |
7 | | Наши друзья – животные. | 1 | Многообразие животных. | Раскрытие значения животных для человека. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Формировать умение анализировать сообщения | Умение слушать и вступать в диалог | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
8 | | Разнообразие животных. | 1 |
9 | | Охрана животных. | 1 |
10 | | Если хочешь быть здоров. | 1 | Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой. | Выявление влияния вредных привычек на здоровье человека. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | | Умение слушать и вступать в диалог. | Контролировать и оценивать свои действия |
11 | | Вредные привычки. Посещение медкабинета. | 1 |
12 | | Они могут исчезнуть. | 1 | Причины сокращения численности живых существ, необходимые меры их охраны. | Выявление причин исчезновения животных и растений. | | Умение строить речевое высказывание | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов | |
13 | | Как охраняют природу. Посещение школьной библиотеки. | 1 | Знакомство с охраняемыми растениями и животными. | Работа со справочниками. | | Формировать умение анализировать сообщения | Умение слушать и вступать в диалог | |
14 | | Вот какие растения. | 1 | Многообразие растений. Многообразие животных. | Формирование представлений о разнообразии природы. | Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. | Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | Умение слушать и вступать в диалог | Контролировать и оценивать свои действия |
15 | | Это всё животные. | 1 |
16 | | По грибы без лукошка. | 1 | Грибы и лишайники как особые группы живых существ |
17 | | Полюбуйтесь: лишайники! | 1 |
18 | | Живое в почве. | 1 | Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы | Выявление обитателей почвы. | Формирование основ экологического воспитания. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | Умение слушать и вступать в диалог | Контролировать и оценивать свои действия |
19 | | Акция «Зимняя кормушка». | 1 | Занятие в кабинете технологии. | Практическая работа. |
20 | | Просмотр видеофильмов «Путешествие по заповедникам». | 1 | Охраняемые природные территории. | Знакомство с заповедниками, заказниками |
21 | | Ручейки и озёра. | 1 | Посещение школьной библиотеки. Значение воды в жизни растений и человека. Посещение медиатеки. | Прослеживание пути питьевой воды от природного источника в дом. |
22 | | Жители подводного царства. | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Работа с информацией Анализировать речевые ситуации. | Умение слушать и вступать в диалог Участвовать в обсуждении проблемных вопросов | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. Контролировать и оценивать свои действия |
23 | | Водоёмы Самарской области. | 1 |
24 | | Охрана водоёмов. | 1 |
25 | | Проблемы чистой воды и здоровье человека. | 1 |
26 | | Превращения воды. | 1 |
27 | | Путешествие по весеннему лесу. | 1 | Экскурсия. | Проводить наблюдения во время экскурсий. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | формулировать собственное мнение и аргументировать его | |
28 | | Птицы – наши друзья. | 1 | Особенности обитания птиц, питания, разнообразие. | Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | Формирование основ экологического воспитания. | | Контролировать и оценивать свои действия |
29 | | Планета Земля. | 1 | Оценивание различных примеров поведения в природе. | Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защите. | Формирование основ экологического воспитания | | Умение слушать и вступать в диалог | |
30 | | Экология и здоровье человека. | 1 | Экскурсия в центр экологической информации. | Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. | Формирование основных правил здорового образа жизни | Работа с информацией | | |
31 | | Экологические катастрофы | 1 | Загрязнение водоёмов, воздуха. |
32, 33 | | Хотим сказать всем… (практические занятия) | 2 | Практическая работа. | Изготовление экологических памяток. | | | Формирование умения учитывать позицию собеседника. | Контролировать и оценивать свои действия |
34 | | Итоговое занятие. | 1 | Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел. |
Планируемые результаты обучения
К концу занятий в кружке в 4 классе учащиеся научатся:
- выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
- моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
- оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры ( жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
К концу занятий в кружке в 4 классе учащиеся могут научиться:
-применять в житейской практике правила здорового образа жизни,
- соблюдать правила гигиены и физической культуры;
- различать полезные и вредные привычки;
- моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
Список литературы
Программа «Зеленый дом» автор А.А.Плешаков, Просвещение, 2007.
Экологическое воспитание в школе.
Автор-составитель И.Г.Норенко, Волгоград, Учитель, 2007 год.
Игровые экологические занятия с детьми. Пособие для воспитателей и учителей. Минск, Асар, 1996 год.
Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Мастерская учителя, Москва, Вако, 2008г., авторы: Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина.
Внеклассные мероприятия 1- 4 класс Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др., Москва, ВАКО,2007год
Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. Авторы: А.А.Плешаков, А.А.Румянцев.