СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Подумаем вместе: от математики до финансовой грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подумаем вместе: от математики до финансовой грамотности» (общеинтеллектуальное направление) для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учебного плана МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы Смоленской области на 2019-2020 учебный год. Программа рассчитана на возраст детей 6,5-11 лет, занятия проводятся с обучающимися во внеурочное время по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 4 года обучения (1-4 классы; 135 часов: 1 класс – 33 часа, 2,3,4 классы – по 34 часа).

Цель курсацеленаправленная и систематическая работа по формированию у младших школьников приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей; формирование экономического мышления и воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Подумаем вместе: от математики до финансовой грамотности"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

г. Вязьмы Смоленской области



СОГЛАСОВАНО

на заседании

методического объединения

учителей начальных классов

протокол № 1

от «28» августа 2019 года

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол № 1

от «30» августа 2019 года

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

01-01/99

от «30» августа 2019 года






Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Подумаем вместе: от математики до финансовой грамотности»

(общеинтеллектуальное направление)

для обучающихся 1-4 классов





Учитель Пятница Елена Вячеславовна

(ФИО)

высшей категории















2019/2020 учебный год

пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подумаем вместе: от математики до финансовой грамотности» (общеинтеллектуальное направление) для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учебного плана МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы Смоленской области на 2019-2020 учебный год.


Программа рассчитана на возраст детей 6,5-11 лет, занятия проводятся с обучающимися во внеурочное время по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 4 года обучения (1-4 классы; 135 часов: 1 класс – 33 часа, 2,3,4 классы – по 34 часа).


В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию среднего образования, с ориентацией процесса обучения на развитие личности ребёнка главной задачей обучения математике становится не только изучение основ математической науки, а также и общее интеллектуальное развитие обучающихся. Таким образом, методическая система обучения математике должна быть переориентирована с увеличения объёма информации, необходимой для усвоения, на формирование умений анализировать, продуцировать и использовать информацию.

С точки зрения приоритета развивающей функции в обучении математике, конкретные математические знания и умения рассматриваются не столько как цель обучения, сколько как база для организации полноценной в интеллектуальном отношении деятельности обучающихся.

Среди общих целей математического образования центральное место занимает развитие интеллектуальных способностей. В развитии интеллектуальных способностей младших школьников особую роль играет мышление. Во взаимодействии с мышление развиваются все познавательные процессы. Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. Различают три формы мыслительной деятельности – наглядно – действенную, наглядно – образную и словесно – логическую.

К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Для успешного обучения в среднем звене, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющие мышления:

1)Высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного,
классификации и др.

2)Высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы.

3)Высокий уровень организованности и целенаправленности,
проявляющийся в ориентации на выделение существенного в
явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.

Данный курс позволяет не только повысить качество знаний, обучающихся и их интеллектуальное развитие, но реализовать в школьной практике принципы государственной политики: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования…» (послание «Наша новая школа» Федеральному Собранию Российской Федерации от 05.10.2008 года президента РФ Д. Медведева)

Дети младшего школьного возраста достаточно осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой информации. Уровень мыслительной деятельности и потребности детей обеспечивают возможность развития обучающихся не только на уроке, но и во внеурочное время. Наиболее характерные для этого возраста наглядно - образное и действенно – образное мышление, создают предпосылки для формирования логической формы мышления. Слово «Логика» происходит от древнегреческого слова logos, обозначающего мысль, слово, понятие, закон, рассуждение. Это наука, имеющая отношение к обоснованию мысли, слова. Следовательно, логика относится к языку и мышлению в целом.

Психолог Л.С.Выгодский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. К концу младшего школьного возраста развитие мышления способствует возникновению рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.

В основе построения кружковой работы по математике «Подумаем вместе: от математики до финансовой грамотности» лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приёмов умственной деятельности. Формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие восприятия, внимания, памяти, эмоций и речи ребёнка, именно эти ка­чества являются основой успешной учебной деятельности ребенка.

Полученные детьми знания при изучении тем в разделе «Экономическая игротека на уроках математики» позволят уже в начальных классах включиться детям в экономическую жизнь школы, семьи, а при обучении в средних и старших классах осваивать сущность рыночной экономики, овладевать основами предпринимательской деятельности.

Актуальность проведения внеурочных занятий по математике и финансовой грамотности определяется рядом факторов практического характера:

  • ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика, развитие интеллектуальных возможностей учащихся;

  • создание условий для повышения мотивации к обучению математики;

  • обучение рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия;

  • общение учителя и уче­ника;

  • занятость ученика во внеурочное время.

Цель курсацеленаправленная и систематическая работа по формированию у младших школьников приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей; формирование экономического мышления и воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества.

Задачи курса:

  • дать доступное, ясное и системное представление о деятельности мышления, научить способам мыслительной деятельности;

  • формирование учебной мотивации и математических знаний, универсальных учебных действий;

  • формирование основ экономических знаний; объяснение некоторых доступных для этого возраста экономических связей, складывающихся в непосредственном окружении детей (в семье, в городе, в стране), мотивов и ограничений экономической деятельности людей, основных экономических принципов и законов; освоение первоначальных практических навыков грамотного потребителя в рыночном обществе; создание основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах;

  • формирование умения выполнять проектные работы;

  • развитие интеллекта, обучение приёмам исследовательской и творческой деятельности;

  • развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, вниманием, памятью и кончая оперированием логического и творческого мышления;

  • развитие любознательности, эмоционально – познавательного начала в процессе овладения азами математики;

  • развитие личности ученика, его творческого потенциала;

  • воспитание у учащихся личностных качеств, необходимых для организации эффективного межличностного общения в группе; учить слушать мнение других, аргументировано доказывать свою точку зрения, самостоятельно делать выводы и умозаключения, применять свои знания на практике;

При решении задач обучения, развития и воспитания ключевым концептуальным содержанием всего курса является саморазвитие личности учащихся.

Принципы построения курса

Кружковая работа по математике для младших школьников «Подумаем вместе: от математики до финансовой грамотности» основывается на общедидактических (доступность, наглядность, индивидуальный подход) и специфических принципах обучения младших школьников:

1. Принцип создания развивающей (проблемной) ситуации является основополагающим для данной программы. Для реализации принципа программа предусматривает организацию мыслительной деятельности школьников на занятиях следующим образом:

  • Коллективный разбор исходной для данного занятия задачи, выявление проблемы. В процессе учебного диалога с учителем и сверстниками, учащиеся анализируют условия задач, выделяют в них существенные отношения данных, фиксируют данные посредством построения моделей, предлагают возможные способы решения задачи и обсуждают их, выбирая правильные. Смысл такого разбора состоит в том, чтобы побудить детей к высказываниям и обсуждению разных точек зрения по поводу сходства и различия в способах и условиях решения. При этом создаются дополнительные условия для углубления понимания детьми условий задач, расширения осознания ими своих действий и улучшения умений планировать мыслительную деятельность.

  • Самостоятельное решение детьми серии задач, аналогичных исходной.

  • Коллективный разбор под руководством учителя результатов решения задач в итоге самостоятельной работы. Подробно обсуждаются все предложенные способы решения.

  • Самостоятельное сочинение детьми задач, заданий на логику и смекалку; коллективное обсуждение под руководством учителя решение этих задач.

2. Принцип природосообразности. Содержание программы соотнесено с возрастными нормами развития мыслительных процессов детей младшего школьного возраста.

3. Принцип системности. Учебно-развивающий материал выстроен по принципу возрастания уровня сложности логических задач и соответствует программному содержанию материала на уроках математики с 1 по 4 класс.

4. Принцип научности и обучения на высоком уровне трудности.

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, умозаключения, обобщения. Богатство используемых в факультативном курсе исторических материалов, их достоверность и разнообразие делает учебно - методический комплект научно значимым. Вводимые термины направлены на осознание их, а не на заучивание.

Несмотря на доступную и занимательную форму изложения «Экономической игротеки», овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребёнку необходимо прилагать некоторые усилия.

5. Принцип избыточности изучаемого материала.

6. Принцип доступности. Отношения предметов и их свойств в логических задачах и заданий, составляющих основное содержание данной программы, представлены в конкретной форме, в виде известных жизненных ситуаций, что активизирует познавательный интерес детей, побуждает к размышлениям. Кроме этого, для решения данных задач и заданий не требуется специальных знаний, так как они построены на не учебном материале, что позволяет любому ребенку вне зависимости от уровня его знаний по школьным предметам действовать вполне успешно.

7. Принцип наглядности. На занятиях используются портреты известных математиков, картины, другой информационный и наглядный материал, карточки с заданиями, которые помогают детям представить, воспринять и понять предлагаемый материал. Для развития познавательной активности учащихся и более результативного восприятия материала при проведении занятий используются мультимедийные технологии. Презентации дают возможность выстроить объяснение материала на занятии логично и научно с использованием видеофрагментов.

Методы, формы и приёмы работы

При проведении занятий используются следующие разнообразные методы, формы и приемы учебно-воспитательной работы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемные (создание проблемной ситуации) и частично – поисковые методы, методы самостоятельной работы, работы в парах, а также урок-путешествие, урок-игра, урок-практикум, олимпиады.

Основными видами деятельности учащихся являются: решение занимательных задач; оформление математических газет; участие в математических олимпиадах на разных уровнях и в международной игре по математике «Кенгуру»; знакомство с научно-популярной литературой математического и экономического содержания; проектная деятельность, самостоятельная, творческая и научно-исследовательская работа; работа индивидуальная, в парах и в группах.

В зависимости от учебной задачи используются фронтальные, групповые и индивидуальные способы работы. На занятиях обучающую роль наравне с учителем играют высказывания детей. Весь материал этого курса вводится в игровой форме, непринуждённо, не давая каких-либо формальных определений, что оказывает благотворное влияние на личностно – мотивационную сферу.


содержание курса внеурочной деятельности

Задания подбираются в зависимости от уровня подготовленности обучающихся, их индивидуальных возрастных особенностей, почти всегда носят занимательный характер, требуют от ученика умения применять знакомые ему мыслительные операции, поэтому привлекают даже тех, кто не любит математику.

В начале каждого занятия проводится разминка «Подумаем вместе», что позволяет ребёнку сразу непринуждённо включиться в процесс работы.

Задание в 1 и 2 классе «Нарисуй такую же фигуру» вносит занимательный характер и направлено на развитие зрительно – моторной координации и образного мышления младших школьников.

Для развития познавательного интереса и расширения кругозора, приобщения к чтению дополнительной литературы на кружковых занятиях в 3 и 4 классе появляется рубрика «Это интересно». На этом этапе урока учащиеся знакомятся с познавательным историческим и математическим материалом. Дети к занятиям самостоятельно готовят сообщения, работают с историческими текстами. Занятия, проводимые в форме игр, путешествий, КВН, интеллектуальных марафонов ненавязчиво, но в то же время увлекательно, продолжают (или завершают) задуманное на уроках, развивают любознательность и дают возможность для самовыражения.

Во 1-4 классах вводится раздел «Экономическая игротека на уроках математики». Занятия из этого раздела ориентированы на подготовку школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. На занятиях детям объясняются доступные для понимания в этом возрасте экономические взаимосвязи, основные экономические принципы и законы.

Почти каждое занятие содержит несколько форм учебной работы, которые носят, как индивидуальный, так и групповой характер. Их ценность заключается в том, что в обязательных учебных курсах нет возможности для систематического использования всей гаммы методов, форм и приемов развивающего обучения.

Главная задача учителяпоощрять любое проявление инициативы, желание приготовить задание, поработать у доски, высказаться, ответить на вопрос.


планируемые результаты освоения курса


Занятия по программе кружка «Подумаем вместе: от математики до финансовой грамотности» обеспечивают формирование предметных, метапредметных и личностных УУД. В результате проведения внеурочных занятий предполагается усвоение основных базовых знаний по математике и экономической грамотности, качественный рост интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способностей к свободному формулированию и изложению своих мыслей, уверенное овладение навыками логического мышления.

Личностные результаты

У обучающихся будут формироваться:

  • внутренняя позиция школьника;

  • личностная мотивация учебной деятельности;

  • ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя или самостоятельно;

  • проговаривать последовательность действий, учиться работать по плану;

  • учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации или проделанной работы;

  • учиться делать выводы;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности и товарищей.
    Познавательные УУД

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного материала;

  • делать предварительный отбор источников информации, добывать новые знания, находить ответы на вопросы;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические объекты, понятия;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические задачи, находить и формулировать их решение на основе математических моделей.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • учиться слушать и понимать речь других, грамотно доносить свою позицию до слушателя, уважительно относиться к чужому мнению;

учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

  • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  • умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

  • приобретение первоначальных представлений о компьютерной и экономической грамотности.

календарно-тематическое планирование

1 КЛАСС (34 часа)

п/п

Тема занятия

1

Раздел №1 «Математика в играх и задачах» (26 часов)

Вводное занятие. Путешествие в страну «Математики»

2

Признаки, расположение и счёт предметов. Учимся искать закономерности и сравнивать.

3

Пространственные отношения. Выявление закономерности, построение и изменение таблиц или ряда фигур по определённому правилу. Счёт предметов. Учимся искать закономерности и сравнивать.

4

Отношения «Больше, меньше, столько же». Учимся искать закономерности и сравнивать.

5

Урок-игра «Определи маршрут корабля»

6

Однозначные числа. Счёт предметов. Цифры. Развиваем память, учимся запоминать.

7

Запись ряда чисел при счёте предметов. Предметный смысл построения ряда однозначных чисел. Развиваем память, учимся запоминать.

8

Выявление закономерностей. Присчитывание и отсчитывание по одному предмету. Развиваем память, учимся запоминать.

9

Урок-игра «В цирке»

10

Точка. Прямая и кривая линии. Луч. Построение лучей, пересечение линий. Учимся быть внимательными.

11

Отрезок. Длина отрезка. Построение отрезков, выявление отрезков на сложном чертеже. Развиваем наглядно-образное мышление.

12

Моделирование отношений с помощью отрезков. Построение отрезков на луче. Сравнение длин отрезков с помощью мерок. Развиваем наглядно-образное мышление.

13

Путешествие в страну «Волшебных линий»

14

Числовые неравенства, их запись. Учимся классифицировать.

15

Предметный смысл сложения. Изображение равенств на числовом луче. Переместительное свойство сложения. Соотнесение предметных, графических и символических моделей. Учимся классифицировать.

16

Предметный смысл вычитания. Изображение равенств на числовом луче. Учимся классифицировать.

17

Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Представление о целом предмете и его частях. Учимся делать умозаключения..

18

Отношения «больше на…, меньше на…, увеличить на…, уменьшить на…». Предметные и графические модели как средство самоконтроля. Учимся делать умозаключения.

19

Предметный смысл разностного сравнения. Запись равенств, соответствующих предметной и графической моделям. Учимся делать умозаключения.

20

Двузначные числа. Названия и запись. Развиваем пространственное мышление.

21

Двузначные числа. Сложение и вычитание. Учимся обобщать.

22

Математический турнир «Решай, отгадывай, смекай!»

23

Ломаная. Построение ломаных линий и их сравнение. Геометрическая головоломка «Танграм»

24

Единицы длины. Сравнение и измерение отрезков. Моделирование отношений с помощью отрезков. Соотнесение предметной, вербальной и схематической моделей. Геометрическая головоломка «Волшебный круг»

25

Единицы массы. Сравнение. Измерение. Учимся проводить аналогию.

26

Обобщение изученного материала. Математический интеллектуальный марафон «Математика в играх и задачах»


27

Раздел №2 «Экономическая игротека на уроках математики» (7 часов)

Вводный урок. Наука экономика. Потребности и возможности.

28

Что такое семья? Обязанности членов семьи. Моя семья отдыхает.

29

Работа и профессия членов семьи.

30

Богатство и доходы семьи. Слова «хочу» и «надо»

31

Экономика, хозяйство, управление в семье.

32

Урок-игра «Что мы теперь знаем о наших семьях?»

33

Подводим итоги. Урок-игра «Занимательный мир математики и экономической грамотности»


2 КЛАСС (34 часа)

п/п

Тема занятия


1

Раздел №1 «Математика в играх и задачах» (22 часа)

Вводное занятие. Путешествие в страну «Математики и экономической грамотности».

2

Нумерация чисел в пределах 10. Учимся сравнивать.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

3

Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Учимся сравнивать.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

4

Нумерация чисел в пределах 20. Учимся сравнивать.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

5

Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Учимся сравнивать.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

6

Нумерация чисел в пределах 100. Учимся классифицировать.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

7

Арифметические действия над числами в пределах 100. Учимся классифицировать.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

8

Задачи, связанные с величинами. Учимся классифицировать.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

9

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. Учимся искать закономерности.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

10

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. Учимся искать закономерности.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

11

Логические задачи. Задачи на планирование действий. Учимся делать умозаключения.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

12

Задачи на упорядочивание множеств. Учимся делать умозаключения.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

13

Задачи, решаемые с помощью графов. Учимся делать умозаключения.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

14

Комбинаторные задачи. Учимся делать умозаключения.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

15

Задачи на принцип Дирихле. Учимся делать умозаключения.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

16

Разные задачи. Учимся делать умозаключения.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

17

Задачи геометрического содержания. Развиваем пространственное мышление.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

18

Задачи геометрического содержания. Развиваем пространственное мышление.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

19

Путешествие в страну «Волшебных квадратов».

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

20

Задачи – шутки. Учимся обобщать.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

21

Олимпиада.

22

Обобщение изученного материала. КВН «Математика в играх и задачах»


23

Раздел №2 «Экономическая игротека на уроках математики» (12 часов)

Вводный урок. Наука экономика. Потребности и возможности.

24

Семья. Богатство, имущество, доходы семьи.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

25

Экономика, хозяйство, управление у нас в доме.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

26

Путешествие на необитаемый остров. Потребности и возможности. Факторы, влияющие на формирование потребностей.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

27

Что такое ограниченность?

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

28

Кто производит товары и предоставляет нам услуги?

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

29

Наука экология и её влияние на наши потребности.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

30

Урок-практикум «Что мы теперь знаем о наших потребностях и возможностях?»

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

31

Калейдоскоп математических и экономических проектов.

*Учимся работать с дополнительной литературой, заниматься научно-исследовательской работой.

32-33

Защита проектов.

34

Подводим итоги. Урок-игра «Занимательный мир математики и экономической грамотности»


3 КЛАСС (68 часов)

п/п

Тема занятия

1

Раздел №1 «Математика в играх и задачах» (20 часов)

Вводное занятие. Путешествие в страну «Математики и экономической грамотности».

2

Нумерация чисел в пределах 1000. Учимся сравнивать.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

3

Выражение и его значение. Учимся находить признаки и существенное.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

4

Задачи, связанные с величинами. Учимся классифицировать.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

5

Задачи – шутки, числовые ребусы. Учимся разгадывать числовые ребусы и решать задачи – шутки.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

6

Задачи на нахождение чисел по сумме и разности. Учимся искать закономерности.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

7

Задачи на нахождение чисел по сумме или разности и кратному отношению. Учимся искать закономерности.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

8

Задачи, решаемые с конца. Учимся обобщать.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

9

Задачи с промежутками. Учимся обобщать.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

10

Задачи на нахождение чисел по суммам, взятым попарно. Учимся обобщать.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

11

Разные задачи. Учимся давать определение.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

12

Логические задачи. Учимся устанавливать смысловые отношения между словами и проводить аналогию.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

13

Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами. Учимся разгадывать анаграммы.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

14

Задачи, решаемые с помощью графов. Учимся разгадывать шарады.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

15

Задачи, решаемые по принципу Дирихле. Учимся разгадывать метаграммы и логогрифы.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

16

Задачи с геометрическим содержанием. Геометрическая головоломка «Танграм»

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

17

Задачи с геометрическим содержанием. Геометрическая головоломка «Волшебный круг»

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

18

Задачи с геометрическим содержанием. Геометрическая головоломка «Колумбовое яйцо»

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

19

Олимпиада.

20

Обобщение изученного материала. Математический интеллектуальный марафон «Лучший счетовод»


21

Раздел №2 «Экономическая игротека на уроках математики» (14 часов)

Вводный урок. Наука экономика. Потребности и возможности.

22

Обмен и специализация. Путешествие в страну натурального хозяйства.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

23

Обмен, специализация, разделение труда в стране натурального хозяйства.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

24

Путешествие на остров Бартер.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

25

Как работает общество? Взаимозависимость.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

26

«Идём» на кондитерскую фабрику. Производство, конвейер, разделение труда, брак, упаковка.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

27

Как появляется новая тетрадь? Ресурсы: природные, капитальные, трудовые.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

28

Роль правительства. Налоги. Права и обязанности.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

29

«Дерево решений». Принятие решений в самостоятельных и совместных группах.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

30

«Путешествие рубля». Торговля, деньги, банк.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

31

Урок-практикум «О чём мы теперь знаем и как эти знания влияют на нашу жизнь?»

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

32

Калейдоскоп математических и экономических проектов.

*Учимся работать с дополнительной литературой, заниматься научно-исследовательской работой.

33

Защита проектов.

34

Подводим итоги. Урок-игра «Занимательный мир математики и экономической грамотности»


4 КЛАСС (34 часа)

п/п

Тема занятия



1

Раздел №1 «Математика в играх и задачах. Мир истории»

(15 часов)

Вводное занятие. Путешествие в страну «Математики, истории и экономической грамотности»

2

Первобытный «компьютер». Старинные системы записи чисел.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

3

История происхождения цифр и чисел. Цифра 0. Открытие 0.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

4

История возникновения знаков «+» и « - ». Миллион.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

5

Цифры, используемые для записи индекса на конвертах. Римские цифры и числа.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

6

Математика Древнего Востока. Древний Египет. Первые учебники по математике.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

7

Древний Китай. Математические тексты древнего Китая. Арифметика в Китае.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

8

Культурная революция греков. Математик – грек Фалес Милетский.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

9

Развитие математики. Геометрия Лобачевского. Пифагор и его школа. Архимед – гениальный учёный Древней Греции.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

10

Бесконечный ряд загадок. История натурального числа.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

11

Развитие математики в средневековой Индии. Индийский счёт. Аль – Хорезми об индийском счёте многозначных чисел в «столбик».

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

12

Четыре действия арифметики. Абак. Умножение. Деление.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

13

Старинные меры длины. Математика в древней Руси. Как математика стала всемогущей.

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

14

Средства информации и связи. Что может математика вчера, сегодня, завтра?

*Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

15

Обобщение изученного материала. Математический интеллектуальный марафон «Викторина 5х5»


16

Раздел №2 «Экономическая игротека на уроках математики» (19 часов)

Вводный урок. Наука экономика. Потребности и возможности.

17

Деньги. История развития денег. Свойства и функции денег. История денежной единицы России.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

18

Богатство как сумма ценностей всего имущества семьи. Движимое и недвижимое имущество. Основные источники доходов семьи. Заработная плата. Формы заработной платы

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

19

Помощь безработным и нуждающимся. Социальные выплаты: пенсия, пособия, стипендии.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

20

Собственность как источник доходов. Аренда. Рента. Арендатор. Арендодатель.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

21

Расходы и бюджет семьи. Сбережения. Банк.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

22

Урок-игра «Идём в банк». Вклад, ссуда, выручка, процент.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

23

Как защитить себя и своё имущество от несчастного случая? Страхование.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

24

Разные формы предпринимательства. Торговля. Посредничество.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

25

Урок-практикум «Планирование - путь к успеху». Собственное производство. Потеря собственности.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

26

Строительный бизнес. Город. Проект. Архитектор. Жилая и промышленная зоны. Бизнес-центр.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

27

Изучаем наш регион. Предприятия, ресурсы и экономические условия региона.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

28

Открываем свой ресторан. Потребитель. Ресторанный бизнес.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

29

Конкуренция производителей, товаров, производства и сбыта. Реклама.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

30

Ценные бумаги, акционерное общество. Формы объединения предприятий. Аукцион, порядок проведения, товары аукциона.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

31

Спрос и предложение. Транспортные расходы, таможенные пошлины, налоги.

*Учимся думать. Упражнения, игры, экономические задачи.

32

Калейдоскоп математических и экономических проектов.

*Учимся работать с дополнительной литературой, заниматься научно-исследовательской работой.

33

Защита проектов.

34

Подводим итоги. Деловая игра «Путешествие в страну Математики и волшебницы Экономики»


16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!