Пояснительная записка
В программе представлены доступные для обучающихся военно-патриотические и спортивные упражнения, способствующие овладению элементами строевой подготовки ,техники и тактики игры в волейбол , развитию физических способностей. Программа предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на год обучения для 5-9 классов.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию здоровья и патриотизма учащихся являются:
Закон «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» ноябрь 2017 год,
государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»).
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016
Федеральный государственный образовательный стандарт;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе Концепции о военно-патриотическом воспитании молодежи (рассмотрено и одобрена Координационным Светом при президенте РФ по воспитательной работе в ВС РФ). Концепции патриотического воспитания граждан РФ.
«Граждановедение» как средство социализации школьников: воспитание в учебном процессе / Е. Ю. Тяжельникова // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 25 – 27. ,«Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол» ФГОС. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. М.: Просвещение, 2018г. «Физическая культура. Рабочие программы. 2-е издание. Москва «Просвещение», 2019г.
Согласно тексту законопроекта «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» от 2017 года, патриотизм — это «нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества».
Спортивные игры - осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. Спортивные игры — одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная их особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы.
Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами строевой подготовки , физической подготовки и игры в волейбол во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых в школьной программе недостаточно для качественного овладения этими навыками и в особенности тактическими приёмами игры в волейбол. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской
ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными
ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах
Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, в её основу положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по военно-патриотическому, спортивному и оздоровительному направлению носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
воспитание гражданина – патриота, физически и нравственно развитого, способного учиться и работать на благо государства и в случае необходимости встать на его защиту.
укрепление здоровья
воспитание личностных качеств;
освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и
будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира:
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции
через деятельность органов ученического самоуправления;
Формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей родины.
Формировать у учащихся потребности в здоровом образе жизни, законопослушном поведении.
Пропаганда здорового образа жизни, укреплять здоровье, содействовать гармоническому физическому развитию занимающихся.
Популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха.
Формировать у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.
Обучать технике и тактике игры в волейбол.
Развивать физические способности (силовые, скоростные, скоростно-силовые, координационные, а также выносливость, гибкость).
Формировать у обучающихся необходимых теоретические знания.
Воспитывать моральные и волевые качества.
Режим занятий. Программа внеурочной деятельности по военно-патриотическому, спортивному и оздоровительному направлению предназначена для обучающихся 5-9 классов по 34 часа в год, по 1 часу 1 раз в неделю. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения занятий, а именно: занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 40 минут.
В основе программы курса внеурочной деятельности лежат спортивно-оздоровительные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по военно-патриотическому, спортивному и оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по военно-патриотическому, спортивному и оздоровительному направлению является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
планирование общей цели и пути её достижения;
распределение функций и ролей в совместной деятельности;
конструктивное разрешение конфликтов;
осуществление взаимного контроля;
оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов;
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
2. Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:
взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
В ходе реализации программы, обучающиеся приобретут теоретические знания по разделам «История Отечества», «Строевая подготовка», «Физическая подготовка», и т.д., получат практические умения и навыки по физической подготовке, овладеют приёмами спортивной игры «Волейбол» ,смогут оказать первую медицинскую помощь в различных ситуациях и многое другое.
Учащиеся окрепнут физически, станут активными, самостоятельными, научатся проявлять волевые качества в различных экстремальных ситуациях, жить в коллективе и для коллектива. В совместных мероприятиях обучающиеся познают чувство товарищества, гордости за своё объединение, за дело, которым занимаются.
Учащимся будут привиты такие ценности как:
– сохранение и развитие чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе;
– формирование у школьников готовности защиты Родины;
– активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;
– повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств;
– воспитание у школьников уважения к подвигу народа;
– обеспечение духовно-нравственного единства в школе, снижение степени идеологического противостояния;
– повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся.
Школьники узнают:
– особенности развития избранного вида спорта;
– современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной напряженностью;
– содержание физических упражнений общеразвивающей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
– основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках;
– индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
– способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
– правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Научатся:
– технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
– проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
– управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
– оказывать первую медицинскую помощь при травмах и несчастных случаях;
Содержание курса внеурочной деятельности на 5-9 классы
Основы знаний (теоретическая часть): 4 часа
История отечества;
Оказание первой помощи;
Правила игры в волейбол;
Места занятий, инвентарь.
Общефизическая подготовка (практическая часть): 29 часов
Строевые упражнения;
Гимнастические упражнения;
Легкоатлетические упражнения;
Подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка (практическая часть):
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;
Подвижные игры;
Упражнения для развития прыгучести;
Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча;
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча;
Техника нападения (практическая часть):
Перемещения и стойки;
Действия с мячом. Передачи мяча;
Техника защиты:
Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.
Тактическая подготовка. Тактика нападения:
Индивидуальные действия
Командные действия
Тактика защиты:
Индивидуальные действия
Командные действия
Контрольные игры и соревнования:
теоретическая часть
Правила соревнований
практическая часть:
Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола
Учебно-тренировочные игры
Физическая подготовленность
Стойки и перемещения. 1 час
Перемещения приставными шагами лицом вперёд, правым, левым боком вперёд и спиной вперёд.
Ошибки: большой отрыв ступней от поверхности площадки; сильное вертикальное качание; большие шаги, прыжки, «скованность движений». Техника перемещений оценивается в пределах границ площадки (9х9 м). От лицевой линии по направлению к сетке перемещаются приставными шагами, левая нога впереди (4.5 м). Вдоль сетки перемещаются приставными шагами левым боком вперёд (лицом к сетке), к лицевой линии - правым боком вперёд, вдоль лицевой линии – приставными шагами спиной вперёд, левая нога впереди (4.5 м), затем правая.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Элементы содержания | Форма проведения занятий |
Всего | Теория | Практика |
1 | История отечества | 1 | 1 | | Рассказ. беседа, Видеофильм | Групповая |
2 | Строевые упражнения | 1 | | 1 | Построение и перестроение, повороты «направо», «налево», «кругом» | Групповая |
3 | Оказание первой помощи | 1 | 1 | | Рассказ, беседа, Видеофильм | Круглый стол. |
4 | Профилактика травматизма | 1 | 1 | | Инструктаж по Т.Б. Обсуждение проблемных ситуаций, наличие разных точек зрения, анализ мнений, выводы. | Круглый стол. |
5 | Нарушение осанки | 1 | | 1 | Построение. Упражнения для укрепления осанки. | Индивидуальная |
6 | Техника и обучение техническим приёмам игры | 1 | | 1 | Овладение стойкой волейболиста и различными способами перемещения. | Групповая |
7 | Обучение стойке волейболиста и технике перемещений | 1 | | 1 | Овладение стойкой волейболиста и различными способами перемещения. | Коллективная |
8 | Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) на месте. | 1 | | 1 | Принимать мяч сверху двумя руками. Правильно располагать пальцы рук на мяче. | Индивидуальная |
9 | Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче. | 1 | | 1 | Уметь правильно передавать мяч. Правильно располагать пальцы на мяче и держать локти в правильном положении. | Индивидуальная |
10 | Передачи мяча. | 1 | | 1 | Уметь правильно передавать мяч. Правильно располагать пальцы на мяче и держать локти в правильном положении. | Групповая |
11 | Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) в движении. | 1 | | 1 | Передавать мяч сверху через сетку в прыжке с места и не большого разбега. Передавать и перебивать мяч через сетку, стоя спиной к ней. Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке. | Групповая |
12 | Подвижные игры с верхней передачей мяча. | 1 | | 1 | Развитие ловкости, внимательность. Умение играть в команде. Взаимовыручка и взаимодействие игроков. | Коллективная |
13 | Обучение нижней прямой подаче. | 1 | | 1 | Научится подавать нижнюю подачу. Уметь направлять мяч в заданную зону. Подавать мяч снизу. Выполнять большое количество подач подряд. | Коллективная |
14 | Обучение приёму мяча снизу двумя руками. | 1 | | 1 | Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку. | Коллективная |
15 | Верхняя прямая подача. | 1 | | 1 | Подавать верхнюю подачу. Подавать подачи по зонам и на точность. | Коллективная |
16 | Профилактика травматизма. | 1 | 1 | | Обсуждение проблемных ситуаций, наличие разных точек зрения, анализ мнений, выводы. | Круглый стол. |
17 | Передача мяча через сетку в прыжке. | 1 | | 1 | Передавать мяч сверху через сетку в прыжке с места и не большого разбега. Научится правильному отталкиванию и удару по мячу. | Индивидуальная |
18 | Передача мяча сверху двумя руками назад (в опорном положении). | 1 | | 1 | Передавать и перебивать мяч через сетку, стоя спиной к ней. Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке. | Групповая |
19 | Приём мяча, отражённого сеткой. | 1 | | 1 | Знать особенности мяча отскочившего от сетки. Принимать мяч отражённый сеткой. Уметь своевременно выходить к мячу. | Групповая |
20 | Прямой нападающий удар. | 1 | | 1 | Уметь выполнять разбег и толчок двух ног. Выполнять нападающий удар с места и в прыжке через сетку. Научиться выполнять нападающий удар после подбрасывания мяча из разных зон. Научиться правильному разбег и выходу к мячу. | Индивидуальная |
21 | Имитация нападающего удара в прыжке с места. | 1 | | 1 | Выполнять нападающий удар с места. | Групповая |
22 | Имитация нападающего удара в прыжке с разбега. | 1 | | 1 | Научиться правильному разбег и выходу к мячу. | Коллективная |
23 | Нападающий удар через сетку после подбрасывания мяча. | 1 | | 1 | Научиться выполнять нападающий удар после подбрасывания мяча из разных зон. | Индивидуальная |
24 | Одиночное блокирование. | 1 | | 1 | Выполнять одиночное блокирование через сетку. Противодействовать нападающему удару. Своевременно выходить на блок. Уметь предугадывать действия нападающего игрока. | Индивидуальная |
25 | Имитация блокирования. | 1 | | 1 | Своевременно выходить на блок | Индивидуальная |
26 | Передвижение вдоль сетки, с остановкой, прыжком и выносом рук над сеткой. | 1 | | 1 | Уметь предугадывать действия нападающего игрока. | Групповая |
27 | Блокирование после набрасывания над сеткой. | 1 | | 1 | Выполнять одиноч- ное блокирование через сетку. Противодействовать нападающему удару. | Групповая |
28 | Блокирование нападающего удара выполненного из разных зон. | 1 | | 1 | Выполнять одиночное блокирование через сетку. Противодействовать нападающему удару. Своевременно выходить на блок. Уметь предугадывать действия нападающего игрока. | Групповая |
29 | Прием мяча двумя руками снизу. | 1 | | 1 | Уметь своевременно выходить к мячу. | Индивидуальная |
30 | Многократные передачи над собой. | 1 | | 1 | Научится правильному отталкиванию по мячу | Индивидуальная |
31 | Верхняя передача мяча двумя руками с изменением направления. | 1 | | 1 | Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке. | Коллективная |
32 | Верхняя передача мяча в движении в парах. | 1 | | 1 | Передавать мяч на точность в движении. | Групповая |
33 | Учебная игра по упрощенным правилам | 1 | | 1 | Совершенствовать координацию движений. | Групповая |
34 | Произвольные передачи мяча. | 1 | | 1 | Научиться передавать мяч различными способами. | Коллективная |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Волейбол»
6 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Элементы содержания | Форма проведения занятий |
Всего | Теория | Практика |
1 | История отечества | 1 | 1 | | Видеоурок. Беседа | Групповая |
2 | Строевые упражнения | 1 | | 1 | Построение и перестроение, повороты «направо», «налево», «кругом» | Групповая |
3 | Оказание первой помощи | 1 | 1 | | Рассказ, беседа, видеофильм | Круглый стол. |
4 | Профилактика травматизма | 1 | 1 | | Инструктаж по Т.Б. Обсуждение проблемных ситуаций, наличие разных точек зрения, анализ мнений, выводы. | Круглый стол. |
5 | Нарушение осанки | 1 | | 1 | Построение. Упражнения для укрепления осанки. | Индивидуальная |
6 | Техника и обучение техническим приёмам игры | 1 | | 1 | Овладение стойкой волейболиста и различными способами перемещения. | Групповая |
7 | Обучение стойке волейболиста и технике перемещений | 1 | | 1 | Овладение стойкой волейболиста и различными способами перемещения. | Коллективная |
8 | Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) на месте. | 1 | | 1 | Принимать мяч сверху двумя руками. Правильно располагать пальцы рук на мяче. | Индивидуальная |
9 | Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче. | 1 | | 1 | Уметь правильно передавать мяч. Правильно располагать пальцы на мяче и держать локти в правильном положении. | Индивидуальная |
10 | Передачи мяча. | 1 | | 1 | Уметь правильно передавать мяч. Правильно располагать пальцы на мяче и держать локти в правильном положении. | Групповая |
11 | Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) в движении. | 1 | | 1 | Передавать мяч сверху через сетку в прыжке с места и не большого разбега. Передавать и перебивать мяч через сетку, стоя спиной к ней. Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке. | Групповая |
12 | Подвижные игры с верхней передачей мяча. | 1 | | 1 | Развитие ловкости, внимательность. Умение играть в команде. Взаимовыручка и взаимодействие игроков. | Коллективная |
13 | Обучение нижней прямой подаче. | 1 | | 1 | Научится подавать нижнюю подачу. Уметь направлять мяч в заданную зону. Подавать мяч снизу. Выполнять большое количество подач подряд. | Коллективная |
14 | Обучение приёму мяча снизу двумя руками. | 1 | | 1 | Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку. | Коллективная |
15 | Верхняя прямая подача. | 1 | | 1 | Подавать верхнюю подачу. Подавать подачи по зонам и на точность. | Коллективная |
16 | Профилактика травматизма. | 1 | 1 | | Обсуждение проблемных ситуаций, наличие разных точек зрения, анализ мнений, выводы. | Круглый стол. |
17 | Передача мяча через сетку в прыжке. | 1 | | 1 | Передавать мяч сверху через сетку в прыжке с места и не большого разбега. Научится правильному отталкиванию и удару по мячу. | Индивидуальная |
18 | Передача мяча сверху двумя руками назад (в опорном положении). | 1 | | 1 | Передавать и перебивать мяч через сетку, стоя спиной к ней. Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке. | Групповая |
19 | Приём мяча, отражённого сеткой. | 1 | | 1 | Знать особенности мяча отскочившего от сетки. Принимать мяч отражённый сеткой. Уметь своевременно выходить к мячу. | Групповая |
20 | Прямой нападающий удар. | 1 | | 1 | Уметь выполнять разбег и толчок двух ног. Выполнять нападающий удар с места и в прыжке через сетку. Научиться выполнять нападающий удар после подбрасывания мяча из разных зон. Научиться правильному разбег и выходу к мячу. | Индивидуальная |
21 | Имитация нападающего удара в прыжке с места. | 1 | | 1 | Выполнять нападающий удар с места. | Групповая |
22 | Имитация нападающего удара в прыжке с разбега. | 1 | | 1 | Научиться правильному разбег и выходу к мячу. | Коллективная |
23 | Нападающий удар через сетку после подбрасывания мяча. | 1 | | 1 | Научиться выполнять нападающий удар после подбрасывания мяча из разных зон. | Индивидуальная |
24 | Одиночное блокирование. | 1 | | 1 | Выполнять одиночное блокирование через сетку. Противодействовать нападающему удару. Своевременно выходить на блок. Уметь предугадывать действия нападающего игрока. | Индивидуальная |
25 | Имитация блокирования. | 1 | | 1 | Своевременно выходить на блок | Индивидуальная |
26 | Передвижение вдоль сетки, с остановкой, прыжком и выносом рук над сеткой. | 1 | | 1 | Уметь предугадывать действия нападающего игрока. | Групповая |
27 | Блокирование после набрасывания над сеткой. | 1 | | 1 | Выполнять одиноч- ное блокирование через сетку. Противодействовать нападающему удару. | Групповая |
28 | Блокирование нападающего удара выполненного из разных зон. | 1 | | 1 | Выполнять одиночное блокирование через сетку. Противодействовать нападающему удару. Своевременно выходить на блок. Уметь предугадывать действия нападающего игрока. | Групповая |
29 | Прием мяча двумя руками снизу. | 1 | | 1 | Уметь своевременно выходить к мячу. | Индивидуальная |
30 | Многократные передачи над собой. | 1 | | 1 | Научится правильному отталкиванию по мячу | Индивидуальная |
31 | Верхняя передача мяча двумя руками с изменением направления. | 1 | | 1 | Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке. | Коллективная |
32 | Верхняя передача мяча в движении в парах. | 1 | | 1 | Передавать мяч на точность в движении. | Групповая |
33 | Учебная игра по упрощенным правилам | 1 | | 1 | Совершенствовать координацию движений. | Групповая |
34 | Произвольные передачи мяча. | 1 | | 1 | Научиться передавать мяч различными способами. | Коллективная |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Волейбол»
7 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Элементы содержания | Форма проведения занятий |
Всего | Теория | Практика |
1 | История отечества | 1 | 1 | | Видеоурок. Беседа | Групповая |
2 | Строевые упражнения | 1 | | 1 | Построение и перестроение, повороты «направо», «налево», «кругом» | Групповая |
3 | Оказание первой помощи | 1 | 1 | | Рассказ, беседа, видеофильм | Круглый стол. |
4 | Профилактика травматизма | 1 | 1 | | Инструктаж по Т.Б. Обсуждение проблемных ситуаций, наличие разных точек зрения, анализ мнений, выводы. | Круглый стол. |
5 | Нарушение осанки | 1 | | 1 | Построение. Упражнения для укрепления осанки. | Индивидуальная |
6 | Техника и обучение техническим приёмам игры | 1 | | 1 | Овладение стойкой волейболиста и различными способами перемещения. | Групповая |
7 | Обучение стойке волейболиста и технике перемещений | 1 | | 1 | Овладение стойкой волейболиста и различными способами перемещения. | Коллективная |
8 | Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) на месте. | 1 | | 1 | Принимать мяч сверху двумя руками. Правильно располагать пальцы рук на мяче. | Индивидуальная |
9 | Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче. | 1 | | 1 | Уметь правильно передавать мяч. Правильно располагать пальцы на мяче и держать локти в правильном положении. | Индивидуальная |
10 | Передачи мяча. | 1 | | 1 | Уметь правильно передавать мяч. Правильно располагать пальцы на мяче и держать локти в правильном положении. | Групповая |
11 | Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) в движении. | 1 | | 1 | Передавать мяч сверху через сетку в прыжке с места и не большого разбега. Передавать и перебивать мяч через сетку, стоя спиной к ней. Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке. | Групповая |
12 | Подвижные игры с верхней передачей мяча. | 1 | | 1 | Развитие ловкости, внимательность. Умение играть в команде. Взаимовыручка и взаимодействие игроков. | Коллективная |
13 | Обучение нижней прямой подаче. | 1 | | 1 | Научится подавать нижнюю подачу. Уметь направлять мяч в заданную зону. Подавать мяч снизу. Выполнять большое количество подач подряд. | Коллективная |
14 | Обучение приёму мяча снизу двумя руками. | 1 | | 1 | Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку. | Коллективная |
15 | Верхняя прямая подача. | 1 | | 1 | Подавать верхнюю подачу. Подавать подачи по зонам и на точность. | Коллективная |
16 | Профилактика травматизма. | 1 | 1 | | Обсуждение проблемных ситуаций, наличие разных точек зрения, анализ мнений, выводы. | Круглый стол. |
17 | Передача мяча через сетку в прыжке. | 1 | | 1 | Передавать мяч сверху через сетку в прыжке с места и не большого разбега. Научится правильному отталкиванию и удару по мячу. | Индивидуальная |
18 | Передача мяча сверху двумя руками назад (в опорном положении). | 1 | | 1 | Передавать и перебивать мяч через сетку, стоя спиной к ней. Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке. | Групповая |
19 | Приём мяча, отражённого сеткой. | 1 | | 1 | Знать особенности мяча отскочившего от сетки. Принимать мяч отражённый сеткой. Уметь своевременно выходить к мячу. | Групповая |
20 | Прямой нападающий удар. | 1 | | 1 | Уметь выполнять разбег и толчок двух ног. Выполнять нападающий удар с места и в прыжке через сетку. Научиться выполнять нападающий удар после подбрасывания мяча из разных зон. Научиться правильному разбег и выходу к мячу. | Индивидуальная |
21 | Имитация нападающего удара в прыжке с места. | 1 | | 1 | Выполнять нападающий удар с места. | Групповая |
22 | Имитация нападающего удара в прыжке с разбега. | 1 | | 1 | Научиться правильному разбег и выходу к мячу. | Коллективная |
23 | Нападающий удар через сетку после подбрасывания мяча. | 1 | | 1 | Научиться выполнять нападающий удар после подбрасывания мяча из разных зон. | Индивидуальная |
24 | Одиночное блокирование. | 1 | | 1 | Выполнять одиночное блокирование через сетку. Противодействовать нападающему удару. Своевременно выходить на блок. Уметь предугадывать действия нападающего игрока. | Индивидуальная |
25 | Имитация блокирования. | 1 | | 1 | Своевременно выходить на блок | Индивидуальная |
26 | Передвижение вдоль сетки, с остановкой, прыжком и выносом рук над сеткой. | 1 | | 1 | Уметь предугадывать действия нападающего игрока. | Групповая |
27 | Блокирование после набрасывания над сеткой. | 1 | | 1 | Выполнять одиноч- ное блокирование через сетку. Противодействовать нападающему удару. | Групповая |
28 | Блокирование нападающего удара выполненного из разных зон. | 1 | | 1 | Выполнять одиночное блокирование через сетку. Противодействовать нападающему удару. Своевременно выходить на блок. Уметь предугадывать действия нападающего игрока. | Групповая |
29 | Прием мяча двумя руками снизу. | 1 | | 1 | Уметь своевременно выходить к мячу. | Индивидуальная |
30 | Многократные передачи над собой. | 1 | | 1 | Научится правильному отталкиванию по мячу | Индивидуальная |
31 | Верхняя передача мяча двумя руками с изменением направления. | 1 | | 1 | Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке. | Коллективная |
32 | Верхняя передача мяча в движении в парах. | 1 | | 1 | Передавать мяч на точность в движении. | Групповая |
33 | Учебная игра по упрощенным правилам | 1 | | 1 | Совершенствовать координацию движений. | Групповая |
34 | Произвольные передачи мяча. | 1 | | 1 | Научиться передавать мяч различными способами. | Коллективная |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Волейбол»
8 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Элементы содержания | Форма проведения занятий |
Всего | Теория | Практика |
1 | История Отечества | 1 | 1 | | Видеоурок. Беседа. | Групповая |
2 | Строевые упражнения | 1 | | 1 | Построение и перестроение, повороты «направо», «налево», «кругом» | Групповая |
3 | Оказание первой помощи | 1 | 1 | | Рассказ, беседа, видеофильм | Круглый стол. |
4 | Профилактика травматизма | 1 | 1 | | Инструктаж по Т.Б. Обсуждение проблемных ситуаций, наличие разных точек зрения, анализ мнений, выводы. | Круглый стол. |
5 | Нарушение осанки | 1 | | 1 | Построение. Упражнения для укрепления осанки. | Индивидуальная |
6 | Техника и обучение техническим приёмам игры | 1 | | 1 | Овладение стойкой волейболиста и различными способами перемещения. | Групповая |
7 | Обучение стойке волейболиста и технике перемещений | 1 | | 1 | Овладение стойкой волейболиста и различными способами перемещения. | Коллективная |
8 | Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) на месте. | 1 | | 1 | Принимать мяч сверху двумя руками. Правильно располагать пальцы рук на мяче. | Индивидуальная |
9 | Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче. | 1 | | 1 | Уметь правильно передавать мяч. Правильно располагать пальцы на мяче и держать локти в правильном положении. | Индивидуальная |
10 | Передачи мяча. | 1 | | 1 | Уметь правильно передавать мяч. Правильно располагать пальцы на мяче и держать локти в правильном положении. | Групповая |
11 | Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) в движении. | 1 | | 1 | Передавать мяч сверху через сетку в прыжке с места и не большого разбега. Передавать и перебивать мяч через сетку, стоя спиной к ней. Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке. | Групповая |
12 | Подвижные игры с верхней передачей мяча. | 1 | | 1 | Развитие ловкости, внимательность. Умение играть в команде. Взаимовыручка и взаимодействие игроков. | Коллективная |
13 | Обучение нижней прямой подаче. | 1 | | 1 | Научится подавать нижнюю подачу. Уметь направлять мяч в заданную зону. Подавать мяч снизу. Выполнять большое количество подач подряд. | Коллективная |
14 | Обучение приёму мяча снизу двумя руками. | 1 | | 1 | Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку. | Коллективная |
15 | Верхняя прямая подача. | 1 | | 1 | Подавать верхнюю подачу. Подавать подачи по зонам и на точность. | Коллективная |
16 | Профилактика травматизма. | 1 | 1 | | Обсуждение проблемных ситуаций, наличие разных точек зрения, анализ мнений, выводы. | Круглый стол. |
17 | Передача мяча через сетку в прыжке. | 1 | | 1 | Передавать мяч сверху через сетку в прыжке с места и не большого разбега. Научится правильному отталкиванию и удару по мячу. | Индивидуальная |
18 | Передача мяча сверху двумя руками назад (в опорном положении). | 1 | | 1 | Передавать и перебивать мяч через сетку, стоя спиной к ней. Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке. | Групповая |
19 | Приём мяча, отражённого сеткой. | 1 | | 1 | Знать особенности мяча отскочившего от сетки. Принимать мяч отражённый сеткой. Уметь своевременно выходить к мячу. | Групповая |
20 | Прямой нападающий удар. | 1 | | 1 | Уметь выполнять разбег и толчок двух ног. Выполнять нападающий удар с места и в прыжке через сетку. Научиться выполнять нападающий удар после подбрасывания мяча из разных зон. Научиться правильному разбег и выходу к мячу. | Индивидуальная |
21 | Имитация нападающего удара в прыжке с места. | 1 | | 1 | Выполнять нападающий удар с места. | Групповая |
22 | Имитация нападающего удара в прыжке с разбега. | 1 | | 1 | Научиться правильному разбег и выходу к мячу. | Коллективная |
23 | Нападающий удар через сетку после подбрасывания мяча. | 1 | | 1 | Научиться выполнять нападающий удар после подбрасывания мяча из разных зон. | Индивидуальная |
24 | Одиночное блокирование. | 1 | | 1 | Выполнять одиночное блокирование через сетку. Противодействовать нападающему удару. Своевременно выходить на блок. Уметь предугадывать действия нападающего игрока. | Индивидуальная |
25 | Имитация блокирования. | 1 | | 1 | Своевременно выходить на блок | Индивидуальная |
26 | Передвижение вдоль сетки, с остановкой, прыжком и выносом рук над сеткой. | 1 | | 1 | Уметь предугадывать действия нападающего игрока. | Групповая |
27 | Блокирование после набрасывания над сеткой. | 1 | | 1 | Выполнять одиноч- ное блокирование через сетку. Противодействовать нападающему удару. | Групповая |
28 | Блокирование нападающего удара выполненного из разных зон. | 1 | | 1 | Выполнять одиночное блокирование через сетку. Противодействовать нападающему удару. Своевременно выходить на блок. Уметь предугадывать действия нападающего игрока. | Групповая |
29 | Прием мяча двумя руками снизу. | 1 | | 1 | Уметь своевременно выходить к мячу. | Индивидуальная |
30 | Многократные передачи над собой. | 1 | | 1 | Научится правильному отталкиванию по мячу | Индивидуальная |
31 | Верхняя передача мяча двумя руками с изменением направления. | 1 | | 1 | Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке. | Коллективная |
32 | Верхняя передача мяча в движении в парах. | 1 | | 1 | Передавать мяч на точность в движении. | Групповая |
33 | Учебная игра по упрощенным правилам | 1 | | 1 | Совершенствовать координацию движений. | Групповая |
34 | Произвольные передачи мяча. | 1 | | 1 | Научиться передавать мяч различными способами. | Коллективная |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Волейбол»
9 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Элементы содержания | Форма проведения занятий |
Всего | Теория | Практика |
1 | История отечества | 1 | 1 | | Видеоурок. Беседа | Групповая |
2 | Строевая подготовка | 1 | | 1 | Построение и перестроение, повороты «направо», «налево», «кругом» | Групповая |
3 | Личная гигиена | 1 | 1 | | Обсуждение проблемных ситуаций, наличие разных точек зрения, анализ мнений, выводы. | Круглый стол. |
4 | Профилактика травматизма | 1 | 1 | | Инструктаж по Т.Б. Обсуждение проблемных ситуаций, наличие разных точек зрения, анализ мнений, выводы. | Круглый стол. |
5 | Нарушение осанки | 1 | | 1 | Построение. Упражнения для укрепления осанки. | Индивидуальная |
6 | Техника и обучение техническим приёмам игры | 1 | | 1 | Овладение стойкой волейболиста и различными способами перемещения. | Групповая |
7 | Обучение стойке волейболиста и технике перемещений | 1 | | 1 | Овладение стойкой волейболиста и различными способами перемещения. | Коллективная |
8 | Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) на месте. | 1 | | 1 | Принимать мяч сверху двумя руками. Правильно располагать пальцы рук на мяче. | Индивидуальная |
9 | Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче. | 1 | | 1 | Уметь правильно передавать мяч. Правильно располагать пальцы на мяче и держать локти в правильном положении. | Индивидуальная |
10 | Передачи мяча. | 1 | | 1 | Уметь правильно передавать мяч. Правильно располагать пальцы на мяче и держать локти в правильном положении. | Групповая |
11 | Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) в движении. | 1 | | 1 | Передавать мяч сверху через сетку в прыжке с места и не большого разбега. Передавать и перебивать мяч через сетку, стоя спиной к ней. Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке. | Групповая |
12 | Подвижные игры с верхней передачей мяча. | 1 | | 1 | Развитие ловкости, внимательность. Умение играть в команде. Взаимовыручка и взаимодействие игроков. | Коллективная |
13 | Обучение нижней прямой подаче. | 1 | | 1 | Научится подавать нижнюю подачу. Уметь направлять мяч в заданную зону. Подавать мяч снизу. Выполнять большое количество подач подряд. | Коллективная |
14 | Обучение приёму мяча снизу двумя руками. | 1 | | 1 | Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку. | Коллективная |
15 | Верхняя прямая подача. | 1 | | 1 | Подавать верхнюю подачу. Подавать подачи по зонам и на точность. | Коллективная |
16 | Профилактика травматизма. | 1 | 1 | | Обсуждение проблемных ситуаций, наличие разных точек зрения, анализ мнений, выводы. | Круглый стол. |
17 | Передача мяча через сетку в прыжке. | 1 | | 1 | Передавать мяч сверху через сетку в прыжке с места и не большого разбега. Научится правильному отталкиванию и удару по мячу. | Индивидуальная |
18 | Передача мяча сверху двумя руками назад (в опорном положении). | 1 | | 1 | Передавать и перебивать мяч через сетку, стоя спиной к ней. Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке. | Групповая |
19 | Приём мяча, отражённого сеткой. | 1 | | 1 | Знать особенности мяча отскочившего от сетки. Принимать мяч отражённый сеткой. Уметь своевременно выходить к мячу. | Групповая |
20 | Прямой нападающий удар. | 1 | | 1 | Уметь выполнять разбег и толчок двух ног. Выполнять нападающий удар с места и в прыжке через сетку. Научиться выполнять нападающий удар после подбрасывания мяча из разных зон. Научиться правильному разбег и выходу к мячу. | Индивидуальная |
21 | Имитация нападающего удара в прыжке с места. | 1 | | 1 | Выполнять нападающий удар с места. | Групповая |
22 | Имитация нападающего удара в прыжке с разбега. | 1 | | 1 | Научиться правильному разбег и выходу к мячу. | Коллективная |
23 | Нападающий удар через сетку после подбрасывания мяча. | 1 | | 1 | Научиться выполнять нападающий удар после подбрасывания мяча из разных зон. | Индивидуальная |
24 | Одиночное блокирование. | 1 | | 1 | Выполнять одиночное блокирование через сетку. Противодействовать нападающему удару. Своевременно выходить на блок. Уметь предугадывать действия нападающего игрока. | Индивидуальная |
25 | Имитация блокирования. | 1 | | 1 | Своевременно выходить на блок | Индивидуальная |
26 | Передвижение вдоль сетки, с остановкой, прыжком и выносом рук над сеткой. | 1 | | 1 | Уметь предугадывать действия нападающего игрока. | Групповая |
27 | Блокирование после набрасывания над сеткой. | 1 | | 1 | Выполнять одиноч- ное блокирование через сетку. Противодействовать нападающему удару. | Групповая |
28 | Блокирование нападающего удара выполненного из разных зон. | 1 | | 1 | Выполнять одиночное блокирование через сетку. Противодействовать нападающему удару. Своевременно выходить на блок. Уметь предугадывать действия нападающего игрока. | Групповая |
29 | Прием мяча двумя руками снизу. | 1 | | 1 | Уметь своевременно выходить к мячу. | Индивидуальная |
30 | Многократные передачи над собой. | 1 | | 1 | Научится правильному отталкиванию по мячу | Индивидуальная |
31 | Верхняя передача мяча двумя руками с изменением направления. | 1 | | 1 | Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке. | Коллективная |
32 | Верхняя передача мяча в движении в парах. | 1 | | 1 | Передавать мяч на точность в движении. | Групповая |
33 | Учебная игра по упрощенным правилам | 1 | | 1 | Совершенствовать координацию движений. | Групповая |
34 | Произвольные передачи мяча. | 1 | | 1 | Научиться передавать мяч различными способами. | Коллективная |
Материально-техническое обеспечение программы.
Для педагога:
1.Конституция Российской Федерации
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерациина 2016-2020 годы"
Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации школьников: воспитание в учебном процессе / Е. Ю. Тяжельникова // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 25 – 27.
Нечаев М. П. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2010. – № 7. – С. 20 – 26.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования [электронный ресурс] / Реестр примерных основных общеобразовательных программ МОН РФ от 8 апреля 2015 г. № 1/15 http://fgosreestr.ru/node/2068
Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
Физическая культура. 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [М.Я. Виленский, И.М. Туревский, Т.Ю. Торочкова и др.]; под ред. М.Я. Виленского. - М.: Просвещение, 2014.
Физическая культура. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И. Ляха. - М.: Просвещение, 2016.
Капилевич Л.В., Кабачкова А.В., Дьякова Е.Ю. Возрастная морфология: Учеб. пособие. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009.
Коц Я.М. - Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры. http://gendocs.ru
Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005.
Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК, 2002
Голомазов В. А., Ковалёв В. Д., Мельников А. Г.. Волейбол в школе. Москва. «Физкультура и спорт»
Журнал «Физкультура в школе» №5,8,11.2007.
Ивойлов А. В. Волейбол (техника, обучение, тренировка). Минск. «Беларусь» 1991.
Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-метод. пособие – Нижневартовск, 2001
Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2010.
Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.
«Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения», Москва «Просвещение»
Для детей:
Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. Москва. «Физкультура и спорт» 1978
Клещёв Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. Москва. «Физкультура и спорт» 1989.
Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт».
Приложение1
Анкета «Отношение к патриотизму»
Цель: оценка уровня патриотического воспитания.
Вопросы анкеты:
1. Как Вы считаете, развито ли чувство патриотизма у современной молодежи?
А) да Б) нет В) скорее да Г) скорее нет
2. Главную роль в формировании патриотических чувств вы отводите?
А) СМИ Б) школе В) общественным организациям Г) семье
3. Почему у молодежи недостаточно сформировано чувство патриотизма и гражданственности?
А) отсутствие патриотизма в обществе
Б) ненормальная обстановка в семье
В) трудная обстановка в стране
4. Хотели бы вы покинуть нашу страну, если будут возможности?
А) для получения образования
Б) временно уехать
В) предпочитаю жить в России в любом случае
5. Испытываете ли вы чувство гордости?
за Россию да нет
за город да нет
за школу да нет
6. Участвуете ли вы в мероприятиях патриотического и спортивно- патриотического характера?
А) да Б) нет
Приложение2
Нижняя прямая подача (см. рис. 1) выполняется из положения, при котором игрок стоит лицом к сетке, ноги в коленных суставах согнуты, левая выставлена вперед, масса тела переносится на правую стоящую сзади ногу. Пальцы левой, согнутой в локтевом суставе руки поддерживают мяч снизу. Правая рука отводится назад для замаха, мяч подбрасывается вверх-вперед на расстояние вытянутой руки. Удар выполняется встречным движением правой руки снизу-вперед примерно на уровне пояса. Игрок одновременно разгибает правую ногу и переносит массу тела на левую. После удара выполняется сопровождающее движение руки в направлении подачи, ноги и туловище выпрямляются.
Рисунок 1 – Нижняя прямая подача
Верхняя прямая подача. В исходном положении игрок находится лицом или вполоборота к сетке. Поддерживая мяч на уровне плеча, игрок равномерно распределяет массу тела на ноги, бьющая рука согнута в локтевом суставе и подготовлена к замаху. Мяч подбрасывают несколько вперед, до 1 м выше вытянутой руки. После подбрасывания мяча бьющей рукой выполняется замах вверх-назад, прямая рука отводится назад. Во время удара бьющая рука движется вперед-вверх, удар выполняется впереди игрока. Чтобы придать мячу вращение, нужно в момент удара кисть руки накладывать на поверхность мяча так, чтобы направление силы удара не проходило через центр тяжести мяча, то есть смещать кисть руки в сторону или вверх от середины. Во всех случаях при подаче с большой начальной скоростью мяч должен вращаться вокруг горизонтальной оси. Тогда он остается в пределах площадки, хотя и имеет первоначальное направление полета вперед-вверх. Чтобы выполнить подачу без вращения мяча и вызвать его колебания, подбрасывание мяча производится без его вращения. Удар по мячу выполняется быстро и резко напряженной кистью. В этом случае мяч будет планировать (рис. 2).
Рисунок 2 – Верхняя прямая подача
В последнее время все чаще применяется подача в прыжке. Отличительными особенностями ее являются: использование разбега (подобно нападающему удару), подбрасывание мяча на 1,5 – 2 м вперед, удар в прыжке и приземление после удара в пределы площадки.
Существует также несколько способов верхней боковой подачи. Удар по мячу наносят выше уровня плечевого сустава, стоя боком к сетке. Выполняя подачу с вращением мяча с места, игрок подбрасывает его почти над головой на высоту до 1,5 м. Бьющей рукой делает замах вниз-назад, масса тела переносится на соответствующую бьющей руке ногу. Продолжается движение руки сзади-вперед, удар по мячу производится впереди-сзади, туловище поворачивается в сторону сетки. Верхнюю боковую подачу можно выполнять и после одного или нескольких шагов, что дает возможность увеличить силу удара.
Упражнения
Освоения подбора мяча. Мяч на ладони левой руки. Подбросить его вертикально вверх на высоту 60 – 80 см и дать упасть на пол (15 – 20 раз).
Освоение ударного движения. Прямой игрок сбивает мяч с ладони, выпрямленной на уровне пояса левой руки – для нижней прямой подачи; сбивание мяча, расположенного на пальцах выпрямленной вперед – вверх левой руки, - для верней прямой подачи.
Игрок принимает стойку готовности в 6 м от сетки, мяч на ладони левой руки – правой рукой сделать замах, мяч подбросить вверх и ударом правой перебить через сетку.
Пять подач подряд из-за лицевой линии в пределы площадке.
Подачи в правую, левую половины площадки.
Подачи на силу – верхняя прямая и боковая.
Подачи в дальнюю, ближнюю части площадки.
Подачи мяча, чередуя различные способы (снизу, сверху).
Подачи на точность последовательно в зоны 1, 6, 5, 4, 2.
Примерные упражнения для технической подготовки волейболистов
Передвижения.
1. Занимающиеся располагаются в шеренгах за лицевой линией. По определенному сигналу они выполняют передвижения бегом к сетке, затем спиной вперед обратно. То же, но с имитацией определенного приема игры
2. Занимающиеся располагаются в двух колоннах в зонах 1 и 5. По сигналу бегут в зону 6, останавливаются и имитируют определенный прием игры.
3. Расположение в шеренгах. Стартовые ускорения вперед, вправо, влево из различных положений: сидя лицом и спиной к направлению передвижения; лежа на спине и на животе головой и ногами в том же направлении.
4. Расположение в колонне по одному за лицевой линией. Первый игрок из зоны 1 выполняет ускорение в зону 2, откуда передвигается вдоль сетки приставными шагами в зону 4, а затем спиной вперед, назад в зону 5. Из зоны 5 игрок передвигается в зону 6, где выполнив остановку и имитацию приема мяча снизу двумя руками, уходит в конец колонны.
5. Расположение то же, что в упражнении 5. Первый игрок выполняет ускорение в зону 6, имитирует прием мяча снизу одной рукой, затем передвигается в зону 2, где имитирует нападающий удар. Из зоны 2 возвращается спиной вперед в зону 6, откуда, подбежав в зону 4 к сетке, выполняет блокирование, снова передвигается спиной вперед в зону 6 и уходит в конец колонны.
Для того чтобы лучше усвоить технику выполнения передвижения, рекомендуется использовать различные подвижные игры.
«Падающая палка».
Занимающиеся строятся в круг диаметром 6 – 7 м, рассчитываются по порядку. В центре круга – водящий, который придерживает за верхний конец палку, находящуюся в вертикальном положении. Водящий вызывает номер кого-либо из игроков и отпускает верхний конец палки. Тот, кого вызвали, должен сделать выпад и, не дав палке упасть, подхватить ее. Если он успел выполнить задание, то возвращается на свое место, а если не успел, – заменяет водящего, и игра продолжается. Постепенно расстояние к палке увеличивается, а играющие выполняют бег с последующим прыжком и остановкой. Вариант: с освоением навыка передвижения к палке ее можно заменить мячом и проводить игру.
«Падающий мяч».
Занимающиеся располагаются на обеих сторонах площадки в шеренгах напротив сетки, в. 5 – 6 м от нее и выполняют подачи избранным способом через сетку. То же, но занимающиеся располагаются на лицевых линиях площадки. 2. Занимающиеся в колонне по одному располагаются на месте подачи и выполняют подачи избранным способом. 3. Подачи выполняются в определенные зоны и по ориентирам, расположенным на площадке.
Передача мяча.
На рисунке 3а показаны основные положения при выполнении передачи. Надо успеть занять устойчивое исходное положение, затем, разгибая ноги и руки, отрывистым касанием кончиков пальцев рук мячу придается нужное направление. Встреча рук с мячом происходит над лицом несколько впереди, нельзя мяч отбивать ладонями, это нарушение правил игры. При передаче, стоя спиной к цели, встреча рук с мячом происходит над лицом. Передача выполняется за счет разгибания рук в локтях и движения туловища назад-вверх с одновременным прогибанием в грудной и поясничной части. а) б) Рисунок 3 – Передача мяча Передача в прыжке (рис. 3б) выполняется в высшей точке прыжка за счет активного разгибания рук. Прыжок выполняется толчком двух ног с места или после одного-двух шагов. Передачей в прыжке мяч направляется через сетку.
Отбивание мяча кулаком к сетке.
В игре, особенно у новичков, мяч иногда опускается у самой сетки. Здесь поможет отбивание кулаком в прыжке. Лучше расположиться боком к сетке (правым при отбивании правой рукой), иногда и спиной. Здесь важно рассчитать прыжок, чтобы встретить мяч над сеткой.