СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства. Кружок "Радуга"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства. Кружок "Радуга"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 им. героя России А.И. Алексеева»



Рекомендована Утверждаю


ШМО МОУ «СОШ № 3» Директор МОУ «СОШ №3»

Протокол № …… «…..»………….202…г.

От………………………… «…..»………………202... г.







ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ









Направленность:

Изобразительное искусство

для обучающихся 5-8 классов

1 год обучения

70 часов

Составитель: Дурягина Ольга Миколовна






Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

кружок "Радуга" (внедрение ФГОС)



Пояснительная записка.



Актуальность. Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Особое внимание уделяется внеурочной деятельности в учебном плане школы. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.


В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы на школьных выставках, где всех приветствуют детские акварели и гуаши в разнообразной технике исполнения, которые периодически меняются. Для ребят это является своеобразным поощрением. Авторам очень приятно, ведь работы отбираются с большим требованием. Далее рисунки отбираются на городские, республиканские и Российские творческие выставки.

Предлагаемая программа нацелена на духовно-нравственное развитие личности. Занятия проводятся во второй половине дня один раза в неделю по два часа, период обучения – 70 учебных часов. По времени реализации – 1 год обучения. Сформирована группа учащихся, состав группы до 12 человек. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы – ученики 5-8 классов.

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. На сегодняшней день это мой актив, мои верные помощники и единомышленники. В атмосфере свободного общения и рисования, учащиеся учатся понимать и ценить искусство, дружить и работать в коллективе, испытывают радость от соприкосновения с прекрасным, творчески относятся к любому труду. На занятиях ребята советуются, спрашивают, готовят свои рисунки к творческим конкурсам.

Уникальность и значимость учебного курса определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала воспитанника, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, (5 – 6 классы) дети выполняют творческие задания, (7 – 8 классы) – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. У младших воспитанников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. У старших, овладевших основами декоративного творчества на материале народного, переходят затем на классическое и современное декоративно–прикладное искусство, принимая участия в творческих конкурсах.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности, что поможет младшим воспитанникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для воспитанника экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству. В данную программу введен региональный компонент. Ряд тем рассматривается на примере национальных особенностей, традиций родного края (Коми края). Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Цели курса: 


– формирование художественной культуры школьников, воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;


– желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- формирование художественной культуры школьников, развитие природных задатков, творческого потенциала,

воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.



Задачи курса:


- ознакомить учащихся с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

- создать условия для развития творческих способностей учащихся;

- способствовать воспитанию у учащихся интереса к изобразительной деятельности; усидчивости, аккуратности и терпения при выполнении работы; культуры деятельности;

- создать условия для формирования навыков сотрудничества; оценки и самооценки

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностные результаты:


- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге, по рисунку, инструкционной карте;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего объединения;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:


- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им:

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности


Предметные результаты:


Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств;

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


Ученик научится:


• создавать стилизацию натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развивать аналитические способности, зрительную память, пространственные представления, творческое воображение;

• доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;

• владеть основами изобразительных техник и декоративно-прикладной работы и на этой основе формировать трудовые умения и навыки;

• воплощать свои фантазии, как и умение, выражать свои мысли;

• составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;

• работать пером и тушью, красками и графическими материалами;

• воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.


Ученик получит возможность научиться:


• изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства;

• ценить свой труд, уважать чужой.

• применять теоретические знания на практике.

• пользоваться художественным материалом в соответствии с поставленной задачей.

Содержание программы.

При составлении программы за основу была взята программа “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1–8 классы” под редакцией Т.Я. Шпикаловой.

Раздел 1. «Теоретические сведения» (1 часа)

Вводное занятие.

Режим работы внеурочной художественной деятельности «Радуга». План занятий. Виды декоративно прикладного искусства их история и современное развитие.

Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.





Раздел 2. «Восхитись красотой нарядной осени» (24 часа).

Понятия: художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование, Коми традиции и Коми орнамент. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном.

Виды деятельности: художественно–творческая изобразительная (сюжетные композиции, пейзажи, натюрморты, сказочные персонажи); трудовая.



Раздел 3. «Любуйся узорами красавицы зимы» (20 часа).

Понятия: художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, симметрия, аппликация, моделирование, экспериментирование с бумагой. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках.

Виды деятельности: художественно–творческая изобразительная (изображение деревьев, пейзажей); трудовая.



Раздел 4. «Радуйся многоцветью весны и лета» (22 часа).

Понятия: художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, симметрия, аппликация, моделирование, экспериментирование с бумагой. Закрепление навыков работы с бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.



Виды деятельности: художественно-творческая изобразительная, трудовая.



Раздел 5. «Наши достижения» (1 час).

Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности учащиеся с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в станковом искусстве. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.

Ресурсное обеспечение реализации программы.

Материально-техническое обеспечение:

  • Наборы иллюстраций

  • Изделия народных промыслов

  • Натюрмортный фонд


  • Доска магнитно–маркерная

  • Доска магнитно–меловая (зеленая)

  • Мольберт

  • Ноутбук «ICL»

АРМ-автомат. раб. место учителя (проектор «Epson”, колонки)



 Ресурсы Интернет

1. Музыка | Электронные образовательные ресурсы

2. https://www.mariinsky.ru/kids/playbill - Мариинский – детям: видео, билеты, конкурсы....

3. Партитуры - Каталог файлов - MnogoNot - нотные партитуры

4. Культура - Информационный портал

5. http://www.school.edu.ru/ - Федеральный Российский образовательный портал

6. http://catalog.prosv.ru/item/15330 - сайт издательство «Просвещение» (ссылка на рабочие программы)

7. Министерство образования и науки Российской Федерации - документы

8. Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру: http://www.proshkolu.ru/ Электронная версия газеты

9. «Искусство» (приложение к газете «Первое сентября»): http://1september.ru/

10. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru/ Много разных материалов (включая презентации) по истории и другим предметам.

11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru



Примерное календарно – тематическое планирование



№ п/п

Название

раздела

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения занятия


1

Теоретические сведения


1


1.1


Вводное занятие

1

беседа

2

Восхитись красотой нарядной осени


24


2.1


Изобразительная викторина «Цвета радуги»

2

Викторина

2.2


Палитра теплых цветов


2

Серия упражнений на смешивание цветов, беседа

2.3


Оформление поздравительной открытки с использованием в композиции осенних мотивов.

2

Творческая практическая работа (аппликация)

2.4


Осенний букет. Этюд (по-сырому).

2


Творческая практическая работа

2.5


В осеннем саду

2


Коллективная творческая работа

2.6


О чем рассказали красочная осень и кисточки. Листопад

2

Творческая практическая работа. Занятие - эксперимент

2.7


«Именины у рябины» - натюрморт

2


Творческая практическая работа. Занятие – эксперимент

2.8


В чем секрет узора хохломы. Элементы росписи Хохломы

2

Практическая работа. Беседа

2.9


В чем секрет узора хохломы. Вариации элементов росписи Хохломы

2

Творческая практическая работа. Занятие - импровизация

2.10


Осень в произведениях художников

2

Беседа. (обсуждение работ художников).

2.11


Северные народы. Коми народный костюм

2

Беседа. Творческая практическая работа

2.12


Краски природы в праздничном наряде Коми красавицы

2

Творческая коллективная работа. Занятие- импровизация

3

Любуйся узорами красавицы зимы


22


3.1


Палитра холодных цветов


2

Серия упражнений на смешивание цветов, беседа


3.2


Краски зимней природы

2

Обсуждение работ художников. Творческая практическая работа

3.3


Узнай цвета солнечного снежного пейзажа

2

Творческая практическая работа. Занятие-эксперимент

3.4


Цвет зимы - белый

2


Серия упражнений на смешивание цветов. Беседа

3.5


Сказки зимнего леса

2


Творческая практическая работа. Занятие-эксперимент

3.6


Экспериментируем с графическими материалами.

2

Творческая практическая работа

3.7


Приёмы изображения деревьев зимой в графике.

2

Творческая работа

3.8


Наша новогодняя елка

2


Творческая коллективная работа

3.9


Звуки музыки. Зима

2

Творческая практическая работа. Рисунок под музыку. Занятие-импровизация

3.10


Художественное конструирование. Оформление новогодней открытки.

2

Творческая работа

3.11


В царстве Матушки-Зимы

2


Организация новогодней выставки детских работ. Чаепитие.

4

Радуйся многоцветью весны и лета


22



4.1


Твоя мастерская игрушка.


2

Творческая практическая работа

4.2


Создание плаката «8 марта» с объёмными цветами.

2


Творческая коллективная работа. Занятие- импровизация

4.3


Красота весенней природы.

2


Творческая практическая работа

4.4


Звуки музыки. Весна.

2

Творческая практическая работа. Занятие- импровизация. Рисунок под музыку

4.5


Птицы – вестники весны.

2


Творческая практическая работа

4.6


Весна красна цветами.

2


Творческая практическая работа.

4.7


Вешней воды никто не уймет.

2


Творческая практическая работа

4.8


Весна в творчестве поэтов.

2


Творческая практическая работа

4.9


Весна. Коллаж.


2

Творческая коллективная работа

4.10


Ясный день и теплый вечер. Пейзаж.

2

Творческая практическая работа

4.11


Веселый ритм.

2

Творческая коллективная работа. Рисунок по тексту. Занятие- импровизация

5

Наши достижения


1


5.1


Итоговая творческая выставка «Разноцветные капли».

1

Организация творческой выставки и обсуждение детских работ. Чаепитие.



Рекомендуемая литература.

  1. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова. Программы духовно-нравственного воспитания и развития в ОС “Школа 2100”.

  2. В.И. Колякина “Методика организации уроков коллективного творчества”, М. “Владос”, 2002 г.

  3. А.Э. Лебедева. Е.Н. Новикова, Г.Н. Тубельская “Жемчужины народной мудрости”, М. “АСТ”, 2000 г.

  4. И. Мосин “Рисуем животных”, М. “Кристалл”, 1998 г.

  5. Т.Я. Шпикалова Программа “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. 1–8 классы”, М. “Дрофа”, 2010 г.



Оценка результативности:


В качестве форм подведения итогов организуются выставки рисунков, изделий декоративно-прикладного творчества, участие в творческих школьных, городских республиканских и Российских конкурсах, выставках и фестивалях.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!