Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Городской округ Ступино Московской области
| УТВЕРЖАЮ: Директор МБОУ «СОШ №2» _________________ /Л. Н. Макаренко/ «__» ____________ 2018 год. |
Дополнительная образовательная программа
по хору
«Поющая школа».
Кол-во часов: 1 час в неделю
Составитель: Зениренко Ирина Владимировна
2018-2019 уч.год
Ступино
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа дополнительного образования разработана с учетом основной образовательной программы МБОУ «СОШ №2», реализующего ФГОС ООО и на основе методики работы с детским хором «Хоровое пение» Г.П. Стуловой. Программа рассчитана на 34 учебных недели при часовой учебной нагрузке
Цель: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
воспитание у подрастающего поколения уважения к традициям русской, зарубежной и коми культуры.
формирование у обучающихся исполнительского мастерства и художественного вкуса, основанных на традициях русской и зарубежной культуры;
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства.
Содержание программы.
Раздел I. Вокально-хоровые навыки.
Тема 1.1. Певческая установка, дыхание.
Теория: типы дыхания.
Практика: работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.
Тема 1.2. Артикуляция, дикция.
Теория: подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза.
Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении.
Тема 1.3. Звукообразование, звуковедение.
Теория: голосовые регистры. Певческая позиция.
Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио).
Тема 1.4. Диапазон голоса.
Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов.
Тема 1.5. Хоровой строй. Ансамбль звучания.
Практика: унисон- основа хорового пения. Выработка активного piano. Кантилена.
Раздел II.Работа над произведениями.
Тема 2.1. Разучивание произведений.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения.
Тема 2.2. Работа над партиями.
Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов.
Требования к учащимся:
Вокальные навыки(проверяются в конце года строго индивидуально).
Петь в диапазоне ноноктавы, соблюдать при пении певческую постановку.
Петь с атакой, естественно, легко, нежно, звонко, стремясь сохранять
индивидуальность тембра. Правильно формировать гласные и четко произносить согласные, не утрируя их произношение. Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы и петь на «цепном дыхании». Уметь брать быстрый вздох. Хоровые навыки:
- Слышать друг друга.
- Слышать другие партии.
- Петь несложные песни чисто, слаженно в хоре, не крича, в унисон, в сопровождении и аккапельно.
- Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения, окончание, характер голосоведения
Результаты освоения программы .
В результате реализации программы воспитанники хора будут уметь: распределять дыхание на музыкальную фразу, владеть артикуляционными навыками, применять ту или иную атаку звука, держать интонационный строй в одноголосных и двухголосных произведениях, петь в ансамбле (то есть слаженно, вместе), слушать и слышать друг друга.
Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения курса.
Предметными результатами являются:
Метапредметными результатами являются:
овладение способами решения поискового и творческого характера;
культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
формирование эстетических потребностей, ценностей;
развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
Формой подведения итогов реализации программы предполагаются отчётные концерты хорового коллектива, участие в хоровых фестивалях и конкурсах.
Тематическое планирование.
№ п\п | Наименование разделов (тем) | Кол-во часов теория | Кол-во часов практика | Кол-во часов всего |
1. | Вокально-хоровые навыки | 2 | 15 | 16 |
2. | Работа над произведениями | 1 | 18 | 19 |
| Итого: | | | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов (тем) | Дата | Корректировка |
1 | Певческая установка, дыхание | 04.09.2018 | |
2 | Певческая установка, дыхание | 11.09.2018 | |
3 | Певческая установка, дыхание | 18.09.2018 | |
4 | Певческая установка, дыхание | 25.09.2018 | |
5 | Артикуляция, дикция | 02.10.2018 | |
6 | Артикуляция, дикция | 09.10.2018 | |
7 | Артикуляция, дикция | 16.10.2018 | |
8 | Артикуляция, дикция | 23.10.2018 | |
9 | Артикуляция, дикция | 13.11.2018 | |
10 | Артикуляция, дикция | 20.11.2018 | |
11 | Звукообразование, звуковедение | 27.11.2018 | |
12 | Звукообразование, звуковедение | 04.12.2018 | |
13 | Звукообразование, звуковедение | 11.12.2018 | |
14 | Диапазон голоса | 18.12.2018 | |
15 | Хоровой строй. Ансамбль звучания. | 25.12.2018 | |
16 | Хоровой строй. Ансамбль звучания. | 15.01.2019 | |
17 | Разучивание произведений. | 22.01.2019 | |
18 | Разучивание произведений. | 29.01.2019 | |
19 | Разучивание произведений. | 05.02.2019 | |
20 | Разучивание произведений. | 12.02.2019 | |
21 | Разучивание произведений. | | |
22 | Разучивание произведений. | | |
23 | Разучивание произведений. | | |
24 | Разучивание произведений. | | |
25 | Разучивание произведений. | | |
26 | Разучивание произведений. | | |
27 | Работа над партиями | | |
28 | Работа над партиями | | |
29 | Работа над партиями | | |
30 | Работа над партиями | | |
31 | Работа над партиями | | |
32 | Работа над партиями | | |
33 | Работа над партиями | | |
34 | Работа над партиями | | |
Рассмотрено на заседании ШМО Учителей музыки, ИЗО, технологии _______________ /А.В. Соколова/ Протокол № ____ «__» ________ 2018 г. | Согласовано Зам.директора по ВР ___________ /Н.В. Касатина/ «___» _________ 2018 г. |