Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 6 классов
МАОУ «СОШ №24» г. Удачный разработана в соответствии с требованиями федерального
закона Российской Федерации от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации»; федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 г
с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 г №1577); Санитарно-
эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 №16»; Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.4.3648-20,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врачаРоссийской
Федерации от 28.09.2020 №28».
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
«Занимательная математика», составлена на основе ООП ООО МАОУ «СОШ №24»,
примерной программы по математике и авторского тематического планирования
«Занимательная математика» Мигалкина Л.В, 6класс.
В соответствии с учебным планом на изучение внеурочной деятельности по математикев
6 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 35 часов.
Цели курса внеурочной деятельности:
формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
Задачи:
создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
формирование у детей навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
расширение представления детей о школе, как о месте реализации собственных замыслов и
проектов
С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной
деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые
определяют задачи обучения:
• приобретение математических знаний и умений;
• овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
• освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной,
личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового
выбора.
Педагогическая целесообразность введения данного курса состоит в том, что его
содержание и формы организации помогут учащимся через практические занятия оценить
свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят им
возможность работать на уровне повышенных возможностей.
Внеурочная деятельность «Занимательная математика» предназначена для внеурочной
работы и рассчитана на учащихся, интересующихся математикой, проведение такого курса
способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в
средней и старшей школе.
Изучение математики в 6 классе основной школы дает возможность обучающимся
достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
практической ученической конференции;
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении
задач.
в метапредметном направлении:
• регулятивныеобучающиеся получат возможность научиться:
составлять план и последовательность действий;
предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и
физических препятствий;
для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
решения различной сложности практических заданий, в том числе с использованием при необходимости и компьютера;
познавательныеобучающиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения,
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
коммуникативные обучающиеся получат возможность научиться:
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
работать в группе; оценивать свою работу.
слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.
в предметном направлении:
• овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания,
иметь представление о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, об
основных изучаемых понятиях (число, фигура) как важнейших математических моделях,
позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; иметь представление о
достоверных, невозможных и случайных событиях, о плоских фигурах и их свойствах, а
также о простейших пространственных телах;
• умение работать с математическим текстом; выражать свои мысли в устной и
письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; выполнять
арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными
дробями; решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и
аналитические модели реальных ситуаций.
Оценивание достижений обучающихся во внеурочной деятельности должно отличаться
от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы
контроля:
- сообщения и доклады (мини);
- защита проектов;
- результаты математических викторин, конкурсов
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
- различные упражнения в устной и письменной форме.
Учебно - тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Задания на восстановление чисел и цифр | 2 |
2 | Головоломки с числами | 1 |
3 | Математическая теория построения магических квадратов | 2 |
4 | Использование метода исключения при решении логических задач | 2 |
5 | Числовые ребусы | 2 |
6 | Задачи на движение | 1 |
7 | Задача на части | 1 |
8 | Задача на проценты | 1 |
9 | Составления задачи в стихах | 1 |
10 | Подсчет среднего арифметического | 1 |
11 | Задачи на раскраску | 1 |
12 | Задачи - шутки | 1 |
13 | Математическая задания со спичками | 1 |
14 | Задачи на переливания | 1 |
15 | Взвешивания монет и предметов | 1 |
16 | Круги Эйлера | 1 |
17 | Принцип Дирихле | 1 |
18 | Математические задания с использованием циферблата часов | 1 |
19 | Геометрические задачи на разрезание | 1 |
20 | Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги | 1 |
21 | Геометрия в пространстве | 1 |
22 | Различные способы складывания бумаги | 1 |
23 | Игры с пентамино | 1 |
24 | Лабиринты | 1 |
25 | Рисунок в координатных плоскостях | 1 |
26 | Топологические опыты | 1 |
27 | Работа над проектом | 4 |
Содержание программы
Задания на восстановление чисел и цифр. Головоломки с числами. Математическая теория построения магических квадратов. Использование метода исключения при решении логических задач. Числовые ребусы. Задачи на движение. Задача на части. Задача на проценты. Составления задачи в стихах. Подсчет среднего арифметического. Задачи на раскраску. Задачи – шутки. Математическая задания со спичками. Задачи на переливания. Взвешивания монет и предметов. Круги Эйлера. Принцип Дирихле. Математические задания с использованием циферблата часов. Геометрические задачи на разрезание. Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Геометрия в пространстве. Различные способы складывания бумаги. Игры с пентамино. Лабиринты. Рисунок в координатных плоскостях. Топологические опыты.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Виды деятельности учащихся | Корректоривка | Дата проведения |
По плану | фактически |
1 | Задания на восстановление чисел и цифр | Эвристическая беседа. Индивидуальная и групповая работа. Поиск информации. Доклады. | | 4.09 | |
2 | Задания на восстановление чисел и цифр | Эвристическая беседа. Индивидуальная и групповая работа. Поиск информации. Доклады. | | 11.09 | |
3 | Головоломки с числами | Эвристическая беседа. Индивидуальная и коллективная работа | | 18.09 | |
4 | Математическая теория построения магических квадратов | Игра Групповая работа. | | 25.09 | |
5 | Математическая теория построения магических квадратов | Индивидуальная и коллективная работа | | 2.10 | |
6 | Использование метода исключения при решении логических задач | Индивидуальная и коллективная работа | | 9.10 | |
7 | Использование метода исключения при решении логических задач | Индивидуальная и коллективная работа | | 16.10 | |
8 | Числовые ребусы | Индивидуальная и коллективная работа | | 23.10 | |
9 | Числовые ребусы | Индивидуальная и коллективная работа | | 30.10 | |
10 | Задачи на движение | Эвристическая беседа. Индивидуальная и групповая работа. | | 13.11 | |
11 | Задача на части | Практикум. Поиск информации. Групповая работа по теме проекта. | | 20.11 | |
12 | Задача на проценты | Эвристическая беседа. Индивидуальная и групповая работа. | | 27.11 | |
13 | Составления задачи в стихах | Практикум. Индивидуальная и групповая работа. | | 4.12 | |
14 | Подсчет среднего арифметического | Практикум. Индивидуальная и групповая работа. | | 11.12 | |
15 | Задачи на раскраску | Практикум. Индивидуальная и групповая работа. Работа в парах | | 18.12 | |
16 | Задачи - шутки | Практикум. Индивидуальная и групповая работа. Работа в парах | | 25.12 | |
17 | Математическая задания со спичками | Практикум. Индивидуальная и групповая работа. Работа в парах | | 15.01 | |
18 | Задачи на переливания | Практикум. Индивидуальная и групповая работа. | | 22.01 | |
19 | Взвешивания монет и предметов | Практикум. Индивидуальная и работа в парах. | | 29.01 | |
20 | Круги Эйлера | Практикум. Индивидуальная и работа в парах | | 5.02 | |
21 | Принцип Дирихле | Практикум. Индивидуальная и работа в парах | | 12.02 | |
22 | Математические задания с использованием циферблата часов | Практикум. Индивидуальная и работа в парах | | 19.02 | |
23 | Геометрические задачи на разрезание | Коллективная и групповая работа | | 26.02 | |
24 | Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги | Коллективная и групповая работа | | 5.03 | |
25 | Геометрия в пространстве | Практикум. Индивидуальная и работа в парах | | 12.03 | |
26 | Различные способы складывания бумаги | Практикум. Индивидуальная и работа в парах | | 19.03 | |
27 | Игры с пентамино | Практикум. Индивидуальная и работа в парах | | 2.04 | |
28 | Лабиринты | Практикум. Индивидуальная и работа в парах | | 9.04 | |
29 | Рисунок в координатных плоскостях | Практикум. Индивидуальная и работа в парах | | 16.04 | |
30 | Топологические опыты | Коллективная и групповая работа. | | 23.04 | |
31 | Проект «Умение планировать бюджет». | Поиск информации по плану. Работа над проектом. | | 30.04 | |
32 | Работа над проектами | Коллективная и групповая работа. | | 7.05 | |
33 | Работа над проектами | Поиск информации по плану. Работа над проектом. | | 14.05 | |
34 | Защита проектов | Коллективная и групповая работа. | | 21.05 | |
35 | Защита проектов | Поиск информации по плану. Работа над проектом. | | 28.05 | |
1