СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Раскрываем тайны русского языка" (7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Раскрываем тайны русского языка". (7 класс). Программа имеет пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Раскрываем тайны русского языка" (7 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области



Рассмотрено на

заседании ШМО

Руководитель

______/Курбатова Г.Н./

Протокол №_______

От «_____»____20___г.

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

«____»______20___г.

____/Хализева И.Н.)/

Принято на заседании педагогического совета

Протокол №________

От «_____»______20__г.

Утверждено и введено в действие

Приказ №___________

От «_____»________20__г.

Директор МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области

_______/Жарких М.В./



Рабочая программа

внеурочной деятельности 7 класс

«Раскрываем тайны русского языка»

Направление «Общекультурное»

Срок реализации 1 год

(возраст 11-12 лет)

Учитель: Курбатова Г.Н.

















2018 год







Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Раскрываем тайны русского языка» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для обучающихся среднего звена .Рассчитана на 34 часа. (1 час в неделю).

Программа предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». В программу курса включен как региональный, так и местный лингвокультурный компонент. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме, работать над проектами как по предлагаемым преподавателем темам, так и выбранным самостоятельно. Таким образом, программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.

Программа внеурочной деятельности основана на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, связи теории с практикой, доступности, наглядности, принцип занимательности.

Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Актуальность обусловлена и тем, что в программах, соответствующих ФГОС, не предусмотрены часы на изучение регионального компонента. В этой ситуации предлагаемая программа внеурочной деятельности

позволит обеспечить реализацию принципа синхронности курса

русского языка и лингвистического краеведения. Это воспитывает не только любовь к языку, но и формирует навыки бережного отношения к языку и культуре родного края.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). С этой целью в программе предусмотрены активные формы работы, направленные на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими лингвистического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.



Связь с уже существующими программами. Программа «Раскрываем тайны русского языка» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , Рабочих программ по русскому языку (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранов и др.) в 5-9 классах (М:Просвещение, 2011 г

Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит реализация культурологического подхода к изучению языкового наследия родного края не только через знакомство с региональными языковыми особенностями, но также языковыми особенностями нашей местности, материалами, собранными в ходе фольклорых и лингвистических экспедиций учащимися «Сборник «Сборник лирических песен «О чем пели наши бабушки» (по материалам фольклорной экспедиции в селах.. Системно-деятельностный подход осуществляется посредством использования таких форм организации познавательной деятельности как экспедиция, практикум, заочное путешествие, игра-соревнование.



Цель: Способствовать саморазвитию и личностному самоопределению учащихся, формированию целенаправленной познавательной деятельности по изучению русского языка, изучению его прошлого и настоящего, региональных особенностей, осознанию российской и региональной языковой идентичности .

Исходя из основной цели, выявляются частные задачи:

- формирование коммуникативной культуры школьников;

- расширение и углубление знаний, умений учащихся и формирование языковой компетенции;

- выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;

- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.



Система контроля:

Курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Обучающиеся 7-8 классов познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического.

Формы проведения занятий

• лекции;

• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

• анализ и просмотр текстов;

• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) с разными видами словарей;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.


Основные методы и технологии

• технология разноуровневого обучения;

• развивающее обучение;

• технология обучения в сотрудничестве;

• коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.




Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание российской и региональной идентичности: патриотизма, уважения к родному краю, его прошлому и настоящему;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


Метапредметные результаты


Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;


Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы

Предметные результаты

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, Ульяновской области, о языке как основе национального самосознания;

- представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;

- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;

- расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц;

- формирование навыков проведения различных видов анализа слова

- формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.











СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Раскрываем тайны русского языка»

ТЕМА 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности») - 6 часов

Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы. Новгородские берестяные грамоты

Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита. Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кирилица и глаголица.

Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа года. Реформа 1917 года

Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др.

Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы стенографии.

Практическое значение алфавита. (словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.)

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

1.Создатели славянской азбуки

2. История одной буквы

3. Алфавит будущего




ТЕМА 2. Фонетика. («Секреты устной речи») – 5 часов

Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики

Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных особенностей на письме

Знакомство с личностью В.И.Даля. Языки, говоры, ономастика

Русские говоры. Московские и петербургские говоры.

Особенности говоров Курской области. . Особенности говоров наших сел. «Справочник диалектов наших сел

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:



  1. Так говорят наши бабушки.

  2. .Кто у нас окает?



ТЕМА 3. Лексика («Тайны русского слова») - 15 часов

Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари иностранных слов. Этимологические словари. Словари писателей. Словари синонимов и омонимов.

Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях». Понятие «уличная фамилия». Уличные фамилии односельчан. Причины появления этих фамилий.

Топонимы. Гидронимы. Топонимика Ульяновской области. Топонимы наших сел. Из истории названий наших сел.

Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. Диалекты северных областей России

Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы). Библейские фразеологизмы, фразеологические обороты греческих мифов. Фразеологизмы в речи наших старожилов.

Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов.

Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе

Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой.

Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора



ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:


1.Тайна моего имени

2. История одной уличной фамилии.

3. «Говорящие» фамилии в художественной литературе.

4. Прозвища моих сверстников. История их появления.

5. Метафора как художественное средство в стихотворениях Н.Благова.

6. Словарь «Библейская» фразеология в разговорной и художественной речи.

7. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы?

8. Исчезнувшие в толщах времени…

9.История названия моего села (деревни)

10. Как у наших улиц появились названия?

11. Диалектные слова в речи моих односельчан.




ТЕМА 4. Словообразование («Строим слова») – 7 часов

Состав слова. Морфема

Грамматическое значение слова.

Морфемы иноязычного происхождения.

Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова

Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательные модели (на примере образования слов старожилами наших сел)

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

  1. Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей.

  2. Загадки словообразования в «Сборнике частушек»

  3. О чем расскажут части слова…

  4. Слово о слове…

ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ - 2 часа

Формы организации и виды деятельности:

Творческие мастерские, практикумы, уроки-путешествия.













































Тематическое планирование

занятия

Тема занятия


Дата


План

Факт.

1

Дорога к письменности

Из истории письменности



2

Особенности славянского алфавита



3

Реформа русской азбуки



4

Из истории буквы…



5

Зачем нам столько букв? (Стенография)



6

Обойдемся ли мы без алфавита?



7

Секреты устной речи

Слышу и пишу. Почему не всегда одинаково



8

Ты знаешь…

Ты знаешь?

Ты знаешь!



9

Владимир Иванович Даль



10

Учимся слушать. «Окаем или акаем»?



11

Учимся слушать.

«Окаем или акаем»?



12

Тайны русского слова

Где живут слова?



13

Что в имени тебе моем?



14

О чем рассказали названия…



15

Путешествие по России. Диалектные слова



16

Учимся слушать. Диалектные слова Курской области.



17

Диалектные слова п.Колонтаевка



18

Удивительный мир русской фразеологии



19

Удивительный мир русской фразеологии



20

Сколько в русском языке русских слов?



21

Как «поймать» чужака?



22

Поезд истории



23

Поезд истории



24

В гостях у братьев-месяцев



25

Жизнь слова в художественном тексте



26

Жизнь слова в художественном тексте



27

Строим слова

Из чего состоит слово. Морфемы-кирпичики



28

История о «глокойкуздре»



29

Морфемы-иностранки



30

Смотри в корень



31

Смотри в корень



32

Морфемы-труженики



33

Как образуются слова?



34

Конкурс знатоков













6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!