Ростовская область Белокалитвинский район, х.Грушевка
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Грушевская средняя общеобразовательная школа
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Грушевской СОШ
Приказ от _____ ________№_____
Подпись руководителя _________ Л.В.Титова
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Русское слово»
общеинтеллектуальное направление
Возраст детей: 15-16 лет (9 класс)
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 34 Составила: Куприянова М.Н. Должность: учитель русского языка и литературы
х.Грушевка
2022-2023учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Русское слово» для учащихся 9 класса школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
− Конституция Российской Федерации;
− Гражданский кодекс Российской Федерации;
− Трудовой кодекс Российской Федерации;
− Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
− Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
− Указ Президента № 474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития России до 2030 года»
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
− Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
− Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
− Закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
− Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242.
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»)
- Учебник «Русский язык.9 класс» С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова и других;
- Подготовка к ОГЭ – 2023 по русскому языку под редакцией Н.А.Сениной;
- Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/.
Цель изучения курса: формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы:
- освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;
- умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения спецкурса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
- создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
- редактирование собственного текста;
- применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
- соблюдение в практике письма основных норм языка;
- использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Общее число часов, отведённых на внеурочную деятельность
«Русское слово» — 34 ч (один час в неделю)
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога и диалога и этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и другие, сочетание разных видов диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Основные правила работы с текстом.
Определение круга предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; авторский замысел; главное в информации; сокращение текста различными способами;
использование языковых средств обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Тема 5. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Тема 6. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Тема 7. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Формы организации занятий: лекции, практикумы, выполнение тестовых заданий, творческих работ, учебные дискуссии, комплексные анализы текстов, исследовательские работы, тренировочные задания ОГЭ по русскому языку.
Виды деятельности: познавательная деятельность, социальное творчество, проблемно – ценностное общение; упорядочивание и закрепление материала, поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе, проектная деятельность, дискуссия-сравнение, анализ, синтез, обобщение, построение рассуждений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество часов |
1 | Построение сжатого изложения | 7 |
2 | Средства выразительности речи | 6 |
3 | Морфология, орфография, синтаксис | 8 |
4 | Пунктуация | 5 |
5 | Построение сочинения-рассуждения | 8 |
Итого 34 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата по плану | Дата по факту | Кол-во часов | Тема занятия |
Построение сжатого изложения – 7 ч. |
1 | 01.09 | | 1 | ОГЭ по русскому языку: требования к выпускнику, критерии оценивания работ |
2 | 08.09 | | 1 | Сжатое изложение: микротема, абзацное членение текста, приемы сжатия |
3 | 15.09 | | 1 | Приёмы сжатия текста (продолжение) |
4 | 22.09 | | 1 | Написание сжатого изложения |
5 | 29.09 | | 1 | Подробный анализ результатов сжатого изложения |
6 | 06.10 | | 1 | Написание сжатого изложения |
7 | 13.10 | | 1 | Анализ результатов сжатого изложения. Работа над ошибками |
Средства выразительности речи – 6 ч. |
8 | 20.10 | | 1 | Средства выразительности речи |
9 | 27.10 | | 1 | Составление монологов по фотографии. Подготовка к итоговому собеседованию |
10 | 10.11 | | 1 | Составление текстов – повествований и рассуждений. Подготовка к итоговому собеседованию |
11 | 17.11 | | 1 | Исследовательская работа - выявление художественных особенностей текстов разных стилей |
12 | 24.11 | | 1 | Художественный пересказ текста. Введение в текст цитаты |
13 | 01.12 | | 1 | Диалоги. Взаимооценивание правильности и выразительности речи |
Морфология, орфография, синтаксис – 8 ч. |
14 | 08.12 | | 1 | Словосочетание. Замена словосочетаний |
15 | 15.12 | | 1 | Повторяем орфографию. Задания ОГЭ по орфографии |
16 | 22.12 | | 1 | Лингвистическая игра |
17 | 12.01 | | 1 | Задания ОГЭ по орфографии (продолжение) |
18 | 19.01 | | 1 | Грамматическая основа предложения |
19 | 26.01 | | 1 | Задания ОГЭ по синтаксису |
20 | 02.02 | | 1 | Синтаксический разбор простого и сложного предложений |
21 | 09.02 | | 1 | Исследовательская работа – анализ синтаксических средств текста |
Пунктуация – 5 ч. |
22 | 16.02 | | 1 | Простое осложненное предложение |
23 | 02.03 | | 1 | Запятая |
24 | 09.03 | | 1 | Двоеточие и тире |
25 | 16.03 | | 1 | Задания ОГЭ по пунктуации |
26 | 30.03 | | 1 | Задания ОГЭ по пунктуации (продолжение) |
Построение сочинения-рассуждения – 8 ч. |
27 | 06.04 | | 1 | Работа с текстом. Сочинение на ОГЭ |
28 | 13.04 | | 1 | Написание сочинения на ОГЭ |
29 | 20.04 | | 1 | Подробный анализ сочинений. |
30 | 27.04 | | 1 | Написание сочинения ОГЭ 9.3 |
31 | 04.05 | | 1 | Анализ сочинений. Комплексное повторение – работа с текстом |
32 | 11.05 | | 1 | Тренировочные задания ОГЭ |
33 | 18.05 | | 1 | Пробный ОГЭ. ЧАСТЬ 2 |
34 | 25.05 | | 1 | Подведение итогов работы. Предэкзаменационная консультация |
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Русское слово http://www.rusword.com.ua
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова
http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)
http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
http://rus.sdamgia.ru/test?theme=18– Образовательный портал для подготовки к экзаменам
http://79.174.69.4/os/xmodules/qprint/openlogin.php– Открытый банк заданий
http://www.fipi.ru/view/sections/229/docs/662.html – Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации курса необходимо следующее: 1. Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям (парты, стулья, доска, интерактивная доска, ноутбук);
2. Принтер черно-белый, цветной;
3. Сканер;
4. Ксерокс;
5. Канцелярские принадлежности
6. Словари, таблицы
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО МБОУ Грушевской СОШ от ________ 20____года №____ ________________ Куприянова М.Н Подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР __________ Иванова Н.В. подпись Ф.И.О. _____ ______________ 20_______ года дата |