"Утверждаю"
Директор
МКОУ «Староалейской СОШ №2»
____________/Е.А.Фоминых/
"___"_________2018г.
Программа работы
с одарёнными детьми по физической культуре
в МКОУ «Староалейская СОШ №2»
Учитель физической культуры
Лебедева Н.А.
Пояснительная записка
Любому обществу нужны образованные, способные к творческой созидательной деятельности люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Проблема одарённости являлась и является темой пристального внимания многих исследователей в области педагогики, психологии, социологии, философии и многих других наук, занимающихся изучением человека. На сегодня определены виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, психологических, физиологических особенностей человека, однонаправлено влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.
Физическое воспитание – неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях.
Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартными способностями, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. На мой взгляд, школа, ориентированная на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их школьного обучения снижают свои исходные показатели «одаренности». То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства». Именно поэтому, ориентируясь на учащихся, которых принято характеризовать как одаренных, разработан план работы с одаренными детьми по физической культуре. Работа по выявлению «спортивных звездочек» начинается еще в начальном звене, а в средней и старшей школе ребята, определившиеся с видом спорта, начинают индивидуально тренироваться и работать на результат по индивидуальному графику.
Цель:формирование условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в сфере физического воспитания.
Основными задачами являются:
осуществление необходимых мероприятий для выявления, развития и поддержки одаренных детей;
использование механизмов поддержки одаренных детей;
отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют физическому развитию;
расширение возможностей для участия способных и одарённых обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре, в соревнованиях и конкурсах различного уровня.
Ожидаемые результаты:
развитие общих способностей одаренных детей;
развитие физических способностей одаренных детей;
создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
повышение качества образования и воспитания школьников;
Цели и задачи работы с одаренными детьми
1. Выявление одаренных детей
2.Знакомство с данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.
3.Саморазвитие через изучение методической и научной литературы, участие в работе педсоветов, курсах повышения квалификации.
4. Знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.
5. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, олимпиад, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
6. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
7.Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
8.Совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками.
Направления работы с одаренными детьми
1. Выявление детей, с признаками одаренности (наблюдение на уроке)
2. Вовлечение в творческую спортивно-оздоровительную урочную и внеурочную деятельность.
3.Систематические занятия в спортивных секциях.
4. Участие детей в предметных олимпиадах, конкурсах.
5. Ориентация на профессии военно-спортивной направленности.
Формы работы с одаренными детьми:
Занятия в спортивных секций
индивидуальные занятия,
мастер-классы,
исследовательские проекты,
участие в спортивных соревнованиях по различным видам спорта, олимпиадах, фестивалях, конкурсах,
дистанционное обучение,
участие в проведении Недели Здоровья,
консультирование через личный сайт.
План работы с одарёнными детьми
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности | Сентябрь | Учитель физкультуры |
Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности | Сентябрь-октябрь | Учитель физкультуры |
Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности | Сентябрь | Учитель физкультуры |
Организация и проведение школьных соревнований и школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре | согласно плана | Учитель физкультуры |
Подготовка учащихся к участию в муниципальных соревнованиях и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре | По плану Спартакиады школьников. | Учитель физкультуры |
Подготовка учащихся к участию в региональных соревнованиях и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре | По плану Спартакиады школьников | Учитель физкультуры |
Подготовка учащихся к участию в Международных и Всероссийских дистанционных конкурсах и олимпиадах по физической культуре | В течение года | Учитель физкультуры |
Организация тренировочного процесса спортсменов по отдельным планам-графикам тренировок | В течение года | Учитель физкультуры |
Организация занятий внеурочной деятельности по физической культуре | В течение года | Учитель физкультуры |
Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми | В течение года | Учитель физкультуры |
Проведение предметной недели с активным участием одарённых детей | Согласно плана | Учитель физкультуры |
Подведение итогов работы с одарёнными детьми | май | Учитель физкультуры |
Поощрение одарённых учащихся. | В течение года | Учитель физкультуры |
Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской Федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность –одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том. что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности :умственная ,социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей ,которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических ,морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека ,однонаправлено влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
В своей работе мы используем следующие признаки одаренности -быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности ,проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мы учитываем, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Здесь и немаловажно привлечение родителей. Так как в развитие и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей . Мы в свою очередь стараемся привлекать родителей к совместной деятельности: выступаем на родительских собраниях, привлекаем к судейству соревнований и к их непосредственному участию. Так уже традиционным стало проведение соревнования «Мама, папа, я- дружная семья», где родители вместе с детьми принимают активное участие. Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки. Мы стараемся включать одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками, одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья. Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.
В этом возрасте мы стараемся привлекать ребят к участию в соревнованиях и конкурсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, привлекаем к участию в предметных олимпиадах различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками .Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.