СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана для обучающихся 5-6 классов. Большое место в программе придается лексиче­ской работе, она ориентирует ученика на наблюде­ние над лексической стороной слова, даёт ему возможность уви­деть, как слово «живет» в тексте. Такой подход к изучению слова связывает занятия  с уроками грамматики, литературы, раз­вития речи, позволяет обогатить знания детей о слове.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 5 – 6 классов


«Занимательная грамматика»






































ВВЕДЕНИЕ


Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной дея­тельности является важной и необходимой задачей, стоящей пе­ред учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уро­ке, так и во внеклассной работе по любому предмету. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана для обучающихся 5-6 классов. Большое место в программе придается лексиче­ской работе, она ориентирует ученика на наблюде­ние над лексической стороной слова, даёт ему возможность уви­деть, как слово «живет» в тексте. Такой подход к изучению слова связывает занятия с уроками грамматики, литературы, раз­вития речи, позволяет обогатить знания детей о слове.

Внеурочные занятия по русскому языку строятся на основе занимательно­сти, что очень важно для обучающихся 5-6 классов, и дополняют уроки теоретиче­ским и занимательным игровым, практическим материалом. Практический материал для наблюдения над словом и раз­личные упражнения для закрепления содержат проблемную зада­чу. Трудные задания привлекают учеников своей новизной, не­обычностью, нестандартностью,оригинальностью подхода. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися. Общим для всех видов занятий является то, что в каждом из них ученики получают воз­можность решать посильные задачи, выполнять элементарные стилистические упражнения, проводить систематические наблю­дения над языковыми фактами.

Занятия по «Занимательной грамматике» познакомят обучающихся с историей происхождения некоторых слов. Ученики получат ответ на вопрос: почему мы употребляем «слова-паразиты», и если это просто дурная привычка, то можно ли от нее избавиться, откроют для себя, что модными бывают не только одежда, книги и фильмы, но и слова, узнают самые популярные речевые ошибки и попытаются их избегать в каждодневном общении.

Трудно безупречно говорить по-русски. Ошибки допускают самые грамотные люди. Главное – стараться их исправлять, постигать логику языка, интересоваться его историей и бесконечно наслаждаться его красотой. Занятия кружка «Занимательная грамматика» помогают ученикам разобраться во всех тонкостях русского языка и говорить грамотно в любой ситуации.

Организация внеклассной работы позволяет выявлять инди­видуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творче­ского удовлетворения у каждого ребенка.



ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»


Пояснительная записка


Предлагаемый курс «Занимательная грамматика» рассчитан на 34 часов и предлагается для работы с обучающимися 5-6 клас­сов. Он состоит из восьми последовательных ступеней:

I. Фонетика и орфоэпия.

II. Лексикология.

III. Стилистика. Культура речи и риторика.

IV. Словообразование.

V. История языка.


Цели курса:

способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словарного запаса обучающихся;

содействовать развитию речи детей;

совершенствовать навыки лингвистического анализа;

повышать уровень языкового развития школьников;

развивать осознанность, гибкость, устойчивость, самостоя­тельность мышления;

формировать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;

воспитывать интерес к предмету, к изучению тайн русско­го языка.


К концу года обучения ученики должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

-основные термины и понятия, связанные с лексикой, син­таксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-разбираться в понятиях:слова, словосочетания, предложения, текст;

- знать отличительные признаки значимых частей слов, частей речи;

орфографические, а также пунктуационные правила;

-определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте;

-знать о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

- определять лексическое значение и смысл слова в контексте.

Обучающиеся должны уметь:

четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизво­дить интонацию речи;

подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

пользоваться орфографическим, словообразовательным, фра­зеологическим, этимологическим словарями;

производить языковые анализы слов в целях решения ор­фографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

осмысленно воспринимать слово и уместно употреблять
его в речи, строить общение в соответствии с правилами речево­го поведения.


Учебно-тематический план (34 часа)

№ п/п

Название

раздела

Формируемые УУД

Темы занятий

Материал к занятиям

Оборудование

Средства наглядности

1

Фонетика и орфоэпия


Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

Познакомить учащихся с нормами литературного произношения.

Углубить и расширить знания и представления обучающихся о литературном языке, о звуках и буквах, учить составлять транскрипцию.

Показать роль ударения в русском слове. Познакомить с видами рифмы в русском языке (смежная, перекрестная, кольцевая, мужская, женская, богатая, бедная)

Учить правильно произносить слова, соблюдая орфоэпические нормы.

Рассмотреть, как образуются звукоподражания. Сравнивать звукоподражания разных языков.

Способствовать развития творчества и обогащению словарного запаса обучающихся.


Звуки не буквы!

Игры со звуками и буквами

Н.И.Горбунова «Занимательная лингвистика»,

карточки «Занятие 1»;

задания из интерактивной игры-презентации

2

Звучащая строка. Слова-ономатопеи

Н.И.Горбунова «Занимательная лингвистика»,

карточки «Занятие 2»;

задания из интерактивной игры-презентации

3

Какие бывают рифмы?

Презентация «Рифмы» (Интернет)

4

«Пигмалион» учит орфоэпии

Н.И.Горбунова «Занимательная лингвистика»,

карточки «Занятие 4»;

задания из интерактивной игры-презентации

5

Кис-кис! Мяу!, или Кое-что о звукопод­ражаниях

Н.И.Горбунова «Занимательная лингвистика»,

карточки «Занятие 5»;

задания из интерактивной игры-презентации



№ п/п

Название

раздела

Формируемые УУД

Темы занятий

Материал к занятиям

Оборудование

Средства наглядности

6

Лексикология

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

Ввести термин «лексика», дать понятие о лексическом значении слова.

Познакомить толковыми словарями русского языка, с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями построения словарной статьи.

Учить отличать многозначные слова от слов-омонимов.

Учить выделять отличительные признаки многозначности и омонимии, называть прямое и переносное значения слов.

Учить пользоваться различными этимологическими и историческими словарями, определять первоисточники слов.

Углубить и расширить знания детей о синонимах и антонимах.

Познакомить с историей создания «Словаря языка Пушкина», рассмотреть значение словаря.

Познакомить с наукой «ономастика», с традиционными кличками животных на Руси. Познакомить с историей образования древнерусских имен.

Выяснить, откуда пришли отчества и фамилии в русский язык, дать историческую справку, учить объяснять происхождение фамилий.

Способствовать развития творчества и обогащению словарного запаса обучающихся.


Имена вещей. Многозначность слова

С.И.Ожегов, Н.К.Шведова «Толковый словарь»,

В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»,

М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова «Школьный толковый словарь русского языка»;

Н.И.Горбунова «Занимательная лингвистика»,


7

В царстве смыслов много дорог (слова омонимы)

С.И.Ожегов, Н.К.Шведова «Толковый словарь»,

В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»,

М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова «Школьный толковый словарь русского языка»;

Н.И.Горбунова «Занимательная лингвистика»,


8

Как и почему появляются новые слова?

С.И.Ожегов, Н.К.Шведова «Толковый словарь»,

В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»,

М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова «Школьный толковый словарь русского языка»;

Н.И.Горбунова «Занимательная лингвистика»,


9

О словарях энциклопедических и лин­гвистических


С.И.Ожегов, Н.К.Шведова «Толковый словарь»,

В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»,

М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова «Школьный толковый словарь русского языка»;

Н.И.Горбунова «Занимательная лингвистика»,


10

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. Капитан и капуста


С.И.Ожегов, Н.К.Шведова «Толковый словарь»,

В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»,

М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова «Школьный толковый словарь русского языка»;


11

Об одном и том же - разными словами

С.И.Ожегов, Н.К.Шведова «Толковый словарь»,

В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»,

М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова «Школьный толковый словарь русского языка»;

Н.И.Горбунова «Занимательная лингвистика»,


12

Как возникают названия?

Слова-антиподы

С.И.Ожегов, Н.К.Шведова «Толковый словарь»,

В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»,

М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова «Школьный толковый словарь русского языка»;


13

Путешествие по страницам

«Фразеологической энциклопедии русского языка».

Путешествие 1: «Человек и части его тела»


Собственная разработка на основе материала Н.М.Лебедева

Н.М.Шанский «Фразеологический словарь»

14

Путешествие по страницам

«Фразеологической энциклопедии русского языка».

Путешествие 2: «Цветовая фразеология», «Фразеологический зверинец»


Собственная разработка на основе материала Н.М.Лебедева

Н.М.Шанский «Фразеологический словарь»

15

Путешествие по страницам

«Фразеологической энциклопедии русского языка».

Путешествие 3: «Историческая фразеология»

Собственная разработка на основе материала Н.М.Лебедева

Н.М.Шанский «Фразеологический словарь»

16

Мы говорим его стихами

Слова, придуманные писателями Словарь языка Пушкина

Смуглая Чернавка

Произведения А.С.Пушкина

С.И.Ожегов, Н.К.Шведова «Толковый словарь»,


17

Слова уходящие и слова-новички

С.И.Ожегов, Н.К.Шведова «Толковый словарь»,

Произведения А.С.Пушкина, М.Е. Салтыкова-Щедрина

С.И.Ожегов, Н.К.Шведова «Толковый словарь»,



18

Словари «чужих» слов

«Толковый словарь иностранных слов» Л.П.Крысина (М., 1998)

Н.И.Горбунова «Занимательная лингвистика»,

С.И.Ожегов, Н.К.Шведова «Толковый словарь»,


19

Паронимы, или «ошибкоопасные» слова

Г.Г. Граник, С.М.Бондаренко «Секреты орфографии»

Н.И.Горбунова «Занимательная лингвистика» (занятие 26),



20

Ошибка Колумба. «Ложные друзья пере­водчика»


Н.И.Горбунова «Занимательная лингвистика»,

Г.Г. Граник, С.М.Бондаренко «Секреты орфографии»


21



Какой словарь поможет избежать ошибок? Словарь-грамотей

Научная этимология

Н.И.Горбунова «Занимательная лингвистика»,


22

Какие бывают имена?

Древнерусские имена Отчество и фамилия

Н.И.Горбунова «Занимательная лингвистика»,









№ п/п

Название

раздела

Формируемые УУД

Темы занятий

Материал к занятиям

Оборудование

Средства наглядности

23


Стилистика. Культура речи и риторика.

Развивать любознательность, познавательный интерес к изучению русского языка.

Познакомить с терминами «стилистика», «полисемия», «собеседники», «культура речи»

Рассмотреть правила общения.

Учить избегать плеоназма и тавтологии в речи.

Учить правильно вести беседу, употреблять в речи вежливые слова, избегать в речи слова-«сорняки».

Учить избегать в речи «каламбура», составлять остроумные выражения, используя игру слов.

Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся.

Учить работать со словарем.


Искусство общения

С.И.Ожегов, Н.К.Шведова «Толковый словарь»,

В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»,

М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова «Школьный толковый словарь русского языка»;

Н.И.Горбунова «Занимательная лингвистика»,

Карточки с заданиями

24

Прекрасное разнообразие

25

Мы собеседники. Искусство вести беседу

26

«Пигмалион» и культура речи













№ п/п

Название

раздела

Формируемые УУД

Темы занятий

Материал к занятиям

Оборудование

Средства наглядности

27

Словообра­зование



Развивать любознательность, познавательный интерес к изучению русского языка.

Познакомить с терминами «словообразование», «словообразовательная модель», «аффиксальное словообразование», «префиксальное словообразование», «простые» и «производные» слова.

Рассмотреть распространенные словообразовательные типы и модели существительных, прилагательных, глаголов. Рассмотреть образование сложных слов с помощью соединительных гласных, значение суффиксов имен существительных.

Рассмотреть роль числительных в языке, фразеологические обороты с числительными.

Учить определять часть речи по словообразовательной модели, пользоваться словообразовательным словарем. Учить определять значение слова по суффиксу.

Учить определять простые и производные слова.

Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся. Учить работать со словарями.


Глокая куздра

А.Н.Тихонов «Школьный словообразовательный словарь русского языка»

Б.Т.Панов, А.В.Текучев «Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка»,

С.И.Ожегов, Н.К.Шведова «Толковый словарь»,

В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»,

М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова «Школьный толковый словарь русского языка»;

Н.И.Горбунова «Занимательная лингвистика» (занятия 39-42)

С.И.Львова «Словообразование. Занимательно о серьезном»

Карточки

28

Строительство слов

29

Как числительные участвуют в словообра­зовании?


№ п/п

Название

раздела

Формируемые УУД

Темы занятий

Материал к занятиям

Оборудование

Средства наглядности

30

История языка

Развивать речевые умения, фонематический слух, любознательность, познавательный интерес к изучению русского языка.

Познакомить с историей развития системы языка.

Рассмотреть виды письма: слоговое, пиктограмма, идеограмма.

Познакомить с историей развития кириллицы.

Рассмотреть роль греческих просветителей Кирилла и Мефодия в распространении славянской письменности и культуры.

Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся.


Как развивалась система письма?

А.Н.Тихонов «Школьный словообразовательный словарь русского языка»

С.И.Ожегов, Н.К.Шведова «Толковый словарь»,

В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»,

М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова «Школьный толковый словарь русского языка»;

Презентация (Интернет)

Карточки с заданиями

Н.И.Горбунова «Занимательная лингвистика» (занятия 64-76),


31

К истокам слова

32

Могут ли знаки петь?

33

Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий


№ п/п

Название

раздела

Формируемые УУД

Темы занятий

Материал к занятиям

34

Заключительное занятие


Развивать речевые умения, фонематический слух, любознательность, познавательный интерес к изучению русского языка.

Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся.


Лингвистическая интерактивная командная игра-викторина «Знатоки русского языка»

Интерактивная игра-презентация

(собственная разработка)


Литература:


  1. Аксенова М.Д. Знаем ли мы русский язык? Книга первая. / М.: ЗАО Издательство Центрополиграф, 2012.

  2. Аксенова М.Д. Знаем ли мы русский язык? История некоторых названий, или Вот так сказанул! Книга третья / М.: ЗАО Издательство Центрополиграф, 2012.

  3. Афонина Г.Н. Школьный толково-этимологический словарь / М.: Айрис-пресс, 2007

  4. Большой словарь иностранных слов в русском языке / М.: ЮНВЕС, 2001.

  5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка / Москва: Просвещение, 1981.

  6. Горбунова И.Н. Занимательная лингвистика. 4 класс: программа, материалы к занятиям / Волгоград: Учитель, 2009.

  7. Граник Г.Г. , Бондаренко С.М. «Секреты орфографии»

  8. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка» / М.: АСТ: Астрель, 2005.

  9. Львов С.И. Словообразование – занимательно о серьезном/ М.: Эксмо, 2006.

  10. Лебедев Н.М. Знаменитые россияне на тверской земле: Книга для учителя (Глава I. Дидактическите игры, лингвистические конкурсы, диктанты и изложения) / Тверь: ТОИУУ, 1998.

  11. Мережинская Е.К., Гуревич А.Ю., Зарицкая С.А. Занимательная грамматика. Материалы для работы по русскому языку на уроке и во внеклассное время. / Киев: Радянська школа, 1964.

  12. Ожегов С.И., .Шведова Н.К. «Толковый словарь»

  13. Панов Б.Т., Текучев А.В. «Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка»,


Интернет-ресурсы

  1. Презентация «рифмы»

  2. Интерактивная игра-презентация «Игры со словами и буквами»

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!