СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Шахматы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности в 1 классе по курсу "Шахматы"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Шахматы"»


Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена для обучающихся 1 классов общеобразовательной школы, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы - школе», автор И.Г. Сухин.



Место внеурочной деятельности в плане

В соответствии с образовательной программой учреждения на 2016 - 2017 учебный год на реализацию курса «Шахматы» (внеурочная деятельность) в 1 классах отведено 33 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.












































Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностными результатами:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

Метапредметными результатами:

Познавательные УУД:

  • определять, различать и называть шахматные фигуры,

  • конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно играть фигурами в совокупности и в отдельности.

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД:

  • уметь расставлять шахматные фигуры.

  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, анализировать ситуацию и самостоятельно решать элементарные задачи на мат в один ход.

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе.

  • уметь работать над решением шахматных задач в команде.

К концу учебного года дети должны знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.












Содержание курса внеурочной деятельности

Основные виды деятельности обучающихся


Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Шахматные фигуры: белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Начальная расстановка фигур: начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Ходы и взятие фигур: правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Цель шахматной партии: шах, мат, пат, ничья.

Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Работа по теме занятия, ориентирование на шахматной доске.

Выполнение практических и занимательных упражнений для развития логического мышления
































Тематические планирование


Дата

Темы занятия

Кол-во часов

Примечания








План

Факт

План

факт

08.09




«В стране шахматных чудес».

Вводное занятие

1


15.09




«Мудрец»

Знакомство с шахматной доской.

1


22.09




«Волшебная доска»

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля.

1


29.09




«Проспекты, улицы и переулки волшебной доски»

Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали.

1


06.10




«Проспекты, улицы и переулки волшебной доски»

Диагональ. Большие и короткие диагонали.

1


13.10




«Ни шагу назад»

Белые и черные фигуры.

1


20.10




«Ни шагу назад»

Пешка.

1


27.10




Виды шахматных фигур.

1


10.11




Начальное положение.

1


17.11




«Прямолинейная, бесхитростная фигура». Ладья. Место ладьи в начальном положении.

1


24.11




«Прямолинейная, бесхитростная фигура». Ход ладьи.

1


01.12




«Вежливые слоны». Слон. Место слона в начальном положении.

1


08.12




«Вежливые слоны». Ход слона.

1


15.12




Ладья против слона.

1


22.12




«Могучая фигура». Ферзь. Место ферзя в начальном положении.

1


12.01




«Могучая фигура». Ход ферзем.

1


19.01




Ферзь против ладьи и слона.

1


26.01




«Прыг, скок и вбок». Конь. Место коня в начальном положении.

1


02.02




«Прыг, скок и вбок». Ход коня.

1


09.02




Конь против ферзя, ладьи, слона.

1


22.02




Пешка. Место пешки в начальном положении.

Ход пешки.

1





02.03




Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1


07.03




«И король жаждет боя». Король. Место короля в начальном положении.

1


16.03




«И король жаждет боя». Ход короля.

1


23.03




Король против других фигур.

1


06.04




«Как ладья похудела». Шах. Шах ферзем, ладьей, конем, слоном, пешкой.

1


13.04




«Нотация волшебной доски». Запись ходов.

1


20.04




Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, конем, слоном, пешкой.

1


27.04




«Волшебный квадрат». Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты.

1


04.05




«Спасительница-оппозиция»

«Непобедимый»

1


11.05




«Волшебный мир комбинаций»

1


18.05




Игра всеми фигурами из начального положения.

1


25.05




Демонстрации коротких партий.

Повторение программного материала.

1







Итого:

33
























Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Брянска

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО Зам. директора по УВР ДиректорМБОУ СОШ 43

Рук. МО__________ _______Т.В.Григорьян ______З.А.Гайденкова

Протокол №___ «___»________2018г Приказ №________

от «__» _______ 2018г. от «___»________2018г







Рабочая программа

по внеурочной деятельности интеллектуального направления

«Шахматы»

Класс2 а

Учителя начальных классов Носовой Ю.Д.

сзд









2018- 2019 учебный год






7






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!