Муниципальное образование город Тула |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №3» |
ПРИНЯТА решением педагогического совета от 28.08.2017 года протокол № 1 | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Центр образования № 3» _________________ О.В Дивногорцева приказ № 488/1-а от 28.08.2017 г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по | «Подготовка к экзамену по географии по материалам ОГЭ» |
(указать учебный курс)
руководитель | Попильняк Людмила Феодосиевна |
(фамилия имя отчество руководителя полностью)
Уровень образования
| – начальное общее образование | класс | |
| | | |
| – основное общее образование | класс | 9 |
| | | |
| – среднее общее образование | класс | |
Общее количество часов | 34 | | | |
Направленность:
| – духовно-нравственное |
| |
| – социальное |
| |
Х | – общеинтеллектуальное |
| |
| – общекультурное |
| |
| – спортивно-оздоровительное |
Пояснительная записка
Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему подготовки выпускников девятых классов, повысить ответственность общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.
Нужно уделить особое внимание как подготовке теоретического и практического материала, так и правилам оформления экзаменационных работ. Дети начинают чувствовать тревожность перед экзаменами, пытаются как-то готовиться к ним, но самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный за 4 года, не каждому девятикласснику под силу. На занятиях по «Подготовке к экзамену по географии по материалам ОГЭ» есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам. Ученик более осознанно подходит к материалу, который изучался в 6-9 классах, т.к. у него уже более большой опыт и богаче багаж знаний. Учитель помогает, выявить слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала. Все это поможет учащимся уверенно чувствовать себя на экзамене.
Объем программы – 34 часа (1 час в неделю).
Цель данной внеурочной деятельности: подготовить учащихся к экзамену по географии за курс основной школы.
Задачи курса:
повторить теоретические основы курса географии;
отработать практические навыки и умения;
закрепить основные правила оформления экзаменационных работ, разные типы заданий;
повторить географическую номенклатуру, основные географические термины и понятия;
анализировать природные, экономические и социальные явления;
Виды и формы деятельности учащихся на занятиях «подготовки к экзамену по географии по материалам ОГЭ»:
интеллектуальные марафоны и викторины
малые учебные олимпиады
творческие исследовательские проекты
посещение музеев города (краеведческого, Музея оружия)
круглый стол
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса выпускник 9 класса должен:
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.
учащиеся должны уметь:
выявлять причинно-следственные связи;
выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
составлять комплексную географическую характеристику разных территорий;
решать практические задачи разной степени сложности;
сравнивать различные явления, территории и делать выводы
развивать картографическую грамотность школьников.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли промышленности.
Тематический план
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Источники географической информации | 8 |
3 | Природа Земли и человек | 4 |
4 | Материки, океаны, народы и страны. | 4 |
5 | Природопользование и геоэкология. | 3 |
6 | География России | 11 |
7 | Итоговое тестирование | 3 |
Содержание программы
Введение.
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии . Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Источники географической информации
Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в различной форме. Перевод масштаба из именованной формы в численную и из численной в именованную. Решение задач на определение длины отрезка на карте по указанному масштабу и расстоянию; решение задач на определение расстояния по длине отрезка на карте и указанному масштабу.
Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах, выполненных в различных картографических проекциях.
Особенности определения направлений по картам, выполненным в полярной азимутальной проекции. Определение по карте географических координат указанной точки. Решение задач на определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.
Природа Земли и человек
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
Материки, океаны, народы и страны
Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии. Северной и Южной Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Многообразие стран, их основные типы.
Природопользование и геоэкология
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.
Основные типы природопользования.
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
География России
Природа России
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Население России
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Хозяйство России
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами.
Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.
Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности
Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка, Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем.
Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.
Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.
Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.
Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.
Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.
Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.
Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей.
Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.
Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.
Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рынку. Перспективы развития комплекса.
Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Технополисы.
Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Европейская Россия (Западный макрорегион). Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны.
Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.
Азиатская Россия (Восточный макрорегион). Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.
Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.
Требования по окончании курса:
Умение оптимального распределения времени во время выполнения экзаменационной работы государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по географии.
Получить необходимые навыки по особенностям заполнения бланков тестов ГИА
Календарно-тематический план
| дата | Тема занятия | | Практика |
ВЕДЕНИЕ 1 ч. |
1 | | Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии | | |
Источники географической информации. 7 часов |
2 | | Географические модели | 1 | |
3 | | Масштаб | | 1 |
4 | | Условные знаки | | 1 |
5 | | Способы картографического изображения | | 1 |
6 | | Градусная сеть | | 1 |
7 | | Географические координаты | | 1 |
8 | | Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия | 1 | |
Природа Земли и человек – 4 часа |
9 | | Земная кора и литосфера | | 1 |
10 | | Гидросфера, ее состав и строение | 1 | |
11 | | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция | | 1 |
12 | | Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Географическая оболочка | 1 | |
13 | | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | | 1 |
Материки, океаны, народы и страны 4 часа |
14 | | Основные черты природы Африки. Австралии | | |
15 | | Основные черты природы Северной и Южной Америки | | 1 |
16 | | Полярные области Земли | | 1 |
17 | | Основные черты природы Евразии | | 1 |
Природопользование и геоэкология – 3 часа |
18 | | Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. | 1 | |
19 | | Основные типы природопользования | 1 | |
20 | | Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере | 1 | |
География России - 12 часов |
21 | | Рельеф России | | 1 |
22 | | Полезные ископаемые России | | 1 |
23 | | Климат России | | 1 |
24 | | Политико-административное устройство России | | 1 |
25 | | Численность и естественный прирост населения | | 1 |
26 | | Городское и сельское население | | 1 |
27 | | Миграции населения | | |
28 | | Важнейшие МОК России и их география | | 1 |
29 | | Западный макрорегион | | 1 |
30 | | Восточный макрорегион | | 1 |
31 | | Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | | 1 |
Итоговое тестирование – 3 часа |
32 | | Работа по КИМам | | 1 |
33 | | Работа по КИМам | | 1 |
34 | | Работа по КИМам | | 1 |
Практические работы.
Тема «Источники географической информации».
Определение элементов градусной сетки, географических координат, направлений и расстояний по карте полушарий и физической карте России.
Определение расстояний, направлений, оценка территории по топографическому плану;
Построение профиля рельефа местности
Тема «Природа материков».
Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам: «Формы рельефа, их строение, характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материков», «Особенности населения и его хозяйственной деятельности».
Составление сравнительных характеристик материков, их регионов и отдельных стран.
Определение основных показателей климата и типа климата по климатограммам;
Определение положения пункта, климат которого соответствует представленной климатограмме.
Литература
1. География. 8 – 9 классы: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации по географии России / Л.Е. Перлов. – М.: Дрофа, 2008. – 380 с.
2. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2015 / ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009. – 128 с.
3. О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме) 9 кл. ГИА 2014 География Сборник заданий, Москва ЭКСМО 2014
4. О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме) 9 кл. ГИА 2011 География Тренировочные задания, Москва ЭКСМО 2010
5. Атласы по географии 6-9 классы – М.: Дрофа, 2014.
6. Интернет – ресурсы: