Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9 города Димитровграда Ульяновской области»
Пимякова Наталья Геннадьевна,
учитель изобразительного искусства
Программа внеурочной деятельности по ИЗО для учащихся 9 классов «ИЗО-студия»
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы – художественно-эстетическая.
Реализуется через занятия студии изобразительного искусства.
Студия изобразительного искусства - наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия изобразительным искусством в школьной студии имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто интересуется искусством и эти занятия являются для них эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности студии отличается от классных уроков: составление программы с учетом склонностей, запросов и интересов учащихся разного возраста, разнообразный характер деятельности, индивидуальный подход, организация условий творческого процесса.
Цель программы:
-сформировать устойчивый интерес учащих к изобразительному искусству, умения и навыки художественной деятельности, потребность в творческом самовыражении.
Задачи:
Обучающие:
- обучить учащихся теоретическим и практическим знаниям основ рисунка, живописи, композиции; разнообразным формам изображения на плоскости ( с натуры, по памяти, представлению, воображению), выполнению художественных работ в разных техниках, применению разнообразных материалов, в соответствии с творческим замыслом.
Развивающие:
- развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, эстетическое чувство понимания прекрасного, зрительно-образную память, ассоциативное мышление, потребность в самовыражении через творчество
Воспитательные:
- воспитывать интерес к искусству, культуру восприятия произведений изоискусства, формировать творческую активность.
Общая характеристика
Содержание программы студии «Палитра красок» полностью соответствует требованиям Федерального Государственного Стандарта основного общего образования, эта программа является целостным курсом, который включает в себя основные виды художественного творчества и способствует реализации главной цели художественного образования - формированию духовной культуры личности, приобщению к общечеловеческим ценностям, овладению знаниями и опытом национального культурного наследия. Тематика и последовательность программы обеспечивают эмоциональные контакты с искусством, художественные знания, умения и навыки, приобретаемые на занятиях, способствуют творческой самореализации и являются средством приобщения ребенка к художественной культуре, познанию мира в образной форме. Программа направлена решать различные задачи: закрепление и развитие обучающимися основных правил изображения; отработку навыков работы различными инструментами и материалами; расширение границ в общении с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Описание курса:
Программа построена содержательными блоками, охватывающими как общеобразовательный компонент, так и непосредственно художественно – деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получат не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно – визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результат преобразования деятельности в процессе самовыражения. Художественно – творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениями о действительности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический комплекс (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание. Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоения цветоведения и ощущение формы, поисково – экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный блок. По ходу занятий обучающиеся знакомятся по презентациям и другим сайтам, дискам с музеями, выставками художников и работами в их мастерских, знакомятся со специальной литературой. Раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников, композиторов, артистов. Важнейшим средством приобщения к художественной культуре являются художественные знания, умения и навыки. Яркие, красочные задания позволяют освоить многие художественные материалы (цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, пастель, гуашевые краски). В заданиях наравне с индивидуальными формами работы, вводятся формы коллективной работы над общим панно. Коллективное творчество обучает ребят к сотрудничеству, умению договариваться, лучше понимать собственные намерения, создает общую атмосферу современного игрового действия. Но главное – это радость результата, а также завершение выполняемой работы и чувство реализации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Предметные результаты изучение программы «Палитра красок» является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, торжество, гармония, соотношение, часть и целое. Сформировать и закрепить представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека; Ознакомить обучающихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых их них;
Личностными результатами изучения программы «Палитра красок» является формирование следующих умений:
Формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других; Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; Формирование духовных и эстетических потребностей; Овладение приемами и техниками изобразительной деятельности; Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; Умение работать самостоятельно и в группе; Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения.
Метапредметные результаты изучения программы «Палитра красок» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Выполнять последовательность действий на занятиях; Уметь выстраивать свой план работы, наработанный на занятиях в объединении; Учиться анализировать завершонность и поэтапную работу; Учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других; Учиться высказывать свое предложение на основе работы с иллюстрацией; Учиться самостоятельно работать над композицией и выбранной темой.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью своего чувства и мировосприятия; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в использовании рабочего материала, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя полученные знания и свой жизненный опыт и информацию, полученную в ходе занятий; перерабатывать полученную информацию, делать вывод в ходе работы.
Коммуникативные УУД: уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) доносить свою информацию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
б) оформлять свою мысль в устной и письменной форме;
в) совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях изобразительного искусства и следовать им;
уметь согласованно, работать в группах;
г) учиться планировать свою работу в группе;
д) учиться распределять между участниками проекта работу;
е) понимать общую часть проекта и точно выполнять свою часть работы;
ё) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Периодичность занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 35 мин. В течении года-35 часов.
Формы проведения занятий обусловлены тематическим планированием и предполагают: беседы по теории и истории изобразительного искусства, занятия – практикумы (в том числе рисование с натуры, по представлению, по наблюдениям), творческие мастерские, экскурсии на выставки.
Должны знать:
- основные виды изобразительного искусства
- выдающихся художников и произведения искусства в разных жанрах
- основные средства художественной выразительности
- основные законы изображения и оформления
- разные художественных материалы, техники и их значении в создании художественного образа
- место и значение изобразительных искусств в жизни общества и человека
уметь:
- пользоваться различными художественными материалами и создавать творческие композиционные работы в разных материалах;
- выполнять творческие работы в разных художественных техниках (коллаж и другие)
- выполнять разного вида творческие работы (плакат, живописная, графическая композиция, дизайн и оформление интерьера, стенгазета, поздравление)
- выполнять эскизы, продумывать материалы и планировать работу, в соответствии с художественной задачей
- владеть навыками плоского и объемного изображения
- уметь применять правила построения изображения плоскости
- пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы
- пользоваться основными средствами художественного выражения
- выполнять шрифтовые композиции
- находить яркое воплощение художественного замысла
Способы проверки ожидаемых результатов:
создание самостоятельных творческих работ (с натуры, по памяти, по воображению) и небольших станковых композиций, на основе теоретических знаний;
подготовка небольших сообщений, устная работа в процессе обсуждения тем, подготовка теоретических материалов, владение терминологией;
проявление знаний теории, сведений из истории изобразительного искусства в импровизированных играх, рассказах о картинах, опросы (проводящиеся в игровых формах: отгадайте кроссворд, задайте вопрос художнику, конкурсы, импровизированные экскурсии).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
участие в оформлении школы к праздникам и тематическим мероприятиям, разработка стенгазет и поздравлений;
участие в акциях, конкурсах, фестивалях детского творчества различного уровня;
участие в школьных и городских выставках детского творчества;
1 полугодие
№ п/п | К/ч | Тема занятия | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | 1ч | «День города» | Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Виды бумаги и картона. Основы цветоведения. Основы композиции. Знакомство с основами дизайна. Основные принципы композиции. Зонирование. |
2 | 1ч | «Мир без террора!» | Моделировать сочетание различных видов техник. |
3 | 1ч | «Пусть всегда будет лето» | Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. |
4 | 1ч | «Заливается звонок - начинается урок!» | Разрабатывать и осуществлять проект фотоальбома «Моя школьная жизнь». Моделировать сочетание различных видов техник. Осваивать умение использовать уже приобретенные навыки |
5 | 1ч | «Мы рисуем осень» | Организация пространства праздника. Реализация проекта – победителя конкурса. Оформление школьного зала. |
6 | 1ч | «С любовью к вам, учителя!» | Демонстрировать грамотное применение полученных знаний и навыков (художественное образовательное событие). |
7 | 1ч | «Мы поедем, мы помчимся!» | Рассказывать о Истории декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Виды бумаги и картона. Основы цветоведения. Основы композиции. Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма. |
8 | 1ч | «Страна безопасности» | Моделировать сочетание различных видов техник. Осваивать умение использовать уже приобретенные навыки |
9 | 1ч | «Цветные ладошки» | Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. |
10 | 1ч | «День защиты животных. «Братья наши меньшие» | Моделировать сочетание различных видов техник. |
11 | 1ч | «Славлю тебя мое отечество! Животные и птицы» | Разработка и реализация исследовательского проекта. Моделировать сочетание различных видов техник. Осваивать умение использовать уже приобретенные навыки. |
12 | 1ч | «Природа родного края» | Моделировать сочетание различных видов техник. Осваивать умение использовать уже приобретенные навыки |
13 | 1ч | «В гости зимушку зовем» | Разработка эскизов новогодних украшений и сувениров. Философия праздника. Моделировать сочетание различных видов техник. |
14 | 1ч | «Новогодняя фантазия» | Моделировать сочетание различных видов техник. Осваивать умение использовать уже приобретенные навыки |
15 | 1ч | «Символ Нового года» | Организация пространства праздника. Реализация проекта – победителя конкурса. Оформление школьного зала. |
16 | 1ч | «Волшебное рождество» | Моделировать сочетание различных видов техник. Осваивать умение использовать уже приобретенные навыки |
17 | 1ч | «Семейная мастерская»» | Осваивать новую технику. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ. Исходные формы (отработка исходных форм в лепке) |
18 | 1ч | «Волшебная книга» | Моделировать сочетание различных видов техник. Осваивать умение использовать уже приобретенные навыки |
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
№ | Наименование объектов и средств метериально-технического обеспечения | Кол/во | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | | | |
1 | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования | Д | Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно - методического обеспечения кабинета изобразительного искусства |
2 | Примерная программа по изобразительному искусству | Д | |
3 | Рабочие программы по изобразительному искусству | Д | |
4 | Учебно-методические комплекты по программе, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства | К | При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции. Имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству |
5 | Учебники по изобразительному искусству | К | |
6 | Рабочие тетради | К | |
7 | Учебная и художественная литература | | |
8 | Методические журналы по искусству | Д | |
9 | Учебно-наглядные пособия | Ф Д | Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4- Ф |
10 | Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства | Д | |
11 | Энциклопедии по искусству, справочные издания | Д | |
12 | Альбомы по искусству | Д | |
13 | Книги о художниках и художественных музеях | Д | |
14 | Книги по стилям изобразительного искусства | Книги по стилям в изобразительном искусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут использоваться как раздаточный материал, для подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности | |
15 | Словарь искусствоведческих терминов | П | |
2. Печатные пособия | | | |
16 | Портреты русских и зарубежных художников | Д | Комплекты портретов (альбомы по искусству) и на электронных носителях |
17 | Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента | Д | Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном и индивидуально – раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях |
18 | Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта | Д | |
19 | Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека | Д | |
20 | Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно - прикладному искусству | Д | |
21 | Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте | К | |
3. Информационно – коммуникационные средства | | | |
22 | Мультимедийные обучающие художественные программы. | Д | Мультимедийные обучающие программы могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения носить предметный характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных разделов и тем |
23 | Электронные библиотеки по искусству | Д | В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству |
24 | Игровые художественные компьютерные программы | | |
4. Технические средства обучения (ТСО) | | | |
25 | СД / ДVД - проигрыватель | Д | |
26 | Телевизор | С диагональю не менее 72 см | |
27 | Видеомагнитофон | Д | |
28 | Слайд - проектор | Д | Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон |
29 | Мультимедиа - проектор | Д | |
30 | Экран | Д | Минимальные размеры 1, 25- 1, 25 м |
5. Экранно - звуковые пособия | | | |
31 | ДVД – фильмы; памятники архитектуры; художественные музеи; виды изобразительного искусства; творчество отдельных художников; народные промыслы; декоративно - прикладное искусство | Д | По одному каждого наименования |
32 | Презентации на СД или ДVД дисках: по видам изобразительного искусства, по жанрам, по памятникам архитектуры, по стилям и направлениям в искусстве; по народным промыслам; по декоративно – прикладному искусству, по творчеству художников | Д | Произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к произведениям литературным |
6. Учебно - практическое оборудование | | | |
33 | Краски акварельные | К | |
34 | Краски гуашевые | К | |
35 | Бумага А4, А3 | К | |
36 | Бумага цветная | К | |
37 | Фломастеры | К | |
38 | Пастель | Ф | |
39 | Клей | К | |
40 | Ножницы | К | |
41 | Подставка для натуры | П | |
7. Модели и натурный фонд | | | |
42 | Муляжи фруктов (комплект) | Д | |
43 | Муляжи овощей (комплект) | Д | |
44 | Гипсовые геометрические тела | Д | |
45 | Гипсовые орнаменты | Д | Три - четыре вида |
46 | Маски античных голов | Д | Два вида |
47 | Античные головы | Д | Четыре вида |
48 | Капители | Д | |
49 | Керамические изделия (вазы, кринки и др.) | П | |
50 | Драпировки | П | |
51 | Предметы быта (кофейники, блюдо, и др.) | П | |
8. Специальная учебная мебель | | | |
53 | Столы | К | |
54 | Стулья | К | |
55 | Стеллажи для книг и оборудования | Д | |
56 | Мебель для хранения таблиц и плакатов | Д | Кассетницы, плакатницы |
Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр; К – полный комплект; Ф – комплект для фронтальной работы; П – комплект необходимый для практической работы в группах.
10