Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа Чехов-3
с углубленным изучением отдельных предметов
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ Чехов-3
__________________
/Л. В. Красовская/
от «01» сентября 2020 года
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Мир органических веществ»
Срок реализации: 1 учебный год
Возрастная категория: 10 класс
Составитель: Ерёмина Надежда Сергеевна
соответствие занимаемой должности
2020 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
у учащихся будут сформированы:
экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
умения контролировать процесс и результат учебной деятельности;
неприятие вредных привычек: курения, употребление алкоголя, наркотиков.
у учащихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении химических задач.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения, давать самооценку своей деятельности;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
познавательные УУД:
учащиеся научатся:
применять правила и пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках, в том числе контролируемом пространстве Интернета, информацию, необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме;
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
коммуникативные УУД
учащиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Из истории органической химии. (3 ч)
Органические вещества. Органическая химия. Становление органической химии как науки. Теория химического строения веществ.
Виды деятельности | Формы организации работы |
Познавательная деятельность | Познавательные беседы |
Проблемно-ценностное общение | Групповая проблемная работа |
Классификация органических соединений. (2ч)
Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены); карбо-циклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.
Виды деятельности | Формы организации работы |
Познавательная деятельность | Познавательные беседы, исследовательская практика обучающихся, интеллектуальные игры. |
Проблемно-ценностное общение | Групповая проблемная работа. |
Молекулы из двух элементов-углеводороды. (11 ч)
Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Алканы. Строение(sp3 – гибридизация). Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Циклоалканы. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Особые свойства циклопропана, циклобутана. Алкены. Ацетилен.
Виды деятельности | Формы организации работы |
Познавательная деятельность | Познавательные беседы, исследовательская практика обучающихся, интеллектуальные игры. |
Проблемно-ценностное общение | Групповая проблемная работа. |
О веществах с гидроксильной группой. (7 ч)
Особенности электронного строения молекул спиртов. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с
этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Фенолы. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с формальдегидом.
Виды деятельности | Формы организации работы |
Познавательная деятельность | Познавательные беседы, исследовательская практика обучающихся, интеллектуальные игры. |
Проблемно-ценностное общение | Групповая, проблемная работа. |
Два противоположных мира. (5ч)
Особенности строения карбоксильной группы. Свойства и применение важнейших карбоновых кислот. Качественные реакции на карбоновые кислоты и альдегиды.
Виды деятельности | Формы организации работы |
Познавательная деятельность | Познавательные беседы, исследовательская практика обучающихся, интеллектуальные игры. |
Проблемно-ценностное общение | Групповая проблемная работа. |
Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений. (6ч)
Сложные эфиры высших карбоновых кислот. Гидролиз сложных эфиров. Жиры. Омыление жиров. Натриевые и калиевые соли высших карбоновых кислот. СМС.
Виды деятельности | Формы организации работы |
Познавательная деятельность | Познавательные беседы, исследовательская практика обучающихся, интеллектуальные игры. |
Проблемно-ценностное общение | Групповая проблемная работа. |
4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п | № урока п/т | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Тема 1: Из истории органической химии (3 часа) |
1 | 1 | «Растительные и животные вещества» и «минеральные тела». | | |
2 | 2 | «Непохожие друг на друга». Об отличии органических веществ от неорганических. | | |
3 | 3 | Углеродный атом-он самый главный. | | |
Тема 2: Классификация органических соединений (2 часа) |
4 | 1 | Классификация органических соединений по строению углеродного скелета. | | |
5 | 2 | Классификация органических соединений по функциональным группам. | | |
Тема 3: Молекулы из двух элементов-углеводороды (11) |
6 | 1 | Тетраэдр- «подарок» природы. | | |
7 | 2 | Всегда ли двойная связь прочнее? | | |
8 | 3 | Про всем известный ацетилен! | | |
9 | 4 | Молекулы-циклы. | | |
10 | 5 | «Ароматический» не значит «ароматный». | | |
11 | 6 | Бензольные кольца вместе и врозь. | | |
12 | 7 | Пестициды: вред и польза. | | |
13 | 8 | Происхождение природных источников углеводородов. Природный газ. | | |
14 | 9 | Происхождение природных источников углеводородов. Нефть-чёрное золото. | | |
15 | 10 | Решение практических задач по теме углеводороды. | | |
16 | 11 | Практическое занятие. Обнаружение углерода, водорода, в соединениях. Качественный элементный анализ соединений. | | |
Тема 4: О веществах с гидроксильной группой (7) |
17 | 1 | Спирты-они же алкоголи. | | |
18 | 2 | Действие этанола на белковые вещества. | | |
19 | 3 | Алкотестер. Алкоголь в крови человека. Действие алкоголя на пищеварение. | | |
20 | 4 | Глицерин и этиленгликоль. | | |
21 | 5 | Та же группа, но уже кислая. Про фенол. | | |
22 | 6 | Практическое занятие. Обнаружение функциональных групп: спиртов, фенолов | | |
23 | 7 | Викторина «Спирты и фенолы» | | |
Тема 5: Два противоположных мира (5). |
24 | 1 | Союз двух групп. О кислотах и основаниях. | | |
25 | 2 | Муравьиная кислота и ее «Родственники». | | |
26 | 3 | Анестезин. | | |
27 | 4 | Практическое занятие. Качественные реакции на альдегиды и карбоксильную группу. | | |
28 | 5 | Химическая эстафета «Органические кислоты» | | |
Тема 6: Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений (6). |
29 | 1 | Знакомство с разнообразием, свойствами, классификацией моющих и чистящих средств. | | |
30 | 2 | Правила безопасности со средствами бытовой химии. | | |
31 | 3 | Практическое занятие. Омыление жиров; получение мыла. Сравнение свойств мыла со свойствами стиральных порошков. | | |
32 | 4 | Про эфиры. | | |
33 | 5 | Практическое занятие. Извлечение эфирных масел из растительного материала. | | |
34 | 6 | Интеллектуальная игра «Великие русские химики». | | |
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания ШМО
классных руководителей
от_________2020г., № 1.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по ОВВВР _____________
/Р.А.Малюгина/
от _________2020г.