СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению «история родного края» 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению «история родного края» 5 класс»

    ПРОГРАММА   ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО  ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» 5 КЛАСС

  Автор-составитель: учитель истории, обществознания МОУ СШ № 15 Дедищева Л.Г. учитель  истории высшей категории.

Пояснительная записка

          Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы  и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

           Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

         Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

        Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

           Программа рассчитана на обучающихся пятого класса. Количество часов, выделенных на изучение курса 19 (количество учебных недель в полугодии), количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 45 минут. При проведении встреч с односельчанами, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.

Цели программы:

  1. воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;

  2. пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;

  3. воспитание любви к природе родного края;

  4. формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

Задачи программы:
Образовательные  

1. Формирование представлений о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;

2. Приобретение знаний о природе родного края, о  культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. Закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные

1. Формирование уважительного,  бережного  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

 2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

 3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных  ситуациях.

Развивающие

 1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

 2. Развитие кругозора учащихся.

      Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  1. системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

  1. научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

  1. доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

  1. наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

  2. деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

  3. активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

  4. прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся  к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

  1. принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Формы и методы работы

  1. игровая;

  2. познавательная;

  3. краеведческая;

  4. просмотр презентаций и видеофильмов;

  5. проектная деятельность;

  6. встречи с интересными людьми;

  7. конкурсы;

  8. посещение библиотек;

  9. праздники;

  10. трудовой десант;

  11. экскурсии

Основное содержание курса

 Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь.

При подготовке к  занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.

     Структура курса     

     Введение. Что такое краеведение (1 час).

Тема 1.  Малая родина (12 часов).

С чего начинается родина. Страницы истории села Клементьево. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. История и судьба. Введенский храм сегодня. Село Клементьево в годы Великой Отечественной войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны. Не исчезай мое село! Совхоз «Клементьево». История и современность.

    Тема 2. Я и моя семья (3 часа).

     Моя семья. Моя родословная. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи.

    Тема 3. Наша школа (2 часа).

История моей школы. Первые выпускники. Символика родной школы. Школьные традиции.

Подведение итогов (1 час).

Результатами изучения курса краеведения являются умения:

  1. объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;

  1. называть 2-3 достопримечательности края;

  2. рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;

  3. охранять природу родного микрорайона;

  4. наблюдать и выделять характерные особенности природы;

  5. соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;

  6. выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

  7. добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;

  8. ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;

  9. анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

  10. создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;

  11. вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Тематическое планирование курса (19 часов)

Название разделов, тем, занятий

Количество

часов

Введение в курс. Что такое краеведение

Тема 1. Малая родина

  1. С чего начинается родина. Страницы истории села

  2. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. История и судьба. Введенский храм сегодня. Экскурсия.

  3. Село в годы Великой Отечественной войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны. Встреча за чашкой чая.

  1. Не исчезай мое село! Экскурсия в краеведческий музей

  2. Совхоз «Клементьево». История и современность. Экскурсия в сельскую библиотеку

  3. Защита проекта «Мое родное село»

Тема 2. Я и моя семья

  1. Моя семья.

  2. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи.

  3. Защита проекта. Моя родословная.

Тема 3. Наша школа

  1. История моей школы. Символика родной школы. Школьные традиции.

  2. Памяти выпускников, погибших на войне посвящается. Трудовой десант. Возложение цветов к обелиску.

Подведение итогов. Устный журнал «С чего начинается Родина»

     

1 час

12 часов

1 час

2 часа

2 часа

3 часа

3 часа

1 час

3 часа

1 час

1 час

1 час

2 часа

1 час

1 час

1 час

19 часов

Список литературы для учителя

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

  4. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.

  5. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007. 

  6. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005. 

7. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987. 

Программа краеведения.

Программа содержит четыре раздела: «Моя маленькая родина», «Наш город», «Наша область», «Люди нашего края».


№ раздела


Название раздела


Всего часов


1.


Моя маленькая родина


5 часов


2.


Наш город


5 часов


3.


Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир).


18 часов


4.


Люди нашего края


4 часов


5.


Итоговое занятие


1 часов




итого


33 часа

Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Кемеровской области, о богатстве растительного и животного мира.



№ занятия в учебном году


№ урока в теме


Тема занятия




Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения





Моя маленькая родина (5ч)




1.


1.


Моя школа – мой дом


Рассказ - экскурсия о нашей школе. Посещение школьного музея. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.


2.


2.


Из истории школы. Традиции школы


Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения.


3.


3.


Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.


Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живет)


4.


4.


Достопримечательности нашей улице. За что люблю, что бы изменил


Беседа по содержанию. Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Работа в группах.


5.


5.


Мой район

Дать представления об истории названий улиц нашего района. Практическая работа: индивидуальная, самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.






^ Наш город (5ч)




6.


1.


Где мы живем (Россия) Имя моего города


Заочное путешествие по городу. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой.


7.


2.


Символы нашего города


Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба города Кемерово. Работа в парах.


8.


3.


Культурно – просветительные учреждения нашего города


Беседа. Работа в парах: вопросы по содержанию.


9.


4.


Профессии города. Где работают родители


Беседа по содержанию. Работа в парах: где работают мои родители. Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации об их профессии.


10.


5.


Конкурс рисунков «Наш город»


Практическая работа: организация конкурса рисунков. Проектная деятельность. Подведение итога конкурса






Наша область(18 ч)




11.


1.

Географическое положение Кемеровской области. Наша область на карте России

Беседа. Сформировать представление о территории области, городах и поселках. Практическая работа: Кемерово на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашей области (на усмотрение учителя) Фронтальная и индивидуальная работа с картой.


12.


2.

История возникновения Кемеровской области

Сформировать представление об истории возникновения Кемеровской области. Работа в парах: вопросы по содержанию


13.


3.

Символика Кемеровской области

Практическая работа: раскрашивание герба Кемеровской области. Работа в парах.


14.


4.

Коренные жители нашей области

Беседа: первичное представление о коренных жителях нашей области. Познакомить с национальным составом населения Кузбасса. Работа в парах: «Какими ты представляешь коренных жителей нашей области?»


15.


5.


Богатства нашей земли.


Беседа: важнейшие богатства нашего края. Как добывают, где используют. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых.


16.


6.


Традиционные ремесла моего края


Беседа: познакомить с народными и художественными промыслами края.

Практическая работа: расписывание посуды национальным орнаментом нашего края.


17.


7.


Растительность. Растительность нашего края. Разнообразие растений


Беседа: создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Разнообразие растений. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.


18.


8.


Растительность. Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека


Беседа: значение растений в жизни человека. Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах


19.


9.


^ Животный мир. Животный мир Кемеровской области. Разнообразие животного мира


Беседа: животные, обитающие на территории Кемеровской области.

Практическая работа: игра «Крестики-нолики» Приложение №6


20.


10.


^ Животный мир. Животный мир Кемеровской области. Охрана и значение животного мира


Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу Кемеровской области, обитающие на её территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков Подведение итога конкурса.


21.


11.


^ Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера


Фронтальная беседа. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах.


22.


12.


^ Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов


Беседа: значение и охрана водоемов. Практическая работа: работа с энциклопедией, составление рассказа о растении или животном нашего края. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.


23.


13.


^ Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашей области


Беседа: первичные сведения о полезных ископаемых края. Рассматривание образцов полезных ископаемых. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.


24.


14.


^ Полезные ископаемые. Уголь – черное золото Кузбасса.


Беседа: о местах и способах угля добычи, о практическом значении. Просмотр и обсуждение фрагмента документального фильма «Кемерово. Борьба за мечту».


25.


15.


^ Сельское хозяйство. Сельское хозяйство в Кемеровской области.


Фронтальная беседа. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров культурных растений встречающихся на территории области


26.


16.


^ Сельское хозяйство. Что растет на полях нашей области.


Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах нашего края. Устное описание растения (по выбору обучающих)


27.


17.


^ Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства.


Фронтальная беседа: труд людей на селе в разное время года. Организация конкурса рисунков. Конкурс рисунков. Подведение итога конкурса.


28.


18.


Викторина «Почемучек»


Викторина «История города Кемерово»

(Приложение №3)






Люди нашего края (4ч)




29.


1.


Кузбасс - шахтерский край. Труд людей нашего края


Фронтальная беседа: Дать первичные сведения о крупных угольных предприятиях области, о людях, работающих в шахтах. Просмотр и обсуждение фрагмента документального фильма «Кемерово. Борьба за мечту». Работа в парах: вопросы по содержанию.


30.


2.


Люди, прославившие Кузбасс. (Герои – земляки)


Знакомство с людьми прославивших наш край. (Пригласить, почетных тружеников)


31.


3


Экскурсии на предприятия города


Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения.

Практическая работа: организация конкурса рисунков о предприятия нашего края. Подведение итога конкурса.


32.


4.


Профессии и предприятия, на которых работают наши родители


Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему: «Моя мама (папа) работает - …) Защита проекта.






^ Резервные занятия (1ч)




33.


1.


Мы хотим Вам рассказать…


Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной). Выступление.




2 класс


Программа второго класса содержит три раздела: «Наш город», «Наша область», «Люди нашего края».



Название раздела


Всего часов


1.


Наш город


8 часов


2.


Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).


18часов


3.


Люди нашего края


5часов


4.


Итоговое занятие


3часа




Итого


34 часа


Программа второго года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка о Кемеровской области и ее столице. Дети продолжают знакомиться с символикой области, города, с этапами становления города Кемерово, с историческими событиями, повлиявшими на становление города, продолжат знакомство с животным и растительным миром Кузбасса. Во втором классе более углубленно изучается рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы нашей области.


№ занятия в учебном году


№ урока в теме


Тема занятия



Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения






^ На город (8ч)




1.


1.


Кемерово - столица Кузбасса.


Фронтальная беседа: продолжить знакомство и углубить знания учащихся об истории города, в котором живут. Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок города»


2.


2.


Из истории образования города


Просмотр и обсуждение фрагмента фильма «Кемерово». Работа в парах: вопросы по содержанию.


3.


3.


Главные исторические и культурные памятники


Беседа: «Памятники нашего города». Диспут: «Если я был бы мэром, то кому поставил памятник?»


4.


4.


Достопримечательности нашего города


Беседа, сопровождающая слайд презентацией «Достопримечательности нашего города».

Практическая работа: выставка книг и фотографий достопримечательностей нашего города. Рассматривание и обсуждение.


5.


5.


Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по городу


Рассказ экскурсовода. Обзорная экскурсия по городу. Практическая работа: картинные описания – устное изложение материала для воссоздания картин исторических и культурных памятников города.


6.


6.


Знакомство с районами города. Район, в котором я живу


Создание целостного представления о расположении районов города, улиц и площадей. Познакомить с архитектурой города, историей появления тех или иных архитектурных объектов.

Социальный паспорт районов. Практическая работа: показать индивидуальность каждого района города.


7.


7.


Предприятия города. Значение для области и страны (рассказ обучающихся о профессии своих родителей)


Знакомство с крупными предприятиями области, дать представление об их роли в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий. Практическая работа: рассказ обучающихся о профессии своих родителей.


8.


8.


Игра – викторина


Практическая работа: Викторина «Почемучек» (приложение 2)






Наша область (18ч)




9.


1.


Географическое положение Кемеровской области. Наша область на карте мира. Символика области (флаг, гимн, герб)


Фронтальная беседа об истории своего края, символах области. Сформировать представление о территории области, географических объектах

Практическая работа с контурной картой: обозначить Кемерово на карте России, наших соседей.


10.


2.


Кузнецкая Земля в древности


Фронтальная беседа: Какая была наша область в прошлом. Практическая работа: сравнить Кузнецкую землю в древности и до наших дней.


11.


3.


История создания и исследования Земли Кузнецкой (проектная деятельность)


Индивидуальная работа (подборка литературы, сбор информации, подготовка сообщений презентаций). Групповая работа (выступление обучающихся на уроке города)


12.


4.


Народы Кузбасса. Национальный состав Кемеровской области


Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды.


13.


5.


Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества


Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр.


14.


6.


Экскурсия в краеведческий музей


Рассказ экскурсовода о народах нашей области, национальном составе, коренных жителях края, особенностях их быта, народного творчества.

Практическая работа: обобщение и оформление материала.


15.


7.


Города Кузбасса. История возникновения городов


Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции). Фронтальная и индивидуальная работа с картой.


16.


8.


^ Водные ресурсы. Реки Кемеровской области на карте России и Кемеровской области.


Фронтальная беседа. Практическая работа: обучение работы с картой и умению находить и показывать на физической карте реки, озера


17.


9.


^ Водные ресурсы. Реки Кемеровской области. Откуда берут начало и где заканчиваются


Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Защита собственных исследовательских проектов.


18.


10.


^ Водные ресурсы. Озера Кемеровской области. Флора и фауна


Практическая работа: Описание и определение флоры и фауны озер. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Меры, предпринимаемые местным населением по охране водных объектов


19.


11.


Рельеф. Уникальность гор Кемеровской области


Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическая работа: извлечение (по заданию учителя) необходимую информацию из словарей, хрестоматий, справочников об уникальности гор Кемеровской области.


20.


12.


Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое тайга. Растения тайги


Знакомство учащихся с яркими представителями растительного мира тайги.

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.


21.


13.


Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашей области, которые занесены в «Красную книгу»


Знакомство с «Красной книгой», заповедниками области. Оценка своего и чужого поведения в природе. Как сохранить растения. Отрицательное влияние людей на природу, сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток.

Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги Кузбасса.


22.


14.


^ Животный мир. Животный мир Кемеровской области. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие.


Знакомство учащихся с птицами нашего края.

Практическая работа: описание и определение перелетных и зимующих птиц обитающих на территории Кемеровской области.


23.


15.


^ Животный мир. Насекомые нашей области. Охрана и значение животного мира


Фронтальная беседа о насекомых, обитающих на территории нашей области. Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности насекомых.


24.


16.


Экскурсия в краеведческий музей.


Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения, обобщение и оформление материалов.


25.


17.


^ Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае. Значение для области и страны


Практическая работа: работа с контурной картой. Обучение умению находить и показывать на физической карте Кемеровской области месторождения полезных ископаемых места и способы добычи. Выделить основные свойства полезных ископаемых. Значение полезных ископаемых для области и страны


26.


18.


Игра «Цветик - семицветик»


Игра «Цветик - семицветик» (Приложение №7)






Люди нашего края (5ч)




27.


1.


Михайло Волков – первооткрыватель Земли Кузнецкой


Беседа по содержанию. Практическая работа: просмотр фрагмента документального фильма «Кемерово. Борьба за мечту». Работа в парах: вопросы по содержанию.


28.


2.


Герои – кузбассовцы в годы Великой Отечественной войны


Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (выступление обучающихся на уроке города)


29.


3.


Шахтерский труд


Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о шахтерском труде.


30.


4.


Поэты, писатели Кузбасса (участие обучающихся в классной конференции)


Познакомить со знаменитыми людьми Кузбасса. (Желательно пригласить на занятие) Практическая работа: конкурс стихов поэтов Кузбасса.


31.


5.


Художники нашего края


Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о художниках Кузбасса.






^ Резервные занятия (3ч)




32.


1.


Игра – викторина «Это было интересно»


Викторина «Страницы истории родного края» (Приложение №5)


33.


2.


«Город будущего». Организация исследовательской работы


Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)


34


3.


Выставки и защита проекта «Город будущего» (пригласить родителей, учителей школы)


Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.



Программа третьего класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Путешествие вглубь веков», «Люди нашего края».



Название раздела


Всего часов


1.


Наш город


7 часов


2.


Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).


14 часов


3.


Путешествие вглубь веков.


6 часов


4.


Люди нашего края


6часов


5.


Итоговые занятия


1часа




Итого


34 часа


Основное направление внеурочных занятий по историческому краеведению в третьем классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов нашей области.

4 класс


№ занятия в учебном году


№ урока в теме


Тема занятия


Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения






^ Наш город (7ч)




1


1.


Появление деревни Кемерово и Кемеровского рудника


Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении деревни Кемерово и Кемеровского рудника


2


2.


Истории названий улиц и площадей города


Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста об истории названий улиц и площадей нашего города. (выступление обучающихся на уроке города)


3


3.


Храмы и церкви нашего города




4


4.


Экскурсия. Храмы и церкви нашего города


Практическая работа: подготовить в группах рассказ о полученной информации во время экскурсии.


5


5.


Просмотр и обсуждение документального фильма «Кемерово. Борьба за мечту» (фрагментально)


Практическая работа: просмотр фрагмента документального фильма «Кемерово. Борьба за мечту». Работа в парах: вопросы по содержанию.


6


6.


Брейн - ринг «Мой город»


Практическая работа: Брейн - ринг «Мой город» (см. приложение 9)


7


7.


Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города»


Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)






^ Наша область (8ч)




8


1.


Кузнецкая Земля в древности


Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о Кузнецкой Земле в прошлом.


9


2.


История создания и исследования Земли Кузнецкой


Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.


10


3.


Рельеф. Знакомство с рельефом Кемеровской области


Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.


11


4.


Рельеф. Особенности рельефа


Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию рельефа Горной Шории. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.


12


5.


^ Полезные ископаемые. Знакомство с полезными ископаемыми Кузбасса


Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых.


13


6.


^ Полезные ископаемые. Значение полезных ископаемых в народном хозяйстве. Угольная, химическая, металлургическая пищевая промышленность


Беседа по содержанию. Практическая работа: умение находить и показывать на физической карте Кемеровской области месторождения полезных ископаемых.


14


7.


^ Полезные ископаемые. Вклад области в хозяйство страны. Крупные шахтерские предприятия нашей области. Значения для области и страны


Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования


15


8.


^ Водные ресурсы. Реки, озера, водохранилища на территории нашей области


Практическая работа над проблемой: чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы.


16


9.


^ Водные ресурсы. Характеристика основных водных объектов


Практическая работа: Тест « Реки, озера нашей области». Приложение №14. Работа в группах: дать характеристику о водных объектах.


17


10.


Растительность. Разнообразие растительного покрова в нашей области. Мир растений тайги и лесов


Фронтальная беседа. Практическая работа: Игра «Аукцион» Приложение №8


18


11.


Растительность. Мир растений лесостепи


Формирование представлений об особенностях природных комплексов области. Степь. Лесостепь. Тайга. Горная тундра и альпийские луга.


19


12.


^ Животный мир. Разнообразие животного мира в нашей области


Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.


20


13.


^ Животный мир. Распространенные и редкие животные нашей фауны


Фронтальная беседа. Практическая работа: причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны. Работа в группах.


21


14.


Самое интересное о природе Кемеровской области


Беседа по содержанию. Практическая работа: конкурс «Самое интересное о природе Кемеровской области» (Приложение № 11) Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах






^ Путешествие вглубь веков (6ч)




22


1.


Палеонтологические находки на территории Кемеровской области


Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презетация) на тему: « Палеонтологические находки на территории Кемеровской области»


23


2.


Рисунки в пещерах, на скалах


Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста рисунков в пещерах, на скалах.


24


3.


Экскурсия в музей-заповедник «Томская писаница»


Практическая работа: описать (по результатам экскурсии) о достопримечательностях музее -заповеднике «Томская писаница»


25


4.


Коренные жители - кочевые племена. Род Щегловых, появление Щегловской заимки, село Щеглово


Беседа по содержанию. Практическая работа: найти и показать на карте первые кочевые племена.


26


5.


Жилища народов, проживающих на территории края


Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.


27


6.


Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Кузбасса


Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.






^ Люди нашего края (6ч)




28


1.


Михайло Волков и Леонид Соколовский - первые исследователи земли Кузнецкой. Люди, основавшие город и внесшие большой вклад в его развитие


Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о первые исследователи земли Кузнецкой.


29


2.


Кузбассовцы в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу)


Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.


30


3.


Экскурсия в музей Боевой славы


Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация) на тему: «Кем из моих близких (предков) я горжусь» Дискуссия.


31


4.


Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи (выступление обучающихся на уроке города), (участие обучающихся в классной конференции)


Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)


32


5.


Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (участие обучающихся в классной конференции)


Определение и выбор темы собственного исследования (обмен литературой, рассматривание, обсуждение)


33


6.


Почетные граждане нашего края. (Подгорбунский, Леонов…)


Фронтальная беседа. Практическая работа: Викторина «Люди нашего края» (Приложение №4)






^ Резервное занятие (1ч)




34


1.


Составление и разгадывания кроссвордов. Игра "История земли Кузнецкой"


Практическая работа: составление и разгадывания кроссвордов. Кроссворд «Наш край» (приложение 1) . Игра "История земли Кузнецкой"



Программа четвертого класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Мифы и легенды Кузбасса», «Люди нашего края».



Название раздела


Всего часов


1.


Наш город


7 часов


2.


Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).


14 часов


3.


Мифы и легенды Кузбасса


6 часов


4.


Люди нашего края


5 часов


5


Итоговое занятие


2часа




Итого






Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Дополнительно вводится новый раздел «Мифы и легенды Кузбасса». Широко используются местные ресурсы: музеи, культурные учреждения, предприятия города и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.



№ занятия в учебном году


№ урока в теме


Тема занятия




Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения






^ Наш город (7ч)




1


1.


Этапы становления города Кемерова: село Щеглово - город Щегловск - город Кемерово - Кемеровская область.


Фронтальная беседа. Практическая работа: просмотр фрагмента документального фильма «Кемерово. Борьба за мечту». Работа в парах: вопросы по содержанию.


2


2.


Путешествие в средневековый город


Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой.


3


3.


Районы города. Социальный паспорт районов. Индивидуальность каждого района города


Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) об одном из районов нашего города.


4


4.


Основные производственные предприятия города. Заводы и фабрики города.


Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.


5


5.


Фонтаны в нашем городе


Фронтальная бесед Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий, презентация) об одном из фонтанов нашего города..


6


6.


Улицы, названные в честь великих людей и великих событий


Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) об улицах названных в честь великих людей и великих событий (выступление обучающихся на уроке города)


7


7.


Памятные места нашего города.


Фронтальная беседа. Практическая работа: собрать и оформить информацию о памятных местах нашего города. (работа в группах)






^ Наша область (14ч)




8


1.


Границы Кемеровской области. Причины ее образования


Фронтальная беседа о причинах образования Кемеровской области.

Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой. Кроссворд «Кузбасс» (Приложение № 9)


9


2.


Какие «пути – дороги» связывают нашу область с другими регионами России и зарубежными странами.


Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическое занятие (работа с атласом, контурной картой)


10


3.


Население Кемеровской области. Народности Кузбасса


Беседа по содержанию. Практическая работа: Конкурс «Что лишнее?» (Приложение № 13)


11


4.


Посещение музея «Томская писаница»




12


5.


Кузнецкая Земля в древности до наших дней. Освоение Земли Кузнецкой


Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.


13


6.


История заселения и освоения Земли Кузнецкой. Памятники древности


Практическая работа: найти и извлечь необходимую информацию об истории заселения и освоения Земли Кузнецкой, памятниках древности. Конкурс «Узнай город» (Приложение № 12)


14


7.


Экскурсия в музей Экологии и Этнографии (Кемеровский Государственный Университет)


Практическая работа: экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Дискуссия.


15


8.


Рельеф. Чем наши горные системы и равнинные территории отличаются друг от друга


Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой, нахождение на физической карте Кемеровской области горные системы и равнинные территории. Работа с контурной картой. Найти отличие.


16


9.


^ Водные ресурсы. Как образуются пороги и водопады. Пороги и водопады на реках нашей области


Формирование представлений об особенностях водопадов, об образовании порогов.

Практическая работа: обозначение водопадов на контурной карте .


17


10.


^ Водные ресурсы. Типы питания рек Определение типа питания рек нашего края


Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор собственного исследования. Работа с контурной картой.


18


11.


Растительность. Растительный мир степи, горной тундры и альпийского луга


Беседа по содержанию. Практическая работа: сделать сравнительную характеристику растительного мира степи, горной тундры и альпийского луга.


19


12.


Растительность. Растительный мир. Охрана и восстановление лесов и растительности. Роль заповедников и ботанических садов


Беседа по содержанию. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов на тему» «Как мы можем защитить леса».


20


13.


^ Животный мир. Таежные животные. Горно-таежные, степные и лесостепные животные


Беседа по содержанию. Практическая работа: сделать сравнительную характеристику таежных, горно-таежных, степных и лесостепных животных.


21


14.


^ Животный мир. Пресмыкающиеся. Охрана и восстановление животного мира Кузбасса


Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Работа в группах.






^ Мифы и легенды Кузбасса (6ч)




22


1.


Йети в Горной Шории: вымысел или реальность?


Фронтальная беседа Практическая работа: моделирование ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. Работа со свежей прессой Обзор периодической печати по теме.


23


2.


Как легенды о кузбасском снежном человеке сказались на развитии культуры в нашем регионе


Фронтальная беседа. Практическая работа:

работа со свежей прессой. Дискуссия.


24


3.


Проектная деятельность (сочинение, рисунки, поделки «Каким ты представляешь Йети?»)


Практическая работа: найти и извлечь необходимую информацию по заданной теме. Обзор периодической печати по теме. Защита проекта.


25


4.


Мифы нашего края: НЛО в Осинниках, золото Колчака, Тайга – соприкосновение двух миров, Мертвая царевна в Тисульском селе


Беседа по содержанию. Практическая работа: (работа в парах) пересказать миф нашего края. Обзор периодической печати по теме.


26


5.


«Шестаковские болота» (Чебулинский район) - уникальное захоронение скелетов доисторических ящуров, так называемое «Кладбище динозавров»


Фронтальная беседа. Наблюдения. Наиболее интересные научные открытия, Работа со свежей прессой. Обзор периодической печати по теме.


27


6.


Экскурсия в краеведческий музей


Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация).






^ Люди нашего края (5ч)




28


1.


Знакомство с поэтами и писателями Кузбасса и их произведениями. Произведения для детей: Береснева, Шумилова, Фадеевой, Матвеева и др. Издания Союза писателей Кузбасса (выступление обучающихся на уроке города)


Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презетация) на тему: «Поэты и писатели нашего края».


29


2.


Заслуженные и известные артисты Кемеровской области


Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных и известных артистах Кемеровской области


30


3.


Знакомство с художниками и их работами. Мастерская художника.


Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных и известных художниках Кемеровской области


31


4.


Экскурсия в музей искусств


Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация) на тему: «Люди, которыми славится наш Кузбасс».


32


5.


Трудовые династии строителей, шахтеров, учителей и др. Профессии и предприятия, на которых работают наши родители (участие обучающихся в школьной конференции)


Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презентация) на тему: «Трудовые династии» Тест «Люди земли Кузнецкой» (Приложение № 10)






^ Резервные занятия (2ч)




33


1.


Научно – практическая конференция «Кузбасс – мой край родной»


Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских работ.


34


2.


Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своей области, если бы был губернатором»


Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах.Защита проектов.





  1. Перечень ключевых слов



Аналитическое описание - прием рассказа, в котором дается описание составных частей, деталей, их функционального назначения

Архитектура - (лат. architectura - от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др.

Город - крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.

Деревня - от слов деру, драть (подготовка участка земли, выдирали кусты, деревья);

Заимка - в старину: земельный участок, занятый кем-нибудь по праву первого владения, обычно вдали от других поселений.

История - (от греч. historia - рассказ о прошедшем - об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. 2) Комплекс общественных наук изучающих прошлое .

Кемерово - город, центр Кемеровской области. Расположен на обоих берегах реки Томи. На месте современной центральной части города, при впадении в Томь реки Искитим, в начале XVIII века крестьянином Щегловым была основана деревня, названная по его фамилии. Впоследствии деревня превратилась в крупное село Щеглово (Щегловское), получившее статус города в 1918 г. и название Щегловск. В 1923 г. Щегловск был переименован в г.Кемерово по названию Кемеровского рудника. Кемеровский рудник был назван по имени небольшой деревни Кемерово, основанной в начале XIX века безвестным крестьянином Кемеровым. Возможно, он выходец из тюрко-язычной среды. Фамилия Кемеров могла возникнуть от прозвища Кемер - «крутой берег», или Комур - «уголь».Есть и еще одно толкование происхождения названия Кемерово.До прихода русских при владении реки Акаевой в Томь был расположен Темир улус - «железный улус», в котором жили представители местных тюрок. Русские поселенцы до конца XIX века называли Темир улус Темировой деревней, позже Темеровой деревней. Представители старших поколений и в настоящее время называют город то Кемерово, то Темерово. Переход начальной «т» в «к» был вполне возможен.

Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения.

Микрорайон - микро… - первая часть сложных слов, обозначающая малые размеры.

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников естественной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Новокузнецк – крупнейший город области. Возник сначала как Кузнецкий острог. Потом стал городом Кузнецком, еще позднее – Сталинском, и позже - городом Новокузнецком.

Область – 1).Часть страны, государственной территории. 2).Крупная административно-территориальная единица.

Областной центр - город с административными, промышленными и другими учреждениями.

Переселенцы – человек, переселившийся с постоянного места жительства в новые, обычно необжитые места.

Площадь - незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого в разные стороны расходятся улицы.

Почетный гражданин города - почетный - пользующийся почетом (уважением, оказываемым обществом, окружающими людьми), заслуживающий его; гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

Процесс – последовательная смена состояний в развитии.

Разрез - открытая горная разработка.

Район - административно-территориальная единица большого города.

Рельеф – франц ( relief - от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту.

Улус – у некоторых народов Сибири: селение.

Факт - имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации.

Шахта - горнопромышленное предприятие, ведущее подземную добычу полезного ископаемого место добычи его.

Юрта – у некоторых кочевых народов Южной Сибири: переносное конусообразной формы жилище, крытое звериными шкурами.

Явления - общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников.



  1. Приложения



Некоторые формы подведения итогов учета знаний, умений, которые должны быть сформированы у обучающихся:


Приложение № 1


^ Кроссворд «Наш край»

(3класс, урок 34, итоговое занятие)


1 2


н


у




3 4


5


о


г


т


6


7 в


о


л


к


о


в


о


л


и


е


м


е


к


ь


с


м


ь


р


у




т


е




б


з


в


р


а


н


я


о




е


н


в


ц


к


о


к


а





1) Крупнейший город Кузбасса.

2) О каком полезном ископаемом Петр 1 сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет»?

3) Родина космонавта Алексея Архиповича Леонова

4) Столица Кузбасса

5) Главная водная артерия Кузбасса

6) Название растения, которое первым зацветает в Кемеровской области

7) Разгадав кроссворд, вы получите ключевое слово. Что вы знаете о нем?


Приложение №2



^ Викторина Почемучек

(2класс, урок 8, игра-викторина)


1) Кто, когда и где впервые обнаружил пласт каменного угля на территории нашей области?

2) Перечислите населенные пункты, название которых созвучны названиям растений? (п. Кедровка, п. Крапивинский, д. Листвянка, г. Березовский…).

3) Откуда произошло название гор «Кузнецкий Алатау»?

4) Какая река говорит о себе только в первом лице?

5) Я река. Мой путь на север

Между скал и средь равнин,

Если Я на Т заменим,

Буду в море исполин.


Приложение №3


^ Викторина «История города Кемерово»

(1класс, урок 28, викторина «Почемучек»)


- Кто был первым поселенцем?

- Как назывался наш город раньше?

- Из представленных гербов выберите герб города и области.

- В каком году были построены первые каменные здания?

- Назовите улицы города, связанные с космической темой?

- Перечисли площади нашего города.

- В каком районе мы живем?


Приложение №4


^ Викторина «Люди нашего края»

(3класс, урок «Почетные граждане нашего края»)


- Назови почетных граждан нашего города.

- Назови имена кузбассовцев - защитников Родины.

- Перечисли известные имена поэтов и писателей нашего города.

- Перечисли известные имена художников нашего города.


Приложение №5


^ Викторина «Страницы истории родного края»

(2 класс, 32урок, «Игра – викторина «Это было интересно»)


1. Улица, начинающаяся от Притомской набережной, на которой стоит памятник воинам-кузбассовцам, погибшим в годы ВОВ?

2. В 1965 году улица Барнаульская была переименована в улицу имени …?

3. Он был организатором АИК «Кузбасс». Его именем названа улица в Рудничном районе?

4. Эта улица названа именем шахтера, Героя Социалистического труда, кавалера трех степеней знака «Шахтерская слава», «Лауреата премии Кузбасса»? (Рудничный район):

5. Эта улица названа именем Героя Советского Союза по просьбе однополчан-кемеровчан. Здесь расположен лицей № 89?

6. Пересечение двух улиц: одна названа в честь первой женщины-космонавта, другая - именем первого космонавта планеты?

7. Назовите 12 улиц, носящих имена выдающихся людей нашей страны?

Ответы: 1. Весенняя. 2. Коломейцева. 3. Рутгерса. 4. Ракитянского. 5. Смирнова. 6. Терешковой. Гагарина. 7. Кирова, Дзержинского, Орджоникидзе, Островского, Калинина, Мичурина, Нахимова, Ленина, Лядовой, Тухачевского, Чкалова, Черняховского.


Приложение №6


Игра «Крестики-нолики»

(1 класс, 19 урок, «Животный мир Кемеровской области. Разнообразие животного мира»)


Командам предлагаются карточки-перфокарты, где записаны номера вопросов-заданий. Ведущий читает вопрос-задание, а команды ставят «+», если вопрос-задание верное, или «0», если в нем ошибка.

Вопросы-задания:


  1. Бабочка и осина – это объекты живой природы.


  2. Самый холодный осенний месяц – октябрь.


  3. Осенью выпадают осадки только в виде дождя.


  4. Ежики запасают на зиму грибы и ягоды.


  5. Некоторые бабочки улетают осенью в тёплые края.


  6. Птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно.


  7. В конце осени залегают в спячку бурундуки и барсуки.


  8. На зиму запасают корм волки, лоси, лисы.


  9. Лягушки осенью нагуливают подкожный жир и засыпают


  10. Деревья зимой не умирают, а спят


Перфокарта с правильными ответами:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

+ 0 0 0 + 0 + 0 0 +

Приложение №7


^ Игра «Цветик - семицветик»

(2 класс, 26 урок, «Игра «Цветик - семицветик»)


Игра проводится по принципу «Решето». Ведущий задает вопрос о растительном, животном мире, о погоде, реках, горах. Участники каждой команды по очереди отвечают. Если учащийся не ответил, то отвечает следующий из команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон в виде лепестка цветка. Какая команда наберет большее количество лепестков, та и побеждает в этом конкурсе.

Вопросы:


  • С чем связаны дожди в январе в нашем крае (с теплыми ветрами с Атлантического океана);


  • Какой грызун наших лесов весной часто разоряет гнезда птиц и почему (белка, весной ей не хватает растительного корма);


  • Какая птица «хвостом лед разбивает» и почему (трясогузка, так как она прилетает во время вскрытия рек);


  • Какие деревья и кустарники нашего края цветут до распускания листьев (карагач, осина, вяз, тополь, ива);


  • Какие рыбы просыпаются весной после спячки (карась, линь, пескарь, карп, уклейка);


  • Растет ли в Кемеровской области подснежник (нет);


  • В какую реку впадает главная река Кемеровской области (Обь);


  • Какое широколиственное дерево осталось в Кемеровской области с доледникового периода (липа);


  • Самое большое озеро Кемеровской области (Большой Берчикуль);


  • Самый маленький олень Кузбасса (косуля).




Приложение №8


^ Игра «Аукцион»

(3 класс, 17урок, Разнообразие растительного покрова в нашей области»)


На аукцион представлены следующие товары (названия товаров записаны на карточках и прикреплены к доске). Любой из этих товаров может стать вашим. Приобрести товары вы сможете в обмен на знания. Каждая команда, участвуя в торге, называет информацию о данном объекте объемом в одно предложение. Какая команда назовет последнее предложение, тот и покупает товар. Начинаем торги.

Товар первый – каменный уголь.

Примерные ответы детей о каменном угле:

Каменный уголь - это полезное ископаемое.

Уголь добывают в нашей области.

Цвет черный.

Тяжелее воды.

Основное свойство – горючесть

Добывается в шахтах, на разрезах.

Имеет блеск, хрупкий, твердый.

Используется в черной металлургии, энергетике и химической промышленности.

Следующий товар – кедр.

Примерные ответы детей о кедре:

Точное ботаническое название – сосна сибирская.

Хвойное вечнозеленое дерево.

Семена кедра используют в пищу.

Высота дерева до 40-45 метров.

Живет кедр до 500-850 лет.

Кедр начинает плодоносить в 40-50 лет.

Кедр занесен в Красную книгу.

Кедровые семена являются источником питания для многих животных.

У кедра ценная древесина красноватого цвета.


Приложение № 9


^ Кроссворд «Кузбасс»

(4 класс, 8 урок, «Границы Кемеровской области. Причины ее образования»)



1


к














2










у




3


з










4








б






5






а
















6








с




7


с


















1.Растение из Красной Книги Кузбасса.

2. Правый приток реки Усы.

3. Пушной зверек.

4. Медвежий чеснок, черемша.

5. Стариннное село Новокузнецкого района.

6. Продукт переработки угля

7. Полудрагоценный камень Салтымаковского хребта

Ответы: Кандык, Чексу, заяц, колба, Атаманово, кокс, сердолик


Приложение № 10


Тест «Люди земли Кузнецкой»

(4 класс, 32 урок, «Трудовые династии… »)


  1. Кузбассовец, летчик-космонавт СССР, впервые в истории человечества вышел из корабля в открытый космос. (Алексей Леонов)


  2. Соратница Зои Космодемьянской по партизанскому отряду, находилась в рядах активной разведки штаба Западного фронта. (Вера Волошина)


  3. Знатный шахтер, зачинатель стахановского движения в Кузбассе. (Иван Борисов)


  4. Новокузнечанин, Герой Советского Союза, закрывший своим телом амбразуру дзота. (Черемнов)


  5. Первооткрыватель кузнецкого каменного угля. (Михайло Волков)


Кузбассовец, герой Советского Союза, панфиловец. (Васильев)


  1. Кемеровчанин, абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу. (Мартемьянов)




Приложение № 11


^ Конкурс «Самое интересное о природе Кемеровской области»

(3 класс, 21 урок, «Самое интересное о природе Кемеровской области »)


Командам выдаются карточки с вопросами. За 2-3 минуты необходимо ответить на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.

Карточка № 1

Самое ценное у пихты.

Самые темные леса.

Самое красивое, душистое и медоносное дерево.

Самый крупный олень.

Самый маленький примитивный олень.

(Смолы и эфирные масла, еловые, липа, лось, кабарга)

Карточка № 2

Самое ценное у кедра.

Самое долгоживущее дерево.

Самые древние из растений.

Самый редкий олень.

Самая крупная кошка.

(Семена, орехи; лиственница, папоротники, сибирский северный олень, рысь)


Приложение № 12


^ Конкурс «Узнай город»

(4 класс, 13 урок, «История заселения и освоения Земли Кузнецкой »)


По описанию надо отгадать города Кемеровской области.

1.Этот город долго называли городом одной улицы. Один из самых молодых угольных городов Кузбасса, построенный руками комсомольцев 50-60-х годов. Город возник на месте поселка Ольжерас. В городе развито производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность. Расположен в долине между Томью и ее притоком Усой на железнодорожной магистрали Новокузнецк – Абакан. (Междуреченск)

2. Город расположен на Кузбасской железнодорожной магистрали. Возник в 1726г. в виде маленькой деревушки. В 1931г., после сдачи в эксплуатацию цинкового завода, стал поселком городского типа, который был преобразован в город. Ведущие отрасли промышленности: цветная металлургия, машиностроение. Здесь работает крупная трикотажная фабрика.

(Белово)

Приложение № 13


^ Конкурс «Что лишнее

(4 класс, 10 урок, «Население Кемеровской области»)


Из каждой перечисленной группы объектов надо выбрать лишний объект, который не относится к Кемеровской области.

Карточка № 1

Что лишнее? Обоснуйте свой выбор.

Бачатское, Беловское, Журавлевское, Танай.

Борисовская, Настуся, Смирновская, Терсинка.

Мариинск, Тайга, Тогучин, Белово.

Карточка № 2

Что лишнее? Обоснуйте свой выбор.

Томская, Новосибирская, Омская, Красноярский.

Заринск, Прокопьевск, Гурьевск, Тяжин

Борисовская, Карачинская, Березовоярская, Терсинка


Приложение №14


^ Тест « Реки, озера нашей области»

(3 класс, 10 урок, «Реки, озера, водохранилища на территории нашей области»)


1. Главная река родного края. (Томь)

2. Эта река протекает по нашей области всего 25 км. (Чулым)

3. Река, название которой в переводе с тюркского означает «скала». (Кия)

4. Самое большое по площади озеро. (Большой Берчикуль)

5. Самое глубокое озеро. (Среднетерсинское)

6. Река, чье название состоит из двух одинаковых букв. (Яя)

7. Как называется озеро, в котором не водятся рыбы? (Пустое)


  1. Литература



Антонова Ж.В., Иовенко Г.Е., Медянкина С.М. Градоведение. Программа факультативного курса на примере города Кемерово. Кемерово, 2003.

Балибалов И.А. Кемерово. Вчера. Сегодня. Завтра. Кемерово, 1982.

^ Квасникова Н.Ю. Авторская программа по курсу «Краеведение»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/527267/].

Козлова О.Г. Внеклассное мероприятие по географии. Урок-конкурс «65 лет Кемеровской области»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/504384/].

^ Панафидина Е.М. Научно-практическая конференция по краеведению для учащихся 3-х классов «Кузбасс — мой край родной»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/573480/].

Рехлов В. Повесть о Михаиле Волкове. Кемерово, 1972.

Скиданова Е.Н. Игра «История земли Кузнецкой»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/521536/].

Солосвьев Л.И. География Кемеровской области Природа. Кемерово, 2006.

Сорвилова О.В. Разработка урока с региональным компонентом «Наш край»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/562646/].

Фадеева С. А Программа курса окружающего мира «Мы здесь живем»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/562876/].

Путешествие в историю. Е.В. Саплин, А.И. Саплин. Центр гуманитарного образования. 1995 год.

  2.Путь к Ахтубе. А.Рогозин. Волгоград. Издатель. 2008г.

3. На ахтубе – реке. В Зайцев. Волгоград.2004г.

4.На Ахтубинских просторах. В Зайцев. Волгоград. 2008г.

5. Правда жизни. Г.Усков . Волгоград. 2007г.

6. Вековой след истории. Л.Зенкевич. Ленинск 2009г.

7.Ленинск – фронту. В.Зайцев. Ленинск. 2000г.

8. Отчий край. Журнал комитета по печати и информации Администрации Волгоградской области.

9.География Волгоградской области. Нижне-волжское книжное изд. 1989г.

10. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. М.- 1996.

11.Лихачев Д.С. Земля родная. М. – 1983.

12.Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. М.: АРКТИ. – 2005.

13.Моя родословная: Пособие для школы. Автор составитель Василевская В.С. М.: Вита-Пресс. – 2001.

14.Памятники природы Волгоградской области. А.В.Брылёв. Волгоград. 1987г.

15.Хрестоматия по истории родного края. И.С.Шепелева. Нижне-волжское книжное изд. 1970г.

16.Животный мир Волгоградской области. Б.Кубанцев. Нижне-волжское книжное изд. 1962г.

17.Наш край в далёком прошлом. А.Киреев. Нижне-волжское книжное изд. 1965г.

18.Краеведение. А.Даринский. М. Просвещение 1987г.

19.География Волгоградской области И.Панин. Нижне-волжское книжное изд. 1968г.

20.История Волгоградского края от каменного века до Золотой Орды. А.Скрипкин. Волгоград. 1998г.

21.Ахтубинские первопроходцы. Библиографическое пособие. 2000г.

22.Путеводитель по городу. Ленинский район. Ленинск. 3008г.

23.Символика нашего края. Библиографическое пособие. Ленинск. 2002г.

24Памятники и памятные места Волгоградской области. Е.Чемякин Волгоград. 2008г.

25.Были-небыли уездного Царицына. В.Сергеев. Волгоград. 2008г.

26.Волгоград. Четыре века истории. В.Томарёв. Нижне-волжское книжное изд. 1989г.

27.Очерки истории Волгограда. М.Водолагин. М.Наука. 1969г.

28.Петр I в Царицыне и на среднем Дону. С.Рябов. Волгоград. 1994г.

29.Царицынские картинки: воеводы и коменданты. Г.Самойлов Волгоград. 2002г.

30.Историко-краеведческие записки. Альманах. Волгоград.1977г.

31.Город Ленинск. М.Поляков. Нижне-волжское книжное изд. 1981г.

32.Поселения Волгоградской области. Л.Воробьёв Волгоград 2001г.

33.Книга памяти Волгоградской области. Волгоград. 1994г.

34.Победа-65. Герои СССР. г.Ленинск. 2009г.

35Солдаты Победы. Волгоград.2006г.

36.Слава и гордость нашего края. Волгоград 2009г.

37.Сталинградский рубеж. Москва 2000г.

38.Энциклопедия Волгоградской области. Волгоград. 2000г.

39.Волгоградские художники.Волгоград.2007г.

40.Актёры, роли ,спектакли. А.Илюшин. Волгоград. 1996г.

41.Живопись, графика, монументальное искусство. М.Пышта. Волгоград 2009г.

42.Сказ о богатырях Волжских. Е.Крюков. Волгоград. 2010г.

43.Путь добру. В.Паршин Волгоград.2005г.

44.Поклонение. В.Паршин Волгоград.2003г.

45.На родных просторах. Б.Лощилин. Волгоград.2006г.

46.Земляне. Л.Кривошеенко. Волгоград.2005г.

47.Светлячок. Л.Кривошеенко. Волгоград. 2004г.

48.Сталинградская сирень. Е.Иванникова. Волгоград. 2008г.

49.Раздумье. А.Кувакина. Волгоград. 2008г.

50.Континентальный климат. Н.Барышникова. Волгоград.2009г.

51.И вчера, и сейчас. М.Зайцев. Волгоград. 2006г.

52.15 исторических поселений. А.Воробьёв. Волгоград 2001г.






Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Краеведение"

   Пояснительная записка

 Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

 Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями в развитии и самосовершенствовании, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

 В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Цели внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения образовательной программы НОО, интересами и потребностями обучающихся. запросами их родителей, ценностными установками педагогического коллектива образовательного учреждения.

 В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному. духовно - нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

 Неоценимым источником развития и воспитания личности являются инновационные формы внеурочной деятельности, среди которых следует особо выделить краеведение. Российский академик Д. С. Лихачёв отметил, что только «любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества». Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, его истории, культуры, традиций. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе.

 Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном мире. С возрастом у человека любовь к «малой родине» перерастает в любовь к «большой Родине». Таков многоуровневый характер патриотического чувства.

 Для формирования гражданственности и патриотизма необходимо выполнить два основных условия:

Эмоциональное благополучие ребёнка в детстве. Оно возникает, если ребёнок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких в своей семье, детском саду, школе, в том месте, где он родился. Тогда и в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности к матери, к отцу, к своей семье, к друзьям, к родному краю, которое становится в будущем основой преданности, любви и уважения к своей стране.

Целенаправленное патриотическое воспитание, в результате которого патриотизм из разряда общественно значимых ценностей переходит в структуру личностно значимых ценностей человека и становится его устойчивым нравственным чувством. При организации патриотического воспитания важно использовать мощнейший потенциал дошкольного возраста для дальнейшего познавательного, эмоционального, волевого, нравственного развития ребёнка.

Главным чувством, которое должно формироваться в процессе патриотического воспитания у младших школьников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живёт, а затем уже и к большой Родине – России.

 Данная учебная программа ориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения. Программа обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихся в начальной и основной школе.

:



Календарно-тематическое планирование






«Историческое краеведение тесно взаимодействует, органично связано с другими областями (направлениями) краеведения: географическим, литературным, естественно-научным и т.д. Оно является частью единого комплекса знаний о местном крае, с которым учащиеся знакомятся во время уроков и внеклассных занятий по истории и другим предметам на протяжении всех лет обучения в школе. Учащиеся изучают наряду с прошлым края, его природу (рельеф местности, климат, растительный и животный мир, водные ресурсы и полезные ископаемые), экономику, фольклор, литературу, экологическую ситуацию в регионе. Краеведение – ценнейшее средство межпредметных связей». (Сейненский А. Е. Родной край: история, традиции и современность. – М.:Педагогическое общество России,2009.- С.20.)

Введение краеведения в учебный процесс способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия.









Организация работы по созданию родословных учащихся кроме огромного воспитательного потенциала помогает решать и конкретные образовательные задачи.





Уроки литературного чтения дополняются результатами начального литературно-краеведческого исследования по связям жизни и творчества известных писателей, художников с реальными историческими лицами, жившими в Кургане и Курганской области. Поучительно ознакомление школьников на доступном уровне с вкладом наших земляков в большую науку: Т.С.Мальцев, Г.А.Илизаров, Я.Витебский. Изучение природного наследия края (совокупности растительного и животного мира, полезных ископаемых, рек) помогает формировать экологическое мышление.

В учебном плане ОУ краеведение может быть представлено в компоненте, который формируется участниками образовательного процесса, в виде учебного предмета, краеведческого курса или краеведческого модуля.

В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями в 1 классе реализация краеведческого образования на уровне отдельного учебного предмета, учебного курса недопустима. Поэтому в первый год обучения краеведение включено модулем в содержание обязательных учебных предметов и направлением во внеурочной деятельности школьников.

 Курс «Начальное краеведение» рассчитан на 3 года обучения (2-4 кл.), 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год.

Особенности организации краеведческой деятельности

Изучение краеведения выстраивается на основе принципов:

  • концентризма

  • маятника

  • спирали

  • связи с общественными событиями


Концентры определяются возрастными особенностями и целями краеведческих программ. Принцип концентризма предполагает изучение краеведения по концентрам – своеобразным кругам знаний.

«Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, но и, главное, понимали необходимость единства, интеграции концентров, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного «круга знаний» в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далёким, возвращение от далёкого к более близкому…

Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего села, города, края, возможно, страны. И, наоборот, знакомясь с историей государства, республики, края, области, они возвращаются к фактам истории родного с ела, города, семьи. Такой принцип организации краеведно - познавательной деятельности учащихся можно назвать «принципом маятника (или челнока)». Правильно утверждение: важно через микроисторию осветить макроисторию и, наоборот, на фоне макроистории показать историю края».(Сейненский А. Е. Родной край: история, традиции и современность. – М.:Педагогическое общество России,2009.- С.16 - 17.)



1 класс



^ Название концентра


Тема


Межпредметные связи


Форма проведения


Образовательный продукт


Я и моя семья


«Познакомьтесь, это – мы!»


Я горжусь своей фамилией


День пожилых людей (октябрь)


День Матери (ноябрь)


Мамин день – 8 Марта!


Папин день


Внеурочная деятельность


Обуч.грамоте + письмо


Технология + ИЗО


Обуч.грамоте, музыка, ритмика


музыка,ритмика, внеурочная деятельность


музыка,ритмика, внеурочная деятельность


Семейная гостиная


Урок (сообщения дет)

Художественное творчество


Литературно-музыкальная композиция


праздник


праздник


Девиз семьи, семейная газета, презентация семьи


Презентация


Поделки, рисунки


Стихи, песни, танцы


Стихи, песни, танцы, подарки


Стихи, песни, танцы, подарки


Я и мой город


История возникновения Кургана

Я люблю свой город!


Дом, в котором я живу


Обуч.грамоте + письмо


Ванеур.деятел.


Окр.мир, ИЗО, технология


Урок (беседа)


Автобусная экскурсия по городу


Урок (сообщения дет)




Презентация


Я и мой край


Растительный и животный мир родного края


Декоративно-прикладное искусство Зауралья


«В гостях у Домового» (малые фольклорные жанры Зауралья: песни, потешки, игры и др.)

Удивительная жизнь птиц


Окр.мир, ИЗО, технология, внеурочная деят.


ИЗО, технология, внеурочная деят.


Литературное чтение, музыка, внеурочная деятельность

Окр.мир, внеурочная деятельность


Урок (беседа), экскурсия в Краеведческий музей


Слайд-шоу. Экскурсия в Краеведческий музей


Фольклорный праздник


Тематическая экскурсия и творческая встреча с автором фотовыставки


Выставка поделок и рисунков


Выставка поделок и рисунков


песни, потешки, игры и др.


Отзыв «Мои впечатления о встрече»


Я и мое Отечество


Знакомство с государственной символикой

Сказки Леонида Куликова


23 февраля – День Защитника Отечества


9 Мая – День Победы


Памятники защитникам Отечества в нашем городе


Литературное чтение, русский язык, окр.мир

Литературное чтение (внеклассное)


Физкультура

ИЗО, технология


Литературное чтение, музыка, внеурочная деятельность, ИЗО


Окр.мир, внеурочная деятельность


Урок (беседа)


Литературная гостиная


Спортивные эстафеты

Урок (беседа)


Урок (беседа)


Урок (рассказ учителя), экскурсия


Кроссворд


Выставка детских рисунков по прочитанным произведениям, сочинение сказок

Создание эмблем команд

Подарки


Конкурс рисунков, возложение цветов к Вечному огню


Возложение цветов к Мемориалу погибшим в локальных войнах



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!