Программа внеурочной деятельности профориентационной направленности « Я делаю шаг»
Профориентация - это научно обоснованная система социально- экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно- ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Актуальность разработки программы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В рамках модернизации образования Российской Федерации на новый план в деятельности общеобразовательных школ выходит программа предпрофильной и профильной подготовки подрастающего поколения, которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией всей системы профориентационной работы в школе.
Ситуация по данной проблеме в школе характеризуется следующими проблемами:
-отсутствием системной работы по организации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки учащихся;
-необеспеченностью образовательных учреждений необходимыми средствами: методиками, информационными материалами, кадрами, специальными программами, учебно-наглядными пособиями, видеофильмами и т.д.;
-неготовностью учащихся и решению проблемы продолжения образования после школы;
-отсутствием психолого-педагогической поддержки профориентационной, предпрофильной, профильной работы;
-низкой мотивацией, несформированностью у учащихся профессионального прогнозирования.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Цели и задачи профориентационной работы
Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
обеспечение диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов.
Аспекты и этапы реализации программы профориентационной работы
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, так как только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.
Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1 - 4 классы:
-формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
-развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5 - 7 классы:
-развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
-представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы:
-уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
-групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
-формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы:
-обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Содержание профориентации в условиях непрерывного образования
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).
Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация.
Ответственными за профориентационную работу в школе является заместитель директора по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя
«Технологии».
Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7 - 9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.
Основные формы работы
Самыми распространенными мероприятиями профориентационной работы являются уроки профориентации, внутришкольные конкурсы, связанные с выбором профессии.
№ п/п | Форма работы | Краткое описание |
1 | Профпросвещение | Начальная профессиональная подготовка школьников осуществляется через уроки труда, организацию кружков и т.д. |
2 | Профинформация | Система мер по ознакомлению учащихся: -с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда -с характером работы по основным профессиям и специальностям -с образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенными на территории Курганской области. |
3 | Профконсультация | Оказание помощи в выборе профессии путем изучения личности школьника с целью выявления факторов, влияющих на выбор профессии. |
Направления работы
Организационно-методическая деятельность:
-работа координаторов по профориентационной работе с учащимися;
-методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Работа с учащимися:
-комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
-консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);
-анкетирование;
-организация и проведение экскурсий;
-встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями
-проведение родительских собраний, (общешкольных, классных, совместно с учащимися);
-лектории для родителей;
-индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
-анкетирование родителей учащихся;
-привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
-привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
-помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
-помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе
Координатор деятельности - заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:
-выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
-поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и средней школы;
-планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
-осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся;
-проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников;
- создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
-организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
-осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профессионального самоопределения учащихся.
Классный руководитель: образовательную программу и план воспитательной работы школы:
-составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
-организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
-помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
-организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
-оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
-проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
-организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учитель-предметник: -способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;
-обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
-способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
-проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
-адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Библиотекарь: -регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
-изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;
-организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты- конференции на темы выбора профессии;
-обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
-регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д).
Социальный педагог: -способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки;
-оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
-осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
-оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Педагог-психолог: -изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;
-осуществляет мониторинг готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
-проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
-проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
-осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
-способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
-приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
-оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
-создает базу данных по профдиагностике.
План мероприятий профориентационной работы
Цель: создание эффективной системы профессионального сопровождения обучающихся в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда региона.
Задачи:
организация профессионального просвещения и консультирования учащихся, формирование у них профессионального намерения на основе изучения личности, здоровья, потребностей региона в кадрах;
развитие социального партнерства в области профессионального образования и обучения
организация предпрофильной подготовки;
| Содержание деятельности | Классы | Ответственные | Отметка о выполнении |
Организационная работа в школе |
1 | Создание школьного совета по профориентационной работе (СППР ОУ). | | Зам. директора по ВР | |
2 | Оформление уголка по профориентации. “Профильная подготовка” «Служба занятости населения “В помощь выпускнику”, “Куда пойти учиться”. | | (СППР ОУ). | |
3 | Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные уч. завед. выпускников 9,11 кл.) | | Зам. директора по ВР | Отчет |
4 | Сопоставление плана | | (СППР ОУ). | |
| профорнентационной работы на новый учебный год. | | | |
5 | Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации. | | (СППР ОУ). | |
6 | Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению. | | Зав. библиотекой | |
7 | Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами. | | Зам. директора по ВР | |
8 | Осуществление взаимодействия с учреждениями доп. образования, Центром занятости. | | Зам. директора по ВР | |
9 | Размещение информации на сайте школы «Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения». | | Ответственные за работу сайта | |
Работа с педагогическими кадрами. |
1 | Организация и проведение семинара по теме “Теория и практика профориентационной работы". | | Зам. директора по ВР | |
2 | Включение в план работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентацнонной работы, обмен опытом ее проведения. “Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”. “Система образования в России”; “Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками”; “Работа с учащимися по интересам”; “Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”. | | Руководители МО | |
3 | Подготовка рекомендаций кл. руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе. | | Зам. директора по ВР | |
4 | Координация деятельности учителей, работающих в классе, психолога, медика и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися. | | Зам. директора по ВР | |
Работа с родителями |
1 | Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, элективных курсов. “Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования”. | | Классные руководители | |
2 | Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения. | | Классные руководители | |
3 | Проведение родительских собраний: класс «Предпрофильние образование. Пути выбора элективных курсов» класс «Самоопределение выпускников 9-х классов, выбор пути дальнейшего образования». класс «Организация обучения и пути дальнейшего образования». 11класс «Самоопределение выпускников 11 класса 2014 года». | класс класс 10 класс 11 класс | Зам. директора по ВР | |
4 | Круглый стол “ Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений. | | Зам. директора по ВР | |
Работа с учащимися |
1 | Предпрофильная подготовка Курс “Учусь общаться” | 9 класс | Учитель технологии | |
2 | Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города | 6-11 кл.. | Классные руководители | |
3 | Проведение классных часов по изучению программ учебных заведений. | 9,11 класс | Классные руководители | |
4 | Осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся. | 9,11 класс | Классные руководители, Зам. директора по ВР | |
5 | Проведение в рамках недели по технологии конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр, бесед, викторин и др. Праздник “Город Мастеров”, “Встреча с Самоделкиным” Конкурс рисунков “Моя будущая профессия”, “Мама, папа на работе”, “Фестиваль профессий” | 1-4 кл | Классные руководители | |
6 | Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям). | 5-11кл. | Классные руководители | |
7 | Организация и проведение встреч с представителями различных профессий. | 1-11 класс | Классные руководители | |
8 | Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений | 9,11 класс | Классные руководители | |
9 | Обеспечение участия учащихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда. | 11 класс | Классные руководители | |
ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ |
1-4 классы |
Мир моих интересов. Все работы хороши - выбирай на вкус. Профессии наших родителей. О профессиях разных, нужных и важных. Путь в профессию начинается в школе. Моя мечта о будущей профессии. Труд на радость себе и людям. |
5-8 классы |
Мир профессий. Человек-техника. Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи. Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Экскурсия в парикмахерскую. Мир профессий. На страже закона. |
Мир профессий. Электронные помощники. Мир профессий. Я и закон. Встреча с сотрудниками ОВД Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча. Экскурсия в аптеку. |
9-11 классы |
Познай самого себя. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование. Профориентация и медицинская профконсультация. Мотивы выбора профессии. Психологические характеристики профессий. Они учились в нашей школе. Выпускники школы-учителя. Профессии с большой перспективой. Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека. Что век грядущий нам готовит? Труд и творчество как главный смысл жизни. Сотвори свое будущее. Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература. |