СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности Русское слово 9 кл.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для 9 класса с подготовкой к итоговому собеседованию и ОГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности Русское слово 9 кл.»

Ростовская область Белокалитвинский район, х.Грушевка

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Грушевская средняя общеобразовательная школа

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)


«Утверждаю»

Директор МБОУ Грушевской СОШ

Приказ от _____ ________№_____

Подпись руководителя _________ Л.В.Титова

М.П.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Русское слово»

общеинтеллектуальное направление






Возраст детей: 15-16 лет (9 класс)

Срок реализации: 1 год

Количество часов: 34 Составила: Куприянова М.Н. Должность: учитель русского языка и литературы











х.Грушевка

2022-2023учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Русское слово» для учащихся 9 класса школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:

− Конституция Российской Федерации;

− Гражданский кодекс Российской Федерации;

− Трудовой кодекс Российской Федерации;

− Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

− Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

− Указ Президента № 474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития России до 2030 года»

− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

− Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

− Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

− Закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

− Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242.

- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»)

- Учебник «Русский язык.9 класс» С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова и других;

- Подготовка к ОГЭ – 2023 по русскому языку под редакцией Н.А.Сениной;

- Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/.


Цель изучения курса: формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы:

- освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

- овладение основными нормами русского литературного языка;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;

- умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Задачи изучения спецкурса:

- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

- создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

- редактирование собственного текста;

- применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

- соблюдение в практике письма основных норм языка;

- использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

Место внеурочной деятельности в учебном плане

Общее число часов, отведённых на внеурочную деятельность

«Русское слово» — 34 ч (один час в неделю)



Планируемые результаты

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога и диалога и этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и другие, сочетание разных видов диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Тема 1. Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Основные правила работы с текстом.

Определение круга предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; авторский замысел; главное в информации; сокращение текста различными способами;

использование языковых средств обобщенной передачи содержания.

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Тема 4. Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Тема 5. Морфология.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Тема 6. Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Тема 7. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Формы организации занятий: лекции, практикумы, выполнение тестовых заданий, творческих работ, учебные дискуссии, комплексные анализы текстов, исследовательские работы, тренировочные задания ОГЭ по русскому языку.

Виды деятельности: познавательная деятельность, социальное творчество, проблемно – ценностное общение; упорядочивание и закрепление материала, поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе, проектная деятельность, дискуссия-сравнение, анализ, синтез, обобщение, построение рассуждений.










ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Количество часов

1

Построение сжатого изложения

7

2

Средства выразительности речи

6

3

Морфология, орфография, синтаксис

8

4

Пунктуация

5

5

Построение сочинения-рассуждения

8

Итого 34 часа



























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  


Дата по

плану

Дата по

факту

Кол-во

часов

Тема занятия

Построение сжатого изложения – 7 ч.

1

01.09


1

ОГЭ по русскому языку: требования к выпускнику, критерии оценивания работ

2

08.09


1

Сжатое изложение: микротема, абзацное членение текста, приемы сжатия

3

15.09


1

Приёмы сжатия текста (продолжение)

4

22.09


1

Написание сжатого изложения

5

29.09


1

Подробный анализ результатов сжатого изложения

6

06.10


1

Написание сжатого изложения

7

13.10


1

Анализ результатов сжатого изложения. Работа над ошибками

Средства выразительности речи – 6 ч.

8

20.10


1

Средства выразительности речи

9

27.10


1

Составление монологов по фотографии. Подготовка к итоговому собеседованию

10

10.11


1

Составление текстов – повествований и рассуждений. Подготовка к итоговому собеседованию

11

17.11


1

Исследовательская работа - выявление художественных особенностей текстов разных стилей

12

24.11


1

Художественный пересказ текста. Введение в текст цитаты

13

01.12


1

Диалоги. Взаимооценивание правильности и выразительности речи

Морфология, орфография, синтаксис – 8 ч.

14

08.12


1

Словосочетание. Замена словосочетаний

15

15.12


1

Повторяем орфографию. Задания ОГЭ по орфографии

16

22.12


1

Лингвистическая игра

17

12.01


1

Задания ОГЭ по орфографии (продолжение)

18

19.01


1

Грамматическая основа предложения

19

26.01


1

Задания ОГЭ по синтаксису

20

02.02


1

Синтаксический разбор простого и сложного предложений

21

09.02


1

Исследовательская работа – анализ синтаксических средств текста

Пунктуация – 5 ч.

22

16.02


1

Простое осложненное предложение

23

02.03


1

Запятая

24

09.03


1

Двоеточие и тире

25

16.03


1

Задания ОГЭ по пунктуации

26

30.03


1

Задания ОГЭ по пунктуации (продолжение)

Построение сочинения-рассуждения – 8 ч.

27

06.04


1

Работа с текстом. Сочинение на ОГЭ

28

13.04


1

Написание сочинения на ОГЭ

29

20.04


1

Подробный анализ сочинений.

30

27.04


1

Написание сочинения ОГЭ 9.3

31

04.05


1

Анализ сочинений. Комплексное повторение – работа с текстом

32

11.05


1

Тренировочные задания ОГЭ

33

18.05


1

Пробный ОГЭ. ЧАСТЬ 2

34

25.05


1

Подведение итогов работы. Предэкзаменационная консультация






























ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/

Русское слово http://www.rusword.com.ua

Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова

http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)

http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)

 http://rus.sdamgia.ru/test?theme=18– Образовательный портал для подготовки к экзаменам

http://79.174.69.4/os/xmodules/qprint/openlogin.php– Открытый банк заданий

http://www.fipi.ru/view/sections/229/docs/662.html – Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для реализации курса необходимо следующее: 1. Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям (парты, стулья, доска, интерактивная доска, ноутбук);

2. Принтер черно-белый, цветной;

3. Сканер;

4. Ксерокс;

 5. Канцелярские принадлежности

6. Словари, таблицы











СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО

МБОУ Грушевской СОШ



от ________ 20____года №____

________________ Куприянова М.Н

Подпись руководителя МО Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР



__________ Иванова Н.В.

подпись Ф.И.О.

_____ ______________ 20_______ года

дата








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!