СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "УЛЗЫ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "УЛЗЫ"»



Программа для внеурочной деятельности " Улзы"

Пояснительная записка

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.

Ведение внеурочной деятельности «Улзы» необходима для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере художественно-культурных традиций Бурятии, её природных и рукотворных достопримечательностей.

Материал призван пробуждать у детей чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.

Занятия позволят значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Он должен способствовать развитию более широкого и полного представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере народного и классического искусства Бурятии, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, помочь глубже понять красоту и богатство родной природы.

На реализацию программы по внеурочной деятельности «Улзы» в школе отводится 1 часа в неделю. Она рассчитана на 1 год обучения.

Цель программы: Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием бурятского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.

Задачи программы:

  • развивать у детей духовное начало, образно-художественное мышление, эстетическое восприятие явлений действительности;

  • формировать у детей представление об искусстве как творческом процессе на примере творчества художников Бурятии, уважение к деятельности художника;

  • приобщать к истории культуры родного края и современному художественному творчеству;

  • развивать творческие способности и навыки учащихся, расширять представления о разнообразии изобразительного языка искусства родного края;

  • Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.

  • Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

  • Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.

  • Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

  • Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

  • Истории

  • Краеведения

  • Изобразительного искусства

  • Трудового обучения

Формы проведения занятий:

  1. Интегрированный урок

  2. Инсценированное представление

  3. Экскурсия

  4. Комбинированный урок

  5. Краеведческая викторина

К концу курса обучения учащиеся должны знать:

-  имена известных художников Бурятии и их авторские работы;

-  культурные достопримечательности столицы республики - города Улан-Удэ;

-  виды декоративно-прикладного искусства.

-  произведения современных художников Бурятии;

Решать учебные и практические задачи:

-  уметь анализировать произведение искусства и высказывать о них свое мнение;

-  различать виды и жанры изобразительного искусства;

-  выражать в своем творчестве отношение к окружающей действительности;

-  владеть основными понятиями изобразительного искусства;

-  владеть доступными для учащихся приёмами выполнения основных видов декоративно-прикладных работ, традиционных для художественной культуры Бурятии;

- владеть навыками самостоятельной исследовательской работы.

Прогнозируемые результаты:

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.

Список литература

  1. Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006

  2. Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ

  3. Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002

  4. Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006

  5. Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006

  6. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000

  7. Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005

  8. Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990

  9. Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ.

  10. Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985

  11. “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006

















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно - тематическое планирование «Улзы»

№ темы

Название разделов и тем

1 четверть

Творческое задание

Кол- во часов

Дата

По плану

По факту

1.

История Бурятии

Предания об истории заселения и освоения края


1

04.09


2.


Бурятские роды и племена в древности

 

1

11.09


3.

Освоение Забайкалья русскими

 

1

18.09


4.

Религия. Шаманизм. Православие. Буддизм.

 

1

25.09


5.

Иволгинский дацан , Эгитуйский дацан. Святыня Зандан-Жуу.

Рисунки дацана

1

02.09


6.

Образование Республики Бурятия

 Сообщение на тему «Образование Республики Бурятия»

1

09.09


7.

Улан-Удэ- столица Бурятии.

 Сообщение на тему «История возникновения города Улан – Удэ»

1

16.09


8.

Символы Бурятии

Изображение бурятской символики с помощью разнообразных видов прикладного искусства

Выучить гимн Бурятии

1

23.09


9.

Танцы и игры бурят. Ёхор

Разучивание народных игр. Разучивание ехора .

1

30.09




№ темы

Название разделов и тем

2 четверть

Творческое задание

Кол- во часов

Дата

По плану

По факту

1.


Байкал – мировое наследие

Подобрать фольклор о Байкале, викторина, использование мультимедиа

1

13.10


2.


Символика в традиционной культуре бурят

Символика чисел

Подтвердить на примере популярные числа и числовые композиции

1

20.10


3.

Символика цвета

Рисунки

1

27.10


4.

Материальная культура бурят

Дерево в культуре бурят

Изготовление игрушек из любого материала, составление правила поведения в лесу

1

04.12


5.

Пища как часть культуры народа

Составление меню из бурятской кухни

1

11.12


6.

Устное народное творчество

Подобрать сказки и пословицы о доброте.

Инсценировка бурятской народной сказки. Благопожелания

1

18.12




№ темы

Название разделов и тем

3 четверть

Творческое задание

Кол- во часов

Дата

По плану

По факту

1.

Символика орнаментов

Рисунок народного орнамента

1

15.01


2.


Виды орнаментов

Рисуем эскиз бурятского народного орнамента

1

22.01


3.

Бурятский сундук

Выполнение эскиза сундука с бурятским орнаментом

1

29.01


4.

Головные уборы бурят

Выполнение эскиза головного убора бурят

1

05.02


5.

Бурятские ичиги

Выполнение эскиза бурятских ичигов

1

12.02


6.

Мужской дэгэл

Выполнение эскиза мужского дэгэла

1

19.02


7.

Женский дэгэл

Выполнение эскиза женского дэгэла

1

26.02


8.

Женские ювелирные украшения

Выполнение эскиза женских ювелирных украшений

1

04.03


9.

Мужские украшения

Выполнение эскиза мужских ювелирных украшений

1

11.03


10.

Бурятская народная кухня

Выполнение макетов бууз из пластилина

1

18.03


11.

Бурятская народная посуда

Выполнение эскиза бурятской народной посуды

1

25.03








№ темы

Название разделов и тем

4 четверть

Творческое задание

Кол- во часов

Дата

По плану

По факту

1.

Бурятская народная посуда

Выполнение эскиза бурятской народной посуды

1

08.04


2.


Бурятское жилище – юрта

Выполнение эскиза бурятского жилища - юрты

1

15.04


3.

Духовная культура бурят

Лошадь в традиционной культуре бурят

Придумать рассказ о лошади-помощнике, лошади-кормилице, лошади-участнике всех народных празднеств

1

22.04


4.

Конь в жизни бурята

Выполнение эскиза бурятского коня

1

29.04


5.

Материальная культура бурятского народа(загадки, игры, легенды)


1

06.05


6.

Бурятское жилище

Конструирование юрты из разных материалов

1

13.05


7.

Отчетное представление


1

20.05














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!