СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию "Юный эколог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию "Юный эколог". Расчитана на учащихся с 1 по 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию "Юный эколог"»

ФИО Губарева Светлана Вениаминовна

Должность учитель начальных классов

Наименование учебного учреждения ГБОУ ООШ № 4

Город Новокуйбышевск

Название материала Программа  внеурочной деятельности по экологическому воспитанию «Юный эколог» для учащихся 1 – 4 классов





















Пояснительная записка.

Обоснование проблемы.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, то они погубят себя. Эта проблема актуальна и для нашего города, так как Новокуйбышевск расположен в зоне повышенного потенциального загрязнения атмосферы. Чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Формирование экологической культуры требует комплексного, системного подхода.
Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:

  1. Понимание самоценности природы и осознание себя, как части природы.

  2. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

  3. Воспитание активной жизненной позиции.

  4. Обучение азам экологической безопасности.

  5. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

  6. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

Цель программы экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, как части общей культуры. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Участники программы:

  • Педагоги, руководители направлений, ученики, родители.

Сотрудничество:

  • п/к «Ровесник» ДЮЦ, «Центр экологической информации»,

ТОС № 6, жители микрорайона, дети ДОУ № 50

Ожидаемые результаты реализации мероприятий программы:

  • Повышение уровня экологической грамотности;

  • Повышение уровня социальной активности учащихся;

Основные направления программы экологического воспитания основаны на четырех направлениях работы:

познавательном; творческом; практическом; исследовательском.

Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Творческое направление работы ставит целью знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это  театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы)  посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

В процессе реализации программы личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

Программа адаптированная, составлена на основе факультативного курса «Экология для младших школьников» (автор А.А.Плешаков)










1 класс


Да

та


Тема занятия

Часы

Содержание и методические приёмы.


Характеристика деятельности

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)


Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1


Что такое экология.

1

Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой.

Сформировать представление о понятии «экология»

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

2


Радости и огорчения.

1

Экскурсия в парк. Наблюдения.

Наблюдение связи живой и неживой природы.

3,4


О Жучках и Мурках.

2

Рассказы детей о домашних животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей

Формирование нравственно –эстетических понятий.

Умение строить речевое высказывание

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оценивать правильность выполнения заданий.

5


Что окружает нас дома, в школе.

1

Экскурсия по школе. Рассказы о назначении вещей.

Формирование представлений о том, что вещи сделаны людьми

Умение слушать и вступать в диалог.



6


Животные и растения в жизни моей семьи.

1

Рассказы детей о домашних животных и растениях.

Рассказывать о роли животных и растений в жизни людей.

Формирование основ экологического воспитания

Анализировать речевые ситуации.






Контролировать и оценивать свои действия

7


Там, на неведомых дорожках.

1

Экскурсия в сквер.

Формирование представлений о взаимосвязях в лесу.

Развитие готовности к сотрудничеству



8


«Жалобная книга» природы.

1

Знакомство с «Красной книгой»

Выявление растений и животных,

нуждающихся в охране


Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог


9


Изучаем способы охраны природы.

1

Охраняемые природные территории.


Знакомство с заповедниками, заказниками

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

10


Стихи о природе «Экология природы – экология души».

1

Библиотечный час.

Знакомство со стихами о природе и животных.


Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

11


Связь живой и неживой природы.

1

Понятия «живая» и «неживая» природа

Раскрыть связи между живой и неживой природой.


Работа с информацией

формулировать собственное мнение


12, 13


Разнообразие живой природы.

2

Многообразие растений и животных.

Формирование представлений о разнообразии природы.


Умение осознанно строить речевое высказывание

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов


14


Экологические связи в живой природе.

1

. Экологические связи в живой природе на примере леса.

Формирование понятий «прямые связи», «косвенные связи».


Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

15


Как зимой помочь птицам.

1

Экскурсия. Чем птицы отличаются от других животных.

Проводить наблюдения во время экскурсий.

Практическая работа.

Формирование основ экологического воспитания.


Умение слушать и вступать в диалог


16


Акция «Кормушка».

1

17


Книги о природе.

1

Библиотечный час.

Знакомство с книгами о природе.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Анализировать речевые ситуации.




18,19


Охраняемые растения и животные.

2

Знакомство с охраняемыми растениями и животными.

Работа со справочниками.

Работа с информацией

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

20


Природа и творчество.

1

Творческие работы.


Формирование основных нравственно –эстетических понятий.


Формирование умения учитывать позицию собеседника.

21


«Ручейки и озера».

1

Значение воды в жизни растений и человека.

Прослеживание пути питьевой воды от природного источника в дом.

Формировать умение анализировать сообщения

формулировать собственное мнение и аргументировать его


22


Роль воды в жизни человека.

1

23


Лесные айболиты.

1

Лекарственные растения.

Работа со справочниками.

Развитие готовности к сотрудничеству

Работа с информацией


Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

24


Лесные опасности.

1

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящие насекомые.

Формулирование правил поведения в лесу.



Умение слушать и вступать в диалог

25


«Зеленый наряд нашей планеты».

1

Экскурсия в кабинет биологии.

Получение знаний о редких растениях.


Анализировать речевые ситуации.


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов

Контролировать и оценивать свои действия

26


Кто такие насекомые.

1

Знакомство с насекомыми как одной из групп животных.

Получение представлений о многообразии насекомых.

Формирование основ экологического воспитания


формулировать собственное мнение и аргументировать его

27


Что у нас над головой.

1

28


Путешествие по весеннему лесу.

1

Экскурсия.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.


Формировать умение анализировать сообщения


Различать недопустимые формы поведения в природе.

29


День птиц, или птичий КВН.

1

Особенности обитания птиц, питания, разнообразие.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Формирование основ экологического воспитания


Умение слушать и вступать в диалог


30


Экология и здоровье человека.

1

Экскурсия в центр экологической информации.



Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.


Формирование основных правил здорового образа жизни


Работа с информацией








Формирование умения учитывать позицию собеседника.

Контролировать и оценивать свои действия

31


Экологические катастрофы

1

Загрязнение водоёмов, воздуха.

32


Хотим сказать всем…

1

Посещение кабинета технологии.

Изготовление экологических памяток.



33


Итоговое занятие.

1

Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел.





Планируемые результаты




К концу занятий в кружке в первом классе учащиеся научатся:


- различать понятия «живая природа», «неживая природа»;

- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

- устанавливать зависимости между явлениями живой и неживой природы;

- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

- сравнивать домашних и диких животных.


К концу занятий в кружке в первом классе учащиеся смогут научиться:


- различать основные нравственно-этические понятия;

- рассказывать о семье, своих любимых занятиях;

- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

- моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

- на отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой.










2 класс


Да

та

Тема занятия

Часы

Содержание и методические приёмы.

Характеристика деятельности

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1


Где мы живем, и что нас окружает.

1

Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой.

Формировать представление о понятии «экология»

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

2


Радости и огорчения.

1

Экскурсия в парк.


Наблюдения.

наблюдение связи жизнедеятельности человека с природой.

3


Неживая и живая природа.

1

Понятия «живая» и «неживая» природа

Раскрыть связи между живой и неживой природой.


Работа с информацией

формулировать собственное мнение и аргументировать его


4


Какие бывают растения.

1

Представления о многообразии растений.

Умение группировать растения, распознавать их.

Формирование основ экологического воспитания

Умение осознанно строить речевое высказывание



5


В гости к осени.

1

Экскурсия.

Наблюдение за осенними изменениями в природе.

Формирование основ безопасной жизнедеятельности


Умение слушать и вступать в диалог.



6


Народные приметы об осени.

1

Экскурсия в школьную библиотеку.

Работа со справочным материалом.





Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.


Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание


Контролировать и оценивать свои действия

7


Дикорастущие и культурные растения.

1

Формировать понятия «дикорастущие и культурные растения»

Раскрыть значения растений для человека.

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

8


Растения в жизни человека.

1

Рассказы детей о домашних растениях.

Рассказывать о роли растений в жизни людей.

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

9


Дикие и домашние животные.

1

Рассказы детей о домашних животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей

Умение слушать и вступать в диалог


10


Живое рядом с нами.

1

Многообразие растений и животных.

Формирование представлений о разнообразии природы.

Формирование основных нравственно –эстетических понятий.


Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

11


Красная книга.

1

Знакомство с Красной книгой

Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов

Работа с информацией

формулировать собственное мнение и аргументировать его


12


Возьми под защиту!

1

Выявление растений и животных,

нуждающихся в бережном отношении.

Обсуждение, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию.


Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,


13


Заочное путешествие по заповедникам.

1

Посещение медиатеки. Охраняемые природные территории.

Знакомство с заповедниками, заказниками


Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения



Умение слушать и вступать в диалог


14


Невидимые нити.

1

Экскурсия в сосновый бор.

Формирование понятий «прямые, косвенные связи»,


Контролировать и оценивать свои действия

15


В гости к зиме.

1

Экскурсия.

Проводить наблюдения во время экскурсий.

Формирование основ экологического воспитания


Умение слушать и вступать в диалог


16


Акция «Кормушка».

1

Занятие в кабинете технологии.

Практическая работа.

17


Книги Н. Сладкова о природе.

1

Библиотечный час.

Знакомство с книгами Сладкова о природе.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Анализировать речевые ситуации.




18


Охраняемые растения и животные.

1

Знакомство с охраняемыми растениями и животными.

Работа со справочниками.

Работа с информацией

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

19


Народные приметы о зиме.

1

Экскурсия в школьную библиотеку.

Работа со справочным материалом.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание


Контролировать и оценивать свои действия

20


Природа и творчество.

1

Посещение кабинета рисования. Творческие работы.

Творческие работы.

Формирование основных нравственно эстетических понятий.


Формирование умения учитывать позицию собеседника.


21


Птицы и животные зимой.

1

Особенности жизни птиц и животных зимой.

Расширение знаний о жизни животных.

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

формулировать собственное мнение и аргументировать его


22


Акция «Помоги деревьям»

1

Работа на пришкольном участке.

Практическая работа.

23


Про воздух.

1

Знакомство с некоторыми свойствами воздуха.

Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Работа с информацией

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

24


Причины и последствия загрязнения воздуха.

1

25


Откуда берется и куда девается мусор.

1

Источники мусора в быту, его классификация.

Выяснение, чем опасен мусор и что с ним делать, как его можно использовать.



Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Анализировать речевые ситуации.


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов

Контролировать и оценивать свои действия

26


Вторая жизнь вещей.

1

Посещение кабинета технологии.

Практическая работа.


Аргументировать мнение


27


Откуда в снежках грязь.

1

Посещение кабинета химии.

Происхождение грязи в снежках.

Проследить распространение загрязняющих веществ в окружающей среде.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание


Контролировать и оценивать свои действия

28


Путешествие по весеннему лесу.

1

Экскурсия.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.


Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения


Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

29


Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

1

Оценивание различных примеров поведения в природе.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Формирование основ экологического воспитания

Умение слушать и вступать в диалог

30


Экология и здоровье человека.

1

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

Формирование основных правил здорового образа жизни

Работа с информацией



31


Экологические катастрофы

1

Загрязнение водоёмов, воздуха.

32, 33


Хотим сказать всем…

2

Практическая работа.

Изготовление экологических памяток.



Формирование умения учитывать позицию собеседника.

Контролировать и оценивать свои действия

34


Итоговое занятие.

1

Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел.







Планируемые результаты




К концу занятий в кружке во втором классе учащиеся научатся:


- различать понятия «живая природа», «неживая природа»;

- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

- устанавливать зависимости между явлениями живой и неживой природы;

- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

- сравнивать домашних и диких животных.


К концу занятий в кружке во втором классе учащиеся смогут научиться:


- различать основные нравственно-этические понятия;

- рассказывать о семье, своих любимых занятиях;

- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

- моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

- на отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой.


3 класс


Да

та

Тема занятия

часы

Содержание и методические приёмы.


Характеристика деятельности

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Личностные УУД


Познавательные УУД


Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1


Что такое экология.

История с комарами и кошками.

1

Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой.

Формирование представления о понятии «экология»

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

2


Радости и огорчения.

1

Экскурсия в парк.


Наблюдения.

Наблюдение связи жизнедеятельности человека с природой.

3,

4


Природа вокруг нас.

2

Экскурсии и практические работы.

Раскрытие связи между живой и неживой природой.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение осознанно строить речевое высказывание

аргументировать

собственное мнение


5


В гости к осени.

1

Экскурсия.

Наблюдение за осенними изменениями в природе.

Формирование основ безопасной жизнедеятельности


Умение слушать и вступать в диалог.


Контролировать и оценивать свои действия

6


Они могут исчезнуть.

1

Причины сокращения численности живых существ

Выявление причин исчезновения животных и растений.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение осознанно строить речевое высказывание


7


Как охраняют природу.

1

Охраняемые природные территории. Памятники природы.

Раскрытие значения растений и животных для человека.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

8


По заповедным тропинкам.

1

9


Тепло, свет и жизнь.

1

Солнце как источник тепла и света для живых существ.

Выявление роли света, воздуха и воды в природе и жизни людей

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение слушать и вступать в диалог

10


Воздух и жизнь.

1

11


Вода и жизнь.

1

12


Возьми под защиту!

1

Выявление растений и животных,

нуждающихся в охране

Обсуждение, что угрожает этим видам.


Умение осознанно строить речевое высказывание

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов


13


Живое в почве.

1

Разнообразие живых обитателей почвы

Выявление обитателей почвы.


Формировать умение анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог


14


Вот какие растения!

1

Многообразие растений. Многообразие животных.

Грибы и лишайники как особые группы живых существ

Формирование представлений о разнообразии природы.

Формирование основ экологического воспитания

Анализировать речевые ситуации.

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

15


Это всё животные.

1

16


По грибы без лукошка.

1

17


Полюбуйтесь: лишайники!

1

18


Дуб и всё вокруг него.

1

Экологические связи в живой природе на примере дубового леса

Формирование понятий «прямые связи», «косвенные связи».

Формирование основ экологического воспитания.

Работа с информацией

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Формирование умения учитывать позицию собеседника

Контролировать и оценивать свои действия

19


Невидимая сеть.

1

20


Невидимая пирамида.

1

21


Кто как защищается.

1

22


Растения просят о помощи.

1

Посещение школьной библиотеки.

Охраняемые растения. Лекарственные растения и их охрана.


Выявление причин сокращения численности растений и животных и меры их охраны.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Работа с информацией

Анализировать речевые ситуации.


Умение слушать и вступать в диалог

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов


23


«Зелёная аптека» может закрыться?

1

24,

25


Животные должны жить.

2

26


По ботаническим садам и зоопаркам.

1

27


Путешествие по весеннему лесу.

1

Экскурсия.

Наблюдения во время экскурсий.



формулировать мнение

Контролировать и оценивать свои действия

28


Откуда в снежках грязь.

1

Посещение кабинета химии.

Происхождение грязи в снежках.

Проследить распространение загрязняющих веществ в окружающей среде.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание


29


Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

1

Оценивание различных примеров поведения в природе.

Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защите.

Формирование основ экологического воспитания.


Умение слушать и вступать в диалог


30


Экология и здоровье человека.

1

Экскурсия в центр экологической информации.

Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.


Формирование основных правил здорового образа жизни


Работа с информацией



31


Экологические катастрофы

1

Загрязнение водоёмов, воздуха.

32, 33


Хотим сказать всем… (практические занятия)

2

Посещение кабинета технологии.


Изготовление экологических памяток.



Умение учитывать позицию собеседника

Оценивать свои действия

34


Итоговое занятие.

1

Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел.





Планируемые результаты




К концу занятий в кружке в 3 классе учащиеся научатся:

называть (приводить примеры):

  • тела живой и неживой природы;

  • свойства воздуха, воды;

  • объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

  • причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ.


К концу занятий в кружке в 3 классе учащиеся смогут научиться:

Различать

  • приспособления животных к среде обитания;

  • объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

  • раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

  • участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы;

  • моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.




4 класс

За

ня

тия

Да

та

Тема занятия

часы

Содержание и методические приёмы.


Характеристика деятельности

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1


Что такое экология.


1

Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой.

Формирование представления о понятии «экология»

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

2


Радости и огорчения.

1

Экскурсия в парк.


Наблюдения.

Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности человека с природой.

3


Лес и человек.

1

практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений.

Умение группировать растения, распознавать их.

Формирование основ экологического воспитания

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

формулировать собственное мнение и аргументировать его



4

Как вести себя в природе.

1

Выявление растений и животных ближайшего окружения,

нуждающихся в бережном

Обсуждение, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию.


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

5


В гости к осени.

1

Экскурсия.

Наблюдение за осенними изменениями в природе.

Формирование основ безопасной жизнедеятельности


Умение слушать и вступать в диалог.



6


Акция «Чистая планета».

1

Работа на пришкольном участке.

Практическая работа.

Формирование основ экологического воспитания.



Контролировать и оценивать свои действия

7


Наши друзья – животные.

1

Многообразие животных.


Раскрытие значения животных для человека.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формировать умение анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

8


Разнообразие животных.

1

9


Охрана животных.

1

10


Если хочешь быть здоров.

1

Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой.

Выявление влияния вредных привычек на здоровье человека.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.


Умение слушать и вступать в диалог.


Контролировать и оценивать свои действия

11


Вредные привычки.

Посещение медкабинета.

1

12


Они могут исчезнуть.

1

Причины сокращения численности живых существ, необходимые меры их охраны.

Выявление причин исчезновения животных и растений.


Умение строить речевое высказывание

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов


13


Как охраняют природу. Посещение школьной библиотеки.

1

Знакомство с охраняемыми растениями и животными.

Работа со справочниками.


Формировать умение анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог


14


Вот какие растения.

1

Многообразие растений. Многообразие животных.

Формирование представлений о разнообразии природы.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным.

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения


Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

15


Это всё животные.

1

16


По грибы без лукошка.

1

Грибы и лишайники как особые группы живых существ

17


Полюбуйтесь: лишайники!

1

18


Живое в почве.

1

Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы

Выявление обитателей почвы.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог


Контролировать и оценивать свои действия


19


Акция «Зимняя кормушка».

1

Занятие в кабинете технологии.

Практическая работа.

20


Просмотр видеофильмов «Путешествие по заповедникам».

1

Охраняемые природные территории.

Знакомство с заповедниками, заказниками

21


Ручейки и озёра.

1

Посещение школьной библиотеки.


Значение воды в жизни растений и человека.


Посещение медиатеки.


Прослеживание пути питьевой воды от природного источника в дом.

22


Жители подводного царства.

1

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Работа с информацией

Анализировать речевые ситуации.


Умение слушать и вступать в диалог

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

Контролировать и оценивать свои действия

23


Водоёмы Самарской области.

1

24


Охрана водоёмов.

1

25


Проблемы чистой воды и здоровье человека.

1

26


Превращения воды.

1

27


Путешествие по весеннему лесу.

1

Экскурсия.

Проводить наблюдения во время экскурсий.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

формулировать собственное мнение и аргументировать его


28


Птицы – наши друзья.

1

Особенности обитания птиц, питания, разнообразие.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Формирование основ экологического воспитания.


Контролировать и оценивать свои действия

29


Планета Земля.

1

Оценивание различных примеров поведения в природе.

Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защите.

Формирование основ экологического воспитания


Умение слушать и вступать в диалог


30


Экология и здоровье человека.

1

Экскурсия в центр экологической информации.

Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

Формирование основных правил здорового образа жизни

Работа с информацией



31


Экологические катастрофы

1

Загрязнение водоёмов, воздуха.

32, 33


Хотим сказать всем… (практические занятия)

2

Практическая работа.

Изготовление экологических памяток.



Формирование умения учитывать позицию собеседника.

Контролировать и оценивать свои действия

34


Итоговое занятие.

1

Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел.


Планируемые результаты обучения


К концу занятий в кружке в 4 классе учащиеся научатся:

- выявлять признаки живого организма, характерные для человека;

- моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

- оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры ( жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;


К концу занятий в кружке в 4 классе учащиеся могут научиться:

-применять в житейской практике правила здорового образа жизни,

- соблюдать правила гигиены и физической культуры;

- различать полезные и вредные привычки;

- моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.




Список литературы



  • Программа «Зеленый дом» автор А.А.Плешаков, Просвещение, 2007.

  • Экологическое воспитание в школе.

Автор-составитель И.Г.Норенко, Волгоград, Учитель, 2007 год.

  • Игровые экологические занятия с детьми. Пособие для воспитателей и учителей. Минск, Асар, 1996 год.

  • Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Мастерская учителя, Москва, Вако, 2008г., авторы: Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина.

  • Внеклассные мероприятия 1- 4 класс Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др., Москва, ВАКО,2007год

  • Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. Авторы: А.А.Плешаков, А.А.Румянцев.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!