Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена для обучающихся 1 классов общеобразовательной школы, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы - школе», автор И.Г. Сухин.
Место внеурочной деятельности в плане
В соответствии с образовательной программой учреждения на 2016 - 2017 учебный год на реализацию курса «Шахматы» (внеурочная деятельность) в 1 классах отведено 33 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметными результатами:
Познавательные УУД:
определять, различать и называть шахматные фигуры,
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно играть фигурами в совокупности и в отдельности.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
уметь расставлять шахматные фигуры.
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, анализировать ситуацию и самостоятельно решать элементарные задачи на мат в один ход.
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
К концу учебного года дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
Содержание курса внеурочной деятельности
Основные виды деятельности обучающихся
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Шахматные фигуры: белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Начальная расстановка фигур: начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Ходы и взятие фигур: правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Цель шахматной партии: шах, мат, пат, ничья.
Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Работа по теме занятия, ориентирование на шахматной доске.
Выполнение практических и занимательных упражнений для развития логического мышления
Тематические планирование
№ | Дата | Темы занятия | Кол-во часов | Примечания |
| 1а | | 1б | | |
| План | Факт | План | факт |
-
| 08.09 | | | | «В стране шахматных чудес». Вводное занятие | 1 | |
-
| 15.09 | | | | «Мудрец» Знакомство с шахматной доской. | 1 | |
-
| 22.09 | | | | «Волшебная доска» Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. | 1 | |
-
| 29.09 | | | | «Проспекты, улицы и переулки волшебной доски» Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали. | 1 | |
-
| 06.10 | | | | «Проспекты, улицы и переулки волшебной доски» Диагональ. Большие и короткие диагонали. | 1 | |
-
| 13.10 | | | | «Ни шагу назад» Белые и черные фигуры. | 1 | |
-
| 20.10 | | | | «Ни шагу назад» Пешка. | 1 | |
-
| 27.10 | | | | Виды шахматных фигур. | 1 | |
-
| 10.11 | | | | Начальное положение. | 1 | |
-
| 17.11 | | | | «Прямолинейная, бесхитростная фигура». Ладья. Место ладьи в начальном положении. | 1 | |
-
| 24.11 | | | | «Прямолинейная, бесхитростная фигура». Ход ладьи. | 1 | |
-
| 01.12 | | | | «Вежливые слоны». Слон. Место слона в начальном положении. | 1 | |
-
| 08.12 | | | | «Вежливые слоны». Ход слона. | 1 | |
-
| 15.12 | | | | Ладья против слона. | 1 | |
-
| 22.12 | | | | «Могучая фигура». Ферзь. Место ферзя в начальном положении. | 1 | |
-
| 12.01 | | | | «Могучая фигура». Ход ферзем. | 1 | |
-
| 19.01 | | | | Ферзь против ладьи и слона. | 1 | |
-
| 26.01 | | | | «Прыг, скок и вбок». Конь. Место коня в начальном положении. | 1 | |
-
| 02.02 | | | | «Прыг, скок и вбок». Ход коня. | 1 | |
-
| 09.02 | | | | Конь против ферзя, ладьи, слона. | 1 | |
-
| 22.02 | | | | Пешка. Место пешки в начальном положении. Ход пешки. | 1 | |
| | |
-
| 02.03 | | | | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | 1 | |
-
| 07.03 | | | | «И король жаждет боя». Король. Место короля в начальном положении. | 1 | |
-
| 16.03 | | | | «И король жаждет боя». Ход короля. | 1 | |
-
| 23.03 | | | | Король против других фигур. | 1 | |
-
| 06.04 | | | | «Как ладья похудела». Шах. Шах ферзем, ладьей, конем, слоном, пешкой. | 1 | |
-
| 13.04 | | | | «Нотация волшебной доски». Запись ходов. | 1 | |
-
| 20.04 | | | | Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, конем, слоном, пешкой. | 1 | |
-
| 27.04 | | | | «Волшебный квадрат». Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты. | 1 | |
-
| 04.05 | | | | «Спасительница-оппозиция» «Непобедимый» | 1 | |
-
| 11.05 | | | | «Волшебный мир комбинаций» | 1 | |
-
| 18.05 | | | | Игра всеми фигурами из начального положения. | 1 | |
-
| 25.05 | | | | Демонстрации коротких партий. Повторение программного материала. | 1 | |
| | | | | Итого: | 33 | |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Брянска
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам. директора по УВР ДиректорМБОУ СОШ 43
Рук. МО__________ _______Т.В.Григорьян ______З.А.Гайденкова
Протокол №___ «___»________2018г Приказ №________
от «__» _______ 2018г. от «___»________2018г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности интеллектуального направления
«Шахматы»
Класс2 а
Учителя начальных классов Носовой Ю.Д.
сзд
2018- 2019 учебный год
7