Государственное бюджетное образовательное учреждение
Ростовской области «Каменск-Шахтинская школа-интернат»
| | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ РО Каменск-Шахтинская школа интернат» ______________Г.А.Пискунова М.П. Приказ от_________ №______ |
| | |
Программа внеурочной деятельности
«Здоровое питание»
Основное общее образование, 5 А класс
Количество часов - 34 ч (1 час в неделю)
Воспитатель – Ширяева Елена Николаевна
2019-2020 учебный год
Содержание
1. Пояснительная записка...............................................................................3 стр.
2. Цель программы..........................................................................................3 стр.
3. Общая характеристика курса внеурочной деятельности........................4 стр.
4. Календарно тематическое планирование..................................................6 стр.
5. Содержание программы..............................................................................9 стр.
6. Планируемый результат............................................................................13 стр.
7. Список литературы....................................................................................15 стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровое питание» для 5 «А» класса составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов:
1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
3. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Цель программы - формирование полезных привычек и предпочтений, поведенческих навыков у обучающихся, воспитанников в области питания и ценностного отношения к собственному здоровью.
Реализация программы предполагает решение следующих задач:
- продолжить развитие представлений и сформировать понятие у обучающихся
о значении питания, о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
- расширить знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, сформировать готовность соблюдать эти правила;
- сформировать представления о рациональном питании как о важной составляющей
здорового образа жизни, здорового стиля поведения;
- сформировать поведенческие навыки в области правильного питания как составной
части здорового стиля жизни;
- сформировать понимание необходимости профилактики поведенческих рисков здоровья, связанных с нерациональным питанием;
- сформировать у обучающихся, воспитанников практические навыки по приготовлению кулинарных блюд;
- сформировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, помочь
осознать то, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
- пробудить у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширить знания об истории питания и традициях народов, населяющих территорию Ростовской области;
- сформировать чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям
других народов, населяющих территорию Ростовской области.
Существенная особенность программы состоит в том, что в ней заложена содержа-
тельная основа для широкой реализации межпредметных связей школьных дисциплин.
Новизна учебной программы заключается во включении материала регионального компонента по предмету – материал построен с учетом особенностей питания и культуры Ростовской области.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Программа «Здоровое питание» предназначена для внеурочной деятельности обучающихся 5 классов.
Здоровье детей – это здоровье нации. Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Здоровье человека закладывается смолоду. Более чем когда – либо в истории человечества современные люди задумываются над тем, что от характера питания зависит не только внешний вид и форма тела, но и самочувствие, здоровье и продолжительность жизни. Это достигается через организацию правильного питания.
Полноценное питание – существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма, а также укрепление здоровья в детском и подростковом возрасте. Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энергетические затраты. Пищевой рацион детей должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, климатогеографической зоны проживания, характера деятельности и величины физической нагрузки.
В организации питания большое значение имеют режим или ритм питания для каждой возрастной группы, правильное распределение рациона питания по отдельным приемам пищи. Немаловажное значение отводится кулинарной обработке, оформлению пищи и обстановке, в которой осуществляется ее прием, включая воспитание гигиенических навыков подготовки к приему пищи и правильное поведение во время еды. Важно сформировать культуру питания как составную часть культуры здоровья в школьном возрасте.
Программа предлагает использование разнообразных форм проведения занятий (проект, игра-викторина, практическая работа, беседа, дискуссия, презентация), содержание тем раскрывается в результате выполнения практических заданий. Именно благодаря этому полученная информация становится знанием, которое помогает делать сознательный выбор полезных продуктов и соблюдать режим питания. Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.
Курс внеурочной деятельности «Здоровое питание» для 7 класса направлен на комплексное освоение различных аспектов питания, в том числе и связанных с российской и региональной историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивают возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.
Структура состоит их шести тематических блоков:
1. Введение. Из истории питания
2. Здоровье человека и факторы, его определяющие.
3. Алиментарно-зависимые заболевания
4. Физиология питания.
5. Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов.
6. Особенности питания населения Ростовской области
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению здорового питания.
Тематическое планирование курса «Здоровое питание», 5 «А» класс
№ | Наименование разделов | Кол-во часов | Распределение часов по видам занятий |
Практические работы | Анкетирование | Презентация | Проект |
1 | Введение. Из истории питания | 1ч | 1 | | | |
2 | Здоровье человека и факторы, его определяющие. | 5ч. | 2 | | 1 | |
3 | Алиментарно-зависимые заболевания | 10ч. | 2 | | 1 | |
4 | Физиология питания. | 9ч. | 2 | | 1 | |
5 | Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов. | 7ч. | | 1 | | |
6 | Особенности питания населения Ростовской области | 2ч. | 1 | | | 1 |
| Всего | 34 | 8 | 1 | 3 | 1 |
Календарно-тематическое планирование курса «Здоровое питание», 5 «А» класс
№ | Раздел/ Тема урока | Кол-во часов | Дата | Форма урока |
1 1.1 | Введение. Из истории питания Питание наших далеких предков. | 1ч 1 | 03.09 | Лекция |
2 2.2 | Здоровье человека и факторы, его определяющие. Состояние здоровья современного человека | 5ч. 1 | 10.09 | Беседа |
2.3 | Обменные процессы в организме человека | 1 | 17.09 | Лекция |
2.4 | Азбука правильного питания. | 1 | 24.09 | Практическая работа |
2.5 | Здоровый стиль жизни | 1 | 01.10 | Беседа |
2.6 | Веселый арбузник | 1 | 08.10 | Викторина |
3 3.7 | Алиментарно-зависимые заболевания Несбалансированность питания и болезни | 10ч. 1 | 15.10 | Беседа |
3.8 | Рафинированные продукты | 1 | 22.10 | Лекция |
3.9 | Холестерин. Его роль в организме. | 1 | 05.11 | Лекция |
3.10 | Углеводы (сахара) и здоровье. | 1 | 12.11 | Лекция |
3.11 | Заболевания, обусловленные неправильным питанием. | 1 | 19.11 | Презентация |
3.12 | Профилактика желудочно-кишечных заболеваний | 1 | 26.11 | Лекция |
3.13 | Пищевые отравления. | 1 | 03.12 | Беседа |
3.14 | Способы обработки пищи | 1 | 10.12 | Практическая работа |
3.15 | Способы хранения продуктов питания. | 1 | 17.12 | Практическая работа |
3.16 | В чем залог твоего успеха | 1 | 24.12 | Ролевая игра |
4 4.17 | Физиология питания. Питание и здоровье | 9ч. 1 | 13.01 | Беседа |
4.18 | Питательные вещества и их значения для роста и развития организма. | 1 | 20.01 | Лекция |
4.19 | Роль витаминов и минеральных веществ в организме человека | 1 | 27.01 | Лекция |
4.20 | Режим питания. | 1 | 04.02 | Презентация |
4.21 | Рациональное и нерациональное питание. Питание при занятиях спортом и умственным трудом. | 1 | 11.02 | Беседа |
4.22 | Правила построения рационов питания. | 1 | 18.02 | Лекция |
4.23 | Калории пищи и вес человека. | 1 | 25.02 | Беседа |
4.24 | Составление суточного пищевого рациона учащегося 7 класса | 1 | 03.03 | Практическая работа |
4.25 | Составление режима питания учащимися 7 класса | 1 | 10.03 | Практическая работа |
5 5.26 | Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов. Какие привычки в питании семьи можно считать соответствующими здоровому стилю жизни? | 7ч. 2 | 17.03 31.03 | Беседа |
5.27 | Что любишь из еды? Как любишь есть? Почему? | 1 | 07.04 | Анкетирование |
5.28 | О напитках | 1 | 14.04 | Беседа |
5.29 | Биологическая ценность сладостей | 1 | 21.04 | Беседа |
5.30 | Соль в еде | 1 | 28.04 | Беседа |
5.31 | Поезд здоровья | 1 | 05.05 | Игра |
6 6.32 | Особенности питания населения Ростовской области Культура здоровья, культура питания человека. | 2ч. 1 | 12.05 | Беседа |
6.33 | Особенности питания населения Ростовской области. | 1 | 19.05 | Практическая работа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс «Здоровое питание» - 34 ч.
Общий годовой план работы составляет – 34 ч. Программой предусмотрено проведение:
практических работ: 8
презентаций: 3
проектов: 1
анкетирований: 1
1. Введение. Из истории питания
Питание наших далеких предков. Откуда родом наша пища. Происхождение названий.
О прошлом вкусных продуктов.
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- строить рассуждения;
- осуществлять сравнение;
- анализировать условия достижения цели;
- устанавливать целевые приоритеты;
- формировать уважение к истории.
2. Здоровье человека и факторы, его определяющие.
Состояние здоровья современного человека. Факторы, влияющие на здоровье школьников. Особенности обменных процессов, происходящих в организме человека в соответствии с возрастными периодами. Особенности питания современных школьников. Культура здоровья, культура питания человека. Пирамида питания. Еда и ее влияние на жизнь человека. Твои привычки в питании и твое здоровье. Здоровый стиль жизни и питание. Азбука правильного питания. Вредные и полезные продукты твоего рациона питания. Голод и аппетит.
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
3. Алиментарно-зависимые заболевания. Компоненты еды. Разнообразие пищи. Заболевания, обусловленные неправильным питанием. Алиментарно-зависимые заболевания и факторы их вызывающие. Нарушение питания и факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Меры профилактики алиментарно-зависимых заболеваний. Здоровые привычки в питании. Питания и болезни. Роль витаминов и минеральных веществ в организме человека. Что происходит с жирами в период приготовления пищи и как это влияет на организм. Холестерин. Углеводы (сахара) и здоровье. Рафинированные продукты. Продукты, насыщенные жирами. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Источники заражения. Причины пищевых отравлений. Первая помощь. Способы обработки пищи. Особенности применения вида обработки к пищевому продукту. Способы хранения продуктов питания. Упаковка продуктов питания. Информация, содержащаяся на упаковке. Знакомство с правилами хранения продуктов в домашних условиях. Определение срока годности продуктов питания по упаковке пищевых продуктов
- использовать информацию, приведённую на упаковке продукта, моделировать правила поведения покупателя;
- владеть методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;
- обобщать понятия;
- строить рассуждения;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять анализ;
- осуществлять классификацию;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- устанавливать целевые приоритеты;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- принимать решения в проблемной ситуации;
- способствовать развитию культурной и этнической толерантности;
-осуществлять классификацию продуктов питания и их вещественный состав;
-определять вредные и полезные привычки питания;
- формировать уважение к личности и её достоинству;
-классифицировать информацию;
- осуществлять рефлексию.
4.Физиология питания.
Краткие сведения о физиологии питания человека, о механизме пищеварения и правильном характере обмена веществ в организме человека. Требования и правила построения рационов питания для различных возрастных групп. Рацион с низким содержанием жиров, насыщенных жиров и холестерина. Твой рацион - это ты. Калории пищи и вес человека. Как привести организм к сбалансированному равновесию. Соль в еде и гормоны. Питательные вещества и их значения для роста и развития организма. Белки. Жиры. Углеводы. Вода. Витамины. Питательные вещества основных блюд русской кухни. Роль витаминов и минеральных веществ в организме человека. Жирорастворимые и водорастворимые витамины. Авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз. Микро и макро элементы, роль в организме человека Режим питания. Калорийность питания. Режим питания: завтрак, 2-й завтрак, обед, полдник, ужин. Суточные нормы питательных веществ (работа с таблицами «Суточные нормы питательных веществ», суточные нормы пищевых продуктов) Рациональное и нерациональное питание. Питание при занятиях спортом и умственным трудом. Характеристика критериев рационального питания: разнообразие, умеренность, режим. Правила построения рационов питания. Требования и правила построения рационов питания для различных возрастных групп. Рацион с низким содержанием жиров, насыщенных жиров и холестерина. Твой рацион - это ты Калории пищи и вес человека. Как привести организм к сбалансированному равновесию
- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, выбирать полезные;
- находить соответствие рациона питания и роста, веса, возраста, образа жизни человека;
- решать личностные и социально значимые проблемы здорового питания и воплощать найденные решения на практике;
-характеризовать свойства некоторых продуктов;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-характеризовать влияние употребления различных продуктов питания на здоровье человека;
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-делать предварительный отбор источников информации:
-анализировать собственные действия по режиму питания;
-определять и формулировать цель деятельности;
- проговаривать последовательность действий;
-высказывать своё предположение (версию) на основе работы с информацией;
-работать по плану;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- давать эмоциональную оценку деятельности;
- перерабатывать полученную информацию:
-добывать новые знания;
- сравнивать и группировать предметы и их образы;
- делать предварительный отбор источников информации;
-классифицировать пищу как источник энергии для организма;
- адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.
5. Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов.
Реклама продуктов питания и здоровье. Сладости и сахар (углеводы). Жиры. Соль и консервирование продуктов. Современные тенденции развития индустрии питания. Особенности питания детей различных групп: обучающихся, лечебно-профилактического, диети- ческого питания, питания в предприятиях открытой сети (кафе, столовых, закусочных и др. типов). Структура ассортимента продукции общественного питания. Приемы и способы кулинарной обработки пищевых продуктов. Что любишь из еды? Как любишь есть? Почему? Отдельные современные кондитерские изделия, содержащие красители, консерванты, газированные напитки и лимонады. Соль и соленые продукты: соленые хлебцы, орешки, чипсы. Приправы: горчица, соусы, маринады, кетчуп. Продукты, насыщенные жирами. Рафинированная белая мука и продукты из нее. Очищенный белый рис, перловая крупа, хлопья. Напитки.
- понимать и сохранять учебную задачу;
- формулировать сообщения в устной и письменной форме;
- определять цель деятельности на уроке
- проговаривать последовательность действий при выполнении задания;
- определять приоритеты здорового образа жизни, следовать нормам здоровьесберегающего поведения;
- работать по предложенному плану;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- формулировать и отстаивать собственное мнение;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
6.Особенности питания населения Ростовской области.
Лен для здоровья. Гостеприимство. Этикет еды как процесс безопасности для организма, уважения к окружающим и эстетического удовольствия. Какие привычки в питании семьи можно считать соответствующими здоровому стилю жизни. Особенности питания населения Ростовской области. Этикет с точки зрения врача: почему так много ограничений в поведении.
- овладеть установками, нормами и правилами правильного питания;
-создавать презентации и защищать мини-проекты по здоровому питанию;
-определять правила поведения за столом;
- уметь адекватно воспринимать предложения и оценку другими лицами собственной деятельности;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты: личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Здоровое питание».
Результаты формирования УУД на разных этапах обучения
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
-проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
-овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
-готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
-способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-самостоятельно организовывать свое рабочее место;
-использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы;
- соотносить выполненное задание с образцом;
-корректировать выполнение задания в дальнейшем;
- оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли
сложности при выполнении;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
Познавательные УУД:
-способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
-делать выводы в результате совместной работы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные УУД
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-способность к сотрудничеству и коммуникации;
-участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя), сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
№ | Название | Автор | Издательство | Год издания |
1 | Образ жизни и питание учащихся: монография. «Ты то, что ты ешь: азбука питания» | Бакуменко О.Е., Васнева И.К., Доронин А.Ф. Конышев В.А. | Издательский комплекс МГУПП Эксмо | 2010 2010 |
2 | Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов: учебник Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания: справочник | Поздняковский В.М. Скурихин И.М., Тутельян В.А. | Новосибирск Сиб.унив.изд-во ДеЛи принт | 2005 2007 |
3 | Карточки, муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения. | | | |
4 | Термометр медицинский. Лупа.Часы с синхронизированными стрелками.Микроскоп (по возможности цифровой). | | | |
5 | Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. Видеофильмы ( в т. ч. и в цифровой форме).Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в т. ч. и в цифровой форме | | | |
6 | http://www.prav-pit.ru/ , http://www.sipkro.ru/ | | | |
7 | инфоурок | | | |
8 | Анкетирование, тестирование | | | |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
Рекомендовано к утверждению Протокол заседания Методического объединения воспитателей____________ от________ №____________ |
_______________________ Подпись руководителя ШМО _______ |
Горбунова С.В.
_______________подпись
дата________