СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности профориентационной направленности "Я делаю шаг"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках модернизации образования Российской Федерации на новый план в деятельности общеобразовательных школ выходит программа предпрофильной и профильной подготовки подрастающего поколения,  которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией всей системы профориентационной работы в школе.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности профориентационной направленности "Я делаю шаг"»





















Программа внеурочной деятельности профориентационной направленности « Я делаю шаг»

Профориентация - это научно обоснованная система социально- экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно- ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.


  1. Актуальность разработки программы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении


Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В рамках модернизации образования Российской Федерации на новый план в деятельности общеобразовательных школ выходит программа предпрофильной и профильной подготовки подрастающего поколения, которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией всей системы профориентационной работы в школе.

Ситуация по данной проблеме в школе характеризуется следующими проблемами:

-отсутствием системной работы по организации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки учащихся;

-необеспеченностью образовательных учреждений необходимыми средствами: методиками, информационными материалами, кадрами, специальными программами, учебно-наглядными пособиями, видеофильмами и т.д.;

-неготовностью учащихся и решению проблемы продолжения образования после школы;

-отсутствием психолого-педагогической поддержки профориентационной, предпрофильной, профильной работы;

-низкой мотивацией, несформированностью у учащихся профессионального прогнозирования.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.



  1. Цели и задачи профориентационной работы

Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

  2. обеспечение диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

  3. способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов.


  1. Аспекты и этапы реализации программы профориентационной работы


Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, так как только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.

Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:


1 - 4 классы:

-формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

-развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5 - 7 классы:

-развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

-представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.


8-9 классы:

-уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;

-групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

-формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.


10-11 классы:

-обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.


  1. Содержание профориентации в условиях непрерывного образования


Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация.

Ответственными за профориентационную работу в школе является заместитель директора по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя

«Технологии».

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7 - 9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.


  1. Основные формы работы


Самыми распространенными мероприятиями профориентационной работы являются уроки профориентации, внутришкольные конкурсы, связанные с выбором профессии.

п/п

Форма работы

Краткое описание

1

Профпросвещение

Начальная профессиональная подготовка

школьников осуществляется через уроки труда, организацию кружков и т.д.

2

Профинформация

Система мер по ознакомлению учащихся:

-с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда

-с характером работы по основным профессиям и специальностям

-с образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального

образования, расположенными на территории Курганской области.

3

Профконсультация

Оказание помощи в выборе профессии путем изучения личности школьника с целью выявления

факторов, влияющих на выбор профессии.



  1. Направления работы


Организационно-методическая деятельность:

-работа координаторов по профориентационной работе с учащимися;

-методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися:

-комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;

-консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);

-анкетирование;

-организация и проведение экскурсий;

-встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

-проведение родительских собраний, (общешкольных, классных, совместно с учащимися);

-лектории для родителей;

-индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

-анкетирование родителей учащихся;

-привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;

-привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;


-помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

-помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;


  1. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе


Координатор деятельности - заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:

-выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

-поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и средней школы;

-планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

-осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся;

-проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников;

- создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

-организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;

-осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профессионального самоопределения учащихся.


Классный руководитель: образовательную программу и план воспитательной работы школы:

-составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

-организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

-помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

-организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

-оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

-проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

-организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.


Учитель-предметник:

-способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;

-обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

-способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

-проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

-адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.


Библиотекарь:

-регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

-изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;

-организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты- конференции на темы выбора профессии;

-обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

-регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д).


Социальный педагог:

-способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки;

-оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

-осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

-оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.


Педагог-психолог:

-изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;

-осуществляет мониторинг готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

-проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

-проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

-осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

-способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

-приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

-оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

-создает базу данных по профдиагностике.


План мероприятий профориентационной работы


Цель: создание эффективной системы профессионального сопровождения обучающихся в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда региона.

Задачи:
  • организация профессионального просвещения и консультирования учащихся, формирование у них профессионального намерения на основе изучения личности, здоровья, потребностей региона в кадрах;

  • развитие социального партнерства в области профессионального образования и обучения

организация предпрофильной подготовки;

  • обеспечение профориентационной направленности учебных программ.




Содержание деятельности

Классы

Ответственные

Отметка о

выполнении

Организационная работа в школе

1

Создание школьного совета по профориентационной работе

(СППР ОУ).


Зам. директора по ВР


2

Оформление уголка по профориентации.

“Профильная подготовка”

«Служба занятости населения “В помощь выпускнику”, “Куда пойти учиться”.


(СППР ОУ).


3

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и

поступления в профессиональные уч. завед. выпускников 9,11 кл.)


Зам. директора по ВР

Отчет

4

Сопоставление плана


(СППР ОУ).



профорнентационной работы на

новый учебный год.




5

Обеспечение школы

документацией и методическими материалами по профориентации.


(СППР ОУ).


6

Пополнение библиотечного фонда

литературной по профориентации и трудовому обучению.


Зав. библиотекой


7

Вовлечение учащихся в общественно-полезную

деятельность в соответствии с познавательными и

профессиональными интересами.


Зам. директора по ВР


8

Осуществление взаимодействия с

учреждениями доп. образования, Центром занятости.


Зам. директора по ВР


9

Размещение информации на сайте школы «Организация предпрофильной подготовки и

профильного обучения».


Ответственные за работу

сайта


Работа с педагогическими кадрами.

1

Организация и проведение

семинара по теме “Теория и практика профориентационной

работы".


Зам. директора по ВР


2

Включение в план работы методических объединений

педагогов рассмотрение вопросов методики профориентацнонной работы, обмен опытом ее проведения.

“Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”.

“Система образования в России”; “Психологическая и социальная обусловленность выбора

профессии старшеклассниками”; “Работа с учащимися по

интересам”;

“Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”.


Руководители МО


3

Подготовка рекомендаций кл. руководителям по учету

профессиональной направленности учащихся в педагогическом

процессе.


Зам. директора по ВР



4

Координация деятельности

учителей, работающих в классе, психолога, медика и других

специалистов, решающих задачи профориентационной работы с

учащимися.


Зам. директора по ВР


Работа с родителями

1

Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессий

учащимися, элективных курсов. “Слагаемые выбора профиля обучения и направления

дальнейшего образования”.


Классные

руководители


2

Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные

заведения.


Классные

руководители


3

Проведение родительских собраний:

  1. класс «Предпрофильние образование. Пути выбора элективных курсов»

  2. класс «Самоопределение выпускников 9-х классов, выбор пути дальнейшего образования».

  3. класс «Организация обучения и пути дальнейшего образования».

11класс «Самоопределение

выпускников 11 класса 2014 года».



  1. класс


  1. класс



10

класс


11

класс

Зам. директора по ВР


4

Круглый стол “ Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей

учебных заведений.


Зам. директора по ВР


Работа с учащимися

1

Предпрофильная подготовка

Курс “Учусь общаться”

9 класс

Учитель

технологии


2

Проведение экскурсий на предприятия и в учебные

заведения города

6-11

кл..

Классные

руководители


3

Проведение классных часов по

изучению программ учебных заведений.

9,11

класс

Классные

руководители


4

Осуществление индивидуальных и групповых консультаций

учащихся.

9,11

класс

Классные

руководители, Зам. директора

по ВР



5

Проведение в рамках недели по технологии конкурсов по

профессии, конференций, интеллектуальных игр, бесед, викторин и др.

Праздник “Город Мастеров”, “Встреча с Самоделкиным”

Конкурс рисунков “Моя будущая профессия”, “Мама, папа на работе”, “Фестиваль профессий”

1-4 кл

Классные

руководители


6

Проведение серий классных часов

(согласно возрастным особенностям).

5-11кл.

Классные

руководители


7

Организация и проведение встреч с представителями различных

профессий.

1-11

класс

Классные

руководители


8

Обеспечение участия

старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений

9,11

класс

Классные

руководители


9

Обеспечение участия учащихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными

заведениями и рынком труда.

11

класс

Классные

руководители






ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

1-4 классы

  1. Мир моих интересов.

  2. Все работы хороши - выбирай на вкус.

  3. Профессии наших родителей.

  4. О профессиях разных, нужных и важных.

  5. Путь в профессию начинается в школе.

  6. Моя мечта о будущей профессии.

  7. Труд на радость себе и людям.

5-8 классы

  1. Мир профессий. Человек-техника.

  2. Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи.

  3. Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Экскурсия в парикмахерскую.

  4. Мир профессий. На страже закона.


  1. Мир профессий. Электронные помощники.

  2. Мир профессий. Я и закон. Встреча с сотрудниками ОВД

  3. Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча. Экскурсия в аптеку.

9-11 классы

  1. Познай самого себя.

  2. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование.

  3. Профориентация и медицинская профконсультация.

  4. Мотивы выбора профессии.

  5. Психологические характеристики профессий.

  6. Они учились в нашей школе.

  7. Выпускники школы-учителя.

  8. Профессии с большой перспективой.

  9. Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека.

  10. Что век грядущий нам готовит?

  11. Труд и творчество как главный смысл жизни.

  12. Сотвори свое будущее.

  13. Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!