СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Умей вести за собой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Умей вести за собой"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова» города Саки Республики Крым


РАССМОТРЕНО

Школьное методическое объединение учителей начальных классов МБОУ «Сакская СШ №1

им. Героя Советского Союза

В.К. Гайнутдинова»

Протокол от 18.08.2023 № 3


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора МБОУ « Сакская СШ №1

им. Героя Советского Союза

В.К. Гайнутдинова»:

__________/Е.В.Марущак/

от 24.08.2023


УТВЕРЖДЕНА

приказ МБОУ

«Сакская СШ №1

им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова»

от 25.08.2023 № 375








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Умей вести за собой»



Уровень образования: основное общее образование

Уровень изучения предмета: базовый

Класс: 5-Б

Количество часов : 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебных недель)

Учитель: Мазалова Виктория Александровна






Рабочая программа курса внеурочной деятельности: составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программой «Умей вести за собой»— М.: Институт стратегии развития образования,2022.





2023/2024 учебный год



Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умей вести за собой» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,программой «Умей вести за собой», разработанной Институтом стратегии развития образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но за его пределами.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена с учетом программы воспитания МБОУ «Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» города Саки Республики Крым, календарного плана воспитательной работы.

Целью курса является формирование социально компетентного поведения у детей и подростков, которое обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и проблемным ситуациям. Его компонентами являются: большой и разнообразный набор техник поведения; адекватное восприятие ситуаций; способность к рефлексивному контролю как ситуации, так и альтернативного поведения.

Программа внеурочной деятельности «Умей вести за собой» направлена на развитие эмоционального и социального интеллекта через создание в группе детей дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом. Дети приобретают социальный опыт и учатся общаться с чуткостью и уважением. Кроме того, программа направлена на формирование навыков конструктивного общения. В процессе участия в данной программе подростки смогут увидеть себя со стороны собеседника, это научит лучше разбираться в себе и в окружающих людях. В ходе занятий формируется умение общаться, сохраняя хорошие отношения, навыки уверенного поведения, способность работать в команде и совместно принимать решения, которая становится все более важной и актуальной в этом возрасте. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с обновленными ФГОС основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности.

Задачи:

  • обеспечение индивидуальных потребностей школьников;

  • обеспечение школьника средствами самопознания;

  • повышение представлений школьника о собственной значимости;

  • овладение социальными компетенциями;

  • развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения;

  • формирование мотивации к самовоспитанию и саморазвитию;

  • развитие эмоционального и социального интеллекта через создание в группе детей дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом.

Содержание курса внеурочной деятельности


Раздел 1

Введение в курс и знакомство (2 ч)

Знакомство (1 ч)


Установление контакта с детьми, выявление уровня сплоченности группы. Упражнение «Приветствие». Типы приветствий. Варианты рукопожатий. Необычное приветствие в парах. Знакомство в группе по кругу. Рассказы детей о себе. Введение правил. Правило добровольности. Правило конфиденциальности. Правило уважения друг к другу. Примеры правил. Обсуждение правил. Традиции группы. Окраска настроения. Ритуал завершения занятия. Подведение итогов занятия.

Форма проведения: упражнения на взаимодействие в группе, тренинг, решение ситуативных задач.


Моя группа (1 ч)

Шеринг, рефлексия прошедшего с последнего занятия. Повтор правил поведения в группе. Упражнение «Что я люблю делать». Обсуждение результатов упражнения. Упражнение «Мы чем-то похожи». Упражнение «Распускающийся бутон» (К.Фопель). Обсуждение результатов упражнений. Ритуал окончания занятий: «Окраска настроения». Подведение итогов занятия.

Форма проведения упражнения на взаимодействие в группе, тренинг, упражнения.

Раздел 2. Я и мои эмоции (10 ч)


Что такое эмоции? (1 ч)

Понятия поведения, мыслей, эмоций и различий в их выражении; выражение своих чувств и эмоций (вербально и невербально); распознавание чувств других людей. Чувства еще называют «эмоциями». Чувства — это то, как мы переживаем разные события. «Ощущение» чувств в теле. Ярость, страх или счастье. Составляющие чувства: в теле, в голове. Многоликость чувств.

Форма проведения: теоретические и практические упражнения, практикум, тестирование, решение ситуативных задач.

Радость (1 ч)

Умение выражать свою радость; знакомство с различной степенью интенсивности радости; актуализация знаний о способах создания хорошего настроения. Изображение радости лицом и телом. Радость как эмоциональное состояние, которое возникает, когда все в нашей жизни ладится, наши желания выполняются. Радость и гордость. Чувства, сопутствующие радости. Удовольствие, восторг, ликование. Как доставить чувство радости другому. Как распознать чувство радости у другого. Внешние признаки чувства радости.

Форма проведения: теоретические и практические занятия, игра, решение ситуативных задач.


Как победить страх (1 ч)

Знакомство с эмоцией страха, ее внешними проявлениями; реакция на детские страхи; введение способов справиться со страхами. Страх как эмоциональное состояние, появляющееся при возможном ущербе для жизненного благополучия, реальной или воображаемой опасности, грозящей человеку. Страх, тревога, беспокойство. Испуг, ужас, боязнь, трепет, жуть, опасение. Внешние признаки страха. Страх в теле. Как можно избавиться от страха. Способы работы со своими страхами. Признаки страха у другого.

Форма проведения: теоретические и практические упражнения, тренинг, ролевые упражнения, решение ситуативных задач.


Что делать с гневом? (1 ч)

Гнев и его проявления. Положительные формы проявления гнева. Способы справляться с гневом. Гнев как телесное ощущение. Злость. Злость на лице, внешние проявления злости. Злость как телесное ощущение. Раздражение, ярость, злоба, недовольство, возмущение, бешенство. Злость как полезная эмоция. Опасности злости и гнева. Способы справляться с собственным гневом. Гнев у другого, как его распознать.

Форма проведения: теоретические и практические упражнения, тренинг, ролевые упражнения, решение ситуативных задач.


Обида (1 ч)

Знакомство с эмоцией обиды; разные способы проявления обиды у детей; способы выхода из этого эмоционального состояния. Причины обид. Обида как ощущение в теле. Поведенческие проявления обиды. Внешние проявления обиды на лице. Обида у другого: как распознать. Что делать с состоянием своей обиды. Способы преодоления чувства обиды.

Форма проведения: теоретические и практические упражнения, тренинг, ролевые упражнения, решение ситуативных задач.


Грусть (1 ч)

Знакомство с эмоцией грусти и ее проживание участниками группы. Причины эмоции грусти. Интенсивность эмоции грусть. «Волны» грусти, радости, гнева, страха. Грусть как телесное ощущение. Выражение грусти на лице. Грустные мысли. Цвета грусти. Грусть у другого человека: как ее распознать. Поведенческие проявления грусти. Что делать с грустью другого. Помощь, поддержка, сочувствие.

Форма проведения: теоретические и практические упражнения, тренинг, ролевые упражнения, решение ситуативных задач.


Сочувствие (1 ч)

Эмпатия. Понимание других людей. Формирование умения выразить свое сочувствии другому человеку. Сочувствие как реакция на расстройство другого. Способы выражения сочувствия. Переживания за другого и сопереживание. Ощущение чувства другого. Способы увидеть чувства другого, распознавание чужих чувств. Телесные ощущения при сочувствии.

Форма проведения: теоретические и практические упражнения, тренинг, ролевые упражнения, решение ситуативных задач.


Мое настроение (1 ч)

Относительность в оценке чувств, навык распознавать и изменять свое эмоциональное состояние. Идентификация чувств. Интенсивность чувств. Настроение как эмоциональное состояние. Настроение как набор чувств. Преобладающие чувства. Сиюминутное настроение. Фоновое настроение как привычное эмоциональное состояние. Способы распознавания настроения и ведущих чувств. Мое настроение в телесных ощущениях. Работа с собственным настроением. Настроение другого. Способы распознавать настроение другого. Выражение лица, тембр голоса как показатели настроения.

Форма проведения: упражнения на взаимодействие в группе, тренинг, игра, тестирование, решение ситуативных задач.



Стресс (1 ч)

Знакомство с понятием стресса, его внешними проявлениями; введение приемов разрядки стресса. Что такое стресс. Стресс как реакция организма на внешние события. Причины стресса. Внешние проявления стресса. Стресс как телесное ощущение. Тревога, страх, паника, испуг. Способы справляться со стрессом. Стресс у другого. Как распознать стресс у товарища. Что можно сделать, чтобы помочь другому справиться со стрессом.

Форма проведения: упражнения на взаимодействие в группе, тренинг, игра, тестирование, решение ситуативных задач.


Мои желания (1 ч)

Желания: что это такое? Желания как отражение потребностей. Способы выражать свои желания без ущерба для других. Вербальные способы выражения желаний. Невербальные способы выражения желаний. Разные сферы моих желаний. Что я люблю? Что я хочу знать? Чему я хочу научиться? Что меня пугает? Что для меня самое увлекательное? От чего я хочу избавиться?

Форма проведения: упражнения на взаимодействие в группе, тренинг, игра, тестирование, решение ситуативных задач.


Раздел 3. Я и другие (10 ч)

Какой Я? (1 ч)

Выявление личностных особенностей; формирование умения ценить свои особенности; повышение самооценки. Описание самого себя. Положительные и отрицательные стороны. Автопортрет. Я как совокупность внутреннего и внешнего. Мой характер. Моя внешность. Моё поведение. Мои черты. Мои знания, мои навыки. Что я умею. Как я отношусь сам к себе. Как ко мне относятся мои товарищи.

Форма проведения: теоретические и практические упражнения, тренинг, ролевые упражнения, решение ситуативных задач.


Мои друзья (1 ч)

Что такое дружба. Кто такой друг. Как быть хорошим другом. Зачем нужны друзья. Что мы получаем от дружбы. Забота о дружбе. Дружба вдвоем и втроём. Как стоит себя вести с друзьями. Как не надо себя вести с друзьями. Внимательное отношение к друзьям. Характеристики хороших друзей. Чем можно порадовать друзей. Что можно делать вместе с друзьями. Совместное времяпрепровождение. Прогулки. Игры. Подарки. Наши сходства и отличия.

Форма проведения: теоретические и практические упражнения, тренинг, ролевые упражнения, решение ситуативных задач.


Умение ладить с людьми (1 ч)

Уверенность в себе. Самооценка: какая она бывает. Высокая самооценка. Низкая самооценка. Эгоизм. Альтруизм. Желание помочь другому. Умение говорить и слушать других. Совместная работа. С кем приятно и неприятно делать что-то вместе и почему. Что делать, чтобы с тобой было приятно и комфортно работать и общаться. Навыки позитивного и конструктивного общения. Комплименты. Забота об отношениях и совместной деятельности.

Форма проведения: теоретические и практические упражнения. практикум, решение ситуативных задач.


Решаем проблемы (1 ч)

Проблемы: что это такое. Личные проблемы и общие проблемы. Просьбы о помощи. Когда можно и не стоит просить помощь. Проблемы между людьми. Переговоры как способ решения проблем. Эмоциональное состояние в момент появления проблемы. Конструктивные и не конструктивные способы решения проблем. Уход от проблемы. Совместное решение проблем. Совместная работа, объединение для решения проблемы, взаимопомощь.

Форма проведения: теоретические и практические занятия, упражнения на взаимодействие в группе, тренинг, решение ситуативных задач.


Все вместе(1 ч)

Почему человек не может жить один. Взаимодействие с другими: зачем оно нужно. Чем нам полезны люди вокруг нас. Чем мы можем быть полезны людям вокруг. Почему важно соблюдать баланс между своими и чужими потребностями. Потребности другого: как их распознать. Внимание к состоянию и целям другого. Что мы можем делать вместе и что не стоит делать вместе. Личные занятия и общие занятия.

Форма проведения: теоретические и практические занятия, практикум, занятие-игра, решение ситуативных задач.


Секреты общения (1 ч)

Общение как процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Интерес к другому человеку. Умение вести разговор, поддержать беседу, разрешать сложные ситуации без ссор. Помощь и поддержка. Проблемы в общении. Способы получения информации. Закрытые и открытые вопросы. Трудности общения с родителями. Трудности общения с учителями. Трудности общения со сверстниками.

Форма проведения: теоретические и практические занятия, упражнения на взаимодействие в группе, тренинг, практикум, решение ситуативных задач.


Мысли, чувства, поведение (1 ч)

Формирование представления о различиях в проявлении мыслей, чувств и поведения; развитие способности выражать свои чувства и эмоции, а также распознавать чувства других людей. Что такое мысли, что такое чувства. Поведение как способ выражения себя, своих желаний и потребностей. Вербальные и невербальные способы выражения чувств. Поведение наедине с самим собой. Поведение с другими людьми.

Форма проведения: теоретические и практические упражнения решение ситуативных задач, дидактическая игра.


Зачем нужны эмоции (1 ч)

Что такое эмоции. Переживания человека как отражение внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека. Наше отношение к происходящему вокруг и к самому себе. Эмоция как исходная причина поступка. Восприятие эмоций. Мое эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние партнера по общению. Какие бывают эмоции. Польза отрицательных эмоций.

Форма проведения: теоретические и практические упражнения, тестирование, решение ситуативных задач.


Как справляться с эмоциями? (1 ч)

Распознавание своих собственных эмоций. Распознавание эмоций партнера по общению. Каналы воспроизведения эмоций. Контроль чрезмерного проявления эмоций. Обучение способам справиться с проявлениями гнева; формирование навыков конструктивного выражения своих эмоций. Способы саморегуляции. Релаксация. Антистресс. Ресурсное состояние.

Форма проведения: теоретические и практические упражнения, тренинг, решение ситуативных задач.


Индивидуальные консультации (1 ч)

Консультации для школьников по вопросу определения проблем в сфере своей личности, своих эмоций, взаимодействия с другими, которую они хотели бы попытаться решить. Форма проведения: теоретические и практические занятия, решение ситуативных задач.


Раздел 4. Наши взаимоотношения (11 ч)

Уверенное поведение (1 ч)

Уверенность как качество личности. Представление о том, что такое уверенность. Навыки уверенного поведения. Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение. Умение определять и выражать свои желания и потребность. Компоненты уверенной просьбы или отказа. Уверенность в словах. Уверенность в жестах, мимике, позе. Нахальство, агрессия. Неуверенность как пренебрежение своими желаниями и потребностями.

Форма проведения: упражнения на взаимодействие в группе, тренинг, практикум, решение ситуативных задач.


Критика (1 ч)

Что такое критика. Конструктивная и неконструктивная критика. Справедливая, несправедливая, унижающая и замаскированная критика. Цели критики. Обратная связь в совместной деятельности. Правильное отношение к критике. Чувства возникающие при критике. Реакция на критику, эмоции, чувства, слова.

Форма проведения: теоретические и практические упражнения, решение ситуативных задач, дидактическая игра.


Просьба и требование (1 ч)

Что такое просьба. Что такое требование. Развитие умения осознавать и высказывать свои пожелания окружающим (взрослым и сверстникам). Отказ. Формирование умения реагировать на отказ. Вежливая просьба. Признаки вежливой просьбы. Когда уместна просьба, а когда требование. Личные границы, защита личных границ. Умение говорить «нет».

Форма проведения: теоретические и практические упражнения, тренинг, решение ситуативных задач.


Благодарность (1 ч)

Чувство благодарности к людям. Способы выражения благодарности. Благодарность в словах. Благодарность без слов. Чувство признательности. Умение говорить «спасибо». Сложности в выражении благодарности». Случаи, когда требуется благодарность. Неуместная благодарность. Чрезмерная благодарность. Публичная благодарность. Личная благодарность. Подарки.

Форма проведения: теоретические и практические упражнения, ролевые упражнения, дидактическая игра.


Поведение в конфликтных ситуациях (1 ч)

Конфликт. Конфликт как столкновение противоположных интересов, взглядов, целей и потребностей. Эмоциональное состояние в момент конфликта. Виды конфликтов. Стадии конфликта. Стратегии выхода из конфликта.

«Я - высказывания». Чувства в конфликте. Компромисс. Обоюдный проигрыш. Обоюдный выигрыш.

Форма проведения: теоретические и практические упражнения, практикум, решение ситуативных задач, дидактическая игра.


Моя индивидуальность (1 ч)

Кто я такой. Мои личностные особенности. Формирование умения ценить свои особенности. Самооценка. Развитие позитивной самооценки. Как я выражаю свои эмоции. Мое поведение в разных ситуациях. Мои слабые и сильные стороны. Мои навыки и умения. Моя внешность. Мое отношение к другим. Мои достоинства и недостатки.

Форма проведения: теоретические и практические упражнения тренинг, тестирование, решение ситуативных задач.


Моя ответственность (1 ч)

Что такое ответственность. Ответственность за свое поведение. Ответственность за конкретные поступки. Ответственность за вещи. Ответственность за других людей. Ответственность как характеристика взрослости. Доля ответственности в общем деле. Избегание ответственности. Гиперответственность. Передача ответственности. Делегирование ответственности. Уход от ответственности.

Форма проведения: теоретические и практические занятия, упражнения на взаимодействие в группе, ролевые упражнения, решение ситуативных задач.


Как изменить привычки (1 ч)

Что такое привычка. Хорошие и плохие привычки. Как они возникают. Привычки, которые мне мешают. Привычки, которые я хотел бы приобрести. Как сформировать у себя полезную привычку. Как избавиться от вредной привычки. Поведение как совокупность наших привычек. Стратегии поведения.

Форма проведения: теоретические и практические упражнения, тренинг, решение ситуативных задач, дидактическая игра.


Принятие решения (1 ч)

Цели в моей жизни. Способы достижения целей. Поведение и альтернативное поведение. Проблема выбора. Варианты решения проблемы. Преимущества и недостатки. Квадрат Декарта. Учет всех возможностей и рисков. Предварительный выбор. Мысленное моделирование последствий реализации принятого решения.

Форма проведения: теоретические и практические упражнения, тренинг, решение ситуативных задач, дидактическая игра.


Как понять Другого (1 ч)

Сопереживание. Внимательное отношение к собеседнику. Учет особенностей другого. Такие же и другие. Особенности внешности. Особенности мировоззрения. Религии, особенности национальностей. Уважение к другому. Терпимость к проявлениям Другого. Понимание и сочувствие. Общечеловеческие ценности. Общее и особенное в людях. Сотрудничество для достижения общего результата.

Форма проведения: теоретические и практические упражнения, тренинг, решение ситуативных задач, дидактическая игра.


Общение в группе (1 ч)

Навыки сотрудничества в малой группе; формирование опыта совместного принятия решений. Активный и пассивный стиль общения. Партнерство. Подведение итогов курса, групповая рефлексия. Чему я научился? Какие качества приобрел. Что во мне изменилось?

Форма проведения: теоретические и практические упражнения, тренинг, решение ситуативных задач, дидактическая игра.


Итоговое занятие(1ч)

Форма проведения: решение ситуативных задач, дидактическая игра.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Занятия курса внеурочной деятельности «Умей вести за собой» направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Личностные результаты:

В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук;

В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности морально-этических принципов в деятельности исследователя; готовность в процессе работы над проектом или исследованием оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из гуманитарных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.

В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.

Метапредметные результаты:

В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках.

В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания гуманитарных предметных областей.

Русский язык: извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме; осуществление выбора языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом; обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения: осознанное расширение своей речевой практики; овладение основными нормами современного русского литературного языка.

Обществознание: освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы; умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции; умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для объяснения сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных исследовательских или проектных задач; овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по теме проекта или исследования из различных адаптированных источников и публикаций средств массовой информации с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети Интернет; умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико­-статистическую, из адаптированных источников и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; приобретение опыта использования полученных знаний в практической проектной деятельности.

Одним из результатов реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Рабочая программа курса внеурочной деятельности призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.


Тематическое планирование, в том числе с учетом

рабочей программы воспитания

раздела и тем

Наименование разделов и тем

Модуль воспитательной программы «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Электронные (цифровые)

образовательные ресурсы

Учебные часы

Контрольные работы

Практическая часть


Раздел 1


Введение в курс и знакомство


2



1.1

Знакомство


8 сентября:

Международный день распространения грамотности.

https://трансляции.институтвоспитания.рф/scenario.html#

https://multiurok.ru


1



1.2

Моя группа


13 сентября: 100 лет со дня рождения советской партизанки Зои Космодемьянской (1923 – 1941).

1



Раздел 2.

Я и мои эмоции


10



2.1.

Что такое эмоции?


24 сентября: День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым.

https://будьвдвижении.рф/

https://vk.com/

https://media.prosv.ru/

https://трансляции.институтвоспитания.рф/scenario.html#

https://multiurok.ru



1



2.2.

Радость

27 сентября: День работника дошкольного образования. День туризма.

1



2.3.

Как победить страх


4 октября: День защиты животных.

1



2.4.

Что делать с гневом?

15 октября: День отца в России.

1



2.5.

Обида


1



2.6.

Грусть

25 октября: Международный день школьных библиотек.

1



2.7.

Сочувствие

8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России.

1



2.8.

Мое настроение


1



2.9.

Стресс


1



2.10.

Мои желания

30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.

1



Раздел 3.

Я и другие

10



3.1.

Какой Я?

6 декабря: День Александра Невского.

https://будьвдвижении.рф/

https://vk.com/

https://media.prosv.ru/

https://трансляции.институтвоспитания.рф/scenario.html#

https://multiurok.ru


1



3.2.

Мои друзья


1



3.3.

Умение ладить с людьми


1



3.4.

Решаем проблемы

27 декабря: День спасателя.

1



3.5.

Все вместе


1



3.6.

Секреты общения

20 января – День Республики Крым.

1



3.7.

Мысли, чувства, поведение

25 января: День российского студенчества.

1



3.8.

Зачем нужны эмоции


1



3.9.

Как справляться с эмоциями?


8 февраля: День российской науки; 300-летие со дня основания Российской Академии наук (1724).

1



3.10.

Индивидуальные консультации



1



Раздел 4.

Наши взаимоотношения

11



4.1.

Уверенное поведение

21 февраля: Международный день родного языка.

https://будьвдвижении.рф/

https://vk.com/

https://media.prosv.ru/

https://трансляции.институтвоспитания.рф/scenario.html#

https://multiurok.ru


1



4.2.

Критика


1



4.3.

Просьба и требование

8 марта: Международный женский день.

1



4.4.

Благодарность

14 марта: 450-летие со дня выхода первой «Азбуки» (печатной книги для обучения письму и чтению) Ивана Фёдорова (1574).

1



4.5.

Поведение в конфликтных ситуациях


1



4.6.

Моя индивидуальность


1



4.7.

Моя ответственность


1



4.8.

Как изменить привычки

19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.

1



4.9.

Принятие решения

27 апреля: День российского парламентаризма.

1



4.10.

Как понять Другого

9 мая: День Победы.

1



4.11.

Общение в группе

18 мая: День памяти жертв депортации; Международный день Музеев.

1




Итоговое занятие

24 мая: День славянской письменности и культуры.


1



ИТОГО


34


15





























Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова»

города Саки Республики Крым


РАССМОТРЕНО

Школьное методическое объединение учителей начальных классов МБОУ «Сакская СШ №1

им. Героя Советского Союза

В.К. Гайнутдинова»

Протокол от 18.08.2023 № 3


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора МБОУ « Сакская СШ №1

им. Героя Советского Союза

В.К. Гайнутдинова»:

__________/Е.В.Марущак/

от 24.08.2023


УТВЕРЖДЕНА

приказ МБОУ

«Сакская СШ №1

им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова»

от 25.08.2023 № 375








Календарно-тематическое планирование

на 2023/2024 учебный год

внеурочной деятельности «Умей вести за собой»



Уровень образования: основное общее образование

Уровень изучения предмета: базовый

Класс: 5-Б

Количество часов : 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебных недель)

Учитель: Мазалова Виктория Александровна








Рабочая программа курса внеурочной деятельности: составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программой «Умей вести за собой»— М.: Институт стратегии развития образования,2022.





п/п

Тема занятия

Модуль воспита-тельной программы «Курсы внеурочной деятельнос-

ти и дополни-тельного образования»

Количество

часов

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Введение в курс и знакомство

2


1

Знакомство.

8 сентября:

Международный день распространения грамотности.

1

06.09


2

Моя группа.

13 сентября: 100 лет со дня рождения советской партизанки Зои Космодемьянской (1923 – 1941).

1

13.09


Раздел 2. Я и мои эмоции

10



3

Что такое эмоции?

24 сентября: День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым.

1

20.09


4

Радость.

27 сентября: День работника дошкольного образования. День туризма.

1

27.09


5

Как победить страх.

4 октября: День защиты животных.

1

04.10


6

Что делать с гневом?

15 октября: День отца в России.

1

11.10


7

Обида.


1

18.10


8

Грусть.

25 октября: Международный день школьных библиотек.

1

25.10


9

Сочувствие.

8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России.

1

08.11


10

Мое настроение.


1

15.11


11

Стресс.


1

22.11


12

Мои желания.

30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.

1

29.11


Раздел 3. Я и другие

10



13

Какой Я?

6 декабря: День Александра Невского.

1

06.12


14

Мои друзья.


1

13.12


15

Умение ладить с людьми.


1

20.12


16

Решаем проблемы.

27 декабря: День спасателя.

1

27.12


17

Все вместе.


1

10.01


18

Секреты общения.

20 января – День Республики Крым.

1

17.01


19

Мысли, чувства, поведение.

25 января: День российского студенчества.

1

24.01


20

Зачем нужны эмоции.


1

31.01


21

Как справляться с эмоциями?

8 февраля: День российской науки; 300-летие со дня основания Российской Академии наук (1724).

1

07.02


22

Индивидуальные консультации.


1

14.02


Раздел 4. Наши взаимоотношения

11



23

Уверенное поведение.

21 февраля: Международный день родного языка.

1

21.02


24

Критика.


1

28.02


25

Просьба и требование.

8 марта: Международный женский день.

1

06.03


26

Благодарность.

14 марта: 450-летие со дня выхода первой «Азбуки» (печатной книги для обучения письму и чтению) Ивана Фёдорова (1574).

1

13.03


27

Поведение в конфликтных ситуациях.


1

20.03


28

Моя индивидуальность.


1

03.04


29

Моя ответственность.


1

13.04


30

Как изменить привычки.

19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.

1

17.04


31

Принятие решения.

27 апреля: День российского парламентаризма.

1

24.04


32

Как понять Другого.

9 мая: День Победы.

1

08.05


33

Общение в группе.

18 мая: День памяти жертв депортации; Международный день Музеев.

1

15.05


34

Итоговое занятие.

24 мая: День славянской письменности и культуры.

1

22.05



Итого: 34 часа














































Лист коррекции и внесения изменений



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Сакская СШ №1

им. Героя Советского Союза

В.К. Гайнутдинова»

___________/Я.А. Борисова/

«25» августа 2023 г.


Класс

Название раздела

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту




























































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!