Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Воробьёвицкая средняя общеобразовательная школа»
Вохомского муниципального района
Костромской области
«Утверждаю» Директор школы _____________Дворецкая С.А Приказ № от « » 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
школьного спортивного клуба «Старт»
на 2022-2024гг.
п. Воробьёвица
2022г
Оглавление
Введение………………………………………………………………………3
Актуальность программы…………………………………… .. …………4- 5
Цели и задачи программы………………………...……………………….5-6
Основная часть
Этапы реализации программы……………………………………………6-7
5. Направления программы школьного спортивного клуба……………….7-9
6. Механизмы реализации программы……………………………………….10
Заключительная часть
7. Ожидаемые результаты и критерии эффективности реализации
программы школьного спортивного клуба………………………………..10 -11
8. Ресурсное обеспечение реализации программы……… .. ……………11-12
9. Список использованных источников и литературы..………………...12-13
Приложения
Введение
На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной. Поддержание и укрепление здоровья нации, приобщение к занятиям физической культурой и спортом уже долгое время является одним из приоритетных направлений развития нашей страны.
Государство возлагает большие надежды на систему образования в вопросах формирования здорового образа жизни и сохранения, и укрепления здоровья обучающихся.
В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года основными целями в физическом воспитании школьников и развитии массового спорта в общеобразовательных учреждениях на современном этапе названы:
сохранение и укрепление здоровья учащихся;
реализация инновационных проектов в сфере физкультурно-спортивного
воспитания;
организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;
эффективное использование каникулярного времени учащихся для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Дети проводят в школе значительную часть дня, а современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к учащимся и их здоровью, тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
Проблемы физического здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому наша школа первоочередной задачей ставит поддержание и сохранение, укрепление здоровья детей в процессе обучения и воспитания.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что школа создает спортивно-оздоровительные условия через оздоровительно-спортивную деятельность школьного спортивного клуба «Старт».
Программа школьного спортивного клуба «Старт» разработана с целью сохранения здоровьесберегающей активности учащихся школы, родителей, педагогов, привлечения их к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Программа школьного спортивного клуба «Старт» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива и родителей учащихся по формированию здорового образа жизни у детей.
Педагогическая целесообразность программы позволяет решить проблему занятости учащихся школы в свободное время, направляя его на активные формы отдыха, это спортивные мероприятия, соревнования, праздники с родителями, турниры, соревнования по игровым видам спорта, занятия в спортивных кружках и секциях.
Отличительная особенность программы заключается в вариативности деятельности школьников, в результате реализации программы сами учащиеся, педагоги, родители становятся полноценными субъектами организации спортивно-оздоровительной работы в школе. Они включаются в физкультурно-спортивную деятельность в роли помощников, организаторов различныхспортивных и оздоровительных внеурочных мероприятий, и самое главное родители тесно взаимодействуют со своими детьми, что способствует налаживанию между ними доверительных отношений и положительно влияет на результативность освоения данной программы и процесса обучения в целом.
Программа школьный спортивный клуб «Старт» рассчитана на учащихся 1-11класов, родителей, педагогов.
Программа разработана на основании документов:
Российской Федерации»;
спорте в Российской Федерации»;
Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года от 24.11.2020 № 3081-р;
Приказа Министерства образования науки России №1065 от 13.09.2013г.
«Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов»;
Российской Федерации и Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации «По созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов» от 10 августа 2011 года №МД-1077/19 (НП-02-07/4568).
Цель и задачи программы школьного спортивного клуба:
Программа школьного спортивного клуба разработана с целью широкого привлечения обучающихся, их родителей и педагогических работников МОУ «Воробьёвицкая СОШ» к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формирования здорового образа жизни, организации активного отдыха, повышения уровня физического развития школьников.
Задачи программы:
привитие устойчивого интереса школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом, углубление и расширение знаний, умений, навыков, получаемых учащимися на уроках физической культуры;
воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью, воспитание потребности и умения школьников самостоятельно заниматься физкультурой и спортом, использовать различные виды спорта в организации своего отдыха;
просвещение родителей в вопросах возрастного развития детей, представлений о здоровом образе жизни, привлечение их к участию в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях:
воспитание у школьников общественной активности, развитие организаторских способностей учащихся;
вовлечение учащихся, родителей, педагогов вактивное участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях;
проведение физкультурно-массовых, спортивных мероприятий и праздников;
вовлечение детей «группы риска» в физкультурно-массовые, спортивные мероприятия в деятельность школьных кружков и секций;
пропаганда и внедрение Комплекса «ГТО», подготовка учащихся и взрослого населения к сдаче норм ГТО.
Основная часть
Сроки реализации программы: 2022-2024гг.
Этапы реализации программы:
Этапы | Содержание деятельности |
I. этап подготовительный: январь – февраль 2021-2022г. | проведение социологических опросов; изучение опыта работы других школьных спортивных клубов; анализ состояния здоровья учащихся; мониторинг уровня физической подготовленности учащихся; выявление проблем, которые должны решены в ходе реализации программы; изучение нормативно-программных документов; создание условий для реализации программы, развитие материальной базы. |
II.этап организационный: март-август 2022г. | Изучение условий реализации программы; разработка программы школьного спортивного клуба «Старт». |
III. этап практический: сентябрь 2022 - май 2024 г. | работа по основным направлениям программы; сотрудничество с педагогическим коллективом, родительской общественностью; корректировка программы в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами; промежуточный мониторинг; отслеживание результатов индивидуального развития учащихся. |
IV.этап обобщающий: июнь- август 2024г. | соотношение результатов с поставленными целями и задачами; сравнительный анализ и самоанализ изменений произошедших с детьми в ходе реализации программы; мониторинг результатов; определение перспективных путей дальнейшего развития программы; оформление и описание хода реализации программы в форме отчета. |
Направления программы школьного спортивного клуба
Мероприятия | Виды деятельности | Ожидаемый результат |
Информационно – агитационная деятельность |
Анализ исходной ситуации. | Инвентаризация материально-технической базы. Кадровое и финансовое обеспечение. | Наличие спортивного инвентаря, спортивного и тренажерного залов, спортивных площадок. |
Мониторинг, анкетирование детей | Мониторинг физического развития, физической подготовленности по основным параметрам; анкетирование детей, тест «Я выбираю здоровье» | Анализ физического развития, физической подготовленности. Составление диаграммы. |
Создание странички ШСК на сайте школы | Агитационная работа в социальных сетях, в средствах массовой информации, по вовлечению обучающихся в занятия спортом. | Размещение еженедельных новостей |
Организационная деятельность |
Организация совместного самоуправления учащиеся + родители + педагоги (заседаний актива спортивного школьного клуба «Старт» | Создание спортивного актива ШСК среди учащихся, родителей и общественности. Утверждение документов, планирование, организация и проведение мероприятий | Создание нормативной базы: утверждение плана работы, расписание спортивных секций, работы спортивного зала, план работы ШСК. Отчеты о проведении мероприятий |
Социально-значимая физкультурно-спортивная деятельность |
Организация спортивно- массовых мероприятий как системы. | Сбор предложений по организации спортивно-массовых мероприятий. Проведение спортивно-массовых мероприятий по плану мероприятий ШСК «Старт», разработка плана мероприятий и его реализация | Вовлечение учащихся школы в спортивно-массовых мероприятия. |
Организация работы по созданию программ спортивной направленности дополнительного образования детей и внеурочной деятельности | Наличие дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности спортивной, физкультурной, оздоровительной направленности. | Программы: кружковой работы; внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности; секционной работы. |
Организация работы по привлечению учащихся к деятельности по управлению клуба | Планирование, организация и проведение мероприятий, акций | Протоколы заседаний Совета клуба. Отчеты о проведении мероприятий, акций, заметки на сайте, буклеты |
Организация деятельности с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации | Занятость в клубе детей с ослабленным здоровьем, детей «группы риска», детей из малообеспеченных семей. | Уменьшение количества пропусков уроков по болезни, снижение числа обучающихся «группы риска» |
Привлечение родителей обучающихся, педагогов, жителей посёлка к участию в спортивно-массовых мероприятиях,пропаганда сдачи норм ГТО | Проведение спортивно-массовых мероприятий с участием родителей обучающихся, педагогов, активных жителей посёлка | Фото-отчеты о проведении мероприятий. Размещение информации на школьном сайте |
Развитие военно- патриотического направления в рамках деятельности школьногоспортивного клуба | Организация военно-спортивной игры «Зарница»,смотр строя и песни. | Участие в районном этапе военно-спортивной игры |
Обобщение опыта работы |
Увеличение количества детей, ведущих здоровый образ жизни, повышение уровня профилактической работы по предупреждению вредных привычек. | Мониторинги, анкетирования | Результаты анкетирования, диагностические карты |
Накопление и обобщение накопленного опыта по деятельности клуба | Выступление на заседаниях ШМО. | Протоколы, тексты выступлений |
Механизмы реализации программы
Реализация программы осуществляется через работу:
с педагогическим коллективом: интерактивные методики во внеклассной работе, совместная работа участников образовательного процесса, здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании, проведение социологического опроса об уровне физической культуры и здоровья школьников;
с обучающимися - совместное планирование, функционирование школьного спортивного клуба «Старт», занятия в секциях, спортивно-массовые, досуговые мероприятия, общешкольные, совместные мероприятия с родителями;
с родителями: участие в клубных и общешкольных спортивных, культурно-массовых мероприятиях, участие в социально-значимой деятельности.
Заключительная часть
Ожидаемые результаты и критерии эффективности реализации программы школьного спортивного клуба
В результате реализации программы:
увеличится число систематически занимающихся учащихся школы, в кружках и секциях (анализ посещения кружков секций);
увеличится число школьников, родителей, педагогов участвующих в спортивно-оздоровительных мероприятиях, (анализ участия в спортивных мероприятиях);
увеличится число обучающихся, родителей, педагогов сдающих и сдавших нормы ГТО;
рост показателей спортивных достижений учащихся на уровне школы, района, области (занятые призовые места в соревнованиях различных уровней);
снижение пропусков уроков по болезни ((диагностика состояния здоровья учащихся);
динамика прироста индивидуальных показателей физического развития и физической подготовленности учащихся (анализ физической подготовленности).
Ресурсное обеспечение реализации программы
Кадровое обеспечение:
Финансовое обеспечение:
бюджетные средства (занятия в спортивном клубе осуществляются педагогами в пределахбюджетного финансирования);
внебюджетные средства (использование целевых спонсорских средств и
благотворительных пожертвований юридических и физических лиц).
Материально-техническое обеспечение:
спортивный зал;
тренажёры;
спортивное оборудование, спортивный инвентарь (в ассортименте);
футбольное поле;
волейбольная площадка;
баскетбольная площадка;
комплекс уличных тренажёров.
Программно-методическое обеспечение:
программа воспитательной работы школы;
программы воспитательной работы с классами (мероприятия по ЗОЖ);
библиотечный фонд методических материалов, печатных и электронных пособий по здоровьесбережению и здоровому образу жизни, специальная литература;
план организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы школьного спортивного клуба «Старт»;
план спортивно-массовых мероприятий школьного спортивного клуба «Старт»;
спортивное оборудование, спортивный инвентарь (в ассортименте);
программы кружков и секций;
интернет-ресурсы.
Информационно-организационное обеспечение:
фото отчеты о проведении различных спортивных мероприятии;
создание видеофильмов о ЗОЖ;
выпуск стенгазет, разработка буклетов;
размещение информации на школьном сайте;
заседания спортивного актива ШСК;
педсоветы, производственные совещания;
родительские собрания, ученические собрания;
общешкольные мероприятия;
совещания классных руководителей.
Список использованных источников и литературы
1.Сборник методических рекомендаций по созданию и организации деятельности школьных и студенческих спортивных клубов в структуре образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования г. Москвы// Составители: Анисимова М.В., Захаров В.В. – М: 2014 г. – 66 с.
2.Теория и методика физической культуры /под редакцией Ю.Ф. Курмашина. – Москва: Советский спорт, 2003. - 464с.
3.Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура /Александр Григорьевич Фурманов, Михаил Борисович Юспа. – Минск: Тесей, 2003. - 528с.
4.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для высших учебных заведений–М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
5.Настольная книга учителя физкультуры: Справочное – методическое пособие /Составитель Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2003. – 526 с.
6.Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя/ С.А. Баранцев, Г.В. Береуцин, Г.И. Довгаль. – М.: Просвещение, 1998. – 144 с.
7.Погадаев Г.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. Москва, издательство Дрофа, 2006.-110с.
8.Гришина А.З. Организационно-управленческие условия развития спортивного клуба: [Текст] / Гиршина А.З. СПб. 2005. - 123с.
10